Файл: Мамедов, А. А. Нарушения обсадных колонн при освоении и эксплуатации скважин и способы их предотвращения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
При r-^oo и 01 = 0 уравнение (299) примет вид
Так как pD/28 = Gt, получим
<зо°»
Выражение (300) совпадает с формулой, полученной в ра боте [62], что свидетельствует о правильности выполнения проведенных выше расчетов.
Как указано в работе [62], предложенный метод позволяет находить критические нагрузки с точностью до постоянного множителя. Сравнив значение (ог)*, определяемое формулой (300), с критическими напряжениями а, полученными Гриф фитсом с помощью теории упругости (272), находим указан ный постоянный множитель а/ (а*) *=0,65.
Выражение (300) можно получить также силовым мето дом, используя найденное в работе [84] напряженное состояние цилиндрической оболочки с трещиной.
Выполненный расчет критического внутреннего давления проведен фактически для свернутой в трубу пластины, рас пределение номинальных напряжений в которой соответствует распределению номинальных напряжений в трубе. Таким обра зом, результат, который может быть получен с помощью си лового метода, должен отличаться от результата, получаемого по формуле (300), так как в нем учитывается влияние кривиз ны оболочки на величину критической нагрузки.
При совместном |
решении уравнений |
(273) и (275) |
получим |
||||
Иm fj/ г —^= 1^3 cos — -f cos— ) = — , |
(301) |
||||||
r - o l |
4 6 /2 p V |
2 1 |
2 / |
31 |
v |
||
где В* — значение B x при критической нагрузке. |
|
|
|
||||
Заменив В и /сь |
t0>v и р соответственными выражениями |
||||||
на основании равенств |
(276) |
и полагая 0= 0, |
GQQ=pD/26, |
ре |
|||
шая уравнение (301) относительно р*, получаем |
|
|
|
||||
28 |
г 2Еу |
|
|
|
|
|
|
Р* |
nl |
5я |
|
|
|
|
|
|
|
1+ ~ЙГ /12 (1 - р 2) |
AR8 |
|
|
||
Произведя необходимые действия и имея в виду 21 = %, |
най |
||||||
дем |
|
|
|
|
|
|
|
Р* |
2*>_ |
/ ' |
2Еу |
Я2 |
|
(302) |
|
D |
у |
nl |
|
||||
|
|
|
|||||
|
|
|
1 + 0 ,4 — |
|
|
|
|
|
|
|
^ |
D8 |
|
|
|
J68
Отметим, что формула (302) получена при условии
(303)
7 7 л ^ 2 , 1
Дальнейшие выводы будут справедливы при выполнении неравенства (303).
Зависимость (302) отличается от известной формулы Гриф-
А,2
фитса (272) лишь множителем 1+0,4 — , который отражает
влияние кривизны поверхности трубы на величину критиче ской нагрузки. Следовательно, учитывая множители в уравне нии (299), найдем окончательную расчетную формулу
/ 3F* |
V_ |
|
|
|
X |
|
|
|
|
Формула (304) дает связь между |
критическими |
значения |
||
ми внутреннего давления и длины |
глубокого дефекта в трубе |
|||
в зависимости от размера трубы и |
плотности эффективной |
|||
поверхностной энергии |
материала |
с |
учетом влияния |
окруж |
ных остаточных напряжений. |
|
|
|
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛОТНОСТИ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОВЕРХНОСТНОЙ ЭНЕРГИИ МАТЕРИАЛА ТРУБ
Полученная теоретическим путем формула (304) позволяет находить критические длины трещим в обсадных трубах, на груженных внутренним давлением, если известно значение плотности эффективной поверхности энергии их материала р. Так как в настоящее время значение р для материала обсад
ных труб неизвестно, указанную формулу |
можно |
использо |
вать для ее определения. |
|
плотно |
С этой целью разработана методика определения |
||
сти эффективной поверхностной энергии материала |
обсадных |
|
труб. Выбран способ создания в трубах |
искусственных тре |
щин и их герметизации, оборудован специальный стенд, поз воляющий разрушать патрубки с трещинами внутренним дав лением [54].
7 Зак. 1002 |
169 |
Чтобы проверить правильность получаемых значений р для материала труб и применимость разработанной методики, экс перименты проводили параллельно на патрубках из насосно компрессорных труб и плоских образцах (дисках). Методика проведения экспериментов и теоретические расчетные форму лы для определения р с помощью дисков детально разработа ны и опробированы в [42]. Патрубки из насосно-компрессорных труб и диски были изготовлены из одинакового материала и подвергнуты термообработке по одному и тому же режиму. В процессе термообработки происходило значительное упроч нение материала.
Разработка методики проведения экспериментов
Для проведения экспериментов был создан стенд, позво ляющий испытывать патрубки на внутреннее давление (рис. 37). Стенд включал плунжерный насос i, компенсатор 2,
предназначенный для уменьшения колебаний давления в си стеме во время работы насоса, и приспособление 3, на котором монтировались разрушаемые патрубки. Перед манометром 4 располагался демпфер 5, предохраняющий манометр от по вреждений при скачкообразном падении давления в системе в момент разрушения патрубка. Демпфер представлял из себя резьбовую втулку с ввернутым в нее штифтом. При разруше нии патрубка стрелка манометра, двигавшаяся вначале быст ро, в конце шкалы замедляла свое движение и в нулевое по ложение возвращалась плавно.
170
Схема приспособления для разрушения патрубков пред ставлена на рис. 38. Внутрь испытываемого отрезка трубы 1 помещен стержень 2. По каналу стержня (2) жидкость, пода ваемая насосом, поступает в полость между стержнем и па трубком. Полость герметизируется с помощью распорных ко лец 3, манжет 4 и гаек 5.
Рис. 38. Приспособление для разрушения внутренним давле нием патрубков с трещиной
В процессе испытания патрубки доводили до разрушения, при этом фиксировали разрушающее давление. Работа велась с насосно-компрессорными трубами диаметром 60,3 мм с тол щиной стенки 5 мм, изготовленными из трубной стали марки 36Г2С. Выбор диаметра был сделан из соображений удобства проведения экспериментов. Учитывали также общность техно логии изготовления труб нефтяного сортамента, близость отно шений диаметра и толщины стенки у труб диаметрами 60,3; 146 и 168 мм, а также аналогичность применяемого материала.
В средней части отрезка трубы по одной из образующих создавалась трещина. Методику создания трещины разработа
ли специально |
для проведения |
настоящей |
работы, так как в |
|
технической практике отсутствовал способ получения |
трещин |
|||
в трубах. Для |
создания трещин |
в образцах |
широко |
исполь |
зуются переменные нагрузки, приводящие к усталостному раз рушению, распространяющемуся на часть сечения образца. Применяют также пластическое деформирование материала до появления в нем вязких надрывов [13]. Кроме того имеются методы создания трещин в процессе испытания. При этих ме тодах трещины получают разрушением хрупких участков об разцов.
Из перечисленных способов получения искусственных тре щин приемлемым для труб оказался метод вязких надрывов. Получение усталостной трещины вдоль одной образующей свя зано с преодолением значительных технических затруднений. Инсценирование трещины в процессе испытания не дает воз можности установить ее первоначальные размеры [88].
7* 171
Схема последовательности |
выполнения |
операций с целью |
|||
получения искусственных трещин в трубах |
имеет |
следующий |
|||
вид: |
выполнение надреза; |
|
|
|
|
а) |
подобранной |
термообработки; |
|||
б) |
проведение |
специально |
|||
в) проведение завершающей термообработки, необходимой |
|||||
для последующих испытаний. |
|
|
чтобы пос |
||
Специальная |
термообработка подбиралась так, |
ле осуществления взрыва в вершинах надреза появились тре щины нужной длины. В качестве заряда использовался дето нирующий шнур ДШВ.
Для получения трещины большой длины надрез наносился фрезерованием. В остальных случаях с этой целью использо вали сверление и запиливание лобзиком. Режим специальной
термообработки включал закалку |
от 850° С в |
воде и |
отпуск |
|
при 450—600° С. С |
увеличением температуры |
отпуска, как и |
||
следовало ожидать, |
длины появившихся при |
взрыве |
трещин |
|
уменьшались. |
|
выбрали |
таким |
образом, |
Завершающую термообработку |
чтобы получить хрупкое разрушение патрубков по возможно сти при меньшей длине трещины. Режим завершающей термо
обработки включал закалку в воде |
от 1000° С |
с |
выдержкой |
|||
при |
этой температуре 1 ч и отпуск |
при |
180° С |
также |
в тече |
|
ние |
1 ч. |
|
трещины |
в |
патруб |
|
Для испытания внутренним давлением |
ках изнутри закрывали стальной пластинкой, изогнутой в со ответствии с кривизной внутренней полости трубы. На пла стинку с помощью клея наклеивали лоскут плоской резины. Длину и ширину резинового лоскута выбирали большими, чем соответствующие размеры стальной пластины. Перед началом испытания резину и стальную пластину удерживали на внут ренней поверхности патрубка клеем. Во время испытания гер метизация достигалась благодаря высокому давлению, созда
вавшемуся внутри патрубка и |
прижимавшему резину |
к его |
внутренней поверхности. |
|
|
Испытание патрубков |
|
|
На основе разработанной выше методики были |
изго |
|
товлены и испытаны патрубки |
из насосно-компрессорных |
труб |
с искусственными дефектами различной длины. Патрубки раз
мером 60,3x5 |
мм имели длину — 200 |
мм. В результате закал |
ки от 1000° С |
и отпуска при 180° С |
твердость патрубков воз |
растала до 40—42 Rc.
Длины трещин и давления, при которых произошли разру шения патрубков, приведены в табл. 21.
Патрубки разрушались по образующей, вдоль которой располагалась первоначальная трещина. При этом вершины
172