Файл: Контроль качества продукции машиностроения учебное пособие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 177

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ной целью для получения детали, и слиток будет подвергаться обработке давлением, то при деформации слитка газовые по­ ры, неметаллические включения вытягиваются вдоль направ­ ления деформирования.

Усадочные раковины представляют собой пустоты, обра­ зующиеся из-за нарушения правильности усадки металла от­ ливок при неравномерном их охлаждении или недостатка ме­ талла в процесс его затвердевания. Обычно усадочная ракови­ на расположена в верхней части слитка (отливки). Появлению усадочных раковин способствуют неправильное расположение прибылей и холодильников, излишне высокая температура ме­ талла в момент заливки его и неудачная конструкция отливае­ мых деталей. Характерным для усадочных раковин является их неправильная форма и грубая поверхность. Если литье про­ изводилось с целью получения детали, в которых усадочные раковины недопустимы, то отливка бракуется. В слитках обыч­ но усадочная раковина вместе с частью слитка удаляется.

Спаи или неслитины представляют собой места отслоений металла отливок. Появляются неслитины в результате встречи струй недостаточно нагретого металла преимущественно в ме­ стах, где сечения отливок малы, или же вследствие перерывов струи металла при его заливке в формы, в результате чего между зернами основного металла появляются прослойки окислов.

Горячие трещины обычно образуются в момент затвердева­ ния металла в местах перехода от толстых сечений отливок к тонким. Они появляются в результате неправильной конструк­ ции отливки, плохой податливости формовочной земли, высо­ кой температуры заливаемого металла и неравномерного ох­ лаждения отливки. Внутренняя поверхность горячих трещин обычно окислена.

Холодные трещины возникают при более низких температу­ рах после затвердевания слитка. Их поверхность не имеет сле­ дов окисления и напоминает свежий излом. Появляются хо­ лодные трещины в результате резкого изменения температуры отливок и ударов, возникающих при бросании горячих отливок

и их обрубке.

отливок могут быть также сдвиги одной части

Дефектом

отливки относительно другой.

 

Д е ф е к т ы

о б р а б о т к и д а в л е н и е м . Из-за значи­

тельных напряжений

в металле

при деформации в поковке

(штамповке, прокате)

появляются

поверхностные и внутрен­

ние трещины, разрывы. Растягивающие внутренние на­ пряжения могут привести к появлению разрывов и трещин ме­ талла не только в зонах, ослабленных дефектами слитка, но при достаточной их величине — к разрушению зон, не поражен­

202


ных дефектами. Следует отметить, что при обработке давлени­ ем металл неоднократно подвергается нагреву и охлаждению, что приводит к возникновению термических напряжений, спо­ собствующих образованию внутренних разрывов и трещин. При холодной объемной штамповке из-за недостаточной де­ формируемости исходных материалов на поверхности обраба­ тываемых деталей возникают скалывающие трещины. Эти тре­ щины обычно располагаются в плоскости наибольших сдви­ гающих напряжений, наклоненной под углом 45° к направле­ нию действующего усилия.

Риски появляются на поверхности прутка (проката) в ре­ зультате попадания мелких частиц на валки при прокате или износе матрицы при прессовании и имеют глубину 0,2—0,5 мм.

Волосовины являются результатом деформации неметалли­ ческих включений и газовых пузырей. Имеют вид тонких тре­ щин длиной от долей миллиметра до нескольких сантиметров и расположены на поверхности и в подповерхностном слое ме­ талла. Волосовины имеют глубину 0,5—1,5 мм.

Закаты возникают при избытке металла в валках (калиб­ рах) в виде заусенцев (складок), закатанных в диаметрально противоположных направлениях.

Плены — брызги жидкой стали, застывшие на поверхности слитка и раскатанные при прокатке в виде отслаивающихся с поверхности пленок, толщиной до 1,5 мм.

Расслоения возникают при обработке давлением слитка, имеющего усадочные раковины или рыхлоты, а также при про­ катке листа в результате плющения неметаллических включе­

ний или газовых пузырей. Расслоения — внутренние

наруше­

ния сплошности, располагающиеся по направлению

волокна.

При горячей штамповке деталей из

заготовок с расслоением

этот вид брака становится иногда

заметным

после обрезки

заусенца (облоя).

 

(металлурги­

Шлаковые включения в исходных заготовках

ческий брак, при дальнейшей горячей объемной штамповке приводит к нарушению сплошности в поковке).

Флокены появляются наиболее часто в среднеуглеродистых и среднелегированных сталях при повышенном содержании в них водорода. Водород, растворенный в жидкой стали при ох­ лаждении и особенно при фазовых превращениях вследствие резкого понижения растворимости стремится выделиться. При этом он заполняет все пустоты вплоть до дефектов кристалли­ ческой решетки, и, превращаясь из атомарного в молекуляр­ ный, развивает огромные давления, приводящие к хрупкому разрушению металла. Флокены обычно появляются в централь­

ной зоне кованых или катаных заготовок крупных

сечений

и реже — в слитках. Имеют вид тонких извилистых

трещин,

203


представляющих в изломе пятна характерного серебристого цвета, округлой формы диаметром до 50 мм. Поковки, отштам­ пованные из металла, пораженного флокенами, иногда растрес­ киваются с отделением кусков металла. Это обнаруживается при закалке, после снятия припуска механической обработкой резанием или при поломке детали в эксплуатации.

Торцевые трещины появляются при резке главным образом крупных профилей проката, когда к моменту среза заготовка в результате больших удельных давлений под ножом сминает­ ся из круглого сечения в эллипс. В материале возникают боль­ шие внутренние напряжения, он растрескивается, иногда через 2—6 ч после резки. Брак возрастает по торцевым трещинам в зимнее время, так как низкая температура способствует растрескиванию металла даже при резке малых профилей. Подбор оптимальных условий резки сводит до минимума воз­ никновение торцовых трещин.

Зажим — заштампованная складка, появляется в результа­ те неправильного наполнения фигуры штампа металлом (встречное движение металла) или закатывания заусенцев, по­ лученных на первых переходах штамповки. Этот вид наруше­ ния сплошности иногда легко заметен после механической об­ работки детали.

Утонение и разрывы появляются в результате нарушения технологии производства. Если разрывы зачастую можно опре­ делить визуально (у средне- и крупногабаритных деталей), то недопустимую степень утонения следует определять специаль­ ными (например, радиоизотопными и др.) методами. Как прави­ ло, эксплуатационная надежность деталей, полученных посред­ ством глубокой вытяжки, определяется не столько отсутствием разрывов (трещин), сколько предельно допустимой степенью утонения, которую может получить материал в наиболее де­ формированных зонах детали. При эксплуатации изделий, со­ бранных из деталей, полученных глубокой вытяжкой, в резуль­ тате знакопеременных нагрузок может наступить разрушение детали в зоне утонения. Поэтому по мере увеличения объема листовой штамповки, актуальным становится проблема авто­ матического контроля степени утонения металла при вытяжке.

Д е ф е к т ы т е р м и ч е с к о й и х и м и к о - т е р м и ч е ­ с ко й о б р а б о т к и возникают при термической обработке из-за несоблюдения заданной температуры, времени выдержки, скорости нагрева и охлаждения детали. Перегрев приводит к образованию крупнозернистой структуры, оксидных и суль­ фидных выделений по границам зерен (в стали), пережог вызы­ вает не только образование крупного зерна, но и оплавление границ зерен, что способствует в дальнейшем разрушению ме­ талла.

204


Термические трещины (в том числе закалочные) возникают в металле при резких нагреве или охлаждении (например, при закалке). В этом случае появляются термические напряжения от температурного перепада по сечению, а также структурные напряжения, связанные с тем, что структурные превращения по сечению детали происходят неодновременно. В результате наложения термических напряжений на структурные в закали­ ваемой детали могут появиться закалочные трещины различ­ ной величины и ориентировки.

Обезуглероживание наблюдается в металле при нагреве стальных изделий в атмосфере, содержащей пары воды, угле­ кислый газ или водород. В этом случае происходит выгорание углерода в поверхностных слоях, что приводит к понижению прочности стали. В изделиях из инструментальной стали, про­ каливающихся полностью или на большую глубину и имеющих обезуглероженный слой, возникают поверхностные трещины глубиной до 1,2—2 мм (и даже больше). Они являются след­ ствием растягивающих напряжений, вызванных тем, что в обезуглероженном слое при закалке образуется низкоуглеродистый мартенсит с меньшим объемом, чем в сердцевине. Обезуглеро­ живание как процесс, способствующий образованию трещин — наиболее опасен для сталей с повышенным содержанием угле­ рода (С = 0,5%), мартенситное превращение которых в сердцевине протекает с большим изменением объема.

Науглероживание наблюдается в - металле при нагреве стальных изделий в атмосфере, содержащей избыточную окись углерода. Это приводит к насыщению поверхностных слоев уг­ леродом, что повышает хрупкость и склонность к трещинообразованию.

Водородные трещины возникают в металле из-за насыще­ ния поверхностного слоя стали водородом под действием ще­ лочей, кислот и специальных растворов при травлении и элек­ трохимической обработке. Насыщение поверхностного слоя во­ дородом приводит к резкому падению пластичности и к хруп­ ким разрушениям, очагом которых обычно становятся микро­ трещины, имеющиеся на поверхности детали.

Д е ф е к т ы м е х а н и ч е с к о й о б р а б о т к и . В поверх­ ностном слое металла, наклепанном при отделочных операци­ ях, возникают отделочные трещины. Поверхностные микротре­ щины в дальнейшем, при работе детали под нагрузкой, разви­ ваются (особенно при повышенной температуре).

Прижоги, шлифовочные трещины возникают при резком нагреве поверхностного слоя и последующего охлаждения стального изделия при шлифовке. Дефекты представляют собой или закаленные участки небольшой площади, или участ­ ки с сеткой трещин на поверхности детали. Шлифовочные тре­

2 0 5


щины малых размеров не имеют определенной ориентации или расположены в виде сетки; в стали, сильно перегретой при за ­ калке, они могут быть более глубокими (3—4 мм). Причинами появления шлифовочных трещин являются:

растягивающие напряжения, возникающие из-за нагрева и резкого охлаждения при шлифовании, а также в результате нагрева дальнейшего отпуска мартенсита с образованием в тонком поверхностном слое структур, имеющих меньший объ­ ем, чем мартенсит, сохраняющийся в нижележащих слоях;

превращение остаточного аустенита в поверхностном слое и образование более хрупких продуктов его превращения. Это заметно усиливает чувствительность к трещинам сталей, имею­ щих повышенное количество аустенита.

Как прижоги, так и шлифовочные трещины могут явиться причиной разрушения.

Д е ф е к т ы с о е д и н е н и я м е т а л л о в . В сварных соединениях вследствие нарушения режима сварки появляют­ ся металлургические дефекты. Так как при сварке металл под­ вергается расплавлению и затвердеванию, то можно ожидать возникновения всех дефектов, присущих литому металлу (ра­ ковины, поры, шлаковые включения). Кроме того, под воздей­ ствием высокой температуры в зоне термического влияния могут возникать изменения размеров зерна, перегрев, закалка и отпуск, горячие и холодные трещины.

Трещины зачастую возникают от внутренних напряжений, возникающих от усадки при охлаждении шва (технология сварки, а также основной металл или электроды не отвечают необходимым требованиям). Трещины в наплавленном метал­ ле, перпендикулярные оси шва, могут распространяться и на ■ основной металл. Иногда трещины могут возникнуть вдоль бо­ ковой стороны нагреваемой зоны.

Непровар — пустоты, образующиеся в результате плохой подготовки кромок свариваемых листов, малого расстояния между кромками по отношению к диаметру электрода. Типич­ ной картиной непровара в вершине шва на рентгеновском снимке является непрерывная или прерывистая темная полоса в центре шва.

Перечисленные выше дефекты обычно относятся к внутрен­ ним дефектам сварного шва. К наружным (внешним) относят: неполное заполнение шва; вогнутость на вершине шва; избы­ точное усиление (увеличение толщины шва);нахлест (наплав­ ление металла на основу); проплав; продольные канавки; под­ резы; смещение кромок шва, неровности в местах смены элек­ трода и др. В большинстве случаев внешние дефекты могут быть определены визуально.

2 0 6