Файл: Контейнерная транспортная система..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пам специализированного подвижного состава относятся: че­ тырехосные платформы с приспособлением для закрепления 10тонных контейнеров при поперечном пх размещении (поперек продольной оси). Такие транспортные средства позволят повы­ сить использование грузоподъемности платформ до 81% и про­ изводить загрузку н освобождение от груза контейнеров, не

снимая их с подвижного состава. Удлиненные

четырехосные

железнодорожные платформы, приспособлены

для перевозки

не только крупнотоннажных контейнеров, но и

среднетонпаж-

ных массой брутто 3 и 5 т. Такая универсальность позволяет лучше использовать грузоподъемность железнодорожного под­

вижного состава при

перевозке среднетопнажных

контейнеров

и повышает эффективность перевозок.

Значительный

интерес

представляет специализированная

удлиненная платформа

с

удельной нагрузкой

на площадь

пола,

близкой

к

удельной

нагрузке на площадь пола контейнера, но с учетом обеспечения приемлемой погонной нагрузки. Одним из таких вариантов явля­ ется восьмпосная специализированная железнодорожная плат­ форма с пониженной средней частью (общая погрузочная дли­ на 25,3 м, грузоподъемность 180 т). На ней можно разместить шесть контейнеров массой брутто 20 т — по одному над тележ­ ками и четыре контейнера в средней части (в два яруса). Преи­ муществом платформы является то, что при перевозке на ней контейнеров обеспечиваются осевые и погонные нагрузки, прак­ тически равные принятым для соответствующего подвижного состава при перевозке других грузов. Подобного типа платфор­ мы очевидно могли бы успешно применяться в контейнерных поездах, обращающихся на определенных направлениях, в пер­ вую очередь между крупными морскими терминалами на тран­ зитной магистрали, осуществляющей перевозку контейнеров между Западной Европой и Японией.

На автомобильном транспорте для перевозки среднетоннажиых контейнеров могут использоваться многие виды бортовых машин. Как показал опыт работы, для перевозки средпетоппажных контейнеров эффективно применение и автопоездов в со­ ставе седельного тягача и полуприцепа грузоподъемностью 5 и 10 т. В последнем случае эти же автопоезда могут использо­ ваться и для доставки 10-тонных контейнеров.

Для перевозки крупнотоннажных контейнеров массой брут­ то 10 т могут применяться автопоезда в составе седельного тя­ гача с полуприцепами-контейнеровозами грузоподъемностью

10 и 20 т.

Для перевозки крупнотоннажных контейнеров массой брут­ то 20 т возможно применение автопоезда в составе седельного тягача Минского автозавода и полуприцепа-контейнеровоза рам­ ной конструкции грузоподъемностью 20 т.

Для перевозки крупнотоннажных контейнеров массой брут­ то 30 т должны применяться автопоезда в составе седельных

24


трехосных тягачей и полуприцепов, контейнеровозов грузоподъ­ емностью до 30 т.

На внутреннем водном транспорте уже в текущем

периоде и

на дальнейших этапах развития КТС для перевозки

контейне­

ров и в особенности

крупнотоннажных

получат применение

суда-контейнеровозы

как однокорпусные

теплоходы озерного

плавания,

приспособленные для

перевозки

контейнеров

в трюме,

так и двухкорпусные

теплоходы

катамараиного

типа.

 

 

 

 

 

На морском транспорте получат дальнейшее развитие судаконтейнеровозы ячеистого типа, суда типа «Ро-Ро» и лихтеровозы.

Наряду со специализированными высокопроизводительными контейнерными кранами, известное распространение получат мобильные средства механизации погрузочно-разгрузочных ра­ бот: автомобили и автопоезда-самопогрузчики, а также пор­ тальные контейнеровозы, фронтальные и боковые автопогрузчи­ ки большой грузоподъемности (20—30 т). Применение автомо­ бильной техники позволит расширить сферу внедрения крупно­ тоннажных контейнеров и открыть больше контейнерных пунк­ тов, оперирующих с ними. На контейнерных пунктах с неболь­ шим объемом работы, на промышленных предприятиях, на базах п складах материально-технического снабжения, в торговле найдут применение легкие, простые средства перегрузки контей­ неров (траверсы, домкраты, легкие краны и т. д.).

Применение автомобильных полуприцепов с пневматически­ ми, гидравлическими и другими подъемниками обеспечит внед­ рение на автомобильном транспорте прогрессивной системы пе­ ревозок грузов в съемных кузовах, что также можно рассматри­ вать как составную часть КТС в целом. Поскольку присоедини­ тельные размеры (расстояние между захватными устройствами и т. п.) контейнеров и съемных кузовов одинаковы, их можно перевозить (и перегружать) одними и теми же средствами. Это позволяет расширить сферу смешанных автомобильно-желез­ нодорожных перевозок и увеличить объемы прогрессивных бесперегрузочных перевозок.

Значительное развитие получат контейнерные перевозки воз­ душным транспортом с использованием специальных авиацион­ ных контейнеров и поддонов и других средств, соответствую­ щих международному стандарту ИСО. Гражданский воздушный флот пополнится новыми грузовыми самолетами и верто­ летами, приспособленными для перевозки контейнеров, в том числе крупнотоннажных, и пакетов.

Особенностью КТС является взаимовлияние и органическая связь всех входящих в ее состав элементов. Поэтому при опти­ мизации структуры контейнерного парка следует применять си­ стемный подход с проведением комплексных технико-экономи-

25


веских расчетов. Главным критерием должны быть величины совокупных народнохозяйственных приведенных эксплуатацион­ но-строительных затрат с учетом продолжительности внедре­ ния нового оборудования. Наряду с ним при оценке рассматри­ ваемого комплекса технических средств контейнерных перево­ зок должны учитываться п такие натуральные показатели, как производительность труда, скорость доставки грузов, сокраще­ ние простоев подвижного состава и др.

Наряду с решением технических аспектов контейнерной тран­ спортной системы будет отрабатываться система планирования, организации и управления контейнерными перевозками, единая для всех видов транспорта методика их планирования, учиты­ вающая специфические особенности организации работы каждо­ го вида транспорта.

Рациональная организация н управление контейнерными и пакетными перевозками обеспечат единство действий всех видов транспорта и потребителей контейнеров на базе основопо­ лагающих документов КТС (Единых правил перевозок, Техни­ ческих условий погрузки и перевозки и т. д.) и системы тари­ фов, стимулирующих развитие контейнеризации. Такое единст­ во транспортной цепи и непрерывность перевозочного процесса по схеме «от двери — до двери» возможно осуществить на ос­ нове общетранспортной и нормативной документации.

2. Взаимосвязь контейнерных и пакетных перевозок

Создание и внедрение контейнерной транспорт­ ной системы представляют собой один из наиболее эффектив­ ных путей совершенствования транспортного процесса. Однако даже по наиболее оптимистичным прогнозам доля контейнер­ ных перевозок в общем объеме перевозок грузов не будет з перспективе превышать 10—20%. В то же время метод бесперегрузочной транспортировки, который предполагает исключение перегрузочных операций в пути следования непосредственно с грузом (эти операции выполняются с укрупненными грузовы­ ми единицами, включая контейнеры и пакеты), должен стать основой транспортного процесса с точки зрения организации грузовой работы. В этой связи большая роль принадлежит па­ кетным перевозкам, применение которых еще больше расширя­ ет сферу прямых бесперег.рузочиых сообщений. При этом

•следует учесть, что и .применение контейнеров, особенно крупнотоннажных, также предполагает использование пакетов, решаю­ щих проблему механизированной загрузки и разгрузки кон­ тейнеров.

26


Разумное сочетание контейнерных и .пакетных перевозок с учетом сфер их наиболее эффективного применения позволя­ ет резко повысить эффективность транспортного процесса в це­ лом, особенно при перевозках таких грузов, как тарно-упако­ вочные.

Таким образом, между контейнерной транспортной систе­ мой и пакетными перевозками имеется тесная связь, основан­ ная на том, что оба эти способа являются составными частями транспортного процесса, при этом большое число грузов пере­ возится как в контейнерах, так и пакетами. Естественно, что это налагает определенные требования на выбор и параметрирование технических средств и организацию перевозок. Эти тре­ бования сводятся к следующему:

выбор взаимоувязанных параметров контейнеров, поддонов и пакетов с учетом принятого модуля грузовой единицы;

создание перегрузочного оборудования, пригодного для рабо­ ты с пакетами внутри контейнеров;

разработка средств крепления пакетов, обеспечивающих сох­ ранность грузов, пакетов н контейнеров;

разработка комбинированных транспортных технологических процессов промышленных предприятий, предусматривающих, например, использование пакетов для внутрицеховой и межце­ ховой транспортировки и контейнеров для перевозок на магист­ ральном транспорте;

установление системы планирования, учета, нормативных правил и условий, а также транспортных тарифов, стимулирую­ щих пакетные и контейнерные перевозки грузов в их наиболее эффективных сферах.

Сочетание контейнерных и пакетных перевозок позволяет до­ стичь высокой степени комплексной механизации погрузочноразгрузочных работ, сократить простои подвижного состава, улучшить использование складских площадей, ускорить достав­ ку грузов.

Весьма важным обстоятельством, характеризующим перспек­ тивность развития бесперегрузочных перевозок, является'созда­ ние условий для комплексной автоматизации технологических процессов. Уже сейчас в СССР и за рубежом функционируют ав­ томатизированные склады, перерабатывающие грузы в пакетах, основанные на применении автоматизированных кранов-штабе- леров и электронных вычислительных машин. В дальнейшем сфера применения автоматизированных комплексов по перера­ ботке пакетированных грузов в промышленности и на тран­ спорте будет непрерывно расширяться.

Подробнее вопросы автоматизации технологических процес­ сов в рамках контейнерной транспортной системы изложены в главе XI.

27


3. влияние контейнеризации иа организацию перевозочного процесса, промышленного производства, <*наб;кения и сбыта

Контейнерная транспортная система уже в на­ стоящее время оказывает существенное влияние на все стороны организации перевозочного процесса, работы -промышленности, сельскохозяйственного производства, на систему снабжения и сбыта. В дальнейшем это влияние будет возрастать.

Высокая стоимость грузов, охватываемых контейнеризацией, дорогой специализированный подвижной состав и специализиро­ ванные средства механизации перемещения контейнеров требу­ ют от участников перевозочного процесса особенно тщательно согласованных действий по своевременному подводу груженого и порожнего подвижного состава к перевалочным пунктам н пунк­ там загрузки и разгрузки контейнеров. Введение ускоренных контейнерных поездов, судов-контейнеровозов и автоконтейиеровозов по-новому ставит вопросы планирования и управления перевозочным процессом, железнодорожного, автомобильного, морского, речного, а в перспективе и воздушного транспорта.

Система непрерывного оперативного контроля и слежения за продвижением каждого контейнера позволяет заблаговременно планировать размещение контейнеров в контейнерных пунктах и подготавливать нужную партию контейнеров к отправлению по смежному виду транспорта. Высокая производительность пере­ грузочных средств создает условия для сокращения времени про­ стоя подвижного состава под грузовыми операциями и вместе с тем в связи с высокой стоимостью оборудования причалов по­ нуждает принимать меры для более полной и равномерной, их загрузки. В свою очередь это требует осуществления ряда орга­ низационных мер: совмещенных графиков движения поездов и судов, внедрения сквозной маршрутизации контейнеропотоков, охватывающей весь или часть пути следования контейнеров не­ сколькими видами транспорта, разработки единых технологиче­ ских процессов для контейнерных пунктов (терминалов), орга­ низации взаимной информации между диспетчерскими пунктами смежных видов транспорта, и даже создания объединенных дис­ петчерских пунктов из представителей разных видов транспорта и т. д. Проведение подобных мер позволит значительно повысить скорость продвижения контейнеров, уменьшить непроизводитель­ ные простои специализированного подвижного состава, средств механизации и самих контейнеров.

Так обстоит дело с технологическим аспектом организации перевозочного процесса при контейнерной транспортной системе.

28