Файл: Конструкция летательных аппаратов учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 185

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а - а

155

Внутренний пояс шпангоута обычно делается шире, чем внешний, так как он в случае сжатия не подкрепляется обшивкой от вы­ пучивания из плоскости шпангоута. Как видно из фиг. 6.25, наи­ большая поперечная сила действует на участке между ушками. Поэтому стенка шпангоута на этом участке делается толще, а для передачи на нее больших сосредоточенных сил N служат стойки (см. фиг. 6.23).

Фиг. 6.26

159. В весовом отношении в фюзеляже выгодно иметь мень­ шее количество усиленных шпангоутов с таким расчетом, чтобы на один и тот же шпангоут передавать сосредоточенные силы, действующие от разных агрегатов в разное время. В связи с этим часто в месте подхода вертикальной сосредоточенной силы не ставят специального шпангоута, а передают силу к необходи­ мому из других соображений усиленному шпангоуту, располо­ женному на некотором удалении. Кроме того, действующие силы бывают наклонными и приложенными на некотором удалении не только от шпангоута, но и от обшивки. Для передачи этих сил по возможно более короткому пути к усиленным шпангоутам (вер­ тикальные составляющие) и стрингерам (горизонтальные состав­ ляющие) устанавливают дополнительные силовые элементы.

Такими силовыми элементами могут быть либо плоские тон­ костенные балки, либо фермы, либо просто подкосы, которые ча­ сто обеспечивают наиболее короткий путь передачи силы на уси­ ленные стрингеры и шпангоуты и далее — на обшивку фюзе­ ляжа.

160. Соединение основных элементов. Усиленные шпангоуты всегда приклепываются к обшивке фюзеляжа для непосредст­ венной передачи на нее сил. Нормальные шпангоуты обычно так­ же приклепываются к обшивке. При этом стрингеры частично

156

прорезают шпангоуты, соединяясь с ними либо специальными уголками (фиг. 6.26и б), либо уголковыми отгибами стенки шпангоута (фиг. 6.26,в). Вырезы в шпангоутах компенсируются обшивкой, склепанной с ними по периметрам, а также иногда пу­ тем приклепывания к шпангоутам дополнительных профилей, В некоторых случаях нормальные шпангоуты не склепываются с обшивкой, а связываются только со стрингерами (фиг. 6.27). При этом улучшается поверхность обшивки и упрощается техноло­ гия производства фюзеляжа, но ухудшаются условия работы об­ шивки на устойчивость.

Фиг. 6.27

Фиг. 6.28

161. Для удобства эксплуатации конструкция фюзеляжа в ряде случаев выполняется из отдельных частей, связанных ме­ жду собой быстроразъемными соединениями по стыковочным шпангоутам. Связь отсеков фюзеляжа может осуществляться либо по всему контуру, либо при помощи сосредоточенных узлов. Первый способ обычно применяют в стрингерном или монококовом фюзеляжах для неразъемных соединений или в случаях, ко­ гда расстыковку приходится делать очень редко (фиг. 6.28). Стрингеры в этом случае стыкуются болтами на специальных узлах (фитингах), приклепываемых на стыкуемых торцах стрин­ геров. Второй способ применяют для разъемных в эксплуатации соединений или когда из-за вырезов в фюзеляже необходимо ставить большое количество усиленных стрингеров, играющих основную роль в передаче вертикального и горизонтального из­ гибающих моментов (см. фиг. 6.10). Осевые усилия оо стыковых болтов передаются на усиленные стрингеры, которые на длине, равной приблизительно расстоянию между усиленными стринге­ рами, передают эти усилия на обшивку. Обшивка, работая на

157


сдвиг, нагружает осевьтми силами нормальные ‘Стрингеры и вклю­ чается в работу сама. Иногда для более быстрого включения об­ шивки в работу в районе стыка на нее наклепываются дополни­ тельные листы (фестоны).

Усиленные стрингеры по всей длине выполняют неразрезны­ ми. Нормальные стрингеры на отдельных участках могут пре­ рываться усиленными шпангоутами и тогда связь их осуществ­ ляется или только через обшивку, или дополнительно еще через накладки или фитинги.

§ 6.4. КОНСТРУКЦИЯ И РАБОТА ФЮЗЕЛЯЖА В РАЙОНЕ БОЛЬШОГО ВЫРЕЗА

162. Малые вырезы в фюзеляже компенсируются по прочно сти и жесткости путем окантовки их рамами или путем включе­ ния крышек люков в работу силовой схемы фюзеляжа. Так же, как и в крыле, крышки люков могут крепиться небольшим коли­

чеством замков, которые легко открывать при эксплуатации. Эти крышки подкрепляются каркасом для воспринятая местных на­ грузок, приходящихся на них снаружи или изнутри (например, давление в отсеке двигателя или нагрузки от мягких топливных баков) (фиг. 6.29). Силовая крышка может крепиться также большим количеством шурупов для передачи на нее сдвига с об­ шивки и растяжения (сжатия) стрингеров и обшивки фюзеляжа (фиг. 6.30). Такие люки могут быть значительных размеров. Как те, так и другие люки не влияют на работу и расчет общей сило­ вой схемы фюзеляжа.

163. Наличие больших вырезов, не закрытых силовыми кры ками, приводит к изменению основной силовой схемы фюзеля­ жа и характера его работы, особенно при кручении. По про­ дольным краям больших вырезов пропускаются весьма мощные

усиленные стрингеры (так называемые бимсы), которые анало­ гично поясам лонжеронов двухлонжеронного крыла в районе вы­ реза воспринимают осевые силы, возникающие при изгибе и при изгибном кручении (фиг. 6.31).

Большие вырезы могут быть длинными, до двух и более диа­ метров фюзеляжа (например, бомболюк), и относительно корот­ кими, с длиной не более одного диаметра фюзеляжа (например, вырез под фонарь одноместной кабины). Подход к расчету фюзе­ ляжа с длинным и коротким вырезом различен.

Фиг. 6.31

164. Рассмотрим сначала работу и расчет фюзеляжа на уча­ стке длинного выреза отдельно на поперечный изгиб и круче­ ние.

Считаем, что как вертикальная QB. так и горизонтальная Qr поперечные силы проходят через центр жесткости рассматривае­ мого сечения фюзеляжа, на участке выреза (фиг. 6.32). Тогда ве­ личины нормальных и касательных напряжений для открытого сечения находятся таким же способом и по тем же формулам сопротивления материалов, что и для закрытого сечения. Фюзе­ ляж на участке выреза, так же как и в замкнутой части, прибли­ женно можно рассматривать как двухпоясную балку. Вертикаль­ ная сила QB уравновешивается в основном потоками касатель­ ных усилий в боковинах обшивки, которые выполняют роль сте­ нок балки. Величины этих усилий можно считать такими же, как и в боковинах замкнутой части (см. фиг. 6.12). Вертикальный из-

159



гибающий момент М а уравновешивается в основном парой осе­ вых сил, с одной стороны, в своде, а с другой, — в бимсах:

= 2Р 1б: Я,в.раб

где

Н в р а б ------

D .

Передача на бимс осевой силы с примыкающего к нему свода замкнутого участка фюзеляжа происходит на длине -Д/ = Б (см. фиг. 6.31) через заклепки. В местах связи бимсов с обшивкой свода она нагружается потоками касательных усилий

Бимс должен иметь максимальную площадь сечения на грани­ це выреза. Горизонтальная сила Qr уравновешивается на уча­ стке выреза в основном потоками касательных сил в обшивке целого (без выреза) свода, выполняющего роль стенки горизон­ тальной балки (см. фиг. 6.32,6).

Фиг. 6.32

Наибольшая (расчетная) величина потока может быть опре делена по формуле

ЯQr

0 г_ где Я г.раб = 0,8 D .

^г.раб

160

Горизонтальный изгибающий момент воспринимается при этом парой осевых сил в боковинах

Часть этой, силы приходится на бимс соответствующей бокови­

ны Р2б* Величина крутящего момента М к при переходе от замкнуто­

го участка к участку с большим вырезом изменяется в Силу из­ менения плеча от действующей силы до центра жесткости от­ крытого контура по сравнению с замкнутым. Например, от дей­ ствия силы Рв.о, приложенной в центре давления вертикально­ го оперения, при вырезе сверху величина крутящего момента увеличивается по сравнению с моментом на замкнутом участке, а при вырезе снизу — уменьшается часто настолько, что его можно не учитывать при грубых расчетах прочности (фиг. 6.33). Координата центра жесткости уц.ж определяется как точка приложения равнодействующей погонных касательных сил.

 

 

Фиг.

6.33

 

Крутящий момент М к

воспринимается

парой ) поперечных

сил в боковинах,

которые выполняют роль стенок лонжеронов

двухлонжеронного

крыла

на

участке

большого выреза

(фиг. 6.34)

 

'

 

 

где Нг— габаритный горизонтальный размер фюзеляжа в райо­ не выреза. Таким образом, боковины можно рассматривать как балки, жестко защемленный по торцам в замкнутых частях фю-

11. Изд. № 5337

1£1


а -

^ JLl

и **

Н,

Фиг. 6.34

162

зеляжа, передающие силы Qa<k о т о д н о г о защемления на дру­

гое. При этом боковины изгибаются в противоположные стороны. Характер поперечного изгиба боковины показан на фиг. 6.35. Из­ гибающий момент боковины ДЛ1= воспринимается парой

осевых сил, с одной стороны, в бимсе, а с другой — в примыкаю­ щей половине свода

ДУИ

2ув '

Ше Уб— координата центра тяжести бимса.

На границах вырезов возникают максимальные изгибающие

моменты боковин ДУИшах и APemaxi

которые, передаваясь

на

замкнутые части, вызывают в них самоуравновешенное напря­

женное состояние, требующее усиления и приводящее к утяже­

лению конструкции. Если принять, что жесткости передней

и

задней замкнутых частей равны, то точка А, соответствующая ве­

личине ДУИ — 0, будет находиться на половине длины выреза

/.

165.

Суммарная осевая сила в

бимсе меняется по длине и

может быть грубо определена по формуле

Рб ~ Pi б+ ^*2 6 + &Рб-

При сжатии он работает на продольный изгиб как стержень,

опирающийся по концам на жесткие шарнирные опоры (усилен­ ные ограничительные шпангоуты), а в пролете — на упругие опоры (нормальные незамкнутые шпангоуты). Сжимающая сила бимса переменна. При некоторой величине средней осевой силы Р ср он потеряет устойчивость (фиг. 6.36).

Критическое значение этой силы можно определить по фор­ муле Эйлера:

)

=

j 2

'*

ср/кр

 

где — момент инерции бимса относительно его нейтральной оси а—а (фиг. 6.37);

11*

163