Файл: Зарахович, Я. А. Янтарь.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сердце цеха — монтировочное отделение. Соби­ раются серьги «Тюльпан» по образцу художника Роланда Бениславского. Два золотых лепестка — один заходит за другой — создают иллюзию раскры­ вающегося тюльпана. На тонкой подвеске повиснет

каленый

янтарик. Таким будет готовое

изделие.

А пока

собирается металлическая часть,

ставится

клеймо пробы и марка комбината. Когда обрамле­ ние будет готово, ее, пока без камня, отправят в соседнее отделение на электрохимполировку. Дело в том, что после пайки надо удалить налет желто­ вато-зеленоватого цвета, чтобы, как говорят масте­ ра, придать изделию товарный вид.

Предпоследняя операция—-шлифовка и полиров­ ка. Шлифовальный станок устроен таким образом, что частицы войлока и пасты, приставшие к золо­ той поверхности и при трении отколовшиеся от шайбы, подхватываются струей вентилятора и уно­ сятся в специальный отстойник. Вконце месяца скоп­ ленная там черная масса сжигается в муфельной печи. Зола измельчается в барабане-измельчителе, просеивается и отправляется tна заводы, где проис­ ходит отделение от нее остатков золота.

Но вот и финал — сборка. Здесь встречаются ян­ тарь и золото. Подбирается камушек к фурнитуре по цвету и форме так, чтобы композиция была гар­ моничной. Затем мастера осторожно подгонят и вклеят янтарик. После сушки в особом шкафу пар­ тия готовых изделий перейдет на глянцовку, сна­ чала на бязевую, потом на ниточную. Изделие го­ тово.

Бережно укладывается в коробочку с фирмен­ ной этикеткой гарнитур «Огонек». Рядом упаковы­ вается кольцо «Вечернее» — без металлического

115

каста, на оригинальной закрепке — и чудесный гарнитур «Бахрома».

Есть чем полюбоваться. В янтариках словно пе­ реливаются капли виноградного вина. Золотое обрамление не только придает вес, так сказать, ав­ торитет камню — золото и само «потеплело», утра­ тило былую холодную надменность. Изделия изящ­ ны и богаты, это действительно произведения ис­ кусства.

Золотой цех на комбинате — молодой. Но растет опыт его мастеров. Это, в свою очередь, стимули­ рует творческую фантазию художников комбината, которые имеют возможность воплотить здесь свои самые богатые замыслы.


ЗАВТРА СТРАНЫ ЯНТАРИИ

I*

 

нескольких километрах от нынешнего янтарного городка вырастает новый квар­ тал. В этом районе обнаружено еще од­

но месторождение янтаря. Теперь здесь строится новый карьер. Если сейчас добывается четыреста тонн янтаря-сырца, то уже скоро комбинат будет его получать до тысячи тонн. А это значит, что и перерабатывающие цеха расширят выпуск своей продукции.

Новый комплекс предусматривает строительст­ во ювелирной фабрики, оснащенной самой передо­ вой техникой, которая в корне изменит существу-

U 7

ющую технологию;' будут построены цеха сортиров­ ки и первичной переработки янтаря, обогатитель­ ная фабрика проектируется так, что процесс обо­ гащения янтаря будет полностью механизирован. Новый строительный комплекс предусматривает и обширный жилой массив, и школу, дошкольные уч­ реждения, Дом культуры, магазины. Янтарный станет красивым современным городом с широ­ кими зелеными улицами и асфальтированными дорогами, городом, в котором приятно жить и ра­ ботать.

Завтра янтарного предприятия — это и решение тех проблем, которые уже сейчас волнуют его творческий коллектив да и нас, почитателей певу­ чего камня.

Проблема более рационального использования янтаря как материала для изготовления ювелирных украшений, уникальных произведений искусства существовала всегда. Но сейчас — это практическая, насущная задача дня.

С годами на комбинате пришли к единственно верной мысли: производство художественного янтарорезания несет в себе и элементы хорошо орга­ низованного фабричного предприятия, и элементы народного промысла. Значит, наряду с массовым, тиражированным выпуском изделий надо развивать малосерийное производство.

Первый шаг к этому сделан: уже существует группа малых серий при технологическом отделе­ нии предприятия, где художниками и мастерами создаются изделия высокого класса, каждое из ко­ торых будет выходить не более чем в пятидесяти экземплярах. Это расширяет и возможности для

118

художественного экспериментирования, для созда­ ния уникальных произведений искусства.

Завтрашний день для художников — это также четко разработанный курс, единая художественная программа в производстве изделий. Ведь до сих пор не утихают, например, споры о том, нужно ли сол­ нечный камень использовать на мелкую скульпту­ ру, следует ли делать из него барельефы, которые почти всегда получаются с неясными очертаниями,

иможет быть, есть смысл исключить производство бус, серег и других изделий с плоскостной резной огранкой, имитирующей в янтаре стекло?

Вбудущем нужно подумать и о торговле янтар­ ными изделиями. Ими нельзя торговать, как обыч­ ной галантереей. За прилавком специализирован­ ного магазина должен стоять образованный прода­ вец, любящий янтарь, умеющий, если понадобится, рассказать об истории, добыче и художественной обработке солнечного камня. Здесь же нужно было бы продавать и литературу о янтаре: сказания, ми­ фы, стихи, популярные очерки. Выставки новых изделий, информации о модных янтарных украше­ ниях, встречи покупателей с создателями продава­ емых изделий, наконец, консультации мастеров-про- фессионалов для янтарорезов-любителей ■— все это было бы интересно и явилось бы творческой про­ пагандой прекрасного. А то бывает и такое: отпра­ вил комбинат часть своих новых изделий в Одессу

иХарьков. И через некоторое время получал их обратно с таким письмом: «Зачем вы нам посылаете

янтарь совсем необработанным, что вы, работать разучились?» Между тем посылалась партия самых модных изделий, где в янтаре сохранялась окис­ ленная коротка.

119



Сейчас на комбинате входит в силу золото. Но это не значит, что поиски других декорирующих материалов должны прекратиться, следует искать и новое обрамление для янтаря.

Стоит подумать и о подготовке квалифицирован­ ных кадров для янтарного производства. Их могло бы дать училище или техникум при Калининград­ ском комбинате.

Янтарь — замечательный, редкий дар природы. Но этот самоцвет «прекрасного золотистого цвета, который во все времена привлекал своей таинствен­ ной туманностью», может однажды войти в проти­ воречие с мастером, если поиск остановится. Чтобы этого не случилось, калининградцы уже сегодня думают о завтрашнем дне смолы веков.

►«т

ПОЛПР ЕД

ПРЕКРАСНОГО

Xji,

Ч

 

 

 

 

есчастья и слезы приносили когда-то старые янтарные дороги, в прошлом так или иначе связанные с горем народным.

Нерон отдавал двух рослых рабов за фигурку из божественного камня. По вердикту рыцарей Тев­ тонского ордена каждого, утаившего янтарь, под­ вергали жестокой казни.

В наше время янтарь служит развитию добрых отношений между людьми, народами разных стран. Творческое сотрудничество мастеров помогает со­ здавать такие произведения искусства, которые воспитывают у людей чувство прекрасного, изумляя тонкостью ума и богатством талантов. Произведе­

121

ния калининградских янтарорезов демонстрирова­ лись в Иране, Венгрии, ГДР, Сирии, Турции, Тунисе, Мали, Югославии, Японии.

Вот выдержка из письма с Международного кон­ гресса мод в Будапеште калининградским художни­ кам:

«...Ваши работы приняты в состав коллекции модного направления».

А вот из Италии:

«На выставке в Генуе фирмы многих стран от­ метили высокое художественное исполнение изде­ лий из янтаря калининградскими мастерами». Фир­ менная марка Калининградского комбината теперь известна во всех уголках Советского Союза, во всех странах мира.

. Янтарь калининградских камнерезов стал доход­ нейшей статьей советского экспорта. В ГДР и Поль­ ше народные предприятия работают и развивают свое художественное производство на сырье из Ка­ лининграда. В ФРГ фирмы Кельнера, Бургоффа, Польхен, в Японии фирма Нагасаки, Бэко, а также Бельгия торгуют изделиями из советского янтаря. Спрос на калининградский янтарь растет день ото

дня.

Многое сделали и делают добытчики, мастера, резчики, шлифовщики и ювелиры, чтобы просла­ вить камень янтарного берега. На ярмарках, на вы­ ставках художники встречаются со своими поклон­ никами и доброжелательными критиками, расска­ зывают им о происхождении лучистого камня, о своей работе с ним, прислушиваются к замечаниям. В Москве, Риге, Киеве, Ташкенте, Ленинграде вы­ ставки янтаря посетили тысячи людей. Скульптурки, мундштуки, кольца, бусы, ожерелья были пред­

122


метами самого активного обсуждения. Так, на­ пример, дирекцией ленинградского универмага «Го­ стиный двор» была организована конференция, куда пришли искусствоведы, мастера, художники, декораторы. Разговор шел профессиональный. Со­ товарищи по профессии, люди, чьим вкусам можно доверять, критиковали калининградских камнере­ зов: кольца, браслеты, запонки отдельных мастеров не привлекают внимания покупателя, они велико­ ваты по размерам, грубоваты по отделке. В некото­ рых кулонах нарушены пропорции камня и фурни­ туры. В одних изделиях неудачно подобраны янтарики, в других — плохо обработано дерево.

Во время подобных встреч, как правило, при­ сутствуют работники промысла. Они докладывают художественному совету о замечаниях, высказан­ ных в адрес комбината. Критика учитывается при утверждении новых образцов.

Люди, занимающиеся сбытом, изучая спрос, вы­ явили весьма своеобразный интерес к янтарю в разных областях и республиках нашей страны и за рубежом. Например, Украина берет круглые бусы, граненые — неохотно, по всей вероятности, это идет от традиционности в украинском женском уб­ ранстве. Запонки из янтаря не популярны в Сред­ ней Азии и в Закавказье: там у коренного населе­ ния не в моде рубашки с манжетами. Зато мунд­ штуки из янтаря здесь пользуются успехом. Самые разнообразные янтарные изделия требуют фирмен­ ные магазины «Интуриста». И куда бы ни попал янтарь, одухотворенный талантом наших художни- ков-прикладников, всюду он несет людям радость, содействуя их взаимопониманию и творческому со­ дружеству.

* * *

Музей Калининградского янтарного комбината на­ зывают «янтарной комнатой». Здесь — ненаписанная история промысла, здесь завершает экскурсовод рассказ о солнечном камне, и здесь, в голубой книге, что лежит на столике, оставляют люди, познакомив­ шиеся с янтарем, слова благодарности творцам пре­ красного.

Очень был рад увидеть, как красоту калининград­ ской земли — янтарь — мастера превращают в красо­ ту искусства, давая возможность ею любоваться ты­ сячам тысяч людей! Желаю дальнейшего процвета­ ния этому оригинальному, красивому и полезному

производству.

Н и к о л а й Т и х о н о в , писатель

Мы, шахтеры Донбасса, тоже добываем солнечный камень. Наш — согревает жилье человека, ваш — че­ ловеческие сердца. Жмем ваши руки, калининград­ цы, заверяем: шахтеры сделают все, чтобы Родина наша была еще могущественнее.

По поручению группы — И. С т р е л ь ч е н к о , Герой Социалистического Труда

Были. Видели. Потрясены.

Журналисты Ленинграда

124