ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 182
Скачиваний: 0
г д е
—наибольшая сплющивающая шпангоут погонная сила в точке C(y=R);
а— расстояние между нормальными шпангоутами;
5 |
г р _ + <Р^0б_ |
b
— приведенная толщина обшивки совместно со стрингерами (b — расстояние между стрингерами; <р — редукционный коэффициент обшивки по отношению к стрингеру).
(
2
Фиг. 6.17
На небольших самолетах нормальные шпангоуты, как прави ло, не рассчитываются, а выбираются из конструктивных сообра жений. На крупных летательных аппаратах, с экономным в ве совом отношении каркасом, нормальные шпангоуты необходимо рассчитывать.
153. Общая устойчивость фюзеляжа (корпуса ракеты). Фю зеляжи летательных аппаратов могут разрушаться в результате общей потери устойчивости, которая характеризуется выпучива нием всей системы обшивки совместно с подкрепляющим ее кар касом (шпангоуты и стрингеры). От действия изгибающего мо-
148
мента возможны два случая общей потери устойчивости стрин герного фюзеляжа.
Первая изгибная форма потери устойчивости заключается в
следующем: |
при недостаточной изгибной жесткости нормальных |
||
шпангоутов |
их сплющивание от искривления оси фюзеляжа при |
||
изгибе силами qmn |
(см. фиг. 6.17) |
приводит к уменьшению |
|
момента инерции сечения фюзеляжа / ф |
относительно оси z, ро |
сту оиз, а следовательно, к увеличению искривления оси. Это всвою очередь приводит к увеличению сплющивания поперечных сече ний. Существует критическое значение изгибающего момента, при котором, по существу, происходит общая потеря устойчиво сти круговой формы поперечных сечений фюзеляжа и полное сплющивание их.
Однако наличие усиленных жестких шпангоутов препятству ет сплющиванию поперечных сечений.
154. Для обычных фюзеляжей, содержащих усиленные шпан гоуты, наиболее вероятной и опасной является вторая изгибная форма общей потери устойчивости.
При второй форме происходит выпучивание по продольным полуволнам длиной порядка 1,5 диаметра фюзеляжа (на участке между силовыми шпангоутами) с образованием в поперечных се чениях фюзеляжа трех полуволн, распространяющихся только на сжатую зону фюзеляжа до нейтральной оси (фиг. 6.18). Ука занная форма выпучивания в сжатой зоне практически не изме няется в случае наличия в растянутой зоне выреза, усиленного бимсами.
149
Опасными по второй форме общей потери устойчивости мо гут являться нагруженные изгибной нагрузкой участки фюзеля жа, на которых расстояния между силовыми шпангоутами /с. шп равны или больше приблизительно 1,5 диаметров фюзеляжа. На рассчитываемом опасном участке фюзеляжа эпюру изгибающих моментов можно приближенно представить как линейную (фиг. 6.19).
Тогда в сечении с Л4тах для кругового цилиндрического фю зеляжа величина критического нормального напряжения вдоль
наиболее сжатой образующей (|.у| = |
А.) |
может быть подсчитана |
|||
по формуле |
|
|
|
__ |
|
-*кр.из ' |
- A L |
JL |
V |
J™l |
(6.4) |
|
1 + (3 |
R |
о |
|
у/
л шп
где /щ|1= ) |
— погонный момент инерции сечения шпан- |
Л |
гоутов; |
2j |
‘'ит |
Ann — момент инерции сечения шпангоута с учетом примыкающей полоски обшивки;
/шп — расстояние между нормальными шпанго утами;
tv]
р = —5-2- — отношение величин наименьшего изгибаю- ■Мтах щего момента 7140 к максимальному Mmax, действующих в сечениях установки си
ловых шпангоутов (см. фиг. 6.19). Наименьшая величина окр получается при расстоянии между
силовыми шпангоутами, равном /Сшп=^\где /=1, 2, 3 ,... , — це-
150
2 .4 |
г — г |
— длина одной продольной по- |
лое число, / = 0,314/? 2 1 / |
0 |
^шп луволны с образованием в поперечных сечениях трех полуволн
(см. фиг. 6.18), при которой величина акр.пз оказывается наи меньшей.
Формула (6.4) справедлива в пределах упругих деформаций. За пределом упругости надо пользоваться следующей формулой:
°кр .и з 1 ---- |
1 + V |
|
1 -I- N+ V2 ’ |
||
|
где
Зкр из
155.От действия крутящего момента также возможна об щая потеря устойчивости фюзеляжа.
Критические касательные напряжения общей потери устой
чивости ткр j уменьшаются при уменьшении изгибной жесткости шпангоутов и увеличении радиуса и толщины обшивки §о6.
С точки зрения экономии веса изгибные жесткости нормаль ных шпангоутов должны быть подобраны так, чтобы выполни
лось одно из условий: |
и ткр |
тразр |
|
первое |
оКр I ^кр.стр |
||
или второе — |
ткр j — тразр |
и акр j ^ |
вКр.гтр* |
156. Усиленные шпангоуты так же, как и усиленные нервю ры, предназначены для передачи сосредоточенных сил и момен тов в их плоскости на обшивку в виде потоков касательных уси лий.
На фиг. 6.20,а представлен «глухой» (т. е. в виде сплошного листа) шпангоут, нагруженный вертикальной силой Р.
Эта сила передается на стойку, а с нее — на лист шпангоута, нагружая его потоками дст. Под действием указанной силы
151
шпангоут стремится переместиться вниз, но уравновешивается реакциями со стороны обшивки в виде потоков касательных уси лий qo6 (фиг. 6.20,б). Принимается, что усилия в заклепочном шве обшивки распределены так же, как и касательные усилия в сечении фюзеляжа от нагрузки, равной равнодействующей на грузки на шпангоут. В рассматриваемом случае кругового сече ния в точке, определяемой углом а, эти касательные усилия бу дут
PS
<7об = — = до s m а,
где
Р
S = /?2 8 sin а; / = тг/?3 8; -г -
кР
Стойка будет работать на сжатие по схеме, представленной на фиг. 6.20,в, и может разрушиться как от местной, так и от общей потери устойчивости. Ось стойки может изогнуться в на правлении по нормали к плоскости шпангоута, при этом крити ческая сила общей потери устойчивости будет
Ркр - 2*2 Е /„
где /ст — момент инерции сечения стойки с учетом примыка ющей полосы стенки шпангоута.
Прочность листа стенки проверяется на сдвиг от напряже ний
т — ^ст = ^
о2/о
Изгиб шпангоута в своей плоскости практически отсутству
ет.
Рассмотренный «глухой» шпангоут является наиболее про стым по конструкции и выгоден в весовом отношении. Однако для получения внутри фюзеляжа объемов, не занятых конструк цией, приходится чаще всего усиленные шпангоуты делать в виде колец.
157. Кольцевой шпангоут с точки зрения строительной меха ники является трижды статически неопределимой рамой и рас считывается при помощи канонических уравнений метода сил. Обычно, учитывая условия симметрии системы и симметрии или обратной симметрии нагружения, задачу сводят к однажды или дважды статически неопределимой. Считая эти методы известны ми, мы сделаем несколько замечаний конструктивного порядка.
На фиг. 6.21,а представлен кольцевой шпангоут, нагружен ный вертикальной сосредоточенной силой Р.
Схема уравновешивания шпангоута и предполагаемый харак тер его деформации показаны на фиг. 6.21,6. Можно ожидать
152
Фиг. 6.22
(в действительности так и получается), что в точке С изгибаю щий момент имеет наибольшую величину, а в точке D он весьма мал. Это обстоятельство дает возможность упростить расчетную схему, предположив в точке D шарнир. Кроме того, распреде ленные потоки до6 можно приближенно заменить действием двух сосредоточенных реакций Р/2 в точках Л и В (фиг. 6.21,в). В этих предположениях система становится однажды статически неопределимой, а неизвестная осевая сила X определяется из кононического уравнения
Эпюра изгибающих моментов представлена на фиг. 6.21,г. Наи большая величина изгибающего момента в точке С отличается от точного решения приблизительно на 15% в сторону запаса прочности.
Прочность кольцевых (рамных) шпангоутов зависит в ос новном от их изгиба. Отметим, что за счет изгиба кривого бруса возникают радиальные усилия qR по схеме, представленной на фиг. 6.22. Для воспринятая этих радиальных усилий, особенно больших в местах сильного изгиба, между поясами шпангоута ус танавливаются стойки, препятствующие сближению поясов. Стой ка в точке С (фиг. 6.21) обеспечивает также передачу сосредото ченной силы Р на стенку шпангоута.
В весовом отношении выгодно применять кольцевые шпанго уты с переменной строительной высотой, которая должна быть наибольшей в местах приложения сосредоточенной нагрузки, где величина изгибающего момента наибольшая.
158. На фиг. 6.23 показана картина нагружения и уравнове шивания шпангоута крепления крыла, который заменяет собой фюзеляжную часть лонжерона крыла и выгоден с точки зрения компоновки фюзеляжа.
Определяющими прочность шпангоута являются большие сосредоточенные самоуравновешенные силы N, возникающие от изгиба крыла. В приближенных расчетах остальными нагрузка ми можно пренебречь. Предполагаемый характер деформации шпангоута показан на фиг. 6.24. Ясно, что в точках А и В изги бающие моменты будут малы. Поэтому шпангоут можно считать состоящим из двух половин, шарнирно соединенных между со бой в этих точках. Достаточно рассмотреть одну половину (фиг. 6.25). Наибольшая величина изгибающего момента равна:
или
154