Файл: Зарахович, Я. А. Янтарь.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Не сегодня и не вчера начали создавать кали­ нинградцы солнечную Лениниану. Она зарождалась еще в те годы, когда только-только после военной разрухи предприятие обретало силу. Многие масте­ ра пробовали себя в этом искусстве, но не всем оно удавалось.

Одной из первых удач калининградских худож­ ников и камнерезов-янтарщиков было создание ма­ кета «Атомоход «Ленин». Сквозь непроходимые льды, круша их, движется атомоход. Накренилась корма. Кажется, вот-вот раздастся хруст льда. На­ громождение его глыб вокруг корпуса изображено с поразительной реальностью. Все палубные над­ стройки, даже спасательные шлюпки с великим ис­ кусством и ювелирной точностью выполнены ху­ дожниками.

Мозаичное панно с портретом Ленина принад­ лежит Александру Ивановичу Квашнину и камне­ резу Борису Сенкевичу. Перед автором и исполни­ телем стояла нелегкая задача — подобрать янтарь так, чтобы с предельной реальностью воспроизве­ сти портрет в цвете. Живописец волен одним маз­ ком кисти изменить тень, полутень, а камнерез мо­ жет перебрать множество слитков, а нужного цвета не найти. Только кропотливый труд и необычайное терпение создателей, их вкус и чутье материала приносят успех.

Следует отдать должное одной из последних работ А. Квашнина, который вместе с художникомкамнерезом Александром Набокой создал барель­ ефное изображение портрета Ленина на крупном, уникальном куске янтаря. Одна сторона камня отшлифована и отполирована до зеркального бле­ ска. На ней помещен барельеф вождя, высеченный

106

из светлого камня. Ильич изображен таким, какого мы привыкли видеть на многих полотнах худож­ ников. И все же, исполненный в янтаре, портрет воспринимается по-новому, представляет очень свое­ образное произведение искусства.

А вот янтарная ваза с барельефом Владимира Ильича, она экспонировалась на выставке в Япо­ нии*.

Серию своих работ, посвященных В. И. Ленину, художники назвали солнечной Ленинианой. Сол­ нечная Лениниана любовно создавалась калинин­ градскими мастерами, находя в их творчестве все более совершенное воплощение.

У янтаря большое будущее. Поэтому, несомнен­ но, год от года будет возрастать не только число его благодарных поклонников, но и больших, та­ лантливых мастеров янтарного дела, открывающих людям чарующую красоту лучистого камня.

* Фотографии выставки советского янтаря в Японии любезно предоставлены для этой книги директором Калининградского ян­ тарного комбината В. Н. Рожковым.


i В О П Л О Щ ЕН И Е ЗАМЫСЛА

V,

£*

уть янтаря к людям лежит не только через мастерскую художника. Оригиналь­ ным произведениям искусства, рожден­

ным здесь, предстоит повториться в тысячах экзем­ пляров. Повториться не буквально, а в своеобраз­ ных вариантах, не утративших, однако, художест­ венной ценности оригинала. Это происходит в цехах массового производства.

Янтарный цех. Разгар рабочего дня. Светлый, просторный зал камнерезного отделения. Словно часовых дел мастера, склонились над столами ра­ ботницы. Здесь из природного и прессованного ян-

108

таря вырабатывают более ста пятидесяти видов изделий: мундштуки, браслеты, различные виды бус, броши, запонки, зажимы для галстуков, колье, ожерелья. Цех тесно связан сразу с двумя отдела­ ми комбината: технологи говорят, как делать, а ху­ дожники — из чего делать.

Вот получены заготовки будущих кулонов. Это грубо пока обработанные куски природного янтаря. В заготовительном его освободили от корочки, но местами она оставлена, оставлены раковинка и чуть пробивающаяся красная жилка. Там, где корку сте­ сали, осталась еще матовая пленка. Янтарь пока дремлет. Но сейчас девушка поднесет его к быстро вертящемуся диску — и глазу откроется тайна, скрывавшаяся в куске миллионы лет. Что это бу­ дет: легкое облачко или россыпь измельченного морского песка? Силуэты таинственных существ? А, может, кулон окажется чистым и прозрачным, словно хрустальный сосуд с густым хмельным ме­ дом?

Быстро вращается диск на роторе электромото­ ра. К нему подводят заготовку. Здесь ей придает­ ся требуемая форма. Эта операция называется под­ бивкой, или грубой шлифовкой. Окончательная шлифовка производится на том же станке мелко­ зернистой абразивной бумагой, а в отдельных слу­ чаях фетром или войлоком. Полируются же янтар­ ные детали и изделия на бязевом круге, натертом специальной пастой из янтарной стружки, парафи­

на и мела.

пастой, отполировала янтарь, и

Бязь, натертая

он сверкнул зеркальным блеском, ожил,

заиграл

всеми оттенками.

В куске янтаря словно

застыла

молчаливая поэма

о затерянном фантастическом

109



мире: вот откуда-то сверху седой волною надвига­ ется лава, которая постепенно рассеивается, пре­ вращаясь в сизую дымку. Нижняя часть пейзажа как будто вся пронизана солнечными лучами. Осо­ бенно хорошо просвечивается поверхность «земли», как бы вымощенная красноватой брусчаткой. Солн­ ца не видно, но оно чувствуется. Это оно плавит густую лаву, заставляя таять и рассеиваться клубы дыма и пепла. Хорошо, что, обрабатывая кусок ян­ таря, заготовщица оставила с одной стороны его окисленную корочку, внешне неприглядную, всю в оспинах, но она-то и подчеркнула удивительную красоту внутреннего рисунка.

Моторным гулом наполнен цех. На одних шай­ бах шлифуют, на других — полируют заготовки ку­ лонов, на третьих обрабатывают детали для оже­ релья. А тут умные руки мастериц превращают грубые болванки в элегантные мундштуки.

Ювелирный цех комбината не похож на мастер­ скую ювелира в обычном представлении. Здесь многое механизировано. Прессы, штампы, станки и механические приспособления давно вытеснили ручной труд на многих операциях.

Работают здесь опытные, изобретательные люди, настоящие мастера. Они так же любят свое де­ ло, как и камнерезы. У них очень сложная про­ фессия, требующая большой точности, хорошего вкуса и тонкого понимания материала. Ювелирное отделение выпускает металлическую фурнитуру для янтарных изделий.

Как только перешагнешь порог сборочного отде­ ления, исчезает шум. Здесь обретаешь то чувство уважения к чужому труду, которое всегда вызы­ вает в человеке готовая красивая вещь.

но

Перед несколькими работницами — коробки с бусами. У них нелегкая задача: собрать, скажем, нитку бус. Каждая бусинка должна соответствовать соседней по цвету и оттенку, в центре должны быть самые крупные бусины, а дальше, к замкам, — все меньших и меньших размеров. Искусство сбор­ щицы состоит в том, чтобы этот переход от боль­ шего размера к меньшему был плавным, почти не­

уловимым для глаза.

Сколько бы вы ни всматривались, пытаясь найти дефект, напрасно: и по размеру, и по цвету бусин­ ки — одна к одной. Мастер объясняет, что в одном из янтарных шариков свет электрической лампы отражается тускло, не как в других. А это уже брак.

На упаковочной коробочке стоит товарный знак предприятия — «ЯК» — янтарный комбинат. На из­ делиях нет личной марки ювелира и художника, камнереза и сборщика. Есть знак предприятия, за честь которого борется каждый, потому что это и его личная честь.


y*J

В З О Л О Т О Й О П Р А В Е

V,

ч

г»

то не помнит споры искусствоведов, ювелиров, художников на тему: янтарь и золото. Писались монографии, рефераты,

собирались конференции, и признанные авторите­ ты доказывали: янтарь в сочетании с золотом не пойдет, фурнитура и камень взаимно исключают друг друга, благородный металл не способен подчеркнуть в изделии теплые тона янтаря, скорее наоборот — он притушит эту теплоту, затмит ее, и янтарная вставка в кулоне из золота потеряется. Но раздавались голоса и в пользу такого соче­ тания.

112

А на комбинате смело экспериментировали. Здесь хорошо понимали, что успех может принести не механическое, а творческое решение задачи. Ведь за годы существования производства какие только декорирующие материалы не шли в ход: ла­ тунь с позолотой, оксидированное серебро, различ­ ные породы дерева и даже... персиковые косточки. Одно приживалось, другое отмирало. Но поиски продолжались.

К этому времени специалисты научились калить янтарь. То есть они давно уже овладели секретами каления, но лишь в последние годы эта отрасль до­ стигла совершенства. Каленому янтарю попробова­ ли дать золотую оправу. Сочетание, получилось великолепное, металл, соперничая с солнечным кам­ нем, вынужден был делить с ним извечную славу. Морской ладан тоже щедро отдавал сиятельному соседу тепло души.

В 1968 году комбинат выдал первую партию ук­ рашений. И сразу же пришло признание. Рынок по­ требовал такое количество изделий в золотой опра­ ве, что на 1970 год комбинату втрое увеличили план изготовления нового вида продукции. Сегодня золотой цех — это налаженное производство со сво­ ей технологией, своими кадрами, своим ритмом жизни.

Нелегко давалось новое дело. Но всякая дорога начинается с первого шага.

Небольшая группа ювелиров поехала в Ригу, в Ленинград учиться. Привезли в цех прессы, пла­ вильные печи, смонтировали камнерезные станки, хитрые установки для улавливания золотой пыли. Все это следовало освоить, нужно было разрабо­ тать и утвердить технологию нового производства.

из

Вернувшись с ювелирных предприятий Ленинграда и Риги, мастера приняли на себя обязанности и ор­ ганизаторов процесса производства, и инструкто­ ров производственного обучения. В новый цех при­ шли и старые работники, основавшие здесь целые династии янтарщиков, и совсем молодые. Устраи­ вались учениками. А уже через несколько месяцев недавние ученики сами становились учителями.

Войдите сейчас в любое из отделений нового це­ ха. За верстаками, машинами и станками нет пу­ стующих мест. Будто здесь испокон веков только и делали, что вырабатывали из золота и янтаря ювелирные украшения.

В истории комбинату первый золотой заказ свя­ зан с именем ныне покойного мастера Бориса Дмит­ риевича Громова. Много сделал этот ветеран за го­ ды работы на комбинате, добрую оставил по се­ бе память. Ему принадлежит перстень с лириче­ ским названием «Полянка», который и положил начало первой серии янтарных изделий в золотой оправе.

Золото в продолговатых пластинках и в виде проволоки поступает сначала в штамповочное от­ деление. Здесь тонкая гибкая пластинка превра­ щается в заготовку будущего кольца, брошки или кулона. Комплект деталей ювелирного изделия по­ ступает в другое отделение — монтировочное. А вы­ сечки, то есть отходы от пластинки, бережно со­ бираются, и в изложнице выплавляются в слиток. Затем этот слиток идет на вальцовочную машину, где его вытягивают в такую же пластинку. Чтобы придать большую мягкость золоту, производят об­ жиг пластины в безокислительной среде. Это де­ лается в специальной печи.

114