ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
тем самым многочисленные перегрузки в процессе доставки предмета труда к рабочему месту. Это высшая и наиболее ра циональная форма организации снабжения позволит до оправ данного минимума снизить оперативные запасы, соответственно уменьшить оборотные средства, значительно сократить продол жительность производственного цикла, повысить, эффектив ность общественного производства.
4г. Стандартизация
технических средств
Как отмечалось выше, стандартизация является важнейшим условием эффективности контейнерной транспорт ной системы, что подтверждается национальной и международ ной практикой.
Национальные стандарты. Внедрение стандартных контейне ров позволяет резко сократить себестоимость перевозок за счет использования подвижного состава, снабженного однотипным оборудованием для размещения и крепления контейнеров и по грузочно-разгрузочных машин, оборудованных захватами, рас считанными на перегрузку стандартных контейнеров. Кроме то го, стандартизация контейнеров дает возможность улучшить их использование путем эквивалентного обезличенного обмена и соз дания международных соглашений, в которых страны-участницы пользуются общим эксплуатационным парком контейнеров. Стан дартизация позволяет также удешевить изготовление контейне ров п способствует развитию кооперации при их производстве. Применение технических средств, построенных по единым стан дартам, делает контейнеры вездеходными, обеспечивает возмож ность их переработки на терминале, расположенном в любом ме сте земного шара.
К чему приводит недооценка значения стандартизации, видно на примере американских фирм «Sea Land Sewices» и «Matson
Navigation Company», которые |
вместо |
контейнеров |
стандарт |
ной длины стали широко применять |
контейнеры длиной 7,2 к |
||
10,5 м и высотой 2591 мм. Эти |
фирмы вложили в |
создание |
|
своей собственной замкнутой |
контейнерной системы около |
300 млн. долл., и в настоящее время доходы на вложенные сред ства уменьшаются. Сокращается и доля этих крупнейших транспортных организаций в общем объеме перевозок грузов
вконтейнерах.
ВСССР первый стандарт (ОСТ ВКС 8199) на контейнеры был разработан в 1935 г. В 1960 г. был введен ГОСТ 9106—59, которым определялись параметры универсальных контейнеров.
Кроме того, действует ГОСТ 6575—57 на «Контейнер универ сальный металлический весом брутто 2,5 т» и ГОСТ 15102—69 на
2-3587 |
33 |
«Контейнеры универсальные металлические массой брутто 5 т». Последний ГОСТ разработан с учетом требований, согласован ных странами — членами СЭВ. ГОСТ содержит указание об ос новных внешних и внутренних размерах контейнеров техниче ские требования к конструкции, методы испытаний контейне ров, а также требования к маркировке.
Внастоящее время реализуется обширный план работ по стандартизации, которым предусматривается разработка нацио нальных стандартов на все виды технических средств контейнер ной транспортной системы: контейнеры, подъемно-транспортное оборудование, железнодорожный, автомобильный и водный под вижной составы. Разрабатываются стандарты на автоматические захваты для контейнеров грузоподъемностью 5 т, грузоподъем ные устройства на контейнерах массой брутто 2,5 и 5 т, универ сальные п специализированные крупнотоннажные контейнеры и ряд других.
Внастоящее время принят ГОСТ 18477—73 «Контейнеры универсальные. Типы. Основные параметры п размеры», кото рые определяют параметры и размеры универсальных контейне
ров, |
предназначенных для перевозки штучных грузов в таре, |
без |
тары п в облегченной упаковке железнодорожным, автомо |
бильным н водным транспортом. Этим стандартом определяют ся восемь типов контейнеров, шесть из которых предназначены для перевозки железнодорожным, водным п автомобильным транспортом (типы УУК) и два — для перевозки автомобильным транспортом (типы АУК). Контейнеры типа УУК делятся на крупнотоннажные (10, 20 и 30 т) — их параметры соответству ют параметрам контейнеров ПСО серии 1 ■— п средпетоннажпые массой брутто 2,5 (3) и 5 т (серии 3 ИСО). Малотоннаж ные контейнеры типа АУК имеют массу брутто 0,625 п 1.25 т.
ГОСТом определены основные внешние и внутренние разме ры контейнеров, а также положение грузозахватных устройств н расстояние между ними. Размеры и параметры контейнеров ука занных типов приведены в главе VI.
В 1973 г. утвержден ГОСТ 18579—73 «Устройства подъемные универсальных и специализированных крытых контейнеров мас сой брутто 2,5 (3) и 5 т. Основные размеры. Технические требо вания». ГОСТом определены размеры грузоподъемных устройств, выполняемых в виде рымов с карманами, определе ны конструктивные требования и методы испытаний. Преду смотрено изготовление рымного узла литой и сварной конст рукции, причем диаметр рыма во всех случаях унифицирован и составляет 28 мм.
Международная стандартизация. Развитие контейнерных пе ревозок между государствами вызывает необходимость стандар тизации технических средств в международном масштабе. Речь идет о создании крупных межотраслевых систем стандартиза ции, направленных на решение вопросов, имеющих важное на-
34
роднохозяйствениое значение. Решением этой сложной задачи за нимается ряд международных организаций, активным участни ком которых является СССР. Одной из наиболее деятельных организаций такого рода является Международная организа ция по стандартизации — ИСО (International Organization for Standartization).
Для стандартизации контейнеров в составе ИСО образован Технический комитет 104 «Грузовые контейнеры», в котором соз даны три подкомитета и рабочие группы (рис. 5). Первый подко митет занимается стандартизацией универсальных контейнеров, второй — специализированных, третий, страной-секретарем ко торого является СССР, рассматривает вопросы стандартизация контейнеров серин 3 (массой брутто 2,5 и 5 т). В составе комите та действуют также рабочие группы, занимающиеся вопросами терминологии, перегрузки и крепления, кодирования и марки ровки контейнеров.
За время своей деятельности Технический комитет 104 раз работал ряд важных международных стандартов. Прежде всего это стандарт 668, устанавливающий основные параметры, размеры и область применения всех контейнеров. В нем указы ваются внешние размеры и допуски, внутренние размеры, масса брутто, максимальная масса тары контейнеров первой, второй и третьей серий. Техническим комитетом 104 созданы также стандарты на технические требования и методы испытаний универсальных контейнеров, контейнеров-цистерн, складских
Рис. 5. Организационная структура Технического комитета Международной организации стандартизации по грузовым контейнерам ИСО/ТК 104
2* 35
контейнеров, контейнеров, перевозимых воздушным и назем ным транспортом, маркировку контейнеров. Разработаны стан дарты по техническим требованиям и методам испытаний кон тейнеров серии 3, перегрузке и креплению контейнеров и ряд
других.
По терминологии ИСО под грузовым универсальным контей нером понимается грузовой контейнер, пригодный для перевозки грузов в любых погодных условиях, имеющий прямоугольную форму, служащий для транспортирования и хранения отправок штучных грузов или сыпучих материалов, защищающий содер жащийся в нем груз от потерь и повреждений; он может быть отделен от подвижного состава и транспортироваться как от дельная отправка, которую можно перегружать без выгрузки из контейнера груза.
Стандартизация размеров контейнеров основывается па ис пользовании определенных модулей, позволяющих создать ши рокий типаж контейнеров с унифицированными параметрами. Так, для контейнеров серин 1 принято для всех основных типов единое поперечное сечение 2438X2438 мм, а длина всех контей неров является кратной основному модулю 1524 мм (5 футов) с
Таблица 3. |
Размеры, допуски и максимальная |
|
|
|
|||||
|
масса брутто контейнеров |
|
|
|
|
|
|||
Типы грузовых |
Высота |
Ширина |
Длина |
Грузоподъемность |
|||||
мм |
допус |
|
допус |
|
допус |
|
кг |
т |
|
контейнеров |
М М |
ММ |
|
||||||
|
|
ки, мм |
|
ки, ММ |
|
ки, мм |
|
|
|
1Л |
2438 |
0 |
2433 |
0 |
12192 |
0 |
30 480 |
30 |
|
1ЛА |
2591 |
—5 |
2438 |
—5 |
12192 |
—10 |
30 480 |
30 |
|
0 |
0 |
0 |
|||||||
1В |
2438 |
—5 |
2438 |
—5 |
9125 |
—10 |
25 400 |
25 |
|
0 |
0 |
0 |
|||||||
1C |
2438 |
—5 |
2438 |
—5 |
6053 |
—10 |
20 320 |
20 |
|
0 |
0 |
0 |
|||||||
11) |
2438 |
—5 |
2438 |
- 5 |
2991 |
—6 |
10 |
160 |
10 |
0 |
0 |
0 |
|||||||
1U |
2438 |
—5 |
2438 |
—5 |
1968 |
—5 |
7 |
110 |
7 |
0 |
0 |
0 |
|||||||
и- |
2438 |
—5 |
2438 |
—5 |
1460 |
—5 |
5 080 |
5 |
|
0 |
0 |
0 |
|||||||
2Л |
2100 |
—5 |
2300 |
—5 |
2920 |
—3 |
7 |
110 |
7 |
0 |
0 |
0 |
|||||||
211 |
2100 |
—5 |
2100 |
—5 |
2400 |
- 5 |
7 |
110 |
7 |
0 |
0 |
0 |
|||||||
2С |
2100 |
—5 |
2300 |
—5 |
1450 |
—5 |
7 |
110 |
7 |
0 |
0 |
0 |
|||||||
ЗА |
2400 |
- 5 |
2650 |
—5 |
2100 |
—5 |
5 080 |
5 |
|
±6 |
±7 |
±5 |
|||||||
зв |
12400 |
±6 |
1325 |
±3 |
2100 |
±5 |
5 080 |
5 |
|
30 |
2400 |
±6 |
1325 |
±3 |
2100 |
±5 |
2 540 |
2,5 |
30
учетом установленных зазоров по длине между рядом стоящими контейнерами в 76,2 мм. Что касается высоты контейнеров, то стандартами ИСО допускаются отклонения от основного разме ра в 2438 м. Могут изготавливаться контейнеры в половину стан дартной высоты (в частности, получили распространение откры тые контейнеры в половину стандартной высоты для навалочных грузов), а также контейнеры высотой 2591 мм (8,5 футов) при длине 12 192 мм (тип 1АА, массой брутто 30т). Намечается факультативное повышение высоты до 2591 мм для контейне ров типа 1C (массой брутто 20 т).
Для контейнеров серин 2 общим размером является высота
2100 мм1. Контейнеры типа 2А и 2С имеют ширину 2300 |
мм, а |
длину — соответственно 2920 и 1450 мм. У контейнеров |
серии |
3 общими размерами являются высота 2400 мм, ширина 2100 мм
и кратная длина 1325 мм, у контейнеров |
типа |
ЗВ и ЗС |
и |
2650 мм — типа ЗА. |
масса |
приведены |
в |
Основные размеры контейнеров и их |
|||
табл. 3. |
|
|
|
В соответствии с ГОСТ 18477—73 для универсальных контей неров устанавливается следующее соответствие обозначений од нотипных контейнеров по ГОСТу и по ИСО:
Обозначение по ГОСТ |
Обозначение по стандарту |
18477—73 |
ИСО 668 |
УУК-30 |
1А |
УУК-20 |
1C |
УУК-10 |
1D |
УУК-5 |
ЗА |
УУК-5У |
ЗВ |
УУК-2,5 (3) |
ЗС |
Обозначение УУК расшифровывается, как «Универсальный унифицированный контейнер», цифровой индекс означает массу брутто контейнера в тоннах.
Стандартизация методов испытаний, существо которых изло жено в главе VIII, имеет целью создать конструкции контейне ров, отвечающих разнообразным условиям эксплуатации.
Международная стандартизация в рамках СЭВ. Осуществля емое на основе «Комплексной программы» создание единой кон тейнерной системы стран—членов СЭВ и развитие кооперации в производстве технических средств потребовали особенно тща тельного подхода к их стандартизации.
В период с 1964 по 1970 г. в рамках Постоянной комиссии СЭВ по координации научных и технических исследований, а за тем в рамках Постоянной комиссии СЭВ по транспорту разрабо-
1 Эти контейнеры не получили большого распространения н в ИСО рас сматривается вопрос об их исключении из стандарта 668.
37
таны рекомендации по стандартизации: «Контейнеры универсальные унифицированные массой брутто 2,5 н 5 т. Типы, основные параметры и размеры»; «Контейнеры универсаль ные унифицированные массой брутто 2,5 п 5 т. Методы испыта ний при приемке контейнеров»; «Контейнеры универсальные уни фицированные массой брутто 2,5 н 5 т (стальные). Технические требования»; «Контейнеры универсальные унифицированные мас сой 2,5 п 5 т (алюминиевые). Технические требования». Был так же разработан типаж специализированных групповых контейне ров девяти типов, пригодных для перевозок более чем 300 наи менований грузов (глава VII), и согласован проект рекоменда ций по стандартизации «Изотермические п холодильные кон тейнеры. Типы, основные параметры и технические требова ния».
Наряду со стандартизацией технических средств разрабаты вались рекомендации технологического плана: «Принципы и ус ловия создания контейнерной транспортной системы стран — чле нов СЭВ»; «Методика определения технико-экономической эф фективности контейнерных перевозок между странами — члена ми СЭВ»; «Проект типовой технологии переработки контейнеров в морских портах»; «Проект рациональной технологии перегруз ки контейнеров с железнодорожного транспорта на автомобиль ный (н наоборот) и у клиентуры»; «Основные принципы органи зации работ по доставке контейнеров грузовладельцем и на пе ревалочные пункты автотранспортом».
После 1972 г. разработка вопросов стандартизации стала осуществляться более высокими темпами, и с учетом потребно стей КТС стран-— членов СЭВ. В частности, были подготовлены проекты рекомендаций по стандартизации таких технических средств, как «Контейнеры большегрузные специальные. Контей неры для сыпучих грузов. Типы. Основные параметры. Техниче ские требования». Рекомендации распространялись на крупнотоннажные контейнеры для сыпучих грузов, разгружаемых гравитационным способом или принудительно с помощью спе циальных приспособлений. Контейнеры делятся на две основ ные группы: открытые — для грузов, не чувствительных к по годным условиям, и закрытые — для грузов, чувствительных к погодным условиям. Основные параметры этих контейнеров соот
ветствуют параметрам контейнеров I серии ИСО |
типа IA, IB |
|
1C и |
1D. |
|
В |
проекте рекомендации по стандартизации |
«Контейнеры |
большегрузные специальные. Контейнеры-цистерны для жид ких грузов. Типы. Основные параметры. Технические требова ния» изложены понятия и символы, касающиеся производства, испытаний и использования контейнеров-цистерн, указаны их
виды и параметры, сформулированы |
технические требования. |
||
В зависимости от |
испытательного давления в |
резервуарах кон |
|
тейнеры-цистерны |
подразделяются |
на семь |
видов. Размеры |
38