Файл: Контейнерная транспортная система..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Большое влияние контейнерная транспортная система окажет н на другие стороны перевозочного процесса: экономическую, ком­ мерческо-правовую, техническую.

Влияние на экономику перевозочного процесса прежде всего связано со скоростью доставки контейнерных грузов, стоимо­ стью перегрузочных операций. Контейнерная транспортная си­ стема позволит коренным образом повысить скорости продвиже­ ния грузов за счет введения ускоренных контейнерных поездов.

При малых контейнеропотоках в эти поезда могут

включаться

и крытые вагоны с грузами, требующими скоростной

доставки.

Эта мера, как показывает опыт английских и французских же­ лезных дорог, позволяет увеличить частоту отправления контей­

нерных экспрессов и тем самым ускорить доставку грузов.

Од­

нако высокая скорость продвижения грузов в контейнерах

по

железным дорогам не даст ожидаемого эффекта, если не будет организована согласованная работа с автомобильным и водным

транспортом. Вся экономия времени,

получаемая на железно­

дорожном транспорте, может быть

потеряна в перевалочных

пунктах и на смежных видах транспорта.

При контейнерном способе перевозок резко сокращается стои­ мость перегрузочных операций. Так, при перегрузке тарно-штуч­ ных грузов из вагона в автомобиль себестоимость этих операций достигает 1—2 руб/т, перестановка крупнотоннажного 20-тонного контейнера с железнодорожной платформы на автомобильный полуприцеп будет стоить 1—1,5 руб., что на тонну груза составит всего 15—18 коп.

В перспективе с ростом контейнеропотоков себестоимость выполнения операций с крупнотоннажными контейнерами сни­ зится и будет составлять в пунктах с грузооборотом 100 тыс. г. в год 5—7 коп/т. Это существенно повлияет на выбор оптималь­ ного способа передачи контейнеров с одного вида транспорта на другой, поскольку прямой вариант перевалки утрачивает свою привлекательность, если он не приводит к значительному сниже­ нию расходов на грузовые работы и не повлечет за собой суще­ ственного ускорения времени выполнения всех операций в кон­ тейнерном пункте (терминале) по сравнению со «складским» вариантом погрузочно-разгрузочных работ. Именно это обстоя­ тельство логически приводит к тому, что в контейнерной системе получаются иные оптимальные соотношения «прямого» и «склад­ ского» вариантов грузовых работ, чем это имеет место при ор­ ганизации перевалки грузов, не охваченных контейнеризацией.

Большое влияние контейнерная транспортная система окажет на организацию промышленного производства.

На вспомогательных работах в промышленности СССР в на­ стоящее время занято 48% всех рабочих. Малая производитель­ ность труда на этих работах тянет вниз уровень нроизводительности в основном производстве. Добиться значительного повы­ шения производительности труда на этих работах можно на

29



основе внедрения контейнеров, а также поддонов (пакетов) в технологические схемы перемещения предметов труда на пред­ приятиях. Для этого процесс перевозки должен начинаться и заканчиваться не на магистральных видах транспорта, а на промышленном, внутризаводском транспорте, в производствен­ ных цехах, у главного контейнера. При этом появится возмож­ ность рационализировать вспомогательные операции, исключить или заменить некоторые из них другими, более производитель­ ными.

Контейнерная транспортная система должна будет привести к существенным изменениям в технологии ряда производств и в первую очередь тех из них, которые получают и отправляют контейиеропрнгодные грузы.

Контейнеризация, при которой предмет труда доставляется не на склад, а непосредственно в цех к рабочим местам, позволя­ ет получить существенную экономию в затратах труда не толь­ ко на вспомогательных работах, но и в технологии основного производства, поскольку она нередко дает возможность изме­ нять схему поточного производства, рационализируя ее за счет концентрации потоков и соответствующего изменения в располо­ жении оборудования цеха. Экономия от контейнеризации может быть получена и на заключительной стадии производственного процесса, если подготовка продукции к отправлению будет сов­ мещаться с загрузкой контейнера в цехе, у главного конвейера. В этом случае будут исключены вспомогательные операции по погрузочно-разгрузочным работам и по доставке продукции на склад. Такого рода организация отправления, минуя склад гото­ вой продукции, широко применяется за рубежом п дает сущест­ венную экономию.

Эффективность контейнеризации в сфере производства будет зависеть главным образом от того, в какой мере при создании контейнерной системы будут учитываться требования и особен­ ности самых разнообразных производственных предприятий. Прежде всего это относится к параметрам контейнеров, которые наилучшим образом отвечали бы условиям применения их на промышленном внутризаводском транспорте. Если для примене­ ния универсальных контейнеров предприятия должны приспо­ сабливать свою технологию к их параметрам и конструкций, то по контейнерам специализированным должен иметься набор их типажа с достаточно большой градацией параметрического ря­ да по грузоподъемности, чтобы каждое предприятие, примени­ тельно к своим условиям выбрало из общего параметрического ряда тот тип контейнера, который будет оптимальным не только для перемещения его внутри предприятия, но также и для пере­ мещения на всей транспортной сети страны. Таким путем будет достигнута наивысшая эффективность контейнерно-транспортной системы не только для транспорта, но, что особенно существенно, и для всего народного хозяйства в целом,

зо

(


Контейнеризация создает новые условия для кооперации про­ изводств, поскольку с помощью контейнеров может быть орга­ низовано поточное производство на нескольких заводах, распо­ ложенных на сотни километров друг от друга. Это практически уже осуществляется в США, когда заводы-смежникп посылают и получают полуфабрикаты (продукцию, выработанную за смену) ■с таким расчетом, чтобы к утру следующего дня доставить кон­ тейнер с полуфабрикатами к проему цеха (или в цех) с тем, что­ бы рабочие, придя на работу, могли продолжать процесс произ­ водства, начатый вчера в цехе другого завода. Это существенно расширяет возможности совершенствования технологии ряда производств, обеспечивает лучшее использование имеющегося производственного оборудования и в конечном счете способст­ вует повышению производительности общественного труда.

Контейнерная транспортная система окажет помощь сельско­ му хозяйству. Контейнеры могут успешно применяться для до­ ставки разного рода запасных частей, горючего и смазочных ма­ сел, сухих и жидких удобрений, перевозки продуктов широкого потребления и др. В сочетании с пакетной системой доставки применение контейнеров высвободит большое число колхозников и рабочих совхозов, ранее занимавшихся погрузочно-разгрузоч­ ными работами.

Специальные контейнеры позволят механизировать ряд тру­ доемких полевых работ, связанных с внесением минеральных удобрений. При уборке картофеля, овощей, фруктов появится возможность бесперегрузочной доставки их к местам потребле­ ния, что приведет к резкому сокращению потерь и улучшению товарного вида сельскохозяйственной продукции. Так, примене­ ние решетчатых контейнеров для перевозки плодов и овощей с плантаций в магазины позволяет устранить 26 ручных погрузоч­ но-разгрузочных операций. Опытные перевозки плодоовощной продукции в специальных контейнерах в .Украинской ССР пока­

зали высокую их эффективность. На каждые 100

тыс. т продук­

ции экономится

1,59 млн. руб. и высвобождается

758 рабочих,

экономится 55,7

тыс. м3 деловой древесины, используемой на

изготовление деревянной плодоовощной тары.

 

При использовании контейнеров потери помидоров сокраща­

ются на 6,2%

(в контейнерах — 0,8%, без контейнеров —

7%).

Эффективно использовать контейнеры для перевозки и хра­ нения картофеля. За последние три года в Украинской ССР бы­ ло загружено в поле, перевезено и заложено на хранение 1 млн. т. картофеля в контейнерах. Это позволило снизить поте­ ри при перевозках и хранении на 14—15%, в 2—2,5 раза умень­ шить затраты труда при заготовках, перевозках и хранении картофеля.

При внедрении предварительного охлаждения некоторых скоропортящихся продуктов, когда придется их первоначально

31


доставлять в холодильники, .пакетная и контейнерная системы перевозок станут обязательным условием рационального про­ изводства пищевых продуктов.

Существенное влияние контейнерная транспортная система окажет на организацию снабжения п сбыта. В первую очередь это влияние связано с тем, что открываются более благо­ приятные возможности для выбора оптимальной величины отправки.

В связи с выходом из эксплуатации двухосных крытых ваго­ нов и заменой их четырехосными пришлось пойти на укрупне­ ние отправок, что в ряде случаев при ограниченных ресурсах осложняло снабжение и сбыт, приводило к увеличению оборот­ ных средств, пересмотру размеров нормативных запасов у по­ требителей н т. д. С внедрением контейнерной системы мож­ но будет значительно улучшить условия снабжения и сбыта, поскольку у грузоотправителей и грузополучателей появятся широкие возможности выбора наиболее экономичной по грузо­ подъемности (грузовместимости) транспортной емкости.

При этом расширятся возможности применения транзитной формы доставки грузов; эта форма станет еще более выгодной, поскольку специализированные контейнеры обладают всеми преимуществами специализированного подвижного состава при одновременной свободе от его недостатков, связанных с необхо­ димостью осуществлять перегрузку (перевалку) грузов из под­ вижного состава одного вида в подвижной состав другого вида транспорта.

Перемещение специализированных контейнеров, которые по параметрическому ряду будут сходными с универсальными кон­ тейнерами, станет осуществляться при значительно меньшей стоимости грузовых операций, чем это было при их отсутствии, когда приходилось производить перевалку грузов.

Совершенствование системы снабжения и сбыта предусмат­ ривает создание высокомеханизированных районных специали­ зированных и универсальных баз снабжения, баз-магазинов, ко­ торые возьмут на себя всю заботу по снабжению тяготеющих к ним производств и тем самым создадут предпосылки для лик­ видации крупных складов на отдельных предприятиях. Такого рода объединение ресурсов, с одной стороны, позволит обхо­ диться меньшими размерами запасов, а с другой —- будет спо­ собствовать укрупнению отправок, расширяя тем самым приме­

нение

крупнотоннажных контейнеров,

автомобильных поездов,

а по

ряду массовых грузов — маршрутизации перевозок.

В перспективе, когда будет

получаться информация о прод­

вижении каждого контейнера,

станет

возможным еще более

полно использовать преимущества контейнеризации, поскольку снабжение некоторыми видами сырья и полуфабрикатами нач­ нет осуществляться «с колес» непосредственно в цех, устраняя

32