ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
Большое влияние контейнерная транспортная система окажет н на другие стороны перевозочного процесса: экономическую, ком мерческо-правовую, техническую.
Влияние на экономику перевозочного процесса прежде всего связано со скоростью доставки контейнерных грузов, стоимо стью перегрузочных операций. Контейнерная транспортная си стема позволит коренным образом повысить скорости продвиже ния грузов за счет введения ускоренных контейнерных поездов.
При малых контейнеропотоках в эти поезда могут |
включаться |
и крытые вагоны с грузами, требующими скоростной |
доставки. |
Эта мера, как показывает опыт английских и французских же лезных дорог, позволяет увеличить частоту отправления контей
нерных экспрессов и тем самым ускорить доставку грузов. |
Од |
нако высокая скорость продвижения грузов в контейнерах |
по |
железным дорогам не даст ожидаемого эффекта, если не будет организована согласованная работа с автомобильным и водным
транспортом. Вся экономия времени, |
получаемая на железно |
дорожном транспорте, может быть |
потеряна в перевалочных |
пунктах и на смежных видах транспорта.
При контейнерном способе перевозок резко сокращается стои мость перегрузочных операций. Так, при перегрузке тарно-штуч ных грузов из вагона в автомобиль себестоимость этих операций достигает 1—2 руб/т, перестановка крупнотоннажного 20-тонного контейнера с железнодорожной платформы на автомобильный полуприцеп будет стоить 1—1,5 руб., что на тонну груза составит всего 15—18 коп.
В перспективе с ростом контейнеропотоков себестоимость выполнения операций с крупнотоннажными контейнерами сни зится и будет составлять в пунктах с грузооборотом 100 тыс. г. в год 5—7 коп/т. Это существенно повлияет на выбор оптималь ного способа передачи контейнеров с одного вида транспорта на другой, поскольку прямой вариант перевалки утрачивает свою привлекательность, если он не приводит к значительному сниже нию расходов на грузовые работы и не повлечет за собой суще ственного ускорения времени выполнения всех операций в кон тейнерном пункте (терминале) по сравнению со «складским» вариантом погрузочно-разгрузочных работ. Именно это обстоя тельство логически приводит к тому, что в контейнерной системе получаются иные оптимальные соотношения «прямого» и «склад ского» вариантов грузовых работ, чем это имеет место при ор ганизации перевалки грузов, не охваченных контейнеризацией.
Большое влияние контейнерная транспортная система окажет на организацию промышленного производства.
На вспомогательных работах в промышленности СССР в на стоящее время занято 48% всех рабочих. Малая производитель ность труда на этих работах тянет вниз уровень нроизводительности в основном производстве. Добиться значительного повы шения производительности труда на этих работах можно на
29
основе внедрения контейнеров, а также поддонов (пакетов) в технологические схемы перемещения предметов труда на пред приятиях. Для этого процесс перевозки должен начинаться и заканчиваться не на магистральных видах транспорта, а на промышленном, внутризаводском транспорте, в производствен ных цехах, у главного контейнера. При этом появится возмож ность рационализировать вспомогательные операции, исключить или заменить некоторые из них другими, более производитель ными.
Контейнерная транспортная система должна будет привести к существенным изменениям в технологии ряда производств и в первую очередь тех из них, которые получают и отправляют контейиеропрнгодные грузы.
Контейнеризация, при которой предмет труда доставляется не на склад, а непосредственно в цех к рабочим местам, позволя ет получить существенную экономию в затратах труда не толь ко на вспомогательных работах, но и в технологии основного производства, поскольку она нередко дает возможность изме нять схему поточного производства, рационализируя ее за счет концентрации потоков и соответствующего изменения в располо жении оборудования цеха. Экономия от контейнеризации может быть получена и на заключительной стадии производственного процесса, если подготовка продукции к отправлению будет сов мещаться с загрузкой контейнера в цехе, у главного конвейера. В этом случае будут исключены вспомогательные операции по погрузочно-разгрузочным работам и по доставке продукции на склад. Такого рода организация отправления, минуя склад гото вой продукции, широко применяется за рубежом п дает сущест венную экономию.
Эффективность контейнеризации в сфере производства будет зависеть главным образом от того, в какой мере при создании контейнерной системы будут учитываться требования и особен ности самых разнообразных производственных предприятий. Прежде всего это относится к параметрам контейнеров, которые наилучшим образом отвечали бы условиям применения их на промышленном внутризаводском транспорте. Если для примене ния универсальных контейнеров предприятия должны приспо сабливать свою технологию к их параметрам и конструкций, то по контейнерам специализированным должен иметься набор их типажа с достаточно большой градацией параметрического ря да по грузоподъемности, чтобы каждое предприятие, примени тельно к своим условиям выбрало из общего параметрического ряда тот тип контейнера, который будет оптимальным не только для перемещения его внутри предприятия, но также и для пере мещения на всей транспортной сети страны. Таким путем будет достигнута наивысшая эффективность контейнерно-транспортной системы не только для транспорта, но, что особенно существенно, и для всего народного хозяйства в целом,
зо |
( |
Контейнеризация создает новые условия для кооперации про изводств, поскольку с помощью контейнеров может быть орга низовано поточное производство на нескольких заводах, распо ложенных на сотни километров друг от друга. Это практически уже осуществляется в США, когда заводы-смежникп посылают и получают полуфабрикаты (продукцию, выработанную за смену) ■с таким расчетом, чтобы к утру следующего дня доставить кон тейнер с полуфабрикатами к проему цеха (или в цех) с тем, что бы рабочие, придя на работу, могли продолжать процесс произ водства, начатый вчера в цехе другого завода. Это существенно расширяет возможности совершенствования технологии ряда производств, обеспечивает лучшее использование имеющегося производственного оборудования и в конечном счете способст вует повышению производительности общественного труда.
Контейнерная транспортная система окажет помощь сельско му хозяйству. Контейнеры могут успешно применяться для до ставки разного рода запасных частей, горючего и смазочных ма сел, сухих и жидких удобрений, перевозки продуктов широкого потребления и др. В сочетании с пакетной системой доставки применение контейнеров высвободит большое число колхозников и рабочих совхозов, ранее занимавшихся погрузочно-разгрузоч ными работами.
Специальные контейнеры позволят механизировать ряд тру доемких полевых работ, связанных с внесением минеральных удобрений. При уборке картофеля, овощей, фруктов появится возможность бесперегрузочной доставки их к местам потребле ния, что приведет к резкому сокращению потерь и улучшению товарного вида сельскохозяйственной продукции. Так, примене ние решетчатых контейнеров для перевозки плодов и овощей с плантаций в магазины позволяет устранить 26 ручных погрузоч но-разгрузочных операций. Опытные перевозки плодоовощной продукции в специальных контейнерах в .Украинской ССР пока
зали высокую их эффективность. На каждые 100 |
тыс. т продук |
|
ции экономится |
1,59 млн. руб. и высвобождается |
758 рабочих, |
экономится 55,7 |
тыс. м3 деловой древесины, используемой на |
|
изготовление деревянной плодоовощной тары. |
|
|
При использовании контейнеров потери помидоров сокраща |
||
ются на 6,2% |
(в контейнерах — 0,8%, без контейнеров — |
7%).
Эффективно использовать контейнеры для перевозки и хра нения картофеля. За последние три года в Украинской ССР бы ло загружено в поле, перевезено и заложено на хранение 1 млн. т. картофеля в контейнерах. Это позволило снизить поте ри при перевозках и хранении на 14—15%, в 2—2,5 раза умень шить затраты труда при заготовках, перевозках и хранении картофеля.
При внедрении предварительного охлаждения некоторых скоропортящихся продуктов, когда придется их первоначально
31
доставлять в холодильники, .пакетная и контейнерная системы перевозок станут обязательным условием рационального про изводства пищевых продуктов.
Существенное влияние контейнерная транспортная система окажет на организацию снабжения п сбыта. В первую очередь это влияние связано с тем, что открываются более благо приятные возможности для выбора оптимальной величины отправки.
В связи с выходом из эксплуатации двухосных крытых ваго нов и заменой их четырехосными пришлось пойти на укрупне ние отправок, что в ряде случаев при ограниченных ресурсах осложняло снабжение и сбыт, приводило к увеличению оборот ных средств, пересмотру размеров нормативных запасов у по требителей н т. д. С внедрением контейнерной системы мож но будет значительно улучшить условия снабжения и сбыта, поскольку у грузоотправителей и грузополучателей появятся широкие возможности выбора наиболее экономичной по грузо подъемности (грузовместимости) транспортной емкости.
При этом расширятся возможности применения транзитной формы доставки грузов; эта форма станет еще более выгодной, поскольку специализированные контейнеры обладают всеми преимуществами специализированного подвижного состава при одновременной свободе от его недостатков, связанных с необхо димостью осуществлять перегрузку (перевалку) грузов из под вижного состава одного вида в подвижной состав другого вида транспорта.
Перемещение специализированных контейнеров, которые по параметрическому ряду будут сходными с универсальными кон тейнерами, станет осуществляться при значительно меньшей стоимости грузовых операций, чем это было при их отсутствии, когда приходилось производить перевалку грузов.
Совершенствование системы снабжения и сбыта предусмат ривает создание высокомеханизированных районных специали зированных и универсальных баз снабжения, баз-магазинов, ко торые возьмут на себя всю заботу по снабжению тяготеющих к ним производств и тем самым создадут предпосылки для лик видации крупных складов на отдельных предприятиях. Такого рода объединение ресурсов, с одной стороны, позволит обхо диться меньшими размерами запасов, а с другой —- будет спо собствовать укрупнению отправок, расширяя тем самым приме
нение |
крупнотоннажных контейнеров, |
автомобильных поездов, |
|
а по |
ряду массовых грузов — маршрутизации перевозок. |
||
В перспективе, когда будет |
получаться информация о прод |
||
вижении каждого контейнера, |
станет |
возможным еще более |
полно использовать преимущества контейнеризации, поскольку снабжение некоторыми видами сырья и полуфабрикатами нач нет осуществляться «с колес» непосредственно в цех, устраняя
32