ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 0
панели, пропитанные полимерными материалами) п из других специальных и смешанных материалов.
По оборудованию для перегрузки различают контейнеры с перегрузкой па собственном ходу, вилочными погрузчиками и кранами. Малые контейнеры выполняются с колесиками пли на ножках. В обоих случаях они оборудуются также рымами (коль цами) для крановой перегрузки. Среднетоннажиые и крупнотон нажные контейнеры массой брутто до 20 т включительно обору дуются пазами в нижней раме для перегрузки вилочными по грузчиками и рымами (среднетоинажные) или фитингами (круп нотоннажные) для крановой перегрузки. Контейнеры массой брутто более 20 т оснащаются одними фитингами для перегруз ки кранами. Все типы крупнотоннажных контейнеров могут иметь нижнюю раму, выполненную с подхватнымн элементами для перегрузки кранами с боковыми захватами.
П о с ф е р е о б р а щ е н и я контейнеры |
подразделяются на |
в н у т р и з а в о д с к и е и м а г и с т р а л ь и ы |
е. Последние в свою |
очередь могут быть «ограниченного» млн «широкого» обращения. К первым принадлежат контейнеры, допущенные к использова нию только на одном виде транспорта, например, на автомобиль ном, и именуемые вследствие этого «автомобильные» или на двух п более видах транспорта, в том числе и в смешанном сообще нии, но на определенных направлениях. Ко вторым относятся контейнеры, применение которых допущено на двух и более ви дах транспорта без ограничения районов обращения. Во всех случаях подразумевается, что использование контейнеров осу ществляется между пунктами, оборудованными средствами ме ханизации, пригодными для их перегрузки.
Подвижной состав всех видов транспорта для перевозки кон тейнеров подразделяется на у н и в е р с а л ь н ы й и с п е ц и а л и з и р о в а н н ы й . Последний в отличие от универсального оборудуется дополнительными устройствами для крепления кон тейнеров, а на водном транспорте — также п для их многоярус ного штабелирования (от 2 до 6).
На железнодорожном транспорте специализированные плат формы могут иметь улучшенные фрикционные аппараты авто сцепки или оборудоваться дополнительными поглощающими ап паратами для обеспечения лучшей сохранности грузов и контей неров во время торможения и соударения вагонов при спуске с горок.
По грузоподъемности специализированные контейнерные ва гоны подразделяются на м а л о г р у з н ы е (до 30 т включитель но) и б о л ь ш е г р у з н ы е (свыше 30 т). По осности они делят ся на 2- и 4-осные.
Согласно заключенному соглашению со странами — членами СЭВ о совместном планировании материально-технической базы КТС и сотрудничестве в области ее создания и дальнейше го развития специализированные вагоны для перевозок контей-
63
неров подразделяются на платформы с поглощающими устрой ствами п без поглощающих устройств для трех 20-тонных кон тейнеров.
Требования к специализированным вагонам, кроме необхо димости их оборудования специальными устройствами для креп ления контейнеров, являются такими же, как и для обычных вагонов.
Автомобильный подвижной состав классифицируется по темже признакам, что н железнодорожный. 1\ специализированному относятся преимущественно автополуприцепы с устройствами для крепления контейнеров, буксируемые седельными тягача ми; грузоподъемностью до 5 т включительно относятся к мало грузным, а выше — к большегрузным. Различают автомобили и автонолулрицепы, оборудованные устройствами для еамопогрузки и разгрузки. Последние могут быть с односторонней, двусто ронней и торцовой погрузкой-разгрузкой.
На водном транспорте суда подразделяются: по назначе нию — универсальные, специализированные (контейнеровозы) и комбинированные; по грузоподъемности — малогрузные и боль шегрузные; по способу загрузки и разгрузки — с вертикальным и горизонтальным способом; по району плавания — неограничен ного, каботажного и смешанного (река-море) плавания.
Все технические средства механизации переработки контей неров по установившейся классификации относятся к машинам периодического действия. С точки зрения классификации тех нических средств они могут относиться к одному из двух видов: универсальным или специализированным. Первые не предназна чены для перегрузки контейнеров, но вполне пригодны для этой цели. Применение их оправдывает себя меньшей стоимостью из готовления вследствие того, что их производство носит крупносе рийный характер. Для повышения эффективности использования таких грузоподъемных машин (кранов, автопогрузчиков с кон сольной стрелой) они оборудуются навесными захватами, спе циально сконструированными для механизации (автоматизации) строповочных операций. Универсальные средства механизации преимущественно применяются для переработки среднетоннаж ных контейнеров. Вторые предназначены только для перегрузки, штабелирования и перемещения контейнеров внутри территории портов, станций и предприятий, но в отдельных случаях могут быть использованы и для перегрузки тяжеловесных и длинно мерных грузов при условии замены захватов на другие соответ ствующего назначения. Эти средства механизации используют
ся главным образом для перегрузки крупнотоннажных |
контей |
неров. |
|
Специализированные средства механизации по признаку ис |
|
пользования могут быть подразделены на б е р е г о в ы е , |
т ы л о |
вые, в н у т р и с к л а д с к и е и с у д о в ы е грузоподъемные машины.
64
К береговым машинам принадлежат: причальные крановые перегружатели, предназначенные для перегрузки контейнеров с морских, речных и комбинированных судов на причалы портов.
Ктыловым машинам относятся: двухконсольные и бесконсольные козловые краны, на железнодорожном ходу, используе мые на глубинных складах портов и на контейнерных площадках железнодорожных станций и промышленных предприятий; авто погрузчики фронтальные и преимущественно боковые, использу емые для тех же целей, что и козловые.краны.
Квнутриокладским машинам принадлежат: портальные ав токонтейнеровозы с низким подъемом, предназначенные для до ставки контейнеров на причалы и с причалов на береговые скла ды; портальные штабелеры-контейнеровозы с высоким подъе мом, рассчитанные на штабелирование контейнеров в 2 или 3 яруса и доставку их на причалы и с причалов на тыловые скла ды. Эти же машины могут использоваться также для выполне ния перегрузочных операций с контейнерами на тыловых скла дах портов (разгрузки вагонов и автомобилей и погрузки на эти перевалочные средства).
Ксудовым грузоподъемным машинам преимущественно при надлежат козловые консольные краны, устанавливаемые на су
дах-контейнеровозах, на которых отсутствуют средства механи зации перегрузки контейнеров.
Основные технические требования, предъявляемые всеми ви дами транспорта к техническим средствам КТС, являются: вы сокая надежность эксплуатации в режимах и погодных услови ях, типичных для районов их использования; взаимная увязка параметров технических средств с целью обеспечения сквозных перевозок с наименьшими простоями подвижного состава в пунк тах стыка различных видов транспорта; пригодность технических средств КТС для ожидаемого внедрения средств автоматики, те лемеханики и вычислительной техники для оптимизации техно логических процессов работы; возможно большая рентабель ность эксплуатации при одновременно высокой производитель ности труда; соответствие технических средств размерам грузо оборота, режимам и условиям работы.
3—3587
Глава V. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ККОНТЕЙНЕРАМ
1.Общие требования
Технические требования, предъявляемые к конст рукции контейнеров, содержат основные данные, касающиеся назначения, параметров, внешних и внутренних размеров, разме ров отдельных элементов конструкции, привязочных размеров, формы, конструктивного выполнения, материалов, условий, обес печивающих сохранность грузов и контейнеров и безопасность производства грузовых операций.
Ввиду большого разнообразия специализированных группо вых и индивидуальных контейнеров предъявление к ним единых требований не .представляется возможным. Вместе с тем часть требований является общей для них, а другие, касающиеся уни версальных контейнеров и учитывающие нагрузки, возникаю щие во время перевозки и перегрузки, >могут считаться одинако во типичными.
Назначение контейнеров определяется возможными видами и размерами экономии, получаемой при их использовании, а так же условиями применения на внутризаводском и магистральных видах транспорта. Оно зависит также от принятых методов экс плуатации во внутреннем и международном сообщениях (под робно см. в главах VI и VII).
Типы контейнеров, типоразмеры, основные внешние (габарит ные) размеры, максимальная масса брутто, внутренние размеры контейнеров (минимальные), размеры дверных проемов, разме ры рымов (угловых фитингов) и пазов, требуемые для перегруз ки соответственно кранами и вилочными погрузчиками, размеры подхватных элементов для перегрузки машинами с боковыми захватами, а также размещение всех этих элементов конструк ции на контейнере определяются стандартами. Так, для универ сальных контейнеров они установлены ГОСТ 18477—73, для спе циализированных частично — ГОСТ 19417—74.
Соблюдение этих стандартов является обязательным. При этом ни одна деталь контейнера «е может выступать за пределы наибольших внешних размеров, которые являются действитель ными при температуре 20°С.
Технические требования к специализированным контейнерам, пригодным для внутренних и международных перевозок сыпучих грузов, изложены в первом проекте предложений ИСО по техни ческим условиям и методике испытаний грузовых контейнеров серии 1 (часть IV — контейнеры для сыпучих грузов).
Технические требования по контейнерам-цистернам, исполь зуемым для перевозки жидкостей и газов, должны удовлетворять
66
проекту Международного стандарта ИСО ДИС 2978 «Техниче ские требования и методы испытаний контейнеров серин 1, часть III — контейнеры-цистерны для жидкостей и газов». В со ответствии с назначением материалы, используемые для изготов ления специализированных контейнеров, не должны вступать в химическую реакцию с перевозимыми грузами или должны быть соответствующим образом защищены от воздействия груза и выдерживать температуру от —10 до +50°С. Для внутренних перевозок грузов в СССР диапазон температур должен состав лять от —50 (—60) до +70°С. Указанным проектом регламенти руются также требования к отверстиям специализированных контейнеров, в том числе для загрузки, разгрузки, осмотра и ухода, а также к распределению отверстий по длине контейнера, чтобы обеспечить максимально равномерное распределение гру за. Кроме того, изложены требования к наконечникам и выпу скным штуцерам, к защитным кожухам и к другим элементам конструкции.
При выборе формы контейнера и его конструктивного испол нения стремятся всемерно облегчить условия загрузки и разгруз ки, в том числе наиболее производительными машинами. Реша ющим соображением является также обеспечение сохранности груза, т. е. уничтожение распыла, порчи или снижения качества продукции, а также исключение условий хищения или утери грузов.
Так, для универсальных контейнеров всех типоразмеров
(УУК-2,5(3), УУК-5, УУК-5У, УУК-Ю, УУК-20 и УК-30) наибо лее приемлемой формой является прямоугольный параллелепи пед. При этой форме конструкция контейнера может состоять из двух рам — верхней с кровлей и нижней с полом, двух боковых и одной торцовой стенки и одной двустворчатой двери, располо женной со стороны, противоположной торцовой стенке. Крометого, контейнеры УУК-2,5(3) и УУК-5У могут оборудоваться бо ковой двустворчатой дверью вместо торцовой. Контейнеры
остальных |
типоразмеров и главным |
образом |
крупнотоннаж |
ные могут, |
помимо торцовой, иметь |
боковые |
двустворчатые |
двери. |
|
|
|
Выбранная конструкция контейнера должна - обеспечивать: перевозку изделий и продуктов без потертостей и других видовповреждений; удобство и безопасность выполнения операций по загрузке и разгрузке, в том числе с применением вилочных по грузчиков; удобство и безопасность производства перегрузочных операций кранами; защиту грузов от попадания внутрь дождя и снега. Затем при выбранной форме и конструкции необходимо обеспечить поточно-массовое производство контейнеров с приме
нением автоматической сварки и |
широким |
использованием |
гнутых профилей, гофрированного |
листа, |
штампованных |
элементов (в том числе и крупногабаритных), |
литых фитин |
|
гов и др. |
|
|
2. Требования к материалам
Контейнеры могут изготовляться из любых мате риалов, стойких в морской среде, не вступающих в химическую реакцию с 'грузами, допущенными к перевозке в них, не обладаю,- шпх запахами и хорошо поддающихся очистке и промывке, изготовленные нз этих материалов и допущенные к применению контейнеры должны выдерживать испытания, установленные
Регистром и стандартами, без |
остаточных деформаций или |
отклонений, препятствующих |
их использованию. Материалы, |
идущие на изготовление крупнотоннажных контейнеров, приме няемых в смешанном сообщении или в прямом морском сообще нии, должны также удовлетворять требованиям Правил класси фикации и постройки морских судов (часть XIII — «Материа лы») и стандартам. Должно быть также разрешение Регистра использовать их для изготовления контейнеров. Основным на иболее экономичным материалом в контейнеростроеппн продол жает оставаться сталь. Из нее изготавливают все элементы кон струкции, кроме пола. Применяемые в контейнеростроеппн ста ли должны легко свариваться обычными электродами без пред варительного подогрева, иметь антикоррозионные присадки п выдерживать заданные температуры. Для вездеходных контей неров, т. е. таких, в которых также доставляются грузы в райо ны Севера и Юга, используемые стали должны выдерживать температуры в диапазоне от —60 до +70°С.
Наряду со сталыо используются и другие материалы, напри мер для изготовления стен и крыши — специальная фанера, стек лопластики, а также алюмпниевомагниевые сплавы. Деревянные панели изготовляются из многослойной клееной березовой фа неры, пропитанной антисептиками и покрытой с обеих сторон пластиками. Массовое производство фанерных панелей толщи ной 21 мм (массивные) и 40 мм (ячеистые) организовано в Фин ляндии. Контейнеры, выполненные из стального каркаса с ограждением из многослойной фанеры, обладают низким коэффи циентом теплопроводности, повышенной коррозионной стойко стью, высокой прочностью. Стремление улучшить качество кон тейнеров за счет использования соответствующих материалов для обшивки стен и укладки пола привело к тому, что в США уже около 20% контейнеров изготовляется из комбинированных материалов. Повышается удельный вес контейнеров в общем производстве, изготовленных из смешанных материалов также ь ФРГ, Финляндии и других странах. В СССР имеется опыт ис пользования стеклопластика для изготовления малотоннажных и среднетоннажных контейнеров. К достоинствам стеклопластика как материала относится малый удельный вес при большой проч ности, высокая стойкость против коррозии, хорошая тепловая, звуковая и электрическая изоляция и высокая стойкость против ударов.
68