Файл: Контейнерная транспортная система..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 168

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5

Рис.

116. Автоматизированный контейнерный склад:

 

 

 

/ — ячейки для контейнеров; 2

противовесы: 3

— силовой

кабель и

кабель управления; 4 — тормозное

устройство;

5 — направляющие

рель­

сы; 6

— силовая

гидравлическая

установка;

7 —

гидравлический

дви­

гатель; 8 — синхронизирующий

вал;

9 — коробка

передач;

10

подъ­

емные

канаты; 11

— захватное

устройство (вилочный

захват

или

спре­

де)));

12 — треугольная колонна;

13

— въезд

для автомобильного

и же­

лезнодорожного подвижного состава;

N — блок высотных

складов

 

261


рованных баз со средствами непрерывного транспорта и верти­ кальным хранением контейнеров.

Отдельные проекты предусматривают создание специаль­ ных судов, приспособленных для автоматизированной погрузки и выгрузки контейнеров.

Для облегчения автоматизации перемещения контейнеров между причальными перегружателями, тыловыми кранами и складом, а также обеспечения автоматического захвата и уста­ новки контейнеров на промежуточный транспорт можно исполь­

зовать различного рода

конвейерные

системы,

позволяющие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вести

непрерывное

пере­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мещение

 

контейнеров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

внутри

склада

и

строго

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

фиксировать

их положе­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ние

 

относительно

при­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чальных

перегружателей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и тыловых кранов и дру­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гих

перегрузочных

уст­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ройств.

При

 

этом

для

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

внутрискладского

 

пе­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ремещения

 

контейнеров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

могут быть

использованы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

системы,

обеспечивающие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

автоматизированное пере­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мещение обычных желез­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нодорожных

вагонов с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

контейнерами,

 

специаль­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ных

тележек

на

рельсо­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вом и пневматическом хо­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ду

с

точной

 

фиксацией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

позиции крана или пере­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гружателя

при

 

отклоне­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нии в пределах

7,5 см от

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

центра захватного устрой­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примером автоматизи­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рованной

контейнерной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

базы

с применением

же­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лезнодорожных

вагонов в

Рис.

117. Автоматизированная

контейнер­

качестве

внутрискладско­

ная база (проект):

 

— отправочный (экс­

го транспорта

может слу­

1 — причальный фронт; 2

жить проект инженерного

портный) путь;

3

путь

подачи

под перегруз­

ку; 4 — перегрузочный узел;

5

поперечные

бюро

 

«Ганс

 

Шаке»

транспортеры; 6 — пути отправления;

7 — пу­

 

 

ти

возвращения

с продольным

транспортером;

(ФРГ).

 

 

 

 

 

 

8

отстойный

путь

(путь

дополнительной об­

На рис. 117 изображе­

работки); 9 — участок разгрузки на складскую

разгрузочный

узел;

12 — путь

с продольным

на

схема

контейнерной

площадь; 10

— поперечный

 

транспортер; И

базы с двумя

 

причалами

транспортером; 13 — перегружатель;

14 — путь

 

подачи под

перегрузку;

15

судно-контейне-

и четырьмя

широко

про­

ровоз

 

 

 

 

 

 

 

 

262


летными причальными перегружателями. К важнейшим техни­ ческим устройствам относятся: поперечные транспортеры 5 п 10, по которым перемещаются вагоны с контейнерами или без них; продольные транспортеры 12 и 7 для перемещения вагонов сво­ им ходом по железнодорожным путям; узел перегрузки И , который непосредственно связан с перегружателем так, что­ бы крановщик, не теряя времени, мог бы поставить контейнер по соответствующим направляющим непосредственно на плат­ форму, даже при сильном ветре.

Морское судно разгружается при помощи двух перегружа­ телей 13, каждый из которых через неподвижно связанный с ним узел перегрузки 11 устанавливает контейнер на платформу, подаваемую в свою очередь на собственных колесах под узел перегрузки с помощью автономного транспортера 12. При этом каждый перегружатель обслуживается собственными путями 12. После перегрузки вагоны перемещаются к поперечному тран­ спортеру 5, с помощью которого направляются к путям отправ­ ления 6. В случае если в парке отправления 6 в данный момент еще не формируется поезд, в который предполагается включение соответствующего вагона с контейнерами, то он временно на­ правляется на отстойный путь 8, с которого вагон может быть подан для формирования поезда. В районе путей 8 можно про­ изводить сортировочные и дополнительные операции, например если вагон был загружен двумя 6-метровыми контейнерами, предназначенными для разных пунктов назначения. Вагоны с контейнерами, которые не должны отправиться сразу же, воз­ вращаются по путям 7 с помощью автономного транспортного устройства (цепи, троса и т. п.). После того как в конце путей 7 на участке' 9 контейнеры сняты с платформы соответствую­ щими перегрузочными установками и перемещены на склад, порожняк принимается поперечным транспортером 10 и затем с помощью продольного транспортера 12 опять подается под узел перегрузки одного из перегружателей. Потребный порожняк может также из парка подготовки по пути 3 подаваться к узлу перегрузки.

Порожние вагоны, прибывшие в порт до стоянки или во вре­ мя стоянки судна и разгруженные на путях 2, могут быть пода­ ны по пути 3 к узлу перегрузки или выведены с контейнер­ ной базы.

Решающее преимущество такого комплекса состоит в том, что до прибытия судна может быть известным только количест­ во разгружаемых и погружаемых контейнеров, поэтому к раз­ грузке судна легко приступить непосредственно после его при­ бытия.

К настоящему времени запатентован ряд предложений, поз­ воляющих резко повысить пропускную способность контейнер­ ного терминала на основе автоматизации производственных процессов.

263


Первая группа предложений предполагает использование существующих судов и причалов с применением новой техноло­ гии обработки контейнеров на складах; вторая, основанная на совершенно новых идеях, предусматривает создание специаль­ ных типов судов и повой технологии их обработки.

Примером первой группы является система «Speed Tainer» (рис. 118) (Япония). Схема механизации состоит из вертикаль­ ного автоматизированного склада для контейнеров и причаль­ ных кранов перегружателей, соединенных между собой кольце­ выми рельсовыми путями со съездами, где перемещаются специальные тележки с контейнерами, которые могут строго

фиксироваться в зависимости от положения причального

перегру­

жателя и складского .крана-штабелера. В этом случае появля­

ется возможность автоматизировать последнюю операцию кра­

нов по установке и съему контейнеров на тележках,

что очень

трудно осуществить при использовании складских машин на пневматическом ходу. Технология работ по этой системе про­ ста, за исключением размещения и контроля контейнеров на складе. В отличие от схем механизации, предусматривающих многоярусное штабелирование контейнеров на складе, в ука­ занной системе облегчен поиск и выдача любого контейнера со склада. Любой контейнер при этом может быть выдан со скла­ да в течение 90 сек.

В Англии, США, ФРГ имеются проекты аналогичных систем, которые в основном отличаются друг от друга схемой размеще-

Рпс. 118. Схема механизации перегрузки контейнеров с использованием су­ ществующих судов и причалов (проект)

264

ния контейнеров на вертикальном складе и системой соедине­ ния его о причальными перегружателями.

Предложения второй группы основываются в основном на замене циклических операций по перегрузке судна непрерыв­ ными, что резко ускоряет обработку судна. Английский изобре­ татель Джон-Марш запатентовал почти во всех морских госу­ дарствах новый способ перегрузки контейнеров, названный «rail on», «rail-off», который позволяет полносоставн'ый контей­ нерный поезд с помощью специальных устройств на судне при­ нять за одну операцию. Поезд по принципу челнока курсирует между механизированным складом и специальным судном, ко­ торое также принимает п выдает контейнеры на железнодо­ рожный маршрут за одну операцию.

Учитывая наличие в одной плоскости миогопутных линий, соответствующих количеству контейнеров, устанавливаемых в поперечном направлении судна, полный ярус контейнеров мож­ но погрузить и выгрузить за 5 мин. Таким образом, контейнеро­ воз вместимостью 3 тыс. стандартных контейнеров, располо­ женных в девять ярусов, может быть погружен и выгружен за 45 мни, т. е. в 37 раз быстрее, чем при крановой системе. Си­ стема предусматривает проведение грузовых операций на суд­ не при его осадке на полную грузовую марку и удержание аппа­ релей, соединяющих железнодорожные пути па причале с рель­ совой системой на палубе судна. Для поддержания осадки судна в состоянии, удобном для погрузочно-разгрузочных работ, используют водный балласт или применяют более длинные аппарели, устанавливая судно на некотором расстоянии от причала.

Миюзиискин интегрированный контейнерный терминал (Да­ ния), названный по именам авторов проекта, предусматривает использование на складе системы поперечных и продольных конвейеров для перемещения и хранения контейнеров, позволя­ ющих в сочетании со специализированным судном заменить вер­ тикальный способ перегрузки судна на горизонтальный. Контей­ неровоз (рис. 119) имеет в корме две погрузочные платформы, расположенные одна над другой, через которые поступает со склада непрерывный поток контейнеров с нескольких конвейе­ ров, расположенных в горизонтальной плоскости. В средней ча­ сти судна имеется гидравлический элеватор, распределяющий контейнеры между горизонтальными палубами. После выгруз­ ки некоторых полос контейнеров можно начинать погрузку кон­ тейнеров через верхнюю платформу. Продолжительность обра­ ботки миюзинского контейнеровоза вместимостью 3 тыс. контей­ неров занимает 10,7 ч. Для обеспечения такой производитель­ ности потребовалась бы работа девяти причальных кранов-пе­ регружателей.

Предложение норвежского инженера Таге Розандера также основано на преимуществах горизонтальной системы перегруз-

265


J

Рис. 119. Контейнеровоз, обрабатываемый при помощи поперечных п про­ дольных конвейеров (проект):

I — машинное отделение; 2 — погрузочные платформы; 3 — контеииеоцые тоанспортеры; 4 — элеваторы

ки контейнеров перед вертикальной. По его проекту контейне­ ровоз швартуется между двумя складами кормой к складу от­ правления (рис. 120), носом к складу прибытия. Перегрузка осуществляется через кормовые и носовые ворота. Каждая па­ луба судна е помощью передвижных рамп соединяется с соот­ ветствующим этажом склада. Перед прибытием в порт капитан информирует стивидора, какие палубы могут быть загружены контейнерами и какие выгружены. В соответствии с этой ин­ формацией стивидор сортирует контейнеры, используя вилоч­ ные погрузчики для перемещения их к лифту склада, где они размещаются в необходимой последовательности. После при­ бытия в порт и отшвартовки судна открывают кормовые и но­ совые ворота, устанавливают переходы между судном и скла­ дом, а затем производят погрузку и выгрузку. Выгруженные контейнеры собирают, сортируют и направляют к .месту назна­ чения.

Шведский архитектор Рольф Лейденборг предложил систе­ му, состоящую из пятиэтажного склада и пятипрпчального тер­ минала, соединенных между собой двумя конвейерными линия­ ми шириной 12 м каждая. Пятисторонний терминал выполнен в виде острова, в центре которого размещен распределительный склад высотой 7,5 м и диаметром 80 м. От этого склада ответв­ ляются пять конвейерных линий длиной 75 м к каждой стороне

Рис. 120. Горизонтальная погрузка и выгрузка контейнеров (проект)

266

Рис. 121. Причал пятистороннего терминала (проект)

острова, т. е. к причалам контейнеровозов. Расстояние от цент­ ра острова до основного склада 150 м. При наличии значитель­ ных колебаний уровня прилива и отлива остров может быть построен плавучим, однако башня прочно фиксируется на дне моря. Площадь острова составляет 73 тыс. м2, а длина каждо­ го из пяти причалов равна 190 м. Вдоль причалов устанавли­ вают конвейерную линию, по которой контейнеры подаются к крану. Кран-перегружатель представляет модификацию при­ чального перегружателя с изменяющимся вылетом стрелы, ра­ ботающего в сочетании с элеватором и платформой (рис. 121). Технология работы контейнерной базы заключается в следую­ щем: после доставки контейнеров к складу их проверяют, мар- ■ кируют, производят таможенный досмотр и затем элеваторами доставляют на соответствующий этаж, разделенный на ряд яче-' ек для размещения. Одна ячейка рассчитана на три 12-метро* вых или шесть 6-метровых контейнеров. Внутри склада грузо­ вые работы ведутся с помощью гидравлических подъемников. Со склада контейнер с помощью системы конвейеров через рас­ пределительную башню в центре острова доставляют к борту судна, где модифицированный кран-перегружатель устанавли­ вает его в соответствующую ячейку на судне.

По мнению автора проекта, комбинирование элеватора и крана резко повысит производительность установки за счет уменьшения времени цикла крана, так как его операции све­ дутся только к захвату контейнера и установке его в ячейку судна. При этом подъемное устройство так сконструировано, что можно вести погрузку и разгрузку судна одновременно. По расчетам автора, стоимость перегрузки 12-метрового контейне­ ра благодаря высокому уровню автоматизации перегрузочных операций .и высокой скорости перемещения контейнеров по тер­ миналу может быть снижена в 6 с лишним раз. При этом про­ пускная способность семи причалов (пять на острове и два у основного склада) составит 10,5 тыс. контейнеров в сутки. Од­ ним из преимуществ указанной системы является возможность использования судов-контейнеровозов ячеистой конструкции.

267