Подставив в это уравнение известную величину |
напряжения Ua |
и различные сочетания значении начальных условии |
Л'0 и //о, полу |
чим семейство фазовых траекторий для диапазона значений регу
лируемой величины -vs?— а. |
|
диапазона х ^ а |
|
Семейство фазовы х траекторий |
для |
получим |
из того ж е уравнения |
(7-30), заменив в нем напряжение £7Д на — С7Д. |
Для рассматриваемой системы все фазовые траектории, опреде |
ляемые выражением |
(7-30), имеют |
вид |
логарифмических |
спиралей, |
сходящ ихся к началу координат. Для других систем вид фазовых траекторий .может быть иным.
Полная фазовая картина процесса автоматического регулирова ния нелинейной системы, приведенной на рис. 7-20, динамические
свойства которой |
определяются дифференциальными уравнениями |
(7-26), имеет вид, |
представленный на рис. 7-21,а. |
Проследим на |
фазовой плоскости характер протекания переход |
ного процесса, например, при включенном регуляторе и температуре объекта х0 об, меньшей чем ее заданное значение .ѵ'аад, которое опре делено настройкой контактной группы ртутного термометра ТРК;
пусть |
при |
этом |
начальное |
отклонение' температуры хо—хо оо— |
— Х зад< — а. |
Так как производная постоянной величины равна нулю, |
то |
начальное |
значение yo=dx0jdt также равно нулю. Следовательно, |
в |
рассматриваемом |
случае начальное состояние системы изобра |
ж ается |
на фазовой |
плоскости |
точкой 1 с |
координатами |
л = —Хо и |
!/о=0. |
|
при х < —а контакты 1—2 и |
2—3 термометра |
ТРК ра |
|
Так |
как |
зомкнуты, то, как было показано выше, обмотка реле Рз получает питание, следовательно, электродвигатель Д включен и перемещает движок автотрансформатора АТ в сторону увеличения подачи энер
|
|
|
|
|
|
|
|
гии к |
объекту. Будем |
считать |
ф азу напряжения Ua, |
подаваемого |
при этом на конденсатор С и |
обмотку |
возбуж дения |
ОВ2, |
положи |
тельной. Температура |
в объекте |
будет возрастать. |
|
|
В |
точке 2, когда отклонение температуры достигнет величины |
х = — а, |
произойдет |
отключение |
электродвигателя, так как в этот |
момент |
замкнутся |
контакты 2—3 ТРК |
и размыкающий |
контакт |
реле Р\ разорвет цепь питания реле Рз. В связи с инерционностью объекта температура в нем будет продолжать повышаться и в точ ке 3 достигнет заданного значения. Но состояние системы в этой точке не будет' устойчивым, так как поступление энергии в объект
|
|
|
|
|
будет |
большим, чем это требуется |
для поддерж ания заданного зна |
чения |
температуры. В точке 4, когда отклонение температуры д о |
стигнет величины |
х —а, |
замкнутся |
электроконтакты 1—2 ртутного |
термометра ТРК |
и |
включится |
релейный элемент (сработает |
реле Р2), подавая напряжение на двигатель Д, который начнет вра щаться, перемещая движ ок автотрансформатора АТ в сторону умень шения подачи энергии в объект. Будем считать ф азу напряжения £/д,
подаваемого при этом на конденсатор С |
и обмотку |
возбуж дения |
OB1 , отрицательной. В связи с инерционностью объекта его темпера |
тура будет вначале все ещ е возрастать до |
некоторой |
точки 5, после |
чего начнется ее уменьшение. В точке 6 отклонение температуры от заданной будет равно х=а.
В момент, когда х<а, разомкнутся контакты 2—3 термометра ТРК, отпадет реле Р\ и электродвигатель остановится. В точке 7 температура в объекте вторично будет равна заданной, но и в этой точке система не будет устойчивой, так как поступление энергии в объект недостаточно для компенсации его потерь на теплоотдачу.