Файл: Зарахович, Я. А. Янтарь.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

изделия серийного выпуска: броши, серьги, оже­ релья, кулоны, зажимы для галстуков, запонки,— в композицию которых включен металл. Изделия мелкой пластики — фигурки птиц, животных — вхо­ дят в третью группу. Их выпуск ограничен. Четвер­ тую группу составляют уникальные изделия: шка­ тулки, вазы, мозаики — создание этих произведе­ ний требует особого мастерства художника-камне- реза, тонкого вкуса, чуткого понимания материала.

Экспонаты янтарного музея — это, прежде всего, образцы изделий, выработанных комбинатом с пер­ вых лет его существования и до наших дней, за­ тем — стенды, макеты, фотографии, рассказываю­ щие об истории возрождения промысла и путях его развития.

На одном из стендов представлены пуговицы, круглые и овальные, граненые бусы из прессован­ ного янтаря, окрашенного в разные цвета.

Это и есть первые шаги янтарного комбината. Это и есть его первая продукция.

Сороковые и пятидесятые годы на янтарном комбинате — годы поисков. Тогда лучезарный ка­ мень был во многом для всех загадкой.

Еще не постигнув всех возможностей певучего камня, первые мастера-янтарщики, камнерезы и ювелиры, стремились передать в изделии натураль­ ный цвет и форму тех предметов, которые они изо­ бражали. Например, если -изготовляли брошь «Ви­ шенка», то янтарь для ягод подкрашивали в крас­ ный цвет, если фигурку черепахи, то на панцире нарезали полоски. Чернильные приборы повторя­ ли композиции изделий из мрамора, а ажурный орнамент на шкатулках — тобольскую резьбу по

4 Я. Зарахович. Янтарь

97

кости. Основной принцип декоративно-прикладного искусства — индивидуальный подход к каждому ма­ териалу, стекло это или кость, пластмасса или фар­ фор, дерево или ткань, —оказался в забвении. И по­ этому пудреницы, чернильные приборы, шкатулки с тематической резьбой и мозаикой, копирующие вещи, выполненные из других материалов, не пред­ ставляли, конечно, большой художественной цен­ ности.

Не избежали калининградские мастера, подобно многим другим художникам, скульпторам и архитек­ торам того времени, и увлечения монументализмом. Внимание каждого вошедшего в музей привлекают массивные, крупногабаритные изделия, которые, видимо, призваны были в свое время поразить во­ ображение обилием янтаря, израсходованного на каждую такую вещь.

Вот ваза «Изобилие» в метр высотой. Собранная из натуральных кусков янтаря, она отделана крош­ кой и дополнена подкрашенной янтарной гирляндой из ягод и фруктов.

Или часы «Эпоха». В пятиконечную звезду, соб­ ранную из пластинок бледно-желтого янтаря, вмон­ тирован циферблат. На лицевой инкрустированной стороне — взлетающий ввысь спутник. Звезда поко­ ится на массивном основании. На этой же подставке слева от звезды—фигурка шахтера, справа — кол­ хозницы, держащей сноп. Композиция перегружена многочисленными деталями, тут же скульптурное изображение трактора и корабля.

Карта Калининградской области из янтаря, гро­ моздкие шахматные фигуры с мозаичной доской, шкатулка «Воссоединение Украины с Россией», ги­ гантские вазы. В них природная красота янтаря

98


была фактически уничтожена. Все отличалось пыш­ ностью форм, обилием использованного материала. Несметное количество прозрачных кусочков гране­ ного янтаря пошло, например, на сборку люстры. Подобные люстры во множестве вырабатывались в конце XIX-—начале XX века из хрустального сте­ кла, их пышность и блеск отвечали вкусам купече­ ства и преуспевающих мещан.

Причина творческих неудач калининградских художников — в отсутствии опыта, отечественной школы янтарйрезания, что привело к заимствова­ нию ими традиций XIX века. Но это явление свиде­ тельствовало и о трудностях роста, о мучительно­ сти поисков, поэтому было бы несправедливым за­ черкивать тот период исканий: оттачивалось мас­ терство тех, кому предстояло в недалеком будущем открыть миру подлинную красоту камня, совер­ шенствовались технические приемы обработки янтаря.

В дальнейшем калининградские мастера почти начисто отказались от подкрашивания янтаря, от скульптурных монументов, от безвкусных мозаик, для которых янтарь подкрашивался в самые не свойственные ему цвета. Пока же камень терпели­ во ждал. Он ждал истинных художников, кто серд­ цем поймет и примет его природную красоту.

И вот в маленький поселок на берегу Балтийско­ го моря приехали выпускники 24-го Ленинградского художественного ремесленного училища: Нонна Ни­ колаева, Ася Миронова, Эльвира Толокнова. Позд­ нее — А. Квашнин, закончивший высшее художе­ ственное учебное заведение. В 1953 году на комби­ нат прибыл М. И. Белов, опытный ювелир, сорок лет проработавший с самоцветами.

4*

99


Ювелиры и камнерезы, старые, опытные масте­ ра и молодежь общими усилиями наладили массо­ вый выпуск украшений и сувениров из солнечного камня. Художественная мастерская стала лабора­ торией, где рождались эталоны будущих изделий. Модели клипсов, бус, брошей, сувениров шли от­ сюда в серийное производство. В эти годы тенден­ ция развития художественного промысла в принци­ пе была той же, что в Литве и Латвии, только здесь масштабы были иные: каждый цех превосходил по объему выпускаемой продукции комбинаты «Дайле» и «Максла» вместе взятые.

Однако калининградские мастера понимали, что настоящая слава придет к российскому янтарю в том случае, если подлинное искусство возобладает над ремесленничеством.

Одно дело — понять это, а другое — осуществить. Кадровые мастера пришли сюда из разных мест. Некоторые из них с янтарем встретились впервые. Натуралистическое решение при изготовлении мел­ кой скульптуры, массовых изделий, помпезно-па­ радное направление в создании уникальных произ­ ведений существовали еще несколько лет.

Однако уже рождалось и то новое, что со вре­ менем получило признание и славу. В этом—-не­ малая заслуга бывшего главного художника комби­ ната А. Меоса. Обладая широким творческим диа­ пазоном и тонким вкусом, Меос сам создал ряд новых, оригинальных изделий, которые, благодаря подчеркнутой в них природной красоте янтаря, вы­ годно отличались от установившихся стандартов.

Выдвинулись такие талантливые художники, как Эрнест Лис, Александр Квашнин и другие. Их эсте­ тические взгляды формировались под влиянием

юо

прогрессивного направления в янтарорезании. Те­ перь, создавая изделие, художники по-новому ви­ дели и то, как искрится окисленная корочка, и то, как эффектны природные включения и внутренний рисунок.

Нелегко давались и поиски лучшего декорирую­ щего материала, способного оттенить и подчеркнуть все богатство цветов и фактуры лучистого камня в готовом изделии. Новый принцип художественной обработки отвергал монументальность и пышность громоздких изделий, в которых терялась природ­ ная красота янтаря.

Жизнь тоже вносила свои коррективы в янтар­ ное производство. Появлялись новые ткани и но­ вые формы одежды — изменялся характер украше­ ний. Вместо позолоты, например, чаще использо­ валось оксидированное серебро. Художники, чутко улавливая требования времени, старались учиты­ вать их в своей творческой работе. При этом они следовали единственно верному направлению, стре­ мясь не «улучшать» природу своим резцом, а всту­ пать с ней в союз. Художники понимали: часы «Эпоха», вазу «Изобилие» можно отлить из пласт­ массы, фарфора, из каслинского металла, стекла. Янтарь — материал особый. Природа миллионы лет назад создала в каждом куске неповторимый узор. Задача художника — увидеть этот рисунок, сохра­ нить его в кулоне или ожерелье, фигурке или броши.

На Калининградском янтарном комбинате стали законом разработка и обсуждение эскизов буду­ щих изделий. Коллективные размышления над композицией украшений, споры и художественные советы, конкурсы пробуждали в каждом художни­

ки


ке творческое горение, помогали развитию и содру­ жеству индивидуальных стилей. Всеобщее призна­ ние и даже мировая известность приходят к заме­ чательным художникам Калининграда.

1961 год. В Янтарном проходит Всесоюзный кон­ курс на лучшее изделие из янтаря. Калининградцы держат серьезный экзамен на зрелость. И как успех всего коллектива воспринимается то, что из десят­ ков мастеров Союза первую премию получает ка­ лининградский художник Алексей Попов. Его бра­

слет с чеканными

пластинками, броши «Рамка» и

«Четырехгранная»,

ожерелье «Рыбки» — признаны

на конкурсе лучшими. Этому художнику удалось найти наиболее эффектное «самовыражение» сол­ нечного камня.

Александр Квашнин. Одним из первых на ком­ бинате нашел он талантливые композиционные ре­ шения в целом ряде изделий, сочетая янтарь и де­ рево. Янтарные детали в них никогда не повторя­ ются ни по форме, ни по размерам, ни по цвету. В основу каждой его композиции положен принцип внутренней уравновешенности, достигаемой за счет контрастов. В украшениях Квашнина почти всегда крупный кусочек расположен рядом с мелким, тем­ ный янтарик чередуется со светлым.

Эрнест Лис по праву считается самым, как го­ ворят в спорте, «результативным». Умный, думаю­ щий, изобретательный мастер, он стал ведущим художником комбината.

Говорят, чтобы добиться успеха в игре на скрип­ ке, надо начинать учиться с пяти лет. Никто не зна­ ет, с каких лет следует начинать резать по янтарю, чтобы стать настоящим мастером своего дела. Эрнест Лис начал в пятнадцать.

102

Годы учебы разбудили любовь к янтарю. В 24-м Ленинградском художественном ремесленном учи­ лище Эрнест много читал про окаменевшую смолу хвойных деревьев, и романтическая история певу­ чего камня захватила, увлекла его.

Более двадцати лет служит он янтарю преданно

иверно. Творческий принцип художника заключен

вего же словах: «Прикладник пропагандирует в

своем искусстве также и сам материал: художник

по керамике — глину, чеканщик — серебро,

косто­

рез — кость, ювелир — дорогие металлы,

янтар-

щик — солнечный камень».

 

И пришло время, когда поэты стали посвящать стихи талантливому художнику, прославившему солнечный камень его родины.

Всеволод Азаров ЯНТАРЬ

Эрнесту Лису

Золотограниый слиток янтаря Хранит в себе былых веков сиянье, Рожденная в начале мирозданья, В нем вечно отражается заря.

И человек, судьбу благодаря,

Внем воплощает мудрое дерзанье

Иновое приносит содержанье Дарам, что нам оставили моря.

И снова миллионы лет пройдут, Но мастера благословенный труд Жить будет вечно в таинстве

природы Чтобы потомок в ясном свете дня Увидел отсвет Вечного Огня * И благодарно вспомнил

наши годы!

* «Вечный огонь» — сувенир из серебра и янтаря работы Э. Лиса и В. Митянина.

103


Эрнест Лис работает в содружестве с Василием Митяниным. Митянин специальности ювелира и камнереза не обучался. Человек этот из тех само­ родков, о которых в народе говорят: мастер-золо­ тые руки.

В совместно созданных изделиях этих художни­ ков— ожерельях «Фонарики», «Ритм» и других — оставлена кое-где и окисленная корочка, и причуд­ ливая трещинка, и интересная раковинка — то есть все, что составляет природную красоту каждого ку­ сочка янтаря.

Вот родилась мысль создать новый гарнитур «Сказка». На бумагу легли первые штрихи рисунка будущего изделия. Особенно тщательно искали оформление. Кусок янтаря, подернутый легкой бе­ лесой дымкой, необходимо было дать в такой ком­ позиции с металлом, чтобы в изделии не пропала основная задумка. Поиски увенчались успехом. В массивном серебряном браслете чеканный узор настолько удачно сочетается с янтарем, что дейст­ вительно создается впечатление чего-то сказочного. Спор возник о замке. Лис предлагал один прин­ цип, Митянин настаивал на другом. Как всегда, в споре родилось решение. Оказалось, стоит не­ сколько изменить конфигурацию изделия, и пре­ красный выход из положения — это браслет без замка.

Резкий в суждениях, энергичный Лис и несколь­ ко медлительный, рассудительный Митянин — это не только два непохожих друг на друга человека, но и два непохожих художника, каждый с ярко выраженной индивидуальностью. И противополож­ ность характеров, манер не мешает, а скорее по­ могает в поиске: один обогащает другого. На меж­

104

дународных ярмарках, на союзных и республикан­ ских выставках изделия Лиса — Митянина пользу­ ются неизменным успехом и приносят калинин­ градцам новые победы.

Новизной и оригинальностью исполнения отли­ чаются работы молодых художников комбината Роланда Бениславского и Валерия Шорохова. Ис­ пользуя опыт старших товарищей, они вместе с тем ищут свой путь в любимом искусстве.

Ожерелье «Лайма», браслет «Радуга» Р. Бени­ славского, его «Сакта», гарнитур «Элегия» и другие изделия говорят о своеобразии творческого почер­ ка этого художника, его одаренности и больших возможностях.

Далеко за пределами области известны и изде­ лия Валерия Шорохова. Вот гарнитур «Муромец» (кулон и колье), где использовано оригинальное крепление. Другой гарнитур «Снежинка» представ­ ляет эффектную композицию из янтаря и серебра. В гарнитуре «Электрон» Шорохов нашел легкое крепление из обработанных янтариков, которое придало изделию «воздушность».

Произведения молодых не уступают образцам опытных мастеров, и в этом тоже залог будущих успехов калининградских янтаристов.

Янтарь — материал поистине неисчерпаемых воз­ можностей. Цветовое богатство камня — десятки тонов и полутонов — дают возможность приклад­ никам решить даже такую сложную задачу как со­ здание мозаичных портретов, панно и барельефов. Работу над ними калининградские художники связывают с воплощением в янтаре ленинского образа.

105