ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
Не сегодня и не вчера начали создавать кали нинградцы солнечную Лениниану. Она зарождалась еще в те годы, когда только-только после военной разрухи предприятие обретало силу. Многие масте ра пробовали себя в этом искусстве, но не всем оно удавалось.
Одной из первых удач калининградских худож ников и камнерезов-янтарщиков было создание ма кета «Атомоход «Ленин». Сквозь непроходимые льды, круша их, движется атомоход. Накренилась корма. Кажется, вот-вот раздастся хруст льда. На громождение его глыб вокруг корпуса изображено с поразительной реальностью. Все палубные над стройки, даже спасательные шлюпки с великим ис кусством и ювелирной точностью выполнены ху дожниками.
Мозаичное панно с портретом Ленина принад лежит Александру Ивановичу Квашнину и камне резу Борису Сенкевичу. Перед автором и исполни телем стояла нелегкая задача — подобрать янтарь так, чтобы с предельной реальностью воспроизве сти портрет в цвете. Живописец волен одним маз ком кисти изменить тень, полутень, а камнерез мо жет перебрать множество слитков, а нужного цвета не найти. Только кропотливый труд и необычайное терпение создателей, их вкус и чутье материала приносят успех.
Следует отдать должное одной из последних работ А. Квашнина, который вместе с художникомкамнерезом Александром Набокой создал барель ефное изображение портрета Ленина на крупном, уникальном куске янтаря. Одна сторона камня отшлифована и отполирована до зеркального бле ска. На ней помещен барельеф вождя, высеченный
106
из светлого камня. Ильич изображен таким, какого мы привыкли видеть на многих полотнах худож ников. И все же, исполненный в янтаре, портрет воспринимается по-новому, представляет очень свое образное произведение искусства.
А вот янтарная ваза с барельефом Владимира Ильича, она экспонировалась на выставке в Япо нии*.
Серию своих работ, посвященных В. И. Ленину, художники назвали солнечной Ленинианой. Сол нечная Лениниана любовно создавалась калинин градскими мастерами, находя в их творчестве все более совершенное воплощение.
У янтаря большое будущее. Поэтому, несомнен но, год от года будет возрастать не только число его благодарных поклонников, но и больших, та лантливых мастеров янтарного дела, открывающих людям чарующую красоту лучистого камня.
* Фотографии выставки советского янтаря в Японии любезно предоставлены для этой книги директором Калининградского ян тарного комбината В. Н. Рожковым.
i В О П Л О Щ ЕН И Е ЗАМЫСЛА |
V, |
£* |
уть янтаря к людям лежит не только через мастерскую художника. Оригиналь ным произведениям искусства, рожден
ным здесь, предстоит повториться в тысячах экзем пляров. Повториться не буквально, а в своеобраз ных вариантах, не утративших, однако, художест венной ценности оригинала. Это происходит в цехах массового производства.
Янтарный цех. Разгар рабочего дня. Светлый, просторный зал камнерезного отделения. Словно часовых дел мастера, склонились над столами ра ботницы. Здесь из природного и прессованного ян-
108
таря вырабатывают более ста пятидесяти видов изделий: мундштуки, браслеты, различные виды бус, броши, запонки, зажимы для галстуков, колье, ожерелья. Цех тесно связан сразу с двумя отдела ми комбината: технологи говорят, как делать, а ху дожники — из чего делать.
Вот получены заготовки будущих кулонов. Это грубо пока обработанные куски природного янтаря. В заготовительном его освободили от корочки, но местами она оставлена, оставлены раковинка и чуть пробивающаяся красная жилка. Там, где корку сте сали, осталась еще матовая пленка. Янтарь пока дремлет. Но сейчас девушка поднесет его к быстро вертящемуся диску — и глазу откроется тайна, скрывавшаяся в куске миллионы лет. Что это бу дет: легкое облачко или россыпь измельченного морского песка? Силуэты таинственных существ? А, может, кулон окажется чистым и прозрачным, словно хрустальный сосуд с густым хмельным ме дом?
Быстро вращается диск на роторе электромото ра. К нему подводят заготовку. Здесь ей придает ся требуемая форма. Эта операция называется под бивкой, или грубой шлифовкой. Окончательная шлифовка производится на том же станке мелко зернистой абразивной бумагой, а в отдельных слу чаях фетром или войлоком. Полируются же янтар ные детали и изделия на бязевом круге, натертом специальной пастой из янтарной стружки, парафи
на и мела. |
пастой, отполировала янтарь, и |
|
Бязь, натертая |
||
он сверкнул зеркальным блеском, ожил, |
заиграл |
|
всеми оттенками. |
В куске янтаря словно |
застыла |
молчаливая поэма |
о затерянном фантастическом |
109
мире: вот откуда-то сверху седой волною надвига ется лава, которая постепенно рассеивается, пре вращаясь в сизую дымку. Нижняя часть пейзажа как будто вся пронизана солнечными лучами. Осо бенно хорошо просвечивается поверхность «земли», как бы вымощенная красноватой брусчаткой. Солн ца не видно, но оно чувствуется. Это оно плавит густую лаву, заставляя таять и рассеиваться клубы дыма и пепла. Хорошо, что, обрабатывая кусок ян таря, заготовщица оставила с одной стороны его окисленную корочку, внешне неприглядную, всю в оспинах, но она-то и подчеркнула удивительную красоту внутреннего рисунка.
Моторным гулом наполнен цех. На одних шай бах шлифуют, на других — полируют заготовки ку лонов, на третьих обрабатывают детали для оже релья. А тут умные руки мастериц превращают грубые болванки в элегантные мундштуки.
Ювелирный цех комбината не похож на мастер скую ювелира в обычном представлении. Здесь многое механизировано. Прессы, штампы, станки и механические приспособления давно вытеснили ручной труд на многих операциях.
Работают здесь опытные, изобретательные люди, настоящие мастера. Они так же любят свое де ло, как и камнерезы. У них очень сложная про фессия, требующая большой точности, хорошего вкуса и тонкого понимания материала. Ювелирное отделение выпускает металлическую фурнитуру для янтарных изделий.
Как только перешагнешь порог сборочного отде ления, исчезает шум. Здесь обретаешь то чувство уважения к чужому труду, которое всегда вызы вает в человеке готовая красивая вещь.
но
Перед несколькими работницами — коробки с бусами. У них нелегкая задача: собрать, скажем, нитку бус. Каждая бусинка должна соответствовать соседней по цвету и оттенку, в центре должны быть самые крупные бусины, а дальше, к замкам, — все меньших и меньших размеров. Искусство сбор щицы состоит в том, чтобы этот переход от боль шего размера к меньшему был плавным, почти не
уловимым для глаза.
Сколько бы вы ни всматривались, пытаясь найти дефект, напрасно: и по размеру, и по цвету бусин ки — одна к одной. Мастер объясняет, что в одном из янтарных шариков свет электрической лампы отражается тускло, не как в других. А это уже брак.
На упаковочной коробочке стоит товарный знак предприятия — «ЯК» — янтарный комбинат. На из делиях нет личной марки ювелира и художника, камнереза и сборщика. Есть знак предприятия, за честь которого борется каждый, потому что это и его личная честь.
y*J |
В З О Л О Т О Й О П Р А В Е |
V, |
ч |
г» |
то не помнит споры искусствоведов, ювелиров, художников на тему: янтарь и золото. Писались монографии, рефераты,
собирались конференции, и признанные авторите ты доказывали: янтарь в сочетании с золотом не пойдет, фурнитура и камень взаимно исключают друг друга, благородный металл не способен подчеркнуть в изделии теплые тона янтаря, скорее наоборот — он притушит эту теплоту, затмит ее, и янтарная вставка в кулоне из золота потеряется. Но раздавались голоса и в пользу такого соче тания.
112
А на комбинате смело экспериментировали. Здесь хорошо понимали, что успех может принести не механическое, а творческое решение задачи. Ведь за годы существования производства какие только декорирующие материалы не шли в ход: ла тунь с позолотой, оксидированное серебро, различ ные породы дерева и даже... персиковые косточки. Одно приживалось, другое отмирало. Но поиски продолжались.
К этому времени специалисты научились калить янтарь. То есть они давно уже овладели секретами каления, но лишь в последние годы эта отрасль до стигла совершенства. Каленому янтарю попробова ли дать золотую оправу. Сочетание, получилось великолепное, металл, соперничая с солнечным кам нем, вынужден был делить с ним извечную славу. Морской ладан тоже щедро отдавал сиятельному соседу тепло души.
В 1968 году комбинат выдал первую партию ук рашений. И сразу же пришло признание. Рынок по требовал такое количество изделий в золотой опра ве, что на 1970 год комбинату втрое увеличили план изготовления нового вида продукции. Сегодня золотой цех — это налаженное производство со сво ей технологией, своими кадрами, своим ритмом жизни.
Нелегко давалось новое дело. Но всякая дорога начинается с первого шага.
Небольшая группа ювелиров поехала в Ригу, в Ленинград учиться. Привезли в цех прессы, пла вильные печи, смонтировали камнерезные станки, хитрые установки для улавливания золотой пыли. Все это следовало освоить, нужно было разрабо тать и утвердить технологию нового производства.
из
Вернувшись с ювелирных предприятий Ленинграда и Риги, мастера приняли на себя обязанности и ор ганизаторов процесса производства, и инструкто ров производственного обучения. В новый цех при шли и старые работники, основавшие здесь целые династии янтарщиков, и совсем молодые. Устраи вались учениками. А уже через несколько месяцев недавние ученики сами становились учителями.
Войдите сейчас в любое из отделений нового це ха. За верстаками, машинами и станками нет пу стующих мест. Будто здесь испокон веков только и делали, что вырабатывали из золота и янтаря ювелирные украшения.
В истории комбинату первый золотой заказ свя зан с именем ныне покойного мастера Бориса Дмит риевича Громова. Много сделал этот ветеран за го ды работы на комбинате, добрую оставил по се бе память. Ему принадлежит перстень с лириче ским названием «Полянка», который и положил начало первой серии янтарных изделий в золотой оправе.
Золото в продолговатых пластинках и в виде проволоки поступает сначала в штамповочное от деление. Здесь тонкая гибкая пластинка превра щается в заготовку будущего кольца, брошки или кулона. Комплект деталей ювелирного изделия по ступает в другое отделение — монтировочное. А вы сечки, то есть отходы от пластинки, бережно со бираются, и в изложнице выплавляются в слиток. Затем этот слиток идет на вальцовочную машину, где его вытягивают в такую же пластинку. Чтобы придать большую мягкость золоту, производят об жиг пластины в безокислительной среде. Это де лается в специальной печи.
114