ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 166
Скачиваний: 0
Фиг. 4.19
Фиг. 4.21
подкосную балку в точке 3. Корневая нервюра при этом рабо
тает так же, как в |
крыле без выреза. |
Сила RK задней стенкой |
|
будет передана на |
подкосную балку |
в точке 2' |
(Ry = RK), |
при этом задняя стенка загрузит концевую часть крыла момен том М 4 = Як W- 4 , так как задняя стенка к подкосной балке крепится шарнирно. Момент М4 кручением отсеков консоли, примыкающих к корневой нервюре, относительно оси 0—0, пер
пендикулярной лонжерону, передается |
на |
лонжерон. |
Момент |
М3=М 4 лонжерон парой сил Rx== Я8 = |
М |
передает |
на свои |
-—- |
|||
|
Л -з |
|
|
опоры: на фюзеляже в узел 1 и на подкосную балку в точке 3. Таким образом, коробка консоли 3—31—41—4 (см. фиг. 4,19,а),
примыкающая к корневой нер |
|
||||
вюре, дополнительно нагружа |
|
||||
ется сдвигом. Поэтому обшив |
|
||||
ку |
крыла |
на |
этом |
участке |
|
иногда подкрепляют фестоном. |
|
||||
При втором способе опира- |
|
||||
ния (фиг. 4.21) корневая нер |
|
||||
вюра трансформирует |
крутя |
|
|||
щий |
момент |
М к из потока |
|
||
касательных усилий по конту |
|
||||
ру в пару горизонтальных сил |
|
||||
„ |
м к |
передаваемых на |
|
||
/?к = |
-jj-t |
|
|||
подкосную балку и лонжерон. |
|
||||
Корневая |
нервюра |
работает |
|
||
при этом |
на изгиб, как пока |
Фиг. 4.22 |
зано на фиг. 4.22.
Лонжерон и подкосная балка в точке 3 будут нагружены со средоточенными изгибающими моментами, соответственно рав ными (см. фиг. 4.21):
МЛ= ЯЛЯ = Л/к-; |
Л4„ = Я„Я = . Жп |
tgx |
sin у |
где х — угол между лонжероном и подкосной балкой (см. фиг. 4.19,6).
Изгибающий момент лонжерона в виде пары сил передается на фюзеляж в точке 1 и на подкосную балку в точке 3: Ri = R3 =
В реально выполненных конструкциях обеспечивается, как правило, одновременно несколько способов (путей) передачи
91
крутящего момента в корневой части крыла. Жесткость крыла на кручение в этом случае существенно повышается — система ста новится статически неопределимой. Доли крутящего момента, передаваемые каждым способом (путем), могут быть определе ны методом сил или приближенно пропорционально жесткостям каждого пути (способа).
Моноблочное крыло. Силовая схема крыла (фиг. 4.23) состоит из переднего 1—6 и заднего 2—7 лонжеронов, верхней и нижней силовых панелей моноблока, подкосной балки 2—4, силовых нер
Фиг. 4.23
вюр 1—2, 2—3 и 4—5 и набора нормальных нервюр. Подкосная балка конструктивно принадлежит фюзеляжу и не связана ни с нормальными нервюрами, ни с силовыми панелями крыла. Кры ло шарнирно опирается на фюзеляж в точке / и на подкосную балку в точках 2 и 4.
78. Опорные реакции крыла могут быть определены из усло вия равенства нулю суммы моментов всех сил относительно осей
2—4, 1—4 и 1—2:
92
79.Силовые нервюры 1—2, 2—3 и 4—5 передают опорные ре
акции Ru /?2 |
и Ri на стенки и силовые панели крыла, |
работая |
||
|
|
|
|
g |
при этом в основном на сдвиг: нервюра 1—2 от потока qx= |
||||
(фиг. 4.24,а), |
нервюра 2—3 от потока ?2= |
R |
2 л |
|
—~ (фиг. |
4.24,6) и |
|||
|
| |
£» |
4л |
|
нервюра 4—5 от потока <74 = |
—— (фиг. 4.24,в). |
|
||
|
|
АН |
|
|
Бортовая нервюра 1—2 обеспечивает включение в работу из гиба от силы R\ всей треугольной панели 1—2—3, выполняя по существу ту же роль, что и нервюра 2—3 в бесподкосном моно блочном крыле при передаче поперечной силы (см. фиг. 4.13,в). Работа треугольной панели 1—2—3 показана на фиг. 4.25, где
93
<7зк — осевые погонные усилия панели в корневом сечении кры ла 2—3.
Подкосная балка в моноблочном крыле работает так же, как и в однолонжеронном крыле.
§ 4.4. КРЫЛЬЯ ИЗМЕНЯЕМОЙ СТРЕЛОВИДНОСТИ [2]
Крыло изменяемой стреловидности (см. фиг. 2.2) состоит из неподвижного центроплана и поворотной консоли. Консоль кры ла может поворачиваться относительно шарнира А, расположен-
Фиг. 4.26
Силовая панель
ного на центроплане. Поворот консоли осуществляется силовым приводом, тяга которого подсоединяется либо к узлу Б, либо к узлу В консоли (фиг. 4,26,6 и фиг. 4.27,6).
94
Особенности крыльев изменяемой стреловидности обусловле ны спецификой передачи нагрузок с консоли на центроплан. Узел А и тяга силового привода обеспечивают передачу всех нагрузок консоли на центроплан, причем тяга силового привода принима ет участие в передаче только момента, действующего в плоско сти хорд консоли. Все же остальные силовые факторы передают ся только через узел А.
Крылья изменяемой стреловидности могут быть лонжеронными или моноблочными. Рассмотрим передачу с консоли на
центроплан основных силовых |
факторов (QB, М е и /Ик) этих |
|
крыльев. |
|
|
80. |
Силовые схемы консоли и центроплана однолонжеронного |
|
крыла представлены на фиг. 4.26. Силовая схема консоли (фиг. |
||
4.26,6) |
состоит из лонжерона, |
передней и задней стенок, силовой |
корневой нервюры 1—3, набора нормальных нервюр и обшивки, подкрепленной стрингерами. Силовые факторы в сечениях консо ли, достаточно удаленных от нервюры 1—3, воспринимаются точ
но так же, как в сечениях |
прямого однолонжеронного крыла. |
||
И з г и б а ю щ и й |
м о м е н т с поясов лонжерона в виде пары |
||
горизонтальных сил |
1\нз= — передается непосредственно |
на |
|
|
|
Н |
на |
проушины узла А консоли и далее, срезом вертикальной оси, |
|||
проушины ответного узла А центроплана. |
на |
||
П о п е р е ч н а я |
с и л а |
со стенки лонжерона передается |
стойку 2—2, а с нее на проушины узла А консоли. Далее изгибом одной или обеих проушин (,в зависимости от конструкции узла А) поперечная сила передается на проушины узла А центроплана.
К р у т я щ и й м о м е н т корневой нервюрой 1—3 трансформи руется из потока касательных усилий по замкнутому контуру, об разованному передней и задней стенками и обшивкой крыла, в
Мк |
. |
пару горизонтальных сил N Kp= ---- |
и через узел А срезом оси |
Н |
|
передается на центроплан. При этом проушины узла А работают на изгиб в горизонтальной плоскости. Корневая нервюра также работает на поперечный изгиб подобно корневой нервюре стрело видного крыла, защемленной в месте стыка лонжерона с подкос ной балкой (см. фиг. 4.22). Очевидно, что конструктивно корне вая нервюра должна иметь достаточно солидные стенку и пояса, увязанные с верхней и нижней проушинами узла А.
Основными силовыми элементами центроплана (см. фиг. 4.26,а) являются лонжерон 3—2—2' и силовая балка 3—1. Лонжерон в точках 2 и 2' опирается на силовой шпангоут фю зеляжа. Силовая балка моментно связана с лонжероном в узле А
ишарнирно опирается на силовой шпангоут фюзеляжа в точке 1.
Вузел А центроплана со стороны консоли передаются верти кальная сила Q, изгибающий момент М, вектор которого перпен
дикулярен оси лонжерона консоли, и крутящий |
момент |
Мк, |
95
вектор которого параллелен оси лонжерона. Очевидно, что мо менты М и AfK эквивалентны некоторому моменту УИа , вектор которого лежит в плоскости хорд крыла (фиг. 4.26,а). Направле
ние вектора момента /Из меняется |
с изменением угла стрело |
видности (при повороте консоли). |
не перпендикулярен ни к |
В самом общем случае вектор |
лонжерону, ни к силовой балке и может быть разложен на две составляющие (см. фиг. 4.26,а); М и перпендикулярную силовой балке, и М2, перпендикулярную лонжерону. Составляющая М, передается на силовую балку, а составляющая М2 — на лонже рон. Лонжерон, кроме того, будет воспринимать и силу Q. Сило вая балка и лонжерон работают на поперечный изгиб, причем наибольший изгибающий момент силовой балки действует в ме сте ее стыка с лонжероном, а наибольший изгибающий момент лонжерона — в его сечении по борту фюзеляжа.
Для выявления М и Q, определяющих необходимые размеры силовой балки и лонжерона, необходимо рассмотреть их нагру жение при различных углах стреловидности.
Лонжерон и силовая балка конструктивно выполняются в ви де двухпоясных балок, пояса которых увязаны с проушинами уз ла А, а стенки — со стойкой узла. Стойка узла А связывает ме жду собой верхнюю и нижнюю проушины (конструкцию узла А см. на фиг. 15.17).
81. Силовые схемы консоли и центроплана моноблочного кры ла представлены на фиг. 4.27. В моноблочном крыле силовые схемы и нагружение элементов консоли и центроплана вблизи шарнирного узла А подобны. Поэтому ограничимся рассмотре нием силовой схемы и нагружения только элементов центропла на, причем возьмем более простой случай, когда конструкция центроплана симметрична (фиг. 4.28,а).
Силовая схема центроплана (фиг. 4.28,а) состоит из передней
5—1 и задней 6—2 стенок моноблока, трех силовых нервюр: кон
цевой 1—2, |
бортовой 5—6 и промежуточной 3—4, нескольких |
|
диафрагм, |
расположенных между концевой |
и промежуточной |
нервюрами, |
и двух силовых панелей (верхней |
н нижней). Уча |
стки силовых панелей 3—1—2—4 выполняются обычно монолит ными из высокопрочных сталей за одно целое с проушинами уз ла А.
В узел А центроплана со стороны консоли крыла передаются сила Q и момент ЛЬ., вектор которого лежит в плоскости хорд крыла. Момент /Из раскладывается на две составляющие (см. (фиг. 4.27,а): момент Мх и момент М2, являющиеся для цент роплана соответственно изгибающим и крутящим моментами.
Сила Q консоли передается давлением верхней проушины кон соли на верхнюю проушину центроплана через плоскость их кон такта. Далее сила Q изгибом верхней или одновременно изгибом верхней и нижней проушин (в зависимости от конструкции узла А) передается в сечение 1—2 с моментом Q . с. Если считать, что
96