Файл: Контроль качества продукции машиностроения учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 177
Скачиваний: 0
ной целью для получения детали, и слиток будет подвергаться обработке давлением, то при деформации слитка газовые по ры, неметаллические включения вытягиваются вдоль направ ления деформирования.
Усадочные раковины представляют собой пустоты, обра зующиеся из-за нарушения правильности усадки металла от ливок при неравномерном их охлаждении или недостатка ме талла в процесс его затвердевания. Обычно усадочная ракови на расположена в верхней части слитка (отливки). Появлению усадочных раковин способствуют неправильное расположение прибылей и холодильников, излишне высокая температура ме талла в момент заливки его и неудачная конструкция отливае мых деталей. Характерным для усадочных раковин является их неправильная форма и грубая поверхность. Если литье про изводилось с целью получения детали, в которых усадочные раковины недопустимы, то отливка бракуется. В слитках обыч но усадочная раковина вместе с частью слитка удаляется.
Спаи или неслитины представляют собой места отслоений металла отливок. Появляются неслитины в результате встречи струй недостаточно нагретого металла преимущественно в ме стах, где сечения отливок малы, или же вследствие перерывов струи металла при его заливке в формы, в результате чего между зернами основного металла появляются прослойки окислов.
Горячие трещины обычно образуются в момент затвердева ния металла в местах перехода от толстых сечений отливок к тонким. Они появляются в результате неправильной конструк ции отливки, плохой податливости формовочной земли, высо кой температуры заливаемого металла и неравномерного ох лаждения отливки. Внутренняя поверхность горячих трещин обычно окислена.
Холодные трещины возникают при более низких температу рах после затвердевания слитка. Их поверхность не имеет сле дов окисления и напоминает свежий излом. Появляются хо лодные трещины в результате резкого изменения температуры отливок и ударов, возникающих при бросании горячих отливок
и их обрубке. |
отливок могут быть также сдвиги одной части |
||
Дефектом |
|||
отливки относительно другой. |
|
||
Д е ф е к т ы |
о б р а б о т к и д а в л е н и е м . Из-за значи |
||
тельных напряжений |
в металле |
при деформации в поковке |
|
(штамповке, прокате) |
появляются |
поверхностные и внутрен |
ние трещины, разрывы. Растягивающие внутренние на пряжения могут привести к появлению разрывов и трещин ме талла не только в зонах, ослабленных дефектами слитка, но при достаточной их величине — к разрушению зон, не поражен
202
ных дефектами. Следует отметить, что при обработке давлени ем металл неоднократно подвергается нагреву и охлаждению, что приводит к возникновению термических напряжений, спо собствующих образованию внутренних разрывов и трещин. При холодной объемной штамповке из-за недостаточной де формируемости исходных материалов на поверхности обраба тываемых деталей возникают скалывающие трещины. Эти тре щины обычно располагаются в плоскости наибольших сдви гающих напряжений, наклоненной под углом 45° к направле нию действующего усилия.
Риски появляются на поверхности прутка (проката) в ре зультате попадания мелких частиц на валки при прокате или износе матрицы при прессовании и имеют глубину 0,2—0,5 мм.
Волосовины являются результатом деформации неметалли ческих включений и газовых пузырей. Имеют вид тонких тре щин длиной от долей миллиметра до нескольких сантиметров и расположены на поверхности и в подповерхностном слое ме талла. Волосовины имеют глубину 0,5—1,5 мм.
Закаты возникают при избытке металла в валках (калиб рах) в виде заусенцев (складок), закатанных в диаметрально противоположных направлениях.
Плены — брызги жидкой стали, застывшие на поверхности слитка и раскатанные при прокатке в виде отслаивающихся с поверхности пленок, толщиной до 1,5 мм.
Расслоения возникают при обработке давлением слитка, имеющего усадочные раковины или рыхлоты, а также при про катке листа в результате плющения неметаллических включе
ний или газовых пузырей. Расслоения — внутренние |
наруше |
||
ния сплошности, располагающиеся по направлению |
волокна. |
||
При горячей штамповке деталей из |
заготовок с расслоением |
||
этот вид брака становится иногда |
заметным |
после обрезки |
|
заусенца (облоя). |
|
(металлурги |
|
Шлаковые включения в исходных заготовках |
ческий брак, при дальнейшей горячей объемной штамповке приводит к нарушению сплошности в поковке).
Флокены появляются наиболее часто в среднеуглеродистых и среднелегированных сталях при повышенном содержании в них водорода. Водород, растворенный в жидкой стали при ох лаждении и особенно при фазовых превращениях вследствие резкого понижения растворимости стремится выделиться. При этом он заполняет все пустоты вплоть до дефектов кристалли ческой решетки, и, превращаясь из атомарного в молекуляр ный, развивает огромные давления, приводящие к хрупкому разрушению металла. Флокены обычно появляются в централь
ной зоне кованых или катаных заготовок крупных |
сечений |
и реже — в слитках. Имеют вид тонких извилистых |
трещин, |
203
представляющих в изломе пятна характерного серебристого цвета, округлой формы диаметром до 50 мм. Поковки, отштам пованные из металла, пораженного флокенами, иногда растрес киваются с отделением кусков металла. Это обнаруживается при закалке, после снятия припуска механической обработкой резанием или при поломке детали в эксплуатации.
Торцевые трещины появляются при резке главным образом крупных профилей проката, когда к моменту среза заготовка в результате больших удельных давлений под ножом сминает ся из круглого сечения в эллипс. В материале возникают боль шие внутренние напряжения, он растрескивается, иногда через 2—6 ч после резки. Брак возрастает по торцевым трещинам в зимнее время, так как низкая температура способствует растрескиванию металла даже при резке малых профилей. Подбор оптимальных условий резки сводит до минимума воз никновение торцовых трещин.
Зажим — заштампованная складка, появляется в результа те неправильного наполнения фигуры штампа металлом (встречное движение металла) или закатывания заусенцев, по лученных на первых переходах штамповки. Этот вид наруше ния сплошности иногда легко заметен после механической об работки детали.
Утонение и разрывы появляются в результате нарушения технологии производства. Если разрывы зачастую можно опре делить визуально (у средне- и крупногабаритных деталей), то недопустимую степень утонения следует определять специаль ными (например, радиоизотопными и др.) методами. Как прави ло, эксплуатационная надежность деталей, полученных посред ством глубокой вытяжки, определяется не столько отсутствием разрывов (трещин), сколько предельно допустимой степенью утонения, которую может получить материал в наиболее де формированных зонах детали. При эксплуатации изделий, со бранных из деталей, полученных глубокой вытяжкой, в резуль тате знакопеременных нагрузок может наступить разрушение детали в зоне утонения. Поэтому по мере увеличения объема листовой штамповки, актуальным становится проблема авто матического контроля степени утонения металла при вытяжке.
Д е ф е к т ы т е р м и ч е с к о й и х и м и к о - т е р м и ч е с ко й о б р а б о т к и возникают при термической обработке из-за несоблюдения заданной температуры, времени выдержки, скорости нагрева и охлаждения детали. Перегрев приводит к образованию крупнозернистой структуры, оксидных и суль фидных выделений по границам зерен (в стали), пережог вызы вает не только образование крупного зерна, но и оплавление границ зерен, что способствует в дальнейшем разрушению ме талла.
204
Термические трещины (в том числе закалочные) возникают в металле при резких нагреве или охлаждении (например, при закалке). В этом случае появляются термические напряжения от температурного перепада по сечению, а также структурные напряжения, связанные с тем, что структурные превращения по сечению детали происходят неодновременно. В результате наложения термических напряжений на структурные в закали ваемой детали могут появиться закалочные трещины различ ной величины и ориентировки.
Обезуглероживание наблюдается в металле при нагреве стальных изделий в атмосфере, содержащей пары воды, угле кислый газ или водород. В этом случае происходит выгорание углерода в поверхностных слоях, что приводит к понижению прочности стали. В изделиях из инструментальной стали, про каливающихся полностью или на большую глубину и имеющих обезуглероженный слой, возникают поверхностные трещины глубиной до 1,2—2 мм (и даже больше). Они являются след ствием растягивающих напряжений, вызванных тем, что в обезуглероженном слое при закалке образуется низкоуглеродистый мартенсит с меньшим объемом, чем в сердцевине. Обезуглеро живание как процесс, способствующий образованию трещин — наиболее опасен для сталей с повышенным содержанием угле рода (С = 0,5%), мартенситное превращение которых в сердцевине протекает с большим изменением объема.
Науглероживание наблюдается в - металле при нагреве стальных изделий в атмосфере, содержащей избыточную окись углерода. Это приводит к насыщению поверхностных слоев уг леродом, что повышает хрупкость и склонность к трещинообразованию.
Водородные трещины возникают в металле из-за насыще ния поверхностного слоя стали водородом под действием ще лочей, кислот и специальных растворов при травлении и элек трохимической обработке. Насыщение поверхностного слоя во дородом приводит к резкому падению пластичности и к хруп ким разрушениям, очагом которых обычно становятся микро трещины, имеющиеся на поверхности детали.
Д е ф е к т ы м е х а н и ч е с к о й о б р а б о т к и . В поверх ностном слое металла, наклепанном при отделочных операци ях, возникают отделочные трещины. Поверхностные микротре щины в дальнейшем, при работе детали под нагрузкой, разви ваются (особенно при повышенной температуре).
Прижоги, шлифовочные трещины возникают при резком нагреве поверхностного слоя и последующего охлаждения стального изделия при шлифовке. Дефекты представляют собой или закаленные участки небольшой площади, или участ ки с сеткой трещин на поверхности детали. Шлифовочные тре
2 0 5
щины малых размеров не имеют определенной ориентации или расположены в виде сетки; в стали, сильно перегретой при за калке, они могут быть более глубокими (3—4 мм). Причинами появления шлифовочных трещин являются:
растягивающие напряжения, возникающие из-за нагрева и резкого охлаждения при шлифовании, а также в результате нагрева дальнейшего отпуска мартенсита с образованием в тонком поверхностном слое структур, имеющих меньший объ ем, чем мартенсит, сохраняющийся в нижележащих слоях;
превращение остаточного аустенита в поверхностном слое и образование более хрупких продуктов его превращения. Это заметно усиливает чувствительность к трещинам сталей, имею щих повышенное количество аустенита.
Как прижоги, так и шлифовочные трещины могут явиться причиной разрушения.
Д е ф е к т ы с о е д и н е н и я м е т а л л о в . В сварных соединениях вследствие нарушения режима сварки появляют ся металлургические дефекты. Так как при сварке металл под вергается расплавлению и затвердеванию, то можно ожидать возникновения всех дефектов, присущих литому металлу (ра ковины, поры, шлаковые включения). Кроме того, под воздей ствием высокой температуры в зоне термического влияния могут возникать изменения размеров зерна, перегрев, закалка и отпуск, горячие и холодные трещины.
Трещины зачастую возникают от внутренних напряжений, возникающих от усадки при охлаждении шва (технология сварки, а также основной металл или электроды не отвечают необходимым требованиям). Трещины в наплавленном метал ле, перпендикулярные оси шва, могут распространяться и на ■ основной металл. Иногда трещины могут возникнуть вдоль бо ковой стороны нагреваемой зоны.
Непровар — пустоты, образующиеся в результате плохой подготовки кромок свариваемых листов, малого расстояния между кромками по отношению к диаметру электрода. Типич ной картиной непровара в вершине шва на рентгеновском снимке является непрерывная или прерывистая темная полоса в центре шва.
Перечисленные выше дефекты обычно относятся к внутрен ним дефектам сварного шва. К наружным (внешним) относят: неполное заполнение шва; вогнутость на вершине шва; избы точное усиление (увеличение толщины шва);нахлест (наплав ление металла на основу); проплав; продольные канавки; под резы; смещение кромок шва, неровности в местах смены элек трода и др. В большинстве случаев внешние дефекты могут быть определены визуально.
2 0 6