ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
пам специализированного подвижного состава относятся: че тырехосные платформы с приспособлением для закрепления 10тонных контейнеров при поперечном пх размещении (поперек продольной оси). Такие транспортные средства позволят повы сить использование грузоподъемности платформ до 81% и про изводить загрузку н освобождение от груза контейнеров, не
снимая их с подвижного состава. Удлиненные |
четырехосные |
железнодорожные платформы, приспособлены |
для перевозки |
не только крупнотоннажных контейнеров, но и |
среднетонпаж- |
ных массой брутто 3 и 5 т. Такая универсальность позволяет лучше использовать грузоподъемность железнодорожного под
вижного состава при |
перевозке среднетопнажных |
контейнеров |
||||
и повышает эффективность перевозок. |
Значительный |
интерес |
||||
представляет специализированная |
удлиненная платформа |
с |
||||
удельной нагрузкой |
на площадь |
пола, |
близкой |
к |
удельной |
нагрузке на площадь пола контейнера, но с учетом обеспечения приемлемой погонной нагрузки. Одним из таких вариантов явля ется восьмпосная специализированная железнодорожная плат форма с пониженной средней частью (общая погрузочная дли на 25,3 м, грузоподъемность 180 т). На ней можно разместить шесть контейнеров массой брутто 20 т — по одному над тележ ками и четыре контейнера в средней части (в два яруса). Преи муществом платформы является то, что при перевозке на ней контейнеров обеспечиваются осевые и погонные нагрузки, прак тически равные принятым для соответствующего подвижного состава при перевозке других грузов. Подобного типа платфор мы очевидно могли бы успешно применяться в контейнерных поездах, обращающихся на определенных направлениях, в пер вую очередь между крупными морскими терминалами на тран зитной магистрали, осуществляющей перевозку контейнеров между Западной Европой и Японией.
На автомобильном транспорте для перевозки среднетоннажиых контейнеров могут использоваться многие виды бортовых машин. Как показал опыт работы, для перевозки средпетоппажных контейнеров эффективно применение и автопоездов в со ставе седельного тягача и полуприцепа грузоподъемностью 5 и 10 т. В последнем случае эти же автопоезда могут использо ваться и для доставки 10-тонных контейнеров.
Для перевозки крупнотоннажных контейнеров массой брут то 10 т могут применяться автопоезда в составе седельного тя гача с полуприцепами-контейнеровозами грузоподъемностью
10 и 20 т.
Для перевозки крупнотоннажных контейнеров массой брут то 20 т возможно применение автопоезда в составе седельного тягача Минского автозавода и полуприцепа-контейнеровоза рам ной конструкции грузоподъемностью 20 т.
Для перевозки крупнотоннажных контейнеров массой брут то 30 т должны применяться автопоезда в составе седельных
24
трехосных тягачей и полуприцепов, контейнеровозов грузоподъ емностью до 30 т.
На внутреннем водном транспорте уже в текущем |
периоде и |
на дальнейших этапах развития КТС для перевозки |
контейне |
ров и в особенности |
крупнотоннажных |
получат применение |
|||
суда-контейнеровозы |
как однокорпусные |
теплоходы озерного |
|||
плавания, |
приспособленные для |
перевозки |
контейнеров |
||
в трюме, |
так и двухкорпусные |
теплоходы |
катамараиного |
||
типа. |
|
|
|
|
|
На морском транспорте получат дальнейшее развитие судаконтейнеровозы ячеистого типа, суда типа «Ро-Ро» и лихтеровозы.
Наряду со специализированными высокопроизводительными контейнерными кранами, известное распространение получат мобильные средства механизации погрузочно-разгрузочных ра бот: автомобили и автопоезда-самопогрузчики, а также пор тальные контейнеровозы, фронтальные и боковые автопогрузчи ки большой грузоподъемности (20—30 т). Применение автомо бильной техники позволит расширить сферу внедрения крупно тоннажных контейнеров и открыть больше контейнерных пунк тов, оперирующих с ними. На контейнерных пунктах с неболь шим объемом работы, на промышленных предприятиях, на базах п складах материально-технического снабжения, в торговле найдут применение легкие, простые средства перегрузки контей неров (траверсы, домкраты, легкие краны и т. д.).
Применение автомобильных полуприцепов с пневматически ми, гидравлическими и другими подъемниками обеспечит внед рение на автомобильном транспорте прогрессивной системы пе ревозок грузов в съемных кузовах, что также можно рассматри вать как составную часть КТС в целом. Поскольку присоедини тельные размеры (расстояние между захватными устройствами и т. п.) контейнеров и съемных кузовов одинаковы, их можно перевозить (и перегружать) одними и теми же средствами. Это позволяет расширить сферу смешанных автомобильно-желез нодорожных перевозок и увеличить объемы прогрессивных бесперегрузочных перевозок.
Значительное развитие получат контейнерные перевозки воз душным транспортом с использованием специальных авиацион ных контейнеров и поддонов и других средств, соответствую щих международному стандарту ИСО. Гражданский воздушный флот пополнится новыми грузовыми самолетами и верто летами, приспособленными для перевозки контейнеров, в том числе крупнотоннажных, и пакетов.
Особенностью КТС является взаимовлияние и органическая связь всех входящих в ее состав элементов. Поэтому при опти мизации структуры контейнерного парка следует применять си стемный подход с проведением комплексных технико-экономи-
25
веских расчетов. Главным критерием должны быть величины совокупных народнохозяйственных приведенных эксплуатацион но-строительных затрат с учетом продолжительности внедре ния нового оборудования. Наряду с ним при оценке рассматри ваемого комплекса технических средств контейнерных перево зок должны учитываться п такие натуральные показатели, как производительность труда, скорость доставки грузов, сокраще ние простоев подвижного состава и др.
Наряду с решением технических аспектов контейнерной тран спортной системы будет отрабатываться система планирования, организации и управления контейнерными перевозками, единая для всех видов транспорта методика их планирования, учиты вающая специфические особенности организации работы каждо го вида транспорта.
Рациональная организация н управление контейнерными и пакетными перевозками обеспечат единство действий всех видов транспорта и потребителей контейнеров на базе основопо лагающих документов КТС (Единых правил перевозок, Техни ческих условий погрузки и перевозки и т. д.) и системы тари фов, стимулирующих развитие контейнеризации. Такое единст во транспортной цепи и непрерывность перевозочного процесса по схеме «от двери — до двери» возможно осуществить на ос нове общетранспортной и нормативной документации.
2. Взаимосвязь контейнерных и пакетных перевозок
Создание и внедрение контейнерной транспорт ной системы представляют собой один из наиболее эффектив ных путей совершенствования транспортного процесса. Однако даже по наиболее оптимистичным прогнозам доля контейнер ных перевозок в общем объеме перевозок грузов не будет з перспективе превышать 10—20%. В то же время метод бесперегрузочной транспортировки, который предполагает исключение перегрузочных операций в пути следования непосредственно с грузом (эти операции выполняются с укрупненными грузовы ми единицами, включая контейнеры и пакеты), должен стать основой транспортного процесса с точки зрения организации грузовой работы. В этой связи большая роль принадлежит па кетным перевозкам, применение которых еще больше расширя ет сферу прямых бесперег.рузочиых сообщений. При этом
•следует учесть, что и .применение контейнеров, особенно крупнотоннажных, также предполагает использование пакетов, решаю щих проблему механизированной загрузки и разгрузки кон тейнеров.
26
Разумное сочетание контейнерных и .пакетных перевозок с учетом сфер их наиболее эффективного применения позволя ет резко повысить эффективность транспортного процесса в це лом, особенно при перевозках таких грузов, как тарно-упако вочные.
Таким образом, между контейнерной транспортной систе мой и пакетными перевозками имеется тесная связь, основан ная на том, что оба эти способа являются составными частями транспортного процесса, при этом большое число грузов пере возится как в контейнерах, так и пакетами. Естественно, что это налагает определенные требования на выбор и параметрирование технических средств и организацию перевозок. Эти тре бования сводятся к следующему:
выбор взаимоувязанных параметров контейнеров, поддонов и пакетов с учетом принятого модуля грузовой единицы;
создание перегрузочного оборудования, пригодного для рабо ты с пакетами внутри контейнеров;
разработка средств крепления пакетов, обеспечивающих сох ранность грузов, пакетов н контейнеров;
разработка комбинированных транспортных технологических процессов промышленных предприятий, предусматривающих, например, использование пакетов для внутрицеховой и межце ховой транспортировки и контейнеров для перевозок на магист ральном транспорте;
установление системы планирования, учета, нормативных правил и условий, а также транспортных тарифов, стимулирую щих пакетные и контейнерные перевозки грузов в их наиболее эффективных сферах.
Сочетание контейнерных и пакетных перевозок позволяет до стичь высокой степени комплексной механизации погрузочноразгрузочных работ, сократить простои подвижного состава, улучшить использование складских площадей, ускорить достав ку грузов.
Весьма важным обстоятельством, характеризующим перспек тивность развития бесперегрузочных перевозок, является'созда ние условий для комплексной автоматизации технологических процессов. Уже сейчас в СССР и за рубежом функционируют ав томатизированные склады, перерабатывающие грузы в пакетах, основанные на применении автоматизированных кранов-штабе- леров и электронных вычислительных машин. В дальнейшем сфера применения автоматизированных комплексов по перера ботке пакетированных грузов в промышленности и на тран спорте будет непрерывно расширяться.
Подробнее вопросы автоматизации технологических процес сов в рамках контейнерной транспортной системы изложены в главе XI.
27
3. влияние контейнеризации иа организацию перевозочного процесса, промышленного производства, <*наб;кения и сбыта
Контейнерная транспортная система уже в на стоящее время оказывает существенное влияние на все стороны организации перевозочного процесса, работы -промышленности, сельскохозяйственного производства, на систему снабжения и сбыта. В дальнейшем это влияние будет возрастать.
Высокая стоимость грузов, охватываемых контейнеризацией, дорогой специализированный подвижной состав и специализиро ванные средства механизации перемещения контейнеров требу ют от участников перевозочного процесса особенно тщательно согласованных действий по своевременному подводу груженого и порожнего подвижного состава к перевалочным пунктам н пунк там загрузки и разгрузки контейнеров. Введение ускоренных контейнерных поездов, судов-контейнеровозов и автоконтейиеровозов по-новому ставит вопросы планирования и управления перевозочным процессом, железнодорожного, автомобильного, морского, речного, а в перспективе и воздушного транспорта.
Система непрерывного оперативного контроля и слежения за продвижением каждого контейнера позволяет заблаговременно планировать размещение контейнеров в контейнерных пунктах и подготавливать нужную партию контейнеров к отправлению по смежному виду транспорта. Высокая производительность пере грузочных средств создает условия для сокращения времени про стоя подвижного состава под грузовыми операциями и вместе с тем в связи с высокой стоимостью оборудования причалов по нуждает принимать меры для более полной и равномерной, их загрузки. В свою очередь это требует осуществления ряда орга низационных мер: совмещенных графиков движения поездов и судов, внедрения сквозной маршрутизации контейнеропотоков, охватывающей весь или часть пути следования контейнеров не сколькими видами транспорта, разработки единых технологиче ских процессов для контейнерных пунктов (терминалов), орга низации взаимной информации между диспетчерскими пунктами смежных видов транспорта, и даже создания объединенных дис петчерских пунктов из представителей разных видов транспорта и т. д. Проведение подобных мер позволит значительно повысить скорость продвижения контейнеров, уменьшить непроизводитель ные простои специализированного подвижного состава, средств механизации и самих контейнеров.
Так обстоит дело с технологическим аспектом организации перевозочного процесса при контейнерной транспортной системе.
28