ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
Сердце цеха — монтировочное отделение. Соби раются серьги «Тюльпан» по образцу художника Роланда Бениславского. Два золотых лепестка — один заходит за другой — создают иллюзию раскры вающегося тюльпана. На тонкой подвеске повиснет
каленый |
янтарик. Таким будет готовое |
изделие. |
А пока |
собирается металлическая часть, |
ставится |
клеймо пробы и марка комбината. Когда обрамле ние будет готово, ее, пока без камня, отправят в соседнее отделение на электрохимполировку. Дело в том, что после пайки надо удалить налет желто вато-зеленоватого цвета, чтобы, как говорят масте ра, придать изделию товарный вид.
Предпоследняя операция—-шлифовка и полиров ка. Шлифовальный станок устроен таким образом, что частицы войлока и пасты, приставшие к золо той поверхности и при трении отколовшиеся от шайбы, подхватываются струей вентилятора и уно сятся в специальный отстойник. Вконце месяца скоп ленная там черная масса сжигается в муфельной печи. Зола измельчается в барабане-измельчителе, просеивается и отправляется tна заводы, где проис ходит отделение от нее остатков золота.
Но вот и финал — сборка. Здесь встречаются ян тарь и золото. Подбирается камушек к фурнитуре по цвету и форме так, чтобы композиция была гар моничной. Затем мастера осторожно подгонят и вклеят янтарик. После сушки в особом шкафу пар тия готовых изделий перейдет на глянцовку, сна чала на бязевую, потом на ниточную. Изделие го тово.
Бережно укладывается в коробочку с фирмен ной этикеткой гарнитур «Огонек». Рядом упаковы вается кольцо «Вечернее» — без металлического
115
каста, на оригинальной закрепке — и чудесный гарнитур «Бахрома».
Есть чем полюбоваться. В янтариках словно пе реливаются капли виноградного вина. Золотое обрамление не только придает вес, так сказать, ав торитет камню — золото и само «потеплело», утра тило былую холодную надменность. Изделия изящ ны и богаты, это действительно произведения ис кусства.
Золотой цех на комбинате — молодой. Но растет опыт его мастеров. Это, в свою очередь, стимули рует творческую фантазию художников комбината, которые имеют возможность воплотить здесь свои самые богатые замыслы.
ЗАВТРА СТРАНЫ ЯНТАРИИ |
I* |
|
нескольких километрах от нынешнего янтарного городка вырастает новый квар тал. В этом районе обнаружено еще од
но месторождение янтаря. Теперь здесь строится новый карьер. Если сейчас добывается четыреста тонн янтаря-сырца, то уже скоро комбинат будет его получать до тысячи тонн. А это значит, что и перерабатывающие цеха расширят выпуск своей продукции.
Новый комплекс предусматривает строительст во ювелирной фабрики, оснащенной самой передо вой техникой, которая в корне изменит существу-
U 7
ющую технологию;' будут построены цеха сортиров ки и первичной переработки янтаря, обогатитель ная фабрика проектируется так, что процесс обо гащения янтаря будет полностью механизирован. Новый строительный комплекс предусматривает и обширный жилой массив, и школу, дошкольные уч реждения, Дом культуры, магазины. Янтарный станет красивым современным городом с широ кими зелеными улицами и асфальтированными дорогами, городом, в котором приятно жить и ра ботать.
Завтра янтарного предприятия — это и решение тех проблем, которые уже сейчас волнуют его творческий коллектив да и нас, почитателей певу чего камня.
Проблема более рационального использования янтаря как материала для изготовления ювелирных украшений, уникальных произведений искусства существовала всегда. Но сейчас — это практическая, насущная задача дня.
С годами на комбинате пришли к единственно верной мысли: производство художественного янтарорезания несет в себе и элементы хорошо орга низованного фабричного предприятия, и элементы народного промысла. Значит, наряду с массовым, тиражированным выпуском изделий надо развивать малосерийное производство.
Первый шаг к этому сделан: уже существует группа малых серий при технологическом отделе нии предприятия, где художниками и мастерами создаются изделия высокого класса, каждое из ко торых будет выходить не более чем в пятидесяти экземплярах. Это расширяет и возможности для
118
художественного экспериментирования, для созда ния уникальных произведений искусства.
Завтрашний день для художников — это также четко разработанный курс, единая художественная программа в производстве изделий. Ведь до сих пор не утихают, например, споры о том, нужно ли сол нечный камень использовать на мелкую скульпту ру, следует ли делать из него барельефы, которые почти всегда получаются с неясными очертаниями,
иможет быть, есть смысл исключить производство бус, серег и других изделий с плоскостной резной огранкой, имитирующей в янтаре стекло?
Вбудущем нужно подумать и о торговле янтар ными изделиями. Ими нельзя торговать, как обыч ной галантереей. За прилавком специализирован ного магазина должен стоять образованный прода вец, любящий янтарь, умеющий, если понадобится, рассказать об истории, добыче и художественной обработке солнечного камня. Здесь же нужно было бы продавать и литературу о янтаре: сказания, ми фы, стихи, популярные очерки. Выставки новых изделий, информации о модных янтарных украше ниях, встречи покупателей с создателями продава емых изделий, наконец, консультации мастеров-про- фессионалов для янтарорезов-любителей ■— все это было бы интересно и явилось бы творческой про пагандой прекрасного. А то бывает и такое: отпра вил комбинат часть своих новых изделий в Одессу
иХарьков. И через некоторое время получал их обратно с таким письмом: «Зачем вы нам посылаете
янтарь совсем необработанным, что вы, работать разучились?» Между тем посылалась партия самых модных изделий, где в янтаре сохранялась окис ленная коротка.
119
Сейчас на комбинате входит в силу золото. Но это не значит, что поиски других декорирующих материалов должны прекратиться, следует искать и новое обрамление для янтаря.
Стоит подумать и о подготовке квалифицирован ных кадров для янтарного производства. Их могло бы дать училище или техникум при Калининград ском комбинате.
Янтарь — замечательный, редкий дар природы. Но этот самоцвет «прекрасного золотистого цвета, который во все времена привлекал своей таинствен ной туманностью», может однажды войти в проти воречие с мастером, если поиск остановится. Чтобы этого не случилось, калининградцы уже сегодня думают о завтрашнем дне смолы веков.
►«т |
ПОЛПР ЕД |
ПРЕКРАСНОГО |
Xji, |
Ч |
|
||
|
|
|
есчастья и слезы приносили когда-то старые янтарные дороги, в прошлом так или иначе связанные с горем народным.
Нерон отдавал двух рослых рабов за фигурку из божественного камня. По вердикту рыцарей Тев тонского ордена каждого, утаившего янтарь, под вергали жестокой казни.
В наше время янтарь служит развитию добрых отношений между людьми, народами разных стран. Творческое сотрудничество мастеров помогает со здавать такие произведения искусства, которые воспитывают у людей чувство прекрасного, изумляя тонкостью ума и богатством талантов. Произведе
121
ния калининградских янтарорезов демонстрирова лись в Иране, Венгрии, ГДР, Сирии, Турции, Тунисе, Мали, Югославии, Японии.
Вот выдержка из письма с Международного кон гресса мод в Будапеште калининградским художни кам:
«...Ваши работы приняты в состав коллекции модного направления».
А вот из Италии:
«На выставке в Генуе фирмы многих стран от метили высокое художественное исполнение изде лий из янтаря калининградскими мастерами». Фир менная марка Калининградского комбината теперь известна во всех уголках Советского Союза, во всех странах мира.
. Янтарь калининградских камнерезов стал доход нейшей статьей советского экспорта. В ГДР и Поль ше народные предприятия работают и развивают свое художественное производство на сырье из Ка лининграда. В ФРГ фирмы Кельнера, Бургоффа, Польхен, в Японии фирма Нагасаки, Бэко, а также Бельгия торгуют изделиями из советского янтаря. Спрос на калининградский янтарь растет день ото
дня.
Многое сделали и делают добытчики, мастера, резчики, шлифовщики и ювелиры, чтобы просла вить камень янтарного берега. На ярмарках, на вы ставках художники встречаются со своими поклон никами и доброжелательными критиками, расска зывают им о происхождении лучистого камня, о своей работе с ним, прислушиваются к замечаниям. В Москве, Риге, Киеве, Ташкенте, Ленинграде вы ставки янтаря посетили тысячи людей. Скульптурки, мундштуки, кольца, бусы, ожерелья были пред
122
метами самого активного обсуждения. Так, на пример, дирекцией ленинградского универмага «Го стиный двор» была организована конференция, куда пришли искусствоведы, мастера, художники, декораторы. Разговор шел профессиональный. Со товарищи по профессии, люди, чьим вкусам можно доверять, критиковали калининградских камнере зов: кольца, браслеты, запонки отдельных мастеров не привлекают внимания покупателя, они велико ваты по размерам, грубоваты по отделке. В некото рых кулонах нарушены пропорции камня и фурни туры. В одних изделиях неудачно подобраны янтарики, в других — плохо обработано дерево.
Во время подобных встреч, как правило, при сутствуют работники промысла. Они докладывают художественному совету о замечаниях, высказан ных в адрес комбината. Критика учитывается при утверждении новых образцов.
Люди, занимающиеся сбытом, изучая спрос, вы явили весьма своеобразный интерес к янтарю в разных областях и республиках нашей страны и за рубежом. Например, Украина берет круглые бусы, граненые — неохотно, по всей вероятности, это идет от традиционности в украинском женском уб ранстве. Запонки из янтаря не популярны в Сред ней Азии и в Закавказье: там у коренного населе ния не в моде рубашки с манжетами. Зато мунд штуки из янтаря здесь пользуются успехом. Самые разнообразные янтарные изделия требуют фирмен ные магазины «Интуриста». И куда бы ни попал янтарь, одухотворенный талантом наших художни- ков-прикладников, всюду он несет людям радость, содействуя их взаимопониманию и творческому со дружеству.
* * *
Музей Калининградского янтарного комбината на зывают «янтарной комнатой». Здесь — ненаписанная история промысла, здесь завершает экскурсовод рассказ о солнечном камне, и здесь, в голубой книге, что лежит на столике, оставляют люди, познакомив шиеся с янтарем, слова благодарности творцам пре красного.
Очень был рад увидеть, как красоту калининград ской земли — янтарь — мастера превращают в красо ту искусства, давая возможность ею любоваться ты сячам тысяч людей! Желаю дальнейшего процвета ния этому оригинальному, красивому и полезному
производству.
Н и к о л а й Т и х о н о в , писатель
Мы, шахтеры Донбасса, тоже добываем солнечный камень. Наш — согревает жилье человека, ваш — че ловеческие сердца. Жмем ваши руки, калининград цы, заверяем: шахтеры сделают все, чтобы Родина наша была еще могущественнее.
По поручению группы — И. С т р е л ь ч е н к о , Герой Социалистического Труда
Были. Видели. Потрясены.
Журналисты Ленинграда
124