ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 176
Скачиваний: 0
па замкнутой петле. Мощность |
ш ля двигателей |
привода на |
правой и на левой опоре машины |
регулируется с |
высокой точ |
ностью для обеспечения одинаковой скорости, в результате чего она перемещается точно по прямой.
Дальнейшие стадии автоматизированного управления рабо той таких машин примерно схожи с управлением краном на рельсовом ходу.
2. Автоматизация операций но застройке, отстройке и повороту контейнеров
Проблема автоматизации застройки, отстропки и поворота контейнеров является одной из важнейших в ряду проблем механизации и автоматизации перегрузочных операций на контейнерных пунктах. Это объясняется как необходимостью автоматизации указанных операций с целью комплексной авто матизации перегрузочных работ, так и необходимостью исклю чить тяжелый и небезопасный труд строполыциков. Кроме того, автоматизация строповочных работ позволяет увеличить произ водительность погрузочно-разгрузочных машин, повысить сте пень сохранности перевозимых грузов.
Для автоматизации застропкп и отстропки контейнеров используются специальные захватные устройства.
Захватные устройства для крупнотоннажных контейнеров (спредеры) проектируются с учетом застропкп контейнеров за верхние угловые фитинги или за специальные выемки в нижней раме.
Захватные устройства для контейнеров можно классифициро вать по следующим признакам: но степени пригодности для раз личных типов контейнеров, по принципу наводки, по принципу
действия. |
кон |
П о с т е п е н и п р и г о д н о с т и для различных типов |
|
тейнеров захватные устройства делятся на универсальные, |
при |
годные для различных типов контейнеров, и специальные — для одного типа.
По п р и н ц и п у н а в о д к и различают захваты с «зонной» наводкой, не требующие точной установки их относительно кры ши контейнера, и захваты с жесткой наводкой, требующие точ ной ориентации их относительно контейнера.
По |
п р и н ц и п у д е й с т в и я можно выделить две основные |
группы: |
приводные и бесприводные. Бесприводные захваты ра |
ботают, как правило, по циклическому принципу и снабжаются фиксатором, фиксирующим рабочие органы в том или ином по ложении. Приводные захваты имеют электрический или гидрав лический привод, используемый как для приведения в рабочее
242
положение захватных органов, так и для других целен, напри мер для раздвижки кареток, подъема и опускания приспособле ний для наводки.
Для работы со среднетоинажными контейнерами в настоя щее время на контейнерных пунктах железных дорог приняли к внедрению автостроп, созданный Всесоюзным научно-исследова тельским институтом железнодорожного транспорта (ЦНИИ МПС) и Харьковским институтом инженеров железнодорожного транспорта (ХИИТ).
Автостроп прошел серию прочностных, технологических и эк сплуатационных испытаний и признан пригодным для эксплуата ции в сложных условиях на открытых складах. Его можно наве шивать на любой механизм грузоподъемностью 3—5 т, имеющий электропривод. Автостроп предназначен для механической застропки и отстропки контейнеров массой брутто 3 н 5 т, оборудо ванных типовыми грузоподъемными устройствами в виде рымов. К грузоподъемному механизму его присоединяют, как правило, через поворотную головку, подвешиваемую вместо крюковой
Рис. |
103. Принципиальная |
схема конструкции автостропа: |
|
|
||||
1 — к о з ы р ь к и ; 2 — в ы д в и ж н а я ш т а н г а ; 3 — |
п о в о р о т н ы й р ы ч а г ; 4 — р а м а ; 5 — - К р ю |
|||||||
к и ; 0 — з а х в а т н ы й о р г а н ; 7 — п о д в и ж н а я |
к а р е т к а ; |
8 — э л е к т р о п р и в о д ; |
9 — д в у х п л е ч и й |
|||||
р ы ч а г ; |
10 — п р и в о д н о й в и н т ; |
И — ш в е л л е р н а я |
б а л к а ; |
12 — л е в ы й |
х р а п о в и к ; |
13 — |
||
п р а в ы й х р а п о в и к ; 14 — п р а в а я |
з у б ч а т а я |
р е й к а ; |
15 — |
л е в а я з у б ч а т а я р е й к а ; 16 — |
т я |
|||
г а ; 17 — п р о м е ж у т о ч н о е з в е н о |
|
|
|
|
|
|
|
243
обоймы. При отсутствии необходимости в повороте контейнера поворотную головку можно не монтировать. Длина автостропа 1800 мм, ширина 1520 мм, высота вместе с поворотным механиз мом 1220 мм, вес 0,4 т, мощность электропривода 1,5 квт.
Автостроп (рис. 103, 104) состоит из рамы, двух подвижных кареток с захватными органами, привода перемещения кареток, являющегося одновременно и приводом механизма наводки. Ра ма автостропа выполнена из двух швеллерных балок с направля ющими для катков кареток. Балки связаны по концам с корпу сами подшипников, а в середине с рымом с Т-образным хвосто виком для подсоединения к поворотной головке. Две подвижные
каретки автостропа посредством винта и гаек с правой |
и левой |
резьбой, шарнирно посаженных в кронштейнах кареток, |
свобод |
но перемещаются по направляющим рамы. На концах |
кареток |
укреплены захватные органы, каждый из которых состоит из блока перемещающихся в вертикальных направляющих четырех подпружиненных крюков, обращенных зевами наружу относи тельно центра автостропа. Три из них расположены ближе к про дольной оси автостропа и предназначены для застропкн контей неров массой 3 т, а один крайний крюк — для контейнеров мас сой 5 т. Выпускаемые пятитонные контейнеры новых типов име ют уширенные рымные ниши (120 вместо 90 мм), что делает из лишним использование для их застропкн нескольких крюков.
Привод передвижения кареток смонтирован в средней части рамы и состоит из электродвигателя, промежуточного вала с муфтой предельного момента и цепной передачи, передающей вращение на винт. Под приводом размещены опорные дужки, ко торыми автостроп устанавливается па крышу контейнера. Для наводки автостропа служат два козырька, связанные с крон штейном, шарнирно укрепленным на выдвижной штанге при по мощи двух пружин кручения, работающих в противоположных направлениях. Козырьки автоматически выдвигаются до раз
мера 1325 мм от оси автостропа при паводке па |
пятитонный |
контейнер и до 1050 мм при застропке трехтонного |
контейнера |
посредством специального рычажного механизма, |
срабатываю |
щего при перемещении кареток.
Автостроп работает следующим образом. При необходимости выполнить застропку трехтоиного контейнера каретки перемеща ются к центру, пока не сработает муфта предельного момента. При этом одна из кареток, перемещаясь, приводит в действие механизм наводки, упираясь специальным упором в хвостовик левого храповика и, выводя его из зацепления с левой зубчатой рейкой, передвигает при дальнейшем движении тягу. Тяга через двуплечий рычаг, промежуточное звено и поворотный рычаг пе ремещает штангу с козырьками до установленного положения (1050 мм) от продольной оси автостропа. Это соответствует по ловине длины трехтонного контейнера. Обратный сдвиг козырь ков под действием случайных ударов предотвращается правым
244
храповиком, упирающимся в зубцы правой рейки. После сдвига кареток автостроп при жимается козырьками к тор цовой стенке контейнера и опу скается опорными дужками на его крышу. Крюки под дейст вием веса автостропа переме щаются вверх по направляю щим, сжимая пружины. При раздвижке кареток один или два крюка из каждого захват ного органа под действием пружин и собственного веса входят в рымную нишу кон тейнера и скользят по его дну до упора в рым. Во время за
стройки трехтонного контейнера перемещение кареток происхо дит в зоне, ограниченной его размерами, а козырьки остаются в фиксированном положении. Затем автостроп поднимается вме сте с контейнером. Отстропка осуществляется путем перемеще ния кареток к центру, в результате чего крюки выходят из за цепления с рымами.
Для застропки пятитомного контейнера, имеющего другие га баритные размеры и расстояния между рымами, каретки раздви гаются до предела. Каретка, упираясь в хвостовик правого хра повика, выводит его из зацепления с правой рейкой, передвигая при дальнейшем движении тягу, которая через двуплечий рычаг, промежуточное звено и поворотный рычаг выдвигает штангу с козырьками на расстояние 1325 мм от центра автостропа. Обрат ный сдвиг козырьков предотвращается левым храповиком, упи рающимся в зубцы левой рейки.
Перед опусканием автостропа на крышу пятитонного контей нера каретки перемещаются к центру на 250—300 мм, причем ко зырьки сохраняют фиксированное положение. Дальнейшие опе рации по застропке пятитонного контейнера те же, что и при застропке трехтонного.
На рис. 105 показан захватный орган с блокирующим устрой ством в трех рабочих положениях. Захватный орган состоит из четырех подпружиненных крюков, смонтированных в корпусе и перемещающихся между направляющими с установленными в. них роликами. В теле каждого крюка перемещается щуп, связан ный с ним через вильчатый и упорный рычаги, укрепленные на одной оси.
Между рычагами имеется связь через промежуточную пружи ну. На корпусе укреплены упор, выполненный в виде продольной планки, нажимная планка и микропереключатель. Эти детали яв ляются общими для всех крюков захватного органа.
2 4 5
Рис. 105. Схема захват
ного |
органа |
с |
блокиро |
|||
вочным |
устройство м: |
|||||
1 — |
к р ю к ; |
2 — |
о с ь ; 3 — |
|||
щ у п |
4 — |
п р у ж и н а |
к р ю - |
|||
к а ; |
5 — |
г ш о м е ж у т о ч н а я |
||||
п р у ж и н а ; |
|
|
6' — в и л ь ч а т ы м |
|||
р ы ч а г ; |
|
7 |
— |
у п о р н а я |
п р у |
|
ж и н а ; |
|
8 — |
у п о р н ы й |
р ы |
||
ч а г ; 9 — |
|
к р о н ш т е й н ; |
10 — |
|||
у п о р ; |
|
|
II |
— |
н а ж и м н а я |
|
п л а н к а : |
12 — |
м н к п о п е р е - |
||||
к л ю ч а т е л ь ; |
|
13 — к о р п у с ; |
||||
14 — н а п р а в л я ю щ и е |
|
При установке автостропа па крышу контейнера крюки пере мещаются вверх относительно корпуса, сжимая пружины. Под воздействием упорной пружины вильчатый рычаг повернут вок руг оси и удерживает щуп в верхнем положении (щуп убран в тело крюка). При заходе в рымный карман крюк скользит вниз по дну кармана, не доходя до своего крайнего нижнего положе ния (полный ход крюка в направляющих— 115 мм, т. е. больше
чем глубина кармана); щуп |
остается в |
прежнем поло |
жении, так как хвостовик |
упорного рычага |
не доходит до |
упора.
После раздвижки кареток с захватными органами автостроп поднимается, причем крюк, зацепленный за рым, опускается до упора заплечиками в корпус. Одновременно рычаг, упираясь хвостовиком в упор, поворачивается вокруг оси и через вильча тый рычаг опускает щуп. Если в зеве захвата не оказалось рыма или он не находится в зоне действия щупа, последний занимает крайнее нижнее положение. В этом случае хвостовик вильчатого рычага не давит на нажимную планку и контакты микроперек лючателя остаются разомкнутыми.
Если рым контейнера попал в зев крюка, щуп при опускании упирается в рым и хвостовик вильчатого рычага давит на нажим ную планку. Контакты микропереключателя замыкаются. Щуп вместе с рымом перемещается относительно крюка вверх, пово рачивая вильчатый рычаг и сжимая промежуточную пружину. Хвостовик рычага скользит по нажимной планке, не оказывая на нее давления.
Контакты микропереключателей всех четырех рабочих орга нов включены в электрическую цепь управления механизмом
246
подъема последовательно и так, что если хотя бы одни из рымов контейнера не застроплен или застроплен неправильно, то в ка бине крановщика загорается сигнальная лампочка.
Таким образом полностью обеспечивается безопасность вы полнения перегрузочных операций.
При использовании автостропа на существующих кранах не
обходимо дополнительно оборудовать их поворотным |
механиз |
мом, канатным датчиком, а также электроаппаратурой |
управ |
ления. |
|
Для автоматизации застропки и отстропки крупнотоннажных контейнеров проектируются и используются различные типы за хватов (спредеров). Одна из простых конструкций спредера по казана па рис. 106. Спредер подвешивается к крану на тросах 10 через блоки 9, смонтированные на раме 1. Наводка захвата осуществляется с помощью направляющих фиксаторов 7, при жимающихся к стенкам контейнера 6. На рисунке показаны так же узел крепления направляющего фиксатора 2, электрическая распределительная коробка 11, узел поворотного замка 3, верх ние угловые фитинга 4 и 8 и нижние угловые фитинги 5. Способ захвата контейнера с помощью поворотных замков за верхние угловые фитинги показан на рис. 107.
Конструированию спредеров для крупнотоннажных контейне ров в зарубежных странах уделяется большое внимание. Там создаются модели автоматических захватов с раздвижной рамой, гидравлическим приводом, системой автоматической блокировки п сигнализации, исключающей подъем ненадежно застропленного контейнера. В Англии и ФРГ получили распространение универсальные спредеры, предназначенные для захвата контей неров за верхние угловые фитинги и за нижнюю раму (рис. 108).
Для оснащения используемых в портах мощных перегружа телей изготовляются спредеры, способные одновременно захва тывать два 20-тонных контейнера. Эти спредеры оснащаются откидными фиксаторами, автоматически откидывающимися вверх в пределы габарита контейнера, с тем, чтобы обеспечить возможность беспрепятственной установки контейнеров в ячейки
судов-контейнеровозов. |
показана |
Одна из современных конструкций спредера (ФРГ) |
|
на рис. 109. Спредер состоит из рамы, сваренной из |
труб, и |
двух подвижных балок коробчатого сечения. Оси балок смеще ны относительно центральной продольной оси на 260 мм. К тор цам балок крепятся поперечины, на которых установлены четы ре поворотных замка с управлением от электропривода. Система блокировки предотвращает подъем контейнера в случае, если хотя бы один из замков не вошел в гнездо фитинга или замки не повернуты на угол 90°. При поднятом контейнере пово рот замков исключается. Раздвижка захвата в зависимости от длины контейнера осуществляется двумя электроприводами, каждый из которых содержит электродвигатель, червячный
2 4 7