ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
должна |
основываться |
|
|
|||||
на |
применении сторо |
|
|
|||||
нами |
на всех |
видах |
|
|
||||
транспорта |
крупнотон |
|
|
|||||
нажных |
|
универсаль |
|
|
||||
ных |
|
и |
специализиро |
|
|
|||
ванных контейнеров |
по |
|
|
|||||
согласованным |
ими |
|
|
|||||
техническим, техноло |
|
|
||||||
гическим, экономичес |
|
|
||||||
ким |
|
и |
организацион |
|
|
|||
ным условиям. |
|
|
|
|
||||
Страны |
— члены |
|
|
|||||
■СЭВ |
договорились |
о |
|
|
||||
том, что их контейнер |
|
|
||||||
ная |
транспортная |
сис |
|
|
||||
тема |
основывается |
на |
|
|
||||
примененни |
|
универ- |
Рис. 6. Карта-схема |
контейнерных линий |
||||
сальных |
и |
специализи |
стран — членов СЭВ |
|
||||
рован ных коптейнеров |
|
рекомендованными |
||||||
массой |
брутто |
10, 20 и 30 т с параметрами, |
Международной организацией по стандартизации (ИСО). При этом основным типом был принят контейнер массой брутто 20 т, что не исключает возможности применения и среднетоннажных контейнеров (2,5 и 5 т серии 3 ИСО) для перевозки отдельных партий грузов.
В рамках соглашения было решено организовать сеть регу лярных международных контейнерных линий железнодорожного,
.автомобильного, водного п воздушного транспорта. Установлен порядок взаимного согласования маршрутов этих линий, плани
рования контейнерных перевозок. |
г..— проведе |
Были установлены сроки создания КТС: 1972 |
|
ние подготовительных работ и опытных перевозок; |
1972—1974 гг. |
планомерное осуществление контейнерных перевозок и начиная с 1974 г. было решено приступить к широкому внедрению кон тейнерной транспортной системы. Установление таких весьма сжатых сроков оказалось возможным потому, что заключению ■соглашения предшествовала проводившаяся .с 1964 г. большая научно-исследовательская работа по теме «Развитие бесперегрузочных .перевозок грузов», выполнявшаяся транспортными инсти тутами стран — членов СЭВ в порядке совместной координации национальных планов. Реализация полученных научных реко мендаций осуществлялась Постоянной комиссией СЭВ по тран спорту.
Вторым важным документом явилась принятая странами— членами СЭВ одновременно с соглашением «Программа введе
ния в |
действие единой |
контейнерной |
транспортной системы». |
В этой |
программе были |
установлены |
перечень контейнерных |
43
линий, сроки введения их в эксплуатацию, согласован перечень контейнерных станций н терминалов для международных сооб щений, зафиксирована техническая оснащенность этих пунктов и решены другие практические вопросы. Направление контейнер ных линий показано на рис. 6.
Третьим документом, подписанным в апреле 1972 г., явилось специальное «Соглашение о совместном планировании мате риально-технической базы контейнерной транспортной системы и сотрудничества в области ее создания и дальнейшего раз вития».
Основой этого документа явилось соглашение о том, что дого варивающиеся стороны будут сотрудничать >в области создания материально-технической базы 'контейнерной транспортной систе мы на основе производства комплекса унифицированных техни ческих средств в соответствии с согласованной номенклатурой. Эти технические средства будут взаимосвязаны по параметрам, функциональному назначению и производительности, что создаст условия для их максимального внедрения в процессе производ ства, транспортировки и перегрузки контейнеров с применением средств механизации и электронно-вычислительной техники.
В табл. 5 приведены основные элементы технической базы КТС — контейнерный парк, перевозочные и перегрузочные сред ства, параметры которых согласованы в рамках стран — членов СЭВ, что и создает единую базу для совместного планирования производства технических средств КТС.
Перечень указанных выше межгосударственных соглашений был дополнен в конце 1971 г. еще одним соглашением — о науч но-техническом сотрудничестве по проблеме контейнерной тран спортной системы стран— членов СЭВ. Этот документ опреде ляет, что формирующаяся контейнерная транспортная система должна создаваться на солидной научно-технической базе, с тем чтобы решения по организационно-техническим вопросам -прини мались с учетом научных рекомендаций, разрабатываемых кол лективом ученых стран — членов СЭВ.
В соответствии с соглашением его участниками была согла сована программа исследований, предусматривающая разработ ку научно-исследовательских тем, направленных как на создание
научного задела для |
перспективного |
развития КТС, |
так и |
на решение вопросов, |
связанных с ее |
первоочередным |
вводом |
в действие.
Для обеспечения намеченной программы участники соглаше ния создали Совет уполномоченных, а для текущей координации исследований был организован Координационный центр, обязан ности которого по общему решению участников возложены на Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодо рожного транспорта Министерства путей сообщения.
В настоящее время над выполнением программы трудятся на учные коллективы 26 научно-исследовательских институтов НРБ,
44
Таблица 5. Основные технические средства контеннерпон транспортной системы, параметры которых согласованы в рамках стран — членов СЭВ
|
А. Контейнеры |
|
Б. Перевозочные |
|
|
В. Перегрузочные средства |
|
|
||
|
|
средства |
|
|
|
|
||||
1. |
Универсальные |
1. |
Железнодорож |
1. |
Портальные краны (перегружатели) |
|||||
|
массой брутто 10, |
2. |
ные платформы |
|
для |
контейнеров 1А |
(30 |
т) или |
||
|
20, 30 т серии |
Седельные тяга |
2. |
2 х 1C (20 т) |
рельсовый |
козловой |
||||
2. |
1 ИСО |
3. |
чи |
Контейнерный |
||||||
Универсальные |
Полуприцепы: |
|
кран |
|
|
|
|
само |
||
|
массой брутто 2,5 |
|
рамные, платфор 3. |
Контейнерные автопогрузчики |
||||||
3. |
(3) и 5 т (ИСО) |
4. |
менные |
|
ходные: |
подъемом |
|
|
||
Холодильные |
Морские и реч |
|
а) |
с боковым |
|
|
||||
|
массой брутто 20, |
|
ные суда-контей |
4. |
б) |
фронтальные |
|
|
с гру |
|
|
30 т (ИСО) |
|
неровозы |
Контейнеровозы |
самоходные |
|||||
|
|
|
|
5. |
зоподъемным устройством |
|
шта |
|||
|
|
|
|
Контейнеровозы |
самоходные |
|||||
|
|
|
|
6. |
белирующие |
самоходные |
не |
|||
|
|
|
|
Контейнеровозы |
||||||
|
|
|
|
7. |
штабелирующие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Электро-и автопогрузчики для за |
||||||
|
|
|
|
8. |
грузки-разгрузки контейнеров |
|
||||
|
|
|
|
Вспомогательные устройства (дом |
||||||
|
|
|
|
|
краты гидравлические |
и электроме |
ханические)
ВНР, ГДР, МНР, ПНР, СРР, СССР и ЧССР, в том числе в Со ветском Союзе к активному участию привлечены, кроме ЦНИИ МПС, также ИКТП, НИИАТ, ЦНИИЭВТ, Союзморниипроект, Промтрансниипроект и др.
На основе реализации данного соглашения в 1973 г. была по лучена первая научная продукция, которая в дальнейшем будет реализовываться непосредственными руководителями контейнер ного дела в странах социалистического содружества. В частно сти, коллективными усилиями научно-исследовательских инсти тутов транспорта ГДР, ПНР, СРР н ЧССР разработаны типо вые технологические процессы переработки контейнеров на железнодорожном и водном транспорте, а также на промыш ленных предприятиях и у клиентуры. Эти рекомендации по типо вой технологии помогут существенно сократить непроизводи тельные межоперационные простои контейнеров в пунктах по грузки и выгрузки, установить слаженность в работе различ ных видов транспорта.
Силами научно-исследовательского института ГДР разрабо тана весьма сложная и актуальная проблема по методике опре деления экономической эффективности контейнерной транспорт
45
ной системы для народного хозяйства с учетом эффективности
для отдельных его отраслей.
Весьма интересную работу выполнили научные работники Венгерской Народной Республики, создавшие методику опреде-. ления сфер целесообразного применения автомобильного под вижного состава, оборудованного устройствами для самопогрузкн контейнеров. Этот тип автомобильного подвижного состава получает все большее применение в общей цепочке технических средств КТС.
Польские ученые-транспортники плодотворно завершают раз работку проекта единой терминологии для контейнерной тран спортной системы, применение которой в странах — членах СЭВ облегчит общение не только научных работников, но и производ ственников на основе общего понимания нужных терминов и положений, возникающих при формировании контейнерной транспортной системы.
Выполняется ряд крупных работ советскими институтами, в частности, по перспективному прогнозированию развития КТС, применению средства автоматики, созданию новых технических средств.
Все это показызает, что многостороннее научно-техническое сотрудничество в области контейнеризации является весьма пло дотворным, оно позволяет в более короткие сроки завершить на учные исследования и обеспечить практическую реализацию по лученных результатов.
Говоря о контейнерной транспортной системе стран — членов СЭВ, мы рассматриваем ее в прямом взаимодействии с нацио нальными системами контейнеризации. В связи с этим все эле менты программы, сформулированные в постановлении Совета Министров СССР по дальнейшему развитию контейнерных и па кетных перевозок грузов, следует рассматривать и как наш, со ветский вклад в решение задачи создания Единой контейнерной транспортной системы стран— членов СЭВ. С другой стороны, мы имеем полную возможность реализовывать в условиях СССР
положительный опыт, достигнутый в этой области и в других странах — членах СЭВ и, в свою очередь, делиться своими до стижениями.
Успешное выполнение комплекса многосторонних соглаше ний, определяющих направления и организацию контейнерных перевозок, а также принципы создания единой контейнерной транспортной системы стран-—членов СЭВ, сказалось на значи тельном росте контейнерных перевозок между странами — чле нами СЭВ, планомерном форм'ировании контейнерного парка на основе внедрения крупнотоннажных контейнеров и на осуществ лении первого этапа развития сети контейнерных линий желез
нодорожного, |
морского, речного, автомобильного транспорта, а |
з недалеком |
будущем — возможно и воздушных контейнерных |
линий. |
|
46
Данные о контейнерообороте СССР с другимистранами — членами СЭВ показывают, что за период после 1965 г., когда на чались регулярные контейнерные перевозки, размеры отправле ния контейнерных грузов возросли в 4,3 раза, а по прибытию — в 1,8 раза. Обмен контейнерами между странами — членами СЭВ достиг 130 тыс. шт. в год.
Неравномерность контейнеропотоков по экспорту и импорту вызывается особенностями структуры грузооборота, переключа емого на контейнерные перевозки, однако весьма показательно, что, если в 1965 г. на каждый отправленный контейнер приходи лось 4,5 контейнера прибытия, то в настоящее время это соот ношение существенно изменилось и составляет 1 : 2, т. е. контейнеропотоки хотя и неравновелики, но существенно выравнива ются.
Есть основание полагать, что это смягчение неравномерности будет продолжаться и в дальнейшем по мере того, как сфера применения контейнеров в международных перевозках будет увеличиваться. Что касается ближайших перспектив развития контейнерных перевозок, то на 1975 г. с учетом возрастающего применения во всех странах крупнотоннажных контейнеров есть возможность довести общие объемы контейнерных перевозок до 75—85 млн. т., что еще больше поднимет удельный вес контей нерных перевозок стран социалистического лагеря в мировом контейнерообороте. С точки зрения потенциальных возможно стей эти темпы контейнеризации вполне реальны, так как в на стоящее время контейнерными перевозками в международных сообщениях охватывается примерно 10—20% возможного объема.
По мере развития контейнерных перевозок, естественно, уве личивается и сеть контейнерных пунктов. В странах — членах СЭВ в настоящее время имеется около 1400 контейнерных пунк тов, из которых наиболее крупные уже приспособлены или пере устраиваются для переработки крупнотоннажных к-онтейнеров и по планам стран— членов СЭВ на ближайшие годы предусмат ривается увеличение таких пунктов примерно в 3 раза. Что каса ется СССР, то в соответствии с заключенным Соглашением о внедрении контейнерной транспортной системы в период до 1975 г. предусмотрено открытие для переработки крупнотоннаж ных контейнеров 11 железнодорожных узлов (Москва, Ленин град, Рига, Киев, Минск, Ростов, Брест, Горький, Харьков, Чоп, Унгены) и четырех портов (Ленинград, Рига, Ильичевск, Находка); одновременно идет подготовка и к дальнейшему расширению сети контейнерных терминалов в основных тран спортных узлах.
По мере создания современного контейнерного парка и строительства специализированных контейнерных терминалов осуществляется намеченная соглашениями организация контей нерных линий. Первые контейнерные поезда были введены в
47