Файл: Масликов, В. А. Технологическое оборудование производства растительных масел учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пр и х о д

1.Тепло, вносимое парами бензина в колонну,

 

Qi = G6(ce#B03 +

»’i),

(VI-223)

где

Об— количество бензина, находящегося в смеси при температуре посту*

 

пающей смеси ГВ0з;

 

 

 

 

 

сс — удельная теплоемкость бензина при /ВОз;

 

 

 

т1 — скрытая теплота испарения бензина при /воз.

 

 

 

2. Тепло, вносимое воздухом, находящимся в смеси,

 

 

Q2 = ^ВОЗ СЕОЗ ^ВОЗ >

(VI

224)

где

Овоз— количество воздуха, содержащееся

в поступающей смеси;

 

 

своз — удельная теплоемкость воздуха при <в03-

 

 

 

3. Тепло, вносимое охлаждающей водой,

 

 

 

 

Q» = Wcb lH,

(VI—225)

где

W — количество поступающей охлаждающей воды;

 

 

 

tH— температура поступающей охлаждающей воды.

 

 

 

И того ; Qi + Qa+Qa-

 

 

 

 

Р а с х о д

 

 

 

 

1. Тепло, уносимое парами бензина в следующую колонну,

 

04 =

° б ( Сб'воз +

' 2).

(VI

226)

где

G6 — количество бензина,

находящееся

в смеси, переходящей

в следу­

 

ющую колонну; .

 

 

 

 

сб ~ удельная теплоемкость бензина при 'температуре 1^ ;

tm3 — температура смеси, переходящей в следующую колонну;

г2— скрытая теплота испарения бензина при температуре t ^ .

2. Тепло, уносимое воздухом в смеси, уходящей в следующую колонну,

 

^ = ° в о з СвозС з.

(VI

227)

где

Своз — удельная теплоемкость воздуха при температуре

t B03.

 

 

3. Тепло, уносимое сконденсировавшимся бензином,

 

 

<2а = { 0б - ° б ) сб (К’

(VI

228)

где

с6 — удельная теплоемкость бензина при температуре tK\

 

 

 

tR— температура охлаждающей воды, выходящей из колонны.

 

 

4. Тепло, уносимое охлаждающей водой,

 

 

 

Qt — Wсв tK

(VI-229)

И т о г о : Q4 + Qb + Qe + Q i •

Из равенства приходной и расходной частей теплового ба­ ланса находим потребное количество охлаждающей воды для

421


колонны. Подобные тепловые балансы составляют для каждой колонны дефлегмационной установки.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРОВ КОЛОННЫ

Для определения размеров колонны принимают условную скорость смеси в ней оу в пределах 0,3—0,5 м/с и из этого усло­

вия находят ее диаметр

 

_______

 

D =

1

" •

(VI—230)

 

Уf

3600лt»y

 

Высоты слоя колец Рашига

(в м) определяется из соотноше­

ния (VI—219):

 

F t«

 

Яр =

2483

(VI—231)

-------.

Рвоз

А Д С О Р Б Ц И О Н Н А Я УСТАНОВКА

Адсорбционная установка для улавливания паров бензина из воздушно-газовой смеси (рис. VI—53) состоит из нескольких ап­ паратов: конденсатора 1, охладителя 2, адсорберов 3, конденса­ тора 4, водоотделителя 5, калорифера 6 и двух вентиляторов 7.

Рис. VI—53, Схема адсорбционной установки для улавливания паров бензина из воздуха.

*

Из воздушной линии вентилятор просасывает воздушно-газо­ вую смесь через горизонтальный конденсатор 4 с поверхностью

4 2 2


охлаждения 28,2 м2. В конденсаторе конденсируется часть паров бензина и получаемый конденсат отводится в водоотделитель 5. Остывшая воздушно-газовая смесь тем же вентилятором нагне­ тается в шаровой охладитель 2, где смесь дополнительно охлаж­ дается. Шаровой охладитель представляет собой цилиндр диа­ метром 400 мм и высотой 1115 мм; внутри этот цилиндр разде­ лен двумя ситами на три части. Верхняя часть охладителя напол­ нена глиняными шариками, средняя — небольшим слоем крошки мрамора, а нижняя — пустая.

Смесь, охлажденная в шаровом охладителе, поступает в ад­ сорберы 3. Адсорбер представляет собой резервуар диаметром 1200 мм и высотой 1930 мм. Внутренняя поверхность его футеро­ вана шамотом. На высоте 300 мм от низа внутри адсорбера по­ мещена фаянсовая плита с мелкими отверстиями. На эту плиту уложен слой мраморной крошки высотой 200 мм, на который уложено сито; на последнее до самого верха аппарата уклады­ вается активированный уголь.

Смесь подается вентилятором и проходит через отверстия фаянсовой плиты, при этом смесь разбивается на мелкие струй­ ки, затем охлаждается в слое мраморной крошки. Пройдя через слой мраморной крошки, смесь поступает в слой активированно­ го угля, где последний адсорбирует бензин, а чистый воздух че­ рез верхний патрубок выбрасывается в атмосферу.

Продувка адсорбера смесью продолжается до тех пор, пока отходящий из адсорбера воздух не начнет слегка пахнуть бензи­ ном; это указывает на то, что активированный уголь полностью насытился бензином и его нужно регенерировать.

Процесс регенерации-десорбции происходит следующим об­ разом. Работавший адсорбер отключается из системы, а в рабо­ ту включается второй адсорбер. Для десорбции в адсорбер свер­ ху подают водяной пар в течение 30 мин. В результате пропарки бензин из активированного угля испаряется и его место замеща­ ет влага.

Смесь паров воды и бензина, получающаяся при пропарке, направляется в конденсатор 1 с поверхностью охлаждения 5,8 м2. Получаемый конденсат направляется в водоотделитель 5.

Влажный активированный уголь подвергается высушиванию; для этого вторым вентилятором подают атмосферный воздух в калорифер 6, где он нагревается до 120° С. С такой температу­ рой воздух поступает в низ адсорбера и, проходя через слой ак­ тивированного угля, высушивает его. Образующиеся пары вы­ брасываются по отводной трубе в атмосферу. Кбгда из отводной трубы прекращается выделение паров воды, сушка считается законченной.

После сушки адсорбер охлаждают путем продувки через не­ го холодного атмосферного воздуха. Когда в адсорбере устанав­ ливается нормальная температура, его включают в работу.

423


Описанная адсорбционная установка работает хорошо, пол­ ностью улавливает бензин из смеси, и для такой установки рас­ ходуется около 60 кг активированного угля в год.

АБСОРБЦИОННАЯ УСТАНОВКА

 

 

 

 

 

 

 

 

Абсорбционная

установка

для

улавливания

паров

бензина

из воздушно-газовой смеси (рис. VI—54) также

состоит из не­

скольких аппаратов: абсорбера

1, бензопоглотителя 2, перегон­

Bw&'/sr

 

 

ного куба 3,

конденсатора

 

 

4 для

паров

бензина, хо­

I------

 

 

 

 

 

лодильника 5 для абсорбен­

 

 

 

та, насоса 6 и вентилятора.

 

 

 

Воздушно-газовая

смесь

 

 

 

вентилятором подается в аб­

 

 

 

сорбер

/;

он

представляет

 

 

 

собой

цилиндр

диаметром

 

 

 

350 мм

и

состоит

из двух

 

 

 

царг высотой

4100 мм каж­

 

 

 

дая. Царги между собой сое­

 

 

 

динены

 

фланцами,

между

 

 

 

которыми зажимается сетка.

 

 

 

Внутрь абсорбера

на

сетку

 

 

 

засыпают

кольца

Рашига.

 

 

 

Абсорбент — масло — пода­

 

 

 

ется сверху через

распыли­

 

 

 

тельную форсунку. Выходя­

 

 

 

щая сверху абсорбера

обра­

 

 

 

ботанная

смесь

поступает в

 

 

 

три последовательно

соеди­

 

 

 

ненных

бензопоглотителя.

 

 

 

Бензопоглотитель

(рис.

 

 

 

VI—55)

представляет собой

 

 

 

цилиндр 1\ внутри бензопо­

 

 

 

глотителя на

патрубок 2 для

 

 

 

поступающей

смеси

надет

 

 

 

колпачок 3, при помощи ко­

Рис. VI—54. Схема абсорбционной уста­

торого

достигается

более

новки для улавливания

паров бензина

полный

контакт

между сме­

из воздуха.

 

 

сью и абсорбентом. На рас­

бензопоглотителя расположена

 

стоянии 65 мм от крышки

сетка 4, на которую поступает

абсорбент. Таким образом, сетка служит для раздробления по­ тока абсорбента и достижения более полного контакта его со смесью. Абсорбент, насыщенный бензином, отводится, из ниж­ ней части бензопоглотителя.

Смесь, пройдя через три подобных бензопоглотителя, осво­ бождается от паров бензина и выбрасывается в атмосферу*

4 2 4