Файл: Контроль качества продукции машиностроения учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 176
Скачиваний: 0
Вдальнейшем предполагается механизировать сбор и пере дачу статистической информации для обсчета на ЭВМ. Связь между контрольными точками и ЭВМ будет осуществляться при помощи телетайпов с установкой промежуточных преобра зователей и накопителей первичной информации.
Внастоящее время введена система движения информации для управления качеством продукции при помощи методов статистического контроля.
Каждый день инженер-статистик цеха обобщает данные, поступающие с ЭВМ. На ежедневных оперативках у началь ника цеха данные статконтроля сообщаются цеховым техно логам и мастерам для оценки качества технологического про
цесса.
Методы математической статистики внедрены для контроля и управления качеством по всему технологическому циклу — от поступающих на завод материалов до использования прибо ров у потребителей.
Р а з д е л т р е т и й
НЕРАЗРУШАЮЩИЕ МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА
Г л а в а IX
ДЕФЕКТЫ ДЕТАЛЕЙ МАШИН И МЕТОДЫ ИХ ВЫЯВЛЕНИЯ
§ 30. Виды дефектов
Как известно, надежность и долговечность машин во мно гом зависят от эксплуатационных свойств деталей — выносли вости, износостойкости, жаростойкости, коррозионной стойко сти и др. Эти свойства придаются материалу деталей в про цессе их изготовления и проявляются в процессе эксплуатации. Технологический процесс изготовления и методы контроля де талей должны разрабатываться с обеспечением всех заданных параметров, т. е. без дефектов.
Анализ и обобщение причин преждевременного появления отказов машин показывают, что их надежность и долговеч ность могут быть повышены благодаря своевременному выяв лению и предотвращению появления дефектов, возникающих как при изготовлении, так и в процессе эксплуатации деталей машин.
В ГОСТ 17102—71 дефектом называют, «каждое отдельное несоответствие продукции требованиям, установленным норма тивной документацией». В соответствии с -этим стандартом, «если рассматриваемая единица продукции имеет дефект, то это означает, что по меньшей мере один из показателей ее ка чества или параметров вышел за предельное значение или не выполняется (не удовлетворяется) одно из требований норма тивной документации к признакам продукции (ГОСТ
16431—70)».
Не следует смешивать два понятия «дефект» и «неисправ ность». Изделие, находящееся в неисправном состоянии (ГОСТ 13377—67), имеет один или несколько дефектов.
При контроле качества продукции как в процессе ее произ водства, так и при восстановлении применяется термин «де
198
фект». Термин «неисправность» применяется при эксплуатации изделий, а также при их транспортировке и хранении.
По своему содержанию термин «дефект» отличается также от термина «отказ». « Отказом называется событие, заключаю щееся в нарушении работоспособности изделия, которое до возникновения отказа было работоспособным. Отказ может возникнуть в результате наличия в изделии одного или не скольких дефектов, но появление дефектов не всегда означает, что возник отказ, т. е. что изделие стало неработоспособным»
(ГОСТ 13377—67).
Дефекты подразделяются на явные и скрытые. К я в н ы м относятся дефекты, для выявления которых в нормативной до кументации предусмотрены методы и средства контроля, хотя он может и не выявляться визуально. К с к р ы т ы м дефектам относятся дефекты, выявление которых не предусмотрено нор мативной документацией. Они обычно выявляются при обнару жении явных дефектов или в процессе эксплуатации.
При разработке новой конструкции следует учитывать воз можность появления дефектов в процессе производства с тем, чтобы предусмотреть в нормативной документации необходи мые методы и средства контроля.
По степени влияния на работоспособность изделий дефекты
подразделяются |
на критические, |
значительные |
и малозначи |
тельные (ГОСТ |
17102—71). |
|
изделие не |
При наличии |
к р и т и ч е с к о г о д е ф е к т а |
||
используется. З н а ч и т е л ь н ы й |
д е ф е к т влияет на исполь |
зование изделия по его назначению или снижает его долговеч ность. М а л о з н а ч и т е л ь н ы й д е ф е к т не влияет суще ственно ни на использование изделия по назначению, ни на его долговечность.
Такое подразделение дефектов служит основанием для на значения выборочного или сплошного контроля качества про дукции, а также в случае выборочного контроля — для назна
чения риска потребителя (заказчика). |
Если есть вероятность |
||
появления критического |
дефекта, |
то |
необходим сплошной |
(а иногда и неоднократный) контроль. |
Выборочный контроль |
||
в случае возможности |
появления |
значительного дефекта до |
пускается, если значение риска потребителя достаточно низкое. При вероятности появления малозначительного дефекта выбо рочный контроль может применяться и при относительно высо ком значении риска потребителя.
Возможны случаи, когда несколько малозначительных де фектов могут быть равноценны значительному или даже кри тическому дефекту.
По возможности их устранения дефекты подразделяются на исправимые и неисправимые. Отнесение дефекта к той или
199
иной категории определяется техническими возможностями и экономической целесообразностью. По мере совершенствова ния технологических процессов неисправимые дефекты могут стать исправимыми.
Дефекты, встречающиеся в деталях машин, весьма разно образны. По местоположению их можно подразделить на сле дующие:
локальные (трещины, риски, неметаллические включения и т. д.);
расположенные в ограниченных зонах объема или поверх ности детали (зоны ликвации, неполной закалки, коррозионно го поражения, местный наклеп и т. д.); их можно подразделить на внутренние (глубинные) и наружные (поверхностные и под поверхностные) ;
распределенные во всем объеме детали пли по всей ее по верхности (общее несоответствие химического состава, струк туры, качества механической обработки и т. д.).
По форме, размерам и ориентировке дефекты могут быть разделены на резкие и нерезкие концентраторы напряжений.
Дефекты, появляющиеся в машинах как в процессе их про изводства (изготовления), так и при эксплуатации можно под разделить, в зависимости от этапа возникновения, на следую щие группы: конструктивные; производственные (ремонтные); эксплуатационные, аварийные.
Конструктивные дефекты. Конструктивные дефекты — это |
|
несоответствие требованиям технического задания |
или уста |
новленных правил разработки (модернизации) |
продукции |
(ГОСТ 17102—71). Они являются следствием несовершенства конструкции и ошибок при конструировании. Причины таких дефектов могут быть различные: неправильный выбор мате риалов; неправильное назначение режимов термической обра ботки; неправильное назначение допусков в сопряжениях; за ниженный класс чистоты поверхности деталей; неверное опре деление размеров деталей (результатом этого могут быть слишком большие действующие напряжения); нерационально выбранная форма детали; малые радиусы галтелей (это может явиться причиной слишком больших коэффициентов концен трации напряжений в опасных сечениях); создание концентра торов напряжений в опасных сечениях (например, расположе ние отверстия для смазки в месте с высоким уровнем напря жений); малая выносливость деталей изделия; низкая жест кость конструкции (повышение вибрации) и т. д.
Своевременное выявление конструктивных дефектов позво лит непрерывно совершенствовать изделия машиностроения, повышать их надежность и долговечность.
200
Производственные дефекты. К производственным дефектам относится несоответствие требованиям нормативной докумен тации на изготовление или поставку продукции (ГОСТ 17102—71). Они возникают обычно в результате нарушений технологического процесса при производстве или восстановле нии деталей, узлов и машин в целом, а также при неправиль но назначенных технологических процессах.
Производственные дефекты, если они не были выявлены в процессе изготовления или восстановления изделия, прояв ляются, как правило, в начальный период эксплуатации.
Дефекты этой группы могут возникнуть вследствие приме нения материала не соответствующей марки, . отступления от размеров и допусков на изготовление и ремонт деталей, нару шения технологии механической или термической обработки деталей, нарушения технологических процессов сборки или ре гулировки машины или ее узлов и агрегатов и т. д.
В случае обнаружения производственных дефектов в про цесс эксплуатации или восстановления изделий необходимо тщательно выявлять причины их появления.
Д е ф е к т ы п л а в л е н и я и лит ь я . Неправильный расчет шихты или нарушение режима ведения плавки металла вызывает отклонение химического состава (и, как следствие, физических и химических свойств металла отливок) от задан ного, в результате чего изменяются механические свойства сплава, что может привести к преждевременному разрушению изготовленной из него детали, ее ускоренному износу и т. п.
Ликвация — несоответствие химического состава в отдель ных зонах слитка или детали. В зоне ликвации механические характеристики металла могут быть пониженными.
Газовые поры представляют собой оставшиеся после за твердевания внутри отливки или в ее поверхностном слое рас творенные в жидком металле газы. Они имеют форму округ лых пузырьков и гладкую поверхность. Появляются в резуль тате плохой газопроницаемости формовочной земли, плохой вентиляции формы и стержней, неудовлетворительного качест ва металла и высокой температуры его заливки.
Земляные включения в отливках появляются в результате плохой отделки и очистки форм, небрежной их сборки, непра вильного выполнения литниковой системы и заливки форм не спокойной струей металла.
Шлаковые включения могут возникать в отливках в случае плохой очистки заливаемого металла и неправильного располо жения или отсутствия шлакоуловителей.
Неметаллические включения могут быть расположены в са мых различных местах отливки. Если литье не является конеч
201