Файл: Контейнерная транспортная система..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

должна

основываться

 

 

на

применении сторо­

 

 

нами

на всех

видах

 

 

транспорта

крупнотон­

 

 

нажных

 

универсаль­

 

 

ных

 

и

специализиро­

 

 

ванных контейнеров

по

 

 

согласованным

ими

 

 

техническим, техноло­

 

 

гическим, экономичес­

 

 

ким

 

и

организацион­

 

 

ным условиям.

 

 

 

 

Страны

— члены

 

 

■СЭВ

договорились

о

 

 

том, что их контейнер­

 

 

ная

транспортная

сис­

 

 

тема

основывается

на

 

 

примененни

 

универ-

Рис. 6. Карта-схема

контейнерных линий

сальных

и

специализи­

стран — членов СЭВ

 

рован ных коптейнеров

 

рекомендованными

массой

брутто

10, 20 и 30 т с параметрами,

Международной организацией по стандартизации (ИСО). При этом основным типом был принят контейнер массой брутто 20 т, что не исключает возможности применения и среднетоннажных контейнеров (2,5 и 5 т серии 3 ИСО) для перевозки отдельных партий грузов.

В рамках соглашения было решено организовать сеть регу­ лярных международных контейнерных линий железнодорожного,

.автомобильного, водного п воздушного транспорта. Установлен порядок взаимного согласования маршрутов этих линий, плани­

рования контейнерных перевозок.

г..— проведе­

Были установлены сроки создания КТС: 1972

ние подготовительных работ и опытных перевозок;

1972—1974 гг.

планомерное осуществление контейнерных перевозок и начиная с 1974 г. было решено приступить к широкому внедрению кон­ тейнерной транспортной системы. Установление таких весьма сжатых сроков оказалось возможным потому, что заключению ■соглашения предшествовала проводившаяся .с 1964 г. большая научно-исследовательская работа по теме «Развитие бесперегрузочных .перевозок грузов», выполнявшаяся транспортными инсти­ тутами стран — членов СЭВ в порядке совместной координации национальных планов. Реализация полученных научных реко­ мендаций осуществлялась Постоянной комиссией СЭВ по тран­ спорту.

Вторым важным документом явилась принятая странами— членами СЭВ одновременно с соглашением «Программа введе­

ния в

действие единой

контейнерной

транспортной системы».

В этой

программе были

установлены

перечень контейнерных

43


линий, сроки введения их в эксплуатацию, согласован перечень контейнерных станций н терминалов для международных сооб­ щений, зафиксирована техническая оснащенность этих пунктов и решены другие практические вопросы. Направление контейнер­ ных линий показано на рис. 6.

Третьим документом, подписанным в апреле 1972 г., явилось специальное «Соглашение о совместном планировании мате­ риально-технической базы контейнерной транспортной системы и сотрудничества в области ее создания и дальнейшего раз­ вития».

Основой этого документа явилось соглашение о том, что дого­ варивающиеся стороны будут сотрудничать >в области создания материально-технической базы 'контейнерной транспортной систе­ мы на основе производства комплекса унифицированных техни­ ческих средств в соответствии с согласованной номенклатурой. Эти технические средства будут взаимосвязаны по параметрам, функциональному назначению и производительности, что создаст условия для их максимального внедрения в процессе производ­ ства, транспортировки и перегрузки контейнеров с применением средств механизации и электронно-вычислительной техники.

В табл. 5 приведены основные элементы технической базы КТС — контейнерный парк, перевозочные и перегрузочные сред­ ства, параметры которых согласованы в рамках стран — членов СЭВ, что и создает единую базу для совместного планирования производства технических средств КТС.

Перечень указанных выше межгосударственных соглашений был дополнен в конце 1971 г. еще одним соглашением — о науч­ но-техническом сотрудничестве по проблеме контейнерной тран­ спортной системы стран— членов СЭВ. Этот документ опреде­ ляет, что формирующаяся контейнерная транспортная система должна создаваться на солидной научно-технической базе, с тем чтобы решения по организационно-техническим вопросам -прини­ мались с учетом научных рекомендаций, разрабатываемых кол­ лективом ученых стран — членов СЭВ.

В соответствии с соглашением его участниками была согла­ сована программа исследований, предусматривающая разработ­ ку научно-исследовательских тем, направленных как на создание

научного задела для

перспективного

развития КТС,

так и

на решение вопросов,

связанных с ее

первоочередным

вводом

в действие.

Для обеспечения намеченной программы участники соглаше­ ния создали Совет уполномоченных, а для текущей координации исследований был организован Координационный центр, обязан­ ности которого по общему решению участников возложены на Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодо­ рожного транспорта Министерства путей сообщения.

В настоящее время над выполнением программы трудятся на­ учные коллективы 26 научно-исследовательских институтов НРБ,

44


Таблица 5. Основные технические средства контеннерпон транспортной системы, параметры которых согласованы в рамках стран — членов СЭВ

 

А. Контейнеры

 

Б. Перевозочные

 

 

В. Перегрузочные средства

 

 

 

 

средства

 

 

 

 

1.

Универсальные

1.

Железнодорож­

1.

Портальные краны (перегружатели)

 

массой брутто 10,

2.

ные платформы

 

для

контейнеров 1А

(30

т) или

 

20, 30 т серии

Седельные тяга­

2.

2 х 1C (20 т)

рельсовый

козловой

2.

1 ИСО

3.

чи

Контейнерный

Универсальные

Полуприцепы:

 

кран

 

 

 

 

само­

 

массой брутто 2,5

 

рамные, платфор­ 3.

Контейнерные автопогрузчики

3.

(3) и 5 т (ИСО)

4.

менные

 

ходные:

подъемом

 

 

Холодильные

Морские и реч­

 

а)

с боковым

 

 

 

массой брутто 20,

 

ные суда-контей­

4.

б)

фронтальные

 

 

с гру­

 

30 т (ИСО)

 

неровозы

Контейнеровозы

самоходные

 

 

 

 

5.

зоподъемным устройством

 

шта­

 

 

 

 

Контейнеровозы

самоходные

 

 

 

 

6.

белирующие

самоходные

не­

 

 

 

 

Контейнеровозы

 

 

 

 

7.

штабелирующие

 

 

 

 

 

 

 

 

Электро-и автопогрузчики для за­

 

 

 

 

8.

грузки-разгрузки контейнеров

 

 

 

 

 

Вспомогательные устройства (дом­

 

 

 

 

 

краты гидравлические

и электроме­

ханические)

ВНР, ГДР, МНР, ПНР, СРР, СССР и ЧССР, в том числе в Со­ ветском Союзе к активному участию привлечены, кроме ЦНИИ МПС, также ИКТП, НИИАТ, ЦНИИЭВТ, Союзморниипроект, Промтрансниипроект и др.

На основе реализации данного соглашения в 1973 г. была по­ лучена первая научная продукция, которая в дальнейшем будет реализовываться непосредственными руководителями контейнер­ ного дела в странах социалистического содружества. В частно­ сти, коллективными усилиями научно-исследовательских инсти­ тутов транспорта ГДР, ПНР, СРР н ЧССР разработаны типо­ вые технологические процессы переработки контейнеров на железнодорожном и водном транспорте, а также на промыш­ ленных предприятиях и у клиентуры. Эти рекомендации по типо­ вой технологии помогут существенно сократить непроизводи­ тельные межоперационные простои контейнеров в пунктах по­ грузки и выгрузки, установить слаженность в работе различ­ ных видов транспорта.

Силами научно-исследовательского института ГДР разрабо­ тана весьма сложная и актуальная проблема по методике опре­ деления экономической эффективности контейнерной транспорт­

45


ной системы для народного хозяйства с учетом эффективности

для отдельных его отраслей.

Весьма интересную работу выполнили научные работники Венгерской Народной Республики, создавшие методику опреде-. ления сфер целесообразного применения автомобильного под­ вижного состава, оборудованного устройствами для самопогрузкн контейнеров. Этот тип автомобильного подвижного состава получает все большее применение в общей цепочке технических средств КТС.

Польские ученые-транспортники плодотворно завершают раз­ работку проекта единой терминологии для контейнерной тран­ спортной системы, применение которой в странах — членах СЭВ облегчит общение не только научных работников, но и производ­ ственников на основе общего понимания нужных терминов и положений, возникающих при формировании контейнерной транспортной системы.

Выполняется ряд крупных работ советскими институтами, в частности, по перспективному прогнозированию развития КТС, применению средства автоматики, созданию новых технических средств.

Все это показызает, что многостороннее научно-техническое сотрудничество в области контейнеризации является весьма пло­ дотворным, оно позволяет в более короткие сроки завершить на­ учные исследования и обеспечить практическую реализацию по­ лученных результатов.

Говоря о контейнерной транспортной системе стран — членов СЭВ, мы рассматриваем ее в прямом взаимодействии с нацио­ нальными системами контейнеризации. В связи с этим все эле­ менты программы, сформулированные в постановлении Совета Министров СССР по дальнейшему развитию контейнерных и па­ кетных перевозок грузов, следует рассматривать и как наш, со­ ветский вклад в решение задачи создания Единой контейнерной транспортной системы стран— членов СЭВ. С другой стороны, мы имеем полную возможность реализовывать в условиях СССР

положительный опыт, достигнутый в этой области и в других странах — членах СЭВ и, в свою очередь, делиться своими до­ стижениями.

Успешное выполнение комплекса многосторонних соглаше­ ний, определяющих направления и организацию контейнерных перевозок, а также принципы создания единой контейнерной транспортной системы стран-—членов СЭВ, сказалось на значи­ тельном росте контейнерных перевозок между странами — чле­ нами СЭВ, планомерном форм'ировании контейнерного парка на основе внедрения крупнотоннажных контейнеров и на осуществ­ лении первого этапа развития сети контейнерных линий желез­

нодорожного,

морского, речного, автомобильного транспорта, а

з недалеком

будущем — возможно и воздушных контейнерных

линий.

 

46


Данные о контейнерообороте СССР с другимистранами — членами СЭВ показывают, что за период после 1965 г., когда на­ чались регулярные контейнерные перевозки, размеры отправле­ ния контейнерных грузов возросли в 4,3 раза, а по прибытию — в 1,8 раза. Обмен контейнерами между странами — членами СЭВ достиг 130 тыс. шт. в год.

Неравномерность контейнеропотоков по экспорту и импорту вызывается особенностями структуры грузооборота, переключа­ емого на контейнерные перевозки, однако весьма показательно, что, если в 1965 г. на каждый отправленный контейнер приходи­ лось 4,5 контейнера прибытия, то в настоящее время это соот­ ношение существенно изменилось и составляет 1 : 2, т. е. контейнеропотоки хотя и неравновелики, но существенно выравнива­ ются.

Есть основание полагать, что это смягчение неравномерности будет продолжаться и в дальнейшем по мере того, как сфера применения контейнеров в международных перевозках будет увеличиваться. Что касается ближайших перспектив развития контейнерных перевозок, то на 1975 г. с учетом возрастающего применения во всех странах крупнотоннажных контейнеров есть возможность довести общие объемы контейнерных перевозок до 75—85 млн. т., что еще больше поднимет удельный вес контей­ нерных перевозок стран социалистического лагеря в мировом контейнерообороте. С точки зрения потенциальных возможно­ стей эти темпы контейнеризации вполне реальны, так как в на­ стоящее время контейнерными перевозками в международных сообщениях охватывается примерно 10—20% возможного объема.

По мере развития контейнерных перевозок, естественно, уве­ личивается и сеть контейнерных пунктов. В странах — членах СЭВ в настоящее время имеется около 1400 контейнерных пунк­ тов, из которых наиболее крупные уже приспособлены или пере­ устраиваются для переработки крупнотоннажных к-онтейнеров и по планам стран— членов СЭВ на ближайшие годы предусмат­ ривается увеличение таких пунктов примерно в 3 раза. Что каса­ ется СССР, то в соответствии с заключенным Соглашением о внедрении контейнерной транспортной системы в период до 1975 г. предусмотрено открытие для переработки крупнотоннаж­ ных контейнеров 11 железнодорожных узлов (Москва, Ленин­ град, Рига, Киев, Минск, Ростов, Брест, Горький, Харьков, Чоп, Унгены) и четырех портов (Ленинград, Рига, Ильичевск, Находка); одновременно идет подготовка и к дальнейшему расширению сети контейнерных терминалов в основных тран­ спортных узлах.

По мере создания современного контейнерного парка и строительства специализированных контейнерных терминалов осуществляется намеченная соглашениями организация контей­ нерных линий. Первые контейнерные поезда были введены в

47