Файл: Мамедов, А. А. Нарушения обсадных колонн при освоении и эксплуатации скважин и способы их предотвращения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При r-^oo и 01 = 0 уравнение (299) примет вид

Так как pD/28 = Gt, получим

<зо°»

Выражение (300) совпадает с формулой, полученной в ра­ боте [62], что свидетельствует о правильности выполнения проведенных выше расчетов.

Как указано в работе [62], предложенный метод позволяет находить критические нагрузки с точностью до постоянного множителя. Сравнив значение (ог)*, определяемое формулой (300), с критическими напряжениями а, полученными Гриф­ фитсом с помощью теории упругости (272), находим указан­ ный постоянный множитель а/ (а*) *=0,65.

Выражение (300) можно получить также силовым мето­ дом, используя найденное в работе [84] напряженное состояние цилиндрической оболочки с трещиной.

Выполненный расчет критического внутреннего давления проведен фактически для свернутой в трубу пластины, рас­ пределение номинальных напряжений в которой соответствует распределению номинальных напряжений в трубе. Таким обра­ зом, результат, который может быть получен с помощью си­ лового метода, должен отличаться от результата, получаемого по формуле (300), так как в нем учитывается влияние кривиз­ ны оболочки на величину критической нагрузки.

При совместном

решении уравнений

(273) и (275)

получим

Иm fj/ г —^= 1^3 cos — -f cos— ) = — ,

(301)

r - o l

4 6 /2 p V

2 1

2 /

31

v

где В* — значение B x при критической нагрузке.

 

 

 

Заменив В и /сь

t0>v и р соответственными выражениями

на основании равенств

(276)

и полагая 0= 0,

GQQ=pD/26,

ре­

шая уравнение (301) относительно р*, получаем

 

 

 

28

г 2Еу

 

 

 

 

 

Р*

nl

 

 

 

 

 

 

1+ ~ЙГ /12 (1 - р 2)

AR8

 

 

Произведя необходимые действия и имея в виду 21 = %,

най­

дем

 

 

 

 

 

 

 

Р*

2*>_

/ '

2Еу

Я2

 

(302)

D

у

nl

 

 

 

 

 

 

 

1 + 0 ,4 —

 

 

 

 

 

 

^

D8

 

 

 

J68


Отметим, что формула (302) получена при условии

(303)

7 7 л ^ 2 , 1

Дальнейшие выводы будут справедливы при выполнении неравенства (303).

Зависимость (302) отличается от известной формулы Гриф-

А,2

фитса (272) лишь множителем 1+0,4 — , который отражает

влияние кривизны поверхности трубы на величину критиче­ ской нагрузки. Следовательно, учитывая множители в уравне­ нии (299), найдем окончательную расчетную формулу

/ 3F*

V_

 

 

 

X

 

 

 

 

Формула (304) дает связь между

критическими

значения­

ми внутреннего давления и длины

глубокого дефекта в трубе

в зависимости от размера трубы и

плотности эффективной

поверхностной энергии

материала

с

учетом влияния

окруж­

ных остаточных напряжений.

 

 

 

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛОТНОСТИ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОВЕРХНОСТНОЙ ЭНЕРГИИ МАТЕРИАЛА ТРУБ

Полученная теоретическим путем формула (304) позволяет находить критические длины трещим в обсадных трубах, на­ груженных внутренним давлением, если известно значение плотности эффективной поверхности энергии их материала р. Так как в настоящее время значение р для материала обсад­

ных труб неизвестно, указанную формулу

можно

использо­

вать для ее определения.

 

плотно­

С этой целью разработана методика определения

сти эффективной поверхностной энергии материала

обсадных

труб. Выбран способ создания в трубах

искусственных тре­

щин и их герметизации, оборудован специальный стенд, поз­ воляющий разрушать патрубки с трещинами внутренним дав­ лением [54].

7 Зак. 1002

169



Чтобы проверить правильность получаемых значений р для материала труб и применимость разработанной методики, экс­ перименты проводили параллельно на патрубках из насосно­ компрессорных труб и плоских образцах (дисках). Методика проведения экспериментов и теоретические расчетные форму­ лы для определения р с помощью дисков детально разработа­ ны и опробированы в [42]. Патрубки из насосно-компрессорных труб и диски были изготовлены из одинакового материала и подвергнуты термообработке по одному и тому же режиму. В процессе термообработки происходило значительное упроч­ нение материала.

Разработка методики проведения экспериментов

Для проведения экспериментов был создан стенд, позво­ ляющий испытывать патрубки на внутреннее давление (рис. 37). Стенд включал плунжерный насос i, компенсатор 2,

предназначенный для уменьшения колебаний давления в си­ стеме во время работы насоса, и приспособление 3, на котором монтировались разрушаемые патрубки. Перед манометром 4 располагался демпфер 5, предохраняющий манометр от по­ вреждений при скачкообразном падении давления в системе в момент разрушения патрубка. Демпфер представлял из себя резьбовую втулку с ввернутым в нее штифтом. При разруше­ нии патрубка стрелка манометра, двигавшаяся вначале быст­ ро, в конце шкалы замедляла свое движение и в нулевое по­ ложение возвращалась плавно.

170

Схема приспособления для разрушения патрубков пред­ ставлена на рис. 38. Внутрь испытываемого отрезка трубы 1 помещен стержень 2. По каналу стержня (2) жидкость, пода­ ваемая насосом, поступает в полость между стержнем и па­ трубком. Полость герметизируется с помощью распорных ко­ лец 3, манжет 4 и гаек 5.

Рис. 38. Приспособление для разрушения внутренним давле­ нием патрубков с трещиной

В процессе испытания патрубки доводили до разрушения, при этом фиксировали разрушающее давление. Работа велась с насосно-компрессорными трубами диаметром 60,3 мм с тол­ щиной стенки 5 мм, изготовленными из трубной стали марки 36Г2С. Выбор диаметра был сделан из соображений удобства проведения экспериментов. Учитывали также общность техно­ логии изготовления труб нефтяного сортамента, близость отно­ шений диаметра и толщины стенки у труб диаметрами 60,3; 146 и 168 мм, а также аналогичность применяемого материала.

В средней части отрезка трубы по одной из образующих создавалась трещина. Методику создания трещины разработа­

ли специально

для проведения

настоящей

работы, так как в

технической практике отсутствовал способ получения

трещин

в трубах. Для

создания трещин

в образцах

широко

исполь­

зуются переменные нагрузки, приводящие к усталостному раз­ рушению, распространяющемуся на часть сечения образца. Применяют также пластическое деформирование материала до появления в нем вязких надрывов [13]. Кроме того имеются методы создания трещин в процессе испытания. При этих ме­ тодах трещины получают разрушением хрупких участков об­ разцов.

Из перечисленных способов получения искусственных тре­ щин приемлемым для труб оказался метод вязких надрывов. Получение усталостной трещины вдоль одной образующей свя­ зано с преодолением значительных технических затруднений. Инсценирование трещины в процессе испытания не дает воз­ можности установить ее первоначальные размеры [88].

7* 171


Схема последовательности

выполнения

операций с целью

получения искусственных трещин в трубах

имеет

следующий

вид:

выполнение надреза;

 

 

 

а)

подобранной

термообработки;

б)

проведение

специально

в) проведение завершающей термообработки, необходимой

для последующих испытаний.

 

 

чтобы пос­

Специальная

термообработка подбиралась так,

ле осуществления взрыва в вершинах надреза появились тре­ щины нужной длины. В качестве заряда использовался дето­ нирующий шнур ДШВ.

Для получения трещины большой длины надрез наносился фрезерованием. В остальных случаях с этой целью использо­ вали сверление и запиливание лобзиком. Режим специальной

термообработки включал закалку

от 850° С в

воде и

отпуск

при 450—600° С. С

увеличением температуры

отпуска, как и

следовало ожидать,

длины появившихся при

взрыве

трещин

уменьшались.

 

выбрали

таким

образом,

Завершающую термообработку

чтобы получить хрупкое разрушение патрубков по возможно­ сти при меньшей длине трещины. Режим завершающей термо­

обработки включал закалку в воде

от 1000° С

с

выдержкой

при

этой температуре 1 ч и отпуск

при

180° С

также

в тече­

ние

1 ч.

 

трещины

в

патруб­

Для испытания внутренним давлением

ках изнутри закрывали стальной пластинкой, изогнутой в со­ ответствии с кривизной внутренней полости трубы. На пла­ стинку с помощью клея наклеивали лоскут плоской резины. Длину и ширину резинового лоскута выбирали большими, чем соответствующие размеры стальной пластины. Перед началом испытания резину и стальную пластину удерживали на внут­ ренней поверхности патрубка клеем. Во время испытания гер­ метизация достигалась благодаря высокому давлению, созда­

вавшемуся внутри патрубка и

прижимавшему резину

к его

внутренней поверхности.

 

 

Испытание патрубков

 

На основе разработанной выше методики были

изго­

товлены и испытаны патрубки

из насосно-компрессорных

труб

с искусственными дефектами различной длины. Патрубки раз­

мером 60,3x5

мм имели длину — 200

мм. В результате закал­

ки от 1000° С

и отпуска при 180° С

твердость патрубков воз­

растала до 40—42 Rc.

Длины трещин и давления, при которых произошли разру­ шения патрубков, приведены в табл. 21.

Патрубки разрушались по образующей, вдоль которой располагалась первоначальная трещина. При этом вершины

172