ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 151
Скачиваний: 0
Г л а в а III
КОНСТРУКЦИЯ и СИЛОВЫЕ СХЕМЫ ПРЯМЫХ КРЫЛЬЕВ
§3.1. КОНСТРУКЦИЯ и РАБОТА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КРЫЛА
41.Крыло (фиг. 3.1) состоит из каркаса и обшивки. Каркас в свою очередь образуется продольным (лонжеронами и стринге рами) и поперечным (нервюрами) наборами.
Воздушная нагрузка в виде сил разрежения или давления действует непосредственно на обшивку, отсасывая или прижимая
еек каркасу. Каждый элемент обшивки А, ограниченный двумя
соседними нервюрами и стрингерами (фиг. 3.1), действующую на него воздушную нагрузку передает на нервюры и стрингеры в ви де погонной нагрузки (фиг. 3.2).
Обшивка обладает изгибной жесткостью, вследствие чего она может передавать воздушную нагрузку своим изгибом. Но так как обшивка при этом прогибается, то в ее сечениях возникают также растягивающие (мембранные) напряжения (фиг. 3.2). В толстой обшивке превалируют изгибные напряжения, а в тонкой
— растягивающие. Например, если обшивка дюралевая и имеет толщину 2 мм и более, то при обычных расстояниях между эле ментами каркаса растягивающими напряжениями в ней практи чески можно пренебречь.
Стрингер представляет собой многопролетную балку с опора ми на нервюрах, нагруженную поперечной распределенной на грузкой (фиг. 3.3). Свою нагрузку через соответствующие узлы связи стрингер отдает нервюрам, работая при этом на попереч ный изгиб.
Нервюра нагружается силами со стороны обшивки и стрин геров Рн(фиг. 3.4). Опорами нервюры являются стенки лонжеро нов и обшивка. Нагрузки, действующие на нервюру со стороны обшивки и стрингеров, приводятся к равнодействующей Р„, при
ложенной в центре давления сечения. Сила Рн |
уравновешива |
ется реакциями AQ] и AQ2, развиваемыми |
стенками лонже |
ронов, причем равнодействующая этих реакций |
AQ = РИ будет |
приложена в центре жесткости сечения. Сила |
AQ вместе с си |
лой Рн дает момент АМк= Рн с, который передается нервюрой в виде потока касательных усилий AqK на замкнутый контур, об разованный обшивкой и стенкой заднего лонжерона (здесь пола-
50
Ф иг. 3.1
Нервюры
Стрингеры
Ф иг. 3.2
Нервюры
Ф иг. 3.3
51
гаем, что хвостовая часть сечения крыла не замкнута). Нервюра работает при этом на поперечный изгиб в своей плоскости.
Лонжерон представляет собой двухопорную (узлы крепления к фюзеляжу А или В) балку с консолями, нагруженную силами AQi или aQ2, передающимися от нервюр (фиг. 3.5). Эту на грузку лонжероны передают на узлы А и В, работая при этом на поперечный изгиб в своей плоскости.
Ф иг. 3.5
Замкнутая оболочка, образованная обшивкой крыла и стен кой заднего лонжерона, нагружается со стороны нервюр момен тами Д/Ик (фиг. 3.6). Под действием этих моментов оболочка стремится провернуться, но удерживается корневой нервюрой. Следовательно, она будет нагружена кручением.
Корневая нервюра берет на себя весь крутящий момент у корня оболочки Л4К«= Е Д Л4К, прикладываемый к ней в виде по тока касательных усилий по контуру, и передает его в виде пары сил RK на узлы крепления нервюры (см. фиг. 3.6). Корневая нер вюра обычно крепится к узлам лонжеронов. Поэтому суммарные реакции в узлах крепления крыла к фюзеляжу равны:
R a ==/?! + RK — в узлах А и RB = R2 — RK— в узлах В.
42. Назначение основных элементов крыла. Обшивка придает крылу обтекаемую форму, непосредственно воспринимает воз
52
душную нагрузку и передает ее на стрингеры и нервюры. Обшив ка работает на сдвиг от кручения крыла. Кроме того, она прини мает участие в воспринятии изгибающего момента крыла, рабо тая при этом вместе со стрингерами на растяжение или сжатие.
Стрингеры передают нервюрам местную воздушную нагрузку от обшивки. Кроме того, они подкрепляют обшивку, повышая ее критические напряжения при сжатии и сдвиге и уменьшая ее де формации от местной воздушной нагрузки. Стрингеры совместно с поясами лонжеронов и обшивкой принимают также участие в воспринятии изгибающего момента крыла.
Нормальные нервюры представляют собой тонкостенные плос кие балки. Они сохраняют заданную форму профиля крыла и пе редают местные воздушные нагрузки на лонжероны и обшивку. Кроме того, нормальные нервюры поддерживают стрингеры и обшивку, увеличивая их критические напряжения.
Лонжероны — двухпоясные продольные балки, состоящие из стенок и поясов. Пояса воспринимают изгибающий момент кры ла, работая при этом на растяжение—сжатие. Стенки восприни мают поперечную силу и могут участвовать в воспринятии кру тящего момента, замыкая контур крыла.
Корневая нервюра прямого крыла предназначена для транс формации крутящего момента из потока касательных усилий по замкнутому контуру оболочки в пару сил в узлах ее крепления. Корневая нервюра относится к числу так называемых усиленных (силовых) нервюр.
Усиленные (силовые) нервюры предназначаются для воспри нятая сосредоточенных сил и моментов от агрегатов, крепящихся к крылу, и передачи их на основные силовые элементы крыла (лонжероны и обшивку). Усиленные нервюры выполняют также функции и нормальных нервюр.
43. От действия изгибающего момента М в поперечных сече ниях поясов лонжеронов, стрингеров и обшивки крыла возника ют нормальные напряжения а. Поскольку обшивка носка и хво стика крыла сравнительно близко расположена от нейтральной оси и обычно подкреплена более слабыми стрингерами, то приб лиженно можно считать, что момент М воспринимается только межлонжеронными (верхней и нижней) панелями крыла, обра зованными поясами лонжеронов, стрингерами и обшивкой (фиг. 3.7).
Если высоты лонжеронов (Я, и Я2) будут примерно одинако вы, то нормальные напряжения в поясах лонжеронов приближен но могут быть определены по формуле
______________ М_____________
Я р ( £ F г + л / СТр ^ СТр + Я о о6 <р0б)
53
где Яр = |
(0,90-ь 0,95) Я ср- |
рабочая |
высота сечения крыла; |
||
« |
__ н , + н , |
|
средняя |
высота |
межлонжеронной |
ср |
2 |
|
|||
|
части крыла; |
|
|||
|
*Ft - |
суммарная площадь поперечных се |
|||
|
п |
|
чений поясов лонжеронов панели; |
||
|
— число стрингеров панели; |
||||
|
Устр |
|
площадь поперечного сечения стрин |
||
|
|
|
гера; |
|
|
|
В — расстояние между лонжеронами; |
||||
|
5об |
— |
толщина |
обшивки |
панели; |
|
?стр> ®об |
|
редукционные коэффициенты соот |
||
|
|
|
ветственно стрингера и обшивки по |
отношению к поясу лонжерона.
При определении напряжений в поясах растянутой панели необходимо учитывать ее ослабление отверстиями под болты и за клепки, подставляя в формулу не полную площадь поперечного сечения элементов (поясов, стрингеров, обшивки), а только часть ее (примерно 90% от полной площади поперечного сече
ния).
Редукционные коэффициенты стрингеров и обшивки опреде ляются методами строительной механики.
При действии расчетного момента напряжения в основных силовых элементах конструкции крыла должны быть близкими к разрушающим. В этом случае редукционные коэффициенты рав ны:
— в растянутой панели крыла
|
^в.стр |
|
^в.об |
« С Т р |
= |
- |
- - - - - - - .- - - - - - •>- - - - «- - р о б = |
|
°В.П |
|
°В.II |
где ов.п, з в.стр и о80б — напряжения предела прочности материа ла пояса, стрингера и обшивки соответственно;
— в сжатой панели крыла
|
°кр.стр |
|
Ф ^а кр.об °кр.стр |
|
Фетр |
~ |
>' ?0б — |
~ |
’ |
|
J i;p.n |
|
Зкр.п |
|
54
где акр.п, аКр.СТр и окр.об— критические напряжения местной поте ри устойчивости при сжатии пояса, стрингера и обшивки соот ветственно.
Критические напряжения могут быть определены по следую щей эмпирической формуле:
1 |
+ V |
|
где v = |
|
Зкр Зв |
V + Vм2 |
|||
1 + |
|
|
||
Эйлеровы критические напряжения оэ |
определяются по формуле |
|||
|
|
0,9 kE |
|
|
|
|
(й/5)2 |
’ |
где b — расстояние между стрингерами для обшивки; ширина лапок пояса (стрингера) для поясов (стрингеров);
Ь— толщина обшивки или лапок поясов (стрингеров);
k — коэффициент, зависящий от опорных условий обшивки или лапок поясов (стрингеров). Например, для лапок поясов (стрингеров), имеющих одну свободную сторо ну, ^ = 0,45; для обшивки, шарнирно опертой на стрин
геры и нервюры, £= 4,0.
Определив напряжения в поясах лонжеронов и зная редукци
онные коэффициенты |
<рстр и о0б, |
можно найти напряжения в |
стрингерах и обшивке: |
|
|
°стр |
Зп ?стр> |
3об З л 9 об■ |
Так как обшивка сжатой панели после потери ею устойчивости работает с переменными напряжениями, то напряжения зо6, оп ределенные по приведенной выше формуле, являются средними напряжениями в обшивке.
44. Силовые схемы крыльев. Совокупность элементов, служа щих для воспринятия силовых факторов, действующих в сечени ях крыла, составляет основную силовую схему крыла.
Элементы основной силовой схемы крыла вместе с другими элементами крыла, служащими для передачи местной нагрузки на элементы основной силовой схемы, составляют полную сило вую схему крыла, или просто силовую схему крыла.
Изгибающий момент М является основным силовым факто ром, действующим в поперечных сечениях крыла, поскольку на его воспринятие затрачивается наибольший вес — до 50% обще го веса крыла.
В зависимости от степени участия обшивки, стрингеров и по ясов лонжеронов в воспринятая изгибающего момента крылья подразделяются на лонжеронные и моноблочные.
Крыло, в котором изгибающий момент воспринимается в ос новном поясами лонжеронов, называют лонжеронным.
Крыло, в котором изгибающий момент воспринимается в ос
55
новном обшивкой совместно с подкрепляющими ее продольны ми элементами (стрингерами, гофром), называют моноблочным.
45. Лонжеронные крылья характеризуются развитыми пояса ми лонжеронов, сравнительно слабыми стрингерами и довольно тонкой обшивкой. Лонжеронные крылья могут иметь один, два и большее число лонжеронов. На фиг. 3.1 изображено двухлонжеронное крыло, а на фиг. 3.8 — однолонжеронное, которое обяза тельно имеет заднюю стенку, служащую для образования замк нутого контура, работающего на кручение. У разъема стенка име-
Ф иг. 3.8
ет узел (фиг. 3.8), который совместно с узлами лонжерона обес печивает передачу крутящего момента на фюзеляж. Лонжероны в лонжеронных крыльях стремятся расположить так, чтобы лучше использовать строительную высоту профиля, обеспечить доста точную базу крепления крыла к фюзеляжу и удобство размеще ния и крепления шасси, механизации крыла и т. д. В двухлонжеронном крыле передний лонжерон обычно располагают на 20—30°/о, а задний — на 60—70°/о хорды крыла. В однолонжеронном крыле лонжерон обычно располагают вблизи наибольшей строительной высоты сечения крыла.
В лонжеронных крыльях вблизи разъема обшивка и стрин геры на нормальные напряжения не работают, вследствие чего здесь весь изгибающий момент воспринимается поясами лонже ронов. Поскольку при передаче только изгибающего момента М и поперечной силы Q крыла (без кручения) прогибы лоижеро-
56
нов в каждом сечении крыла одинаковы, то момент, воспринима емый f-тым лонжероном крыла вблизи разъема, будет равен:
М, = М ■
|
|
|
|
S (£■/), |
|
где |
(£У)г — изгибная жесткость i-того лонжерона. |
||||
|
Момент инерции i-того лонжерона определяется по формуле |
||||
|
7 __ |
1F I В *F i Н |
IJ2 |
||
|
' |
р |
+ |
Р |
Ч>’ |
|
|
г I в |
I |
г Iн |
|
где |
F„, FiH — площади |
соответственно верхнего и нижнего |
|||
|
поясов i-того лонжерона; |
||||
|
Н1р — рабочая |
высота г-того лонжерона, т. е. рас |
|||
|
стояние между центрами тяжести поперечных |
||||
|
сечений |
его поясов. Обычно считают, что |
|||
|
Я р = |
(0,90 -ч-0,95) Н, где Н — габаритная вы |
|||
|
сота лонжерона. |
можно определить нормаль |
|||
|
Зная моменты М { лонжеронов, |
||||
ные напряжения в их поясах: |
|
|
|||
|
— в сжатых поясах |
|
|
|
|
М,
ап i сж
F^ipFI сж
— в растянутых поясах
v |
О 9 И |
F |
|
J 11 |
р ' i раст |
где 0,9 — коэффициент, учитывающий ослабление растянутых поясов отверстиями под заклепки.
Этот способ определения нормальных напряжений в поясах лонжеронов лонжеронного крыла вблизи разъема применяется и для приближенной оценки напряжений в поясах лонжеронов вда ли от разъема при большой разнице в высотах лонжеронов.
По условиям прочности при действии разрушающего изгиба |
|
ющего момента должно выполняться условие: |
|
|
Зп ^ Зразр> |
где |
Сразр = овп — для растянутых поясов; |
3Раэр = 0»3 -ь1,4)оап— для сжатых поясов, работающих на |
|
|
чистое сжатие (без потери устойчиво |
|
сти) ; |
|
Зраз? = акр.п — для сжатых поясов, работающих с по |
46. |
терей устойчивости. |
Моноблочные крылья в отличие от лонжеронных характе |
ризуются толстой обшивкой, развитыми стрингерами и сравни
57