Файл: Мамедов, А. А. Нарушения обсадных колонн при освоении и эксплуатации скважин и способы их предотвращения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

размеров дефекта и от его расположения по отношению к на­ правлению распространения ультразвуковых колебаний.

Магнитный метод дефектоскопии основан на рассеивании магнитного поля около дефекта, расположенного на поверхно­ сти магнитопровода. Поэтому, намагничивая изделия с плав­ ными линиями контура и отыскивая места выхода магнитного

поля за пределы тела, находят несплошности, начинающиеся

на поверхности контролируемой детали.

 

К магнитному методу дефектоскопии примыкает метод вих­

ревых токов. В этом случае катушку, соединенную

с генера­

тором высокочастотных колебаний, двигают вдоль

проверяе­

мой детали. На поверхности детали наводятся вихревые токи. Если в детали имеется дефект, выходящий на поверхность, со­

противление движению вихревых токов

резко возрастает, что

и регистрируется прибором.

 

 

 

подо­

Для дефектоскопии используют также специально

бранные жидкости, способные проникать

в узкие щели

детали

(капиллярный метод). Этот метод подразделяется

на

цветной

и люминесцентный в зависимости от вида присадок,

добав­

ляемых в

основную

массу

жидкости.

Детали,

подлежащие

контролю,

смачивают

этой

жидкостью,

которую

затем уда­

ляют. Оставшаяся в полостях дефектов

жидкость

выступает

на поверхность детали. Места выхода

жидкости

находят по

окраске, если в жидкость добавлен краситель, или по свечению в ультрафиолетовых лучах, если в жидкость добавлен люми­ нофор.

Капиллярный метод требует сравнительно больших трудо­ вых затрат и громоздких приспособлений.

Рентгеновский метод дефектоскопии состоит в просвечива­ нии изделий рентгеновскими лучами различной жесткости. С помощью этого метода надежно выявляются пустоты, края которых не прижаты друг к другу. .

Для контроля обсадных труб могут быть использованы все описанные методы дефектоскопии.

Первым серийным отечественным прибором, предназначен­ ным для обнаружения несплошностей в обсадных трубах, был переносный электроиндуктивный дефектоскоп ПЭД-1. Этот токовихревой прибор позволяет обнаруживать дефекты, выхо­ дящие на внутреннюю поверхность обсадных труб. Создан также аналогичный прибор для контроля наружной поверхно­ сти обсадных труб.

Выявление дефектов по всей толщине стенки труб можно осуществлять ультразвуковым дефектоскопом марки УКТ-1А.

Опрессовку труб, нашедшую широкое применение при их контроле, можно также рассматривать как один из видов де­ фектоскопии. Как вид дефектоскопии, опрессовка обладает не­ достатками. Она менее производительна, чем, например, электромагнитный или ультразвуковой методы дефектоскопии.

157


Кроме того, возможности опрессовки ограничены давлением, вызывающим в теле трубы напряжения, по величине прибли­ жающиеся к пределу текучести материала. Последний недо­ статок особенно существенен, так как способность трещин уве­ личиваться при ударах и других перегрузках вызывает необ­ ходимость отбраковывать трубы с некоторым запасом проч­ ности.

Применение дефектоскопии для контроля обсадных труб выдвигает ряд проблем. Прежде всего это проблемы необходи­ мой чувствительности аппаратуры и идентификации ее показа­ ний размерам дефектов.

Чувствительность методов дефектоскопии различна. С уве­

личением

чувствительности

контрольных приборов число труб,

у которых

обнаруживаются

дефекты, растет. Так, например,

при осмотре невооруженным глазом количество труб, у кото­ рых обнаруживаются плены, колеблется от 0,7 до 1,8%. Ис­ пользование дефектоскопа, позволяющего находить несплош-

ности

глубиной не менее 1 мм и длиной не менее 7,5 мм, до­

водит

количество обнаруживаемых труб

с дефектами

до

10% [20].

 

 

Контроль с помощью глубоко или излишне чувствительно­

го метода дефектоскопии нерационален, так

как приведет

к

эксплуатации непригодных труб или к неоправданному выбра­ ковыванию значительной их части.

Указанные выше проблемы, возникающие при дефектоско­ пии, были отчетливо выявлены в процессе контроля обсадных труб с помощью дефектоскопа ПЭД-1. Обсадные трубы для проверки были предоставлены УРБ Азнефтеразведка. Трубы

•отбирали из различных партий, поступающих для опрессовки. Всего было проверено 80 труб различных размеров и групп прочности.

В процессе датчик прибора помещали в полость трубы и продвигали по всей ее длине. Когда датчик достигал дефект­ ного места, на экране прибора появлялся характерный сиг­ нал. Сигнал исчезал после того, как датчик выходил за пре­ делы участка трубы, содержащего дефект. На трубах у начала и конца дефектных участков ставили метки. Расстояние между

•метками служило предварительной оценкой длины дефекта. Дефекты обнаружили у семи труб разных размеров. Отмеченные при контроле участки труб были вырезаны и

обследованы. Во всех отобранных патрубках обнаружили де­ фекты металлургического происхождения (типа трещин). Все дефекты выходили на внутреннюю поверхность труб. Непо­ средственное измерение длины дефектов производили по их следу на поверхности труб.

Чтобы определить глубину проникновения дефекта в теле трубы, из средней по длине дефекта части трубы вырезали кольцо, которое шлифовали и подвергали макротравлению.

158


Глубину дефекта измеряли на шлифе в радиальном направ­ лении.

Размеры обнаруженных с помощью прибора дефектов при­ ведены в табл. 19.

Т а б л и ц а 19

Порядковый номер трубы

Длина дефекта по предварительной оценке, см

Длина дефекта, измеренная непосред­ ственно, см

Глубина проникнове­ ния дефекта в тело трубы, мм

Порядковый номер трубы

Длина дефекта по предварительной оценке, см

Длина дефекта, измеренная непосред­ ственно, см

Глубина проникнове­ ния дефекта в тело

тубы, мм

1

10

5

3

5

68

65

5

 

2

25

13

1

6

35

35

1

3

15

Не

1

7

32

32

1

4

24

замерена

4

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

Как

видно

из табл.

19, длины

дефектов,

оцениваемые

до-

разрезки трубы и измеряемые после разрезки, близки друг к

ДРУГУДля выявления соответствия между показаниями дефекто­

скопа и глубиной проникновения дефекта в тело трубы прове­ ли специальные опыты. С этой целью на Азербайджанском тру­ бопрокатном заводе им. В. И. Ленина отобрали 10 заведомо дефектных патрубков с расслоениями, выходящими на внут­

реннюю

поверхность. Контроль

отобранных патрубков был

проведен

также

дефектоскопом

ПЭД-1. Прибор был построен

в соответствии

с инструкцией.

Во время работы параметры

настройки (усиление по вертикали и горизонтали, зазор между

датчиком

и поверхностью трубы) оставались

постоянными.

У каждого дефекта отыскивали и отмечали

наиболее ха­

рактерное

место. В выбранном месте устанавливали датчик

прибора и фиксировали получаемые при этом показания. Сиг­ налом о наличии в трубе дефекта служит появление пики на экране осциллоскопа, имеющегося в электронном блоке прибора. Дефектограммы, соответствующие выбранным ме­ стам, переносили на кальку, где измеряли высоту и ширину

пиков.

измеряли

Глубину проникновения дефекта в тело трубы

после изготовления поперечного шлифа, поверхность

которого-

совпадала с сечением трубы, где располагался датчик

прибо­

ра. Результаты измерений представлены в табл. 20.

 

дефек-

На рис. 34 представлены характерный дефект и его

тограмма. Остроконечный пик на дефектограмме — это

сигнал

о наличии дефекта.

 

 

159



Определение необходимой чувствительности дефектоскопи­ ческих приборов сводится к определению критических разме­ ров дефектов* приводящих к разрушению труб при нагрузках меньших, чем расчетные. Подобные задачи решены примени­

тельно к некоторым деталям и конструкциям.

 

Так, например, для

сосудов,

работающих под давлением,

Я. Немецем [59] выведена зависимость

 

о

2_

Е ^njlS

(277)

кр

3

I

 

где аКр Критические

растягивающие напряжения;

ХпЛ—

удельная работа деформации до местного исчерпания способ­

ности металла к пластической деформации; s *—толщина

пла­

стически деформированного слоя у поверхности

излома;

/ —

глубина трещины.

продукции

листопрокатного произ­

Работа [90] посвящена

водства. Методика этого

исследования

состоит

в определе­

нии прочности дефектных мест листов в зависимости от вели­ чины дефектов. Полученные результаты позволили установить нормы на дефекты в листах, предназначенных для производст­ ва котлов высокого давления.

В работе [89] с помощью эксперимента найдено, что длина

трещины

в высокопрочном стальном

листе

не должна быть

больше его толщины.

 

 

 

И. Л.

Шимелевич рассмотрел условия разрушения листа с

дефектом

под действием остаточных

напряжений,

возникаю­

щих при

сварке металлоконструкций

[82].

Работа

велась на

моделях. Выражение для критической длины трещины в листе /кр было получено в виде:

Ер

(278)

/кр —

1,61crg

 

где р — плотность эффективной поверхностной

энергии; ао —

номинальные напряжения.

 

Чтобы решить поставленную выше задачу об определении необходимой чувствительности метода дефектоскопии обсадных труб, следует найти подобные зависимости также для труб.

Наиболее многочисленные дефекты в обсадных трубах рас­ полагаются вдоль оси трубы и имеют различные глубину и протяженность. Они образуются при раскатывании пустот и неметаллических включений в процессе прокатки, а также при термообработке и не связаны со сколько-нибудь серьезными отклонениями от принятой технологии. По остроте создавае­ мых ими надрезов эти дефекты не отличаются от трещин. Та­

ким образом, схема обсадной трубы

с

дефектом — это полый

цилиндр с трещиной, расположенной

в

осевой плоскости вдоль

6 З а к . 1002

161