ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 164
Скачиваний: 0
Расчет площади контейнерных складов при их реконструк ции или новом проектировании целесообразно производить, поль зуясь формулами, учитывающими технологию работы контейнер ных площадок.
Потребная емкость площадки в контейнероместах определя ется по следующим формулам:
при переработке местных контейнеров
t% T * N мI 3 — у - |
+ ( «1 -г «2 — 1)] — и. ( 1 N -г M l); |
|
|
L |
' К П |
|
|
при переработке транзитных |
контейнеров |
|
|
|
£пя = |
z Мтр, |
|
где ц — коэффициент, определяющий потребность-' в |
свобод |
||
ных контейнероместах; |
|
||
Мм — среднесуточная погрузка местных груженых и порож |
|||
них контейнеров; |
|
|
|
7’а — средняя продолжительность работы одного автомоби |
|||
ля по завозу-вывозу |
контейнеров в течение |
рабочих |
|
суток, ч; |
|
|
|
Ткп — среднесуточная продолжительность работы контейнер ного пункта, ч.;
<%! — коэффициент, характеризующий несоответствие меж ду темпом прибытия и темпом вывоза контейнеров;
а.о — коэффициент, характеризующий несоответствие меж ду темпом завоза и темпом отправления контейнеров; ЕМ — среднее количество контейнеров, вывозимое в суббо
ту и воскресенье;
Mi — количество контейнеров, хранящихся на автомобилях и полуприцепах, находящихся на автомобильной-сто янке на станции;
z — коэффициент, характеризующий долю находящихся на площадке транзитных контейнеров в среднесуточ ной их погрузке Мтр на данном пункте.
Формула для расчета потребной емкости площадки выведе на исходя из того, что накопление контейнеров на ней происхо дит в основном за счет резкого сокращения ввоза-вывоза в суб боту п воскресенье п в течение вечерней и ночной смен рабо чих суток. В связи с этим накопление контейнеров к вывозу на чинается с окончания дневной смены в пятницу и заканчивает ся к утру в понедельник, когда усиливается вывоз контейнеров автотранспортом.
В формуле это определяется следующим выражением:
N-{3 ~ r J - ZN-
Так как при контейнерных перевозках сдвоенные грузовые ■операции при загрузке-разгрузке вагонов превышают 90%, а
273
при завозе-вывозе составляют 100, то остаток накопленных к вывозу контейнеров в последующие дни недели по существу ос тается тем же, только переходит пз категории «к вывозу» в ка тегорию «к отправлению». Кроме того, в формуле с помощью ■коэффициента ц учтена необходимость в свободных коптейпероместах, а также несоответствие между темпами прибытия-отправ ления и завоза-вывоза контейнеров в рабочие дни недели. Зна чение коэффициента р следует принимать равным 1,25, так как приведенные расходы, связанные с площадкой п кранами, бу дут наименьшими.
Площадь склада для контейнеров определяется умножением потребного числа контейнеро-мест на площадь, занимаемую од ним контейнером, и на коэффициент проходов и проездов.
3. Контейнорныо пункты на порском и речном транспорте
Морские и речные порты являются важными элементами контейнерной транспортной системы. Они осуще ствляют перегрузку контейнеров с судна на берег и с берега на судно, их перемещение, хранение и сортировку на складе, пере грузку со склада на железнодорожный и автомобильный тран спорт, загрузку и разгрузку, техническое обслуживание и ремонт, контроль и учет движения контейнеров, оформление необходи мой документации, связанной с их перевозкой. При перевозке экспортно-импортных, транзитных грузов в контейнерах в пор тах производятся операции по таможенному досмотру.
Для осуществления функций, связанных с обслуживанием контейнерных перевозок, порты имеют причалы с соответству ющими глубинами, подходами и устройствами для приема и обслуживания судов, открытую площадь для хранения и сорти ровки контейнеров, закрытые склады для их загрузки и раз грузки, железнодорожные и автомобильные подходы и проезды, здания таможни или таможенные помещения и административ ные здания, контрольно-пропускные ворота, мастерские для ре монта контейнеров, погрузочно-разгрузочное и транспортное оборудование, места стоянки транспортных средств, осветитель ную систему, весы.
Различают причалы для перегрузки среднетоннажных н крупнотоннажных контейнеров, которые, как правило, обраба тываются на различных участках порта.
Контейнерные площадки для переработки среднетоннажных контейнеров на причалах специализируются по отправлению и прибытию контейнеров в соответствии с размерами грузооборо та. Места складирования контейнеров, предназначенных для отправления, располагаются в прикордонной части причала, по
274
прибытию — в тыловой. Площадки разделяются на продоль ные секции, каждая из которых соответствует определенному порту назначения контейнеров или же специализируется в за висимости от смежных видов транспорта. Контейнеры на пло щадке устанавливают длинной стороной вдоль причала, благо даря чему обеспечивается лучшее использование складской площади.
Интервалы между контейнерами устанавливаются по длине 0,2 м н ширине 0,1 м. Расстояние между двумя рядами контей неров 0,7 м. Проезды для автопогрузчиков предусматриваются равными 5 м. Ширина дорог для проезда автотранспорта, вклю чая зоны передачи контейнеров, принимается 11 м.
Складская площадь имеет размеры 100X150 м и позволяет одновременно хранить до 1500 контейнеров.
В СССР перевалка крупнотоннажных контейнеров органи зована в основном в портах Находка и Петропавловск на Даль нем Востоке, Ленинград и Рига на Балтике, Архангельск на Се верном бассейне и Ильичевск и Жданов в Черноморском бас сейне. В портах Нагаево, Ванино, Таллин, Клайпеда, Мурманск, Одесса, Керчь контейнеры перегружаются периодически.
На первом этапе развития перевозок грузов в крупнотоннаж ных контейнерах их переработка была организована на универ сальных причалах различных конструкций с глубинами до 11,5 м. В качестве примера работы по обслуживанию крупнотоннажных контейнеров с применением универсального пере грузочного оборудования может служить Ленинградский торго вый порт. В Ленинградском порту контейнеры обрабатываются на двух специализированных причалах длиной по 175 м, обору дованных портальными кранами грузоподъемностью 15—30 т. Размещение и комплектация контейнеров осуществляются на площади более чем 3,5 га, где можно одновременно сосредото чить около 1,5 тыс. контейнеров 1C. Площадь имеет специаль ную разметку.
Закрепление машин и механизмов за специализированными бригадами позволило значительно повысить интенсивность ра бот по загрузке и разгрузке контейнеров. Создание двух скла дов с четким разграничением площадей упорядочила склад скую деятельность и руководство сменами.
Применение специальных погрузчиков при обработке судов позволило значительно повысить интенсивность грузовых работ.
Контейнерный участок Ленинградского порта разбит на зо ны (рис. 124).
Зона 1 шириной 12 м используется для складирования тран зитных контейнеров в отдельные блоки в два яруса по высоте.
Зона 2 шириной 19 м служит для маневрирования погрузчи ков. В ней осуществляется транспортировка контейнеров из ты ловой зоны в прнкордонную и наоборот. Как показала практи-
275
|
|
|
ка, |
наиболее целесо |
||||||
|
|
|
образно |
|
устанавли |
|||||
|
|
|
вать |
|
контейнеры |
па |
||||
|
|
|
раллельно |
|
причаль |
|||||
|
|
|
ной линип. Это дает |
|||||||
|
|
|
возможность |
более |
||||||
|
|
|
свободного |
маневри |
||||||
|
|
|
рования в зоне |
и сво |
||||||
|
|
|
бодного |
въезда |
на |
|||||
|
|
|
любой ряд «с хода». |
|||||||
|
|
|
В |
тыловой |
зоне |
|||||
|
|
|
3 шириной 76 м кон |
|||||||
|
|
|
тейнеры |
|
складиру |
|||||
|
|
|
ются |
|
перпендику |
|||||
|
|
|
лярно |
причалу. |
В |
|||||
|
|
|
продольном |
направ |
||||||
|
|
|
лении |
она |
разграни |
|||||
|
|
|
чена |
полосами |
раз |
|||||
|
|
|
метки |
на |
|
24 |
ряда |
|||
Рис. |
124. |
Схема контейнерного тер |
с обозначением каж |
|||||||
минала |
Ленинградского морского |
дого |
|
из |
них цифра |
|||||
порта |
|
|
ми, |
|
а |
в |
|
попереч |
||
|
|
|
ном — на |
12 |
рядов |
|||||
(от А до М). Для раздельного складирования |
экспортных и |
|||||||||
импортных |
грузов предусматривается |
в первых |
восьми |
рядах |
штабелирование в два яруса по высоте контейнеров с экспорт ным грузом, а в остальных рядах размещаются импортные кон тейнеры в один ярус по высоте.
Зона 4 шириной 16 м предназначена для кругового движе ния погрузчиков.
Зона 5 шириной 20 м выделена для штабелирования порож них контейнеров в два яруса. Одновременно здесь размещают ся 186 контейнеров 1C.
Зона 6 шириной 24 м служит для загрузки или разгрузки контейнеров. Подача их в зону и уборка производятся порталь ными погрузчиками РРЖ-30,5. Движение авто- и электропо грузчиков разрешается только в этой зоне.
Строительство и ввод в эксплуатацию в портах мира кон тейнерных терминалов идут почти параллельно и согласованно с ростом контейнерного флота. Ряд судоходных компаний с вводом в эксплуатацию терминалов берут их в аренду и сами организуют перегрузку контейнеров. Это вызвано экономиче ской целесообразностью, ибо задержка дорогостоящих судов контейнеровозов в портах под погрузкой или выгрузкой обхо
дится значительно дороже, чем |
обычных |
судов. |
Отдельные |
|
страны, как, например, |
Австралия, даже |
при |
небольшом |
|
количестве контейнерных |
судов, |
строят терминалы |
в основ |
|
ных портах. |
|
|
|
|
276
Наиболее широко развернуто строительство и реконструкция обычных причалов в контейнерные терминалы в США, Японии, Великобритании и ФРГ. В США особенно большое внимание уделяют строительству терминалов иа Атлантическом побе режье.
В СССР в 1973 г. введены в эксплуатацию первые специали зированные контейнерные перевалочные комплексы в портах Ленинград и Находка, оснащенные высокопроизводительным перегрузочным оборудованием. В ближайшие годы такие же специализированные перевалочные комплексы войдут в эксплу атацию в портах Ильнчевск, Архангельск, Нагаево, Петропав- ловск-Камчатскпй и в новом порту Восточный. В этих комплек сах для выгрузки морских судов и железнодорожных вагонов применены причальные перегружатели и козловые краиы, а для сортировочных и складских работ портальные погрузчики. Та кая схема механизации перевалки контейнеров отличается вы сокой гибкостью и универсальностью, что особенно важно на первом этапе внедрения контейнерных перевозок.
Благодаря использованию портальных погрузчиков дости гается наибольшая производительность работы причальных пе регружателей, так как выгруженные с судна контейнеры уста навливают на причал, не затрачивая времени на нацеливание (что необходимо, например, при использовании полуприцепов с тягачами). Кроме того, организация движения портальных по грузчиков на оперативной площадке в 4—5 линий дает воз можность накапливать под каждым перегружателем до трех контейнеров каждого направления и обеспечить независимую бесперебойную работу причальных и складских машин, не смотря на значительное колебание длительности цикла работы разных машин. Портальные погрузчики позволяют хо.рошо ис пользовать территорию, особенно при штабелировании контейнеров рядами, торцами друг к другу, обеспечивают за хват любого контейнера с минимальным числом перестановок и требуют сравнительно недорогих покрытий. Так как порталь ные погрузчики самозагружающиеся, все складские и сорти ровочные операции обеспечиваются при минимальном числе, машин и рабочих-водителей.
Для строительства современного контейнерного пункта, об служивающего магистральные линии, порт должен быть доста точно глубоководным, чтобы в него могли заходить как совре менные контейнеровозы, так и более крупные суда, постройка которых намечается в будущем; иметь экономически доступную-' территорию, достаточную для размещения контейнерного пунк та, складских площадей, железнодорожных путей и других объ ектов, а также для его дальнейшего развития; удобно соединен с сетью железных и автомобильных дорог, чтобы обеспечива лась эффективная и экономичная доставка и отправление кон тейнеров.
27?