ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
изделия серийного выпуска: броши, серьги, оже релья, кулоны, зажимы для галстуков, запонки,— в композицию которых включен металл. Изделия мелкой пластики — фигурки птиц, животных — вхо дят в третью группу. Их выпуск ограничен. Четвер тую группу составляют уникальные изделия: шка тулки, вазы, мозаики — создание этих произведе ний требует особого мастерства художника-камне- реза, тонкого вкуса, чуткого понимания материала.
Экспонаты янтарного музея — это, прежде всего, образцы изделий, выработанных комбинатом с пер вых лет его существования и до наших дней, за тем — стенды, макеты, фотографии, рассказываю щие об истории возрождения промысла и путях его развития.
На одном из стендов представлены пуговицы, круглые и овальные, граненые бусы из прессован ного янтаря, окрашенного в разные цвета.
Это и есть первые шаги янтарного комбината. Это и есть его первая продукция.
Сороковые и пятидесятые годы на янтарном комбинате — годы поисков. Тогда лучезарный ка мень был во многом для всех загадкой.
Еще не постигнув всех возможностей певучего камня, первые мастера-янтарщики, камнерезы и ювелиры, стремились передать в изделии натураль ный цвет и форму тех предметов, которые они изо бражали. Например, если -изготовляли брошь «Ви шенка», то янтарь для ягод подкрашивали в крас ный цвет, если фигурку черепахи, то на панцире нарезали полоски. Чернильные приборы повторя ли композиции изделий из мрамора, а ажурный орнамент на шкатулках — тобольскую резьбу по
4 Я. Зарахович. Янтарь |
97 |
кости. Основной принцип декоративно-прикладного искусства — индивидуальный подход к каждому ма териалу, стекло это или кость, пластмасса или фар фор, дерево или ткань, —оказался в забвении. И по этому пудреницы, чернильные приборы, шкатулки с тематической резьбой и мозаикой, копирующие вещи, выполненные из других материалов, не пред ставляли, конечно, большой художественной цен ности.
Не избежали калининградские мастера, подобно многим другим художникам, скульпторам и архитек торам того времени, и увлечения монументализмом. Внимание каждого вошедшего в музей привлекают массивные, крупногабаритные изделия, которые, видимо, призваны были в свое время поразить во ображение обилием янтаря, израсходованного на каждую такую вещь.
Вот ваза «Изобилие» в метр высотой. Собранная из натуральных кусков янтаря, она отделана крош кой и дополнена подкрашенной янтарной гирляндой из ягод и фруктов.
Или часы «Эпоха». В пятиконечную звезду, соб ранную из пластинок бледно-желтого янтаря, вмон тирован циферблат. На лицевой инкрустированной стороне — взлетающий ввысь спутник. Звезда поко ится на массивном основании. На этой же подставке слева от звезды—фигурка шахтера, справа — кол хозницы, держащей сноп. Композиция перегружена многочисленными деталями, тут же скульптурное изображение трактора и корабля.
Карта Калининградской области из янтаря, гро моздкие шахматные фигуры с мозаичной доской, шкатулка «Воссоединение Украины с Россией», ги гантские вазы. В них природная красота янтаря
98
была фактически уничтожена. Все отличалось пыш ностью форм, обилием использованного материала. Несметное количество прозрачных кусочков гране ного янтаря пошло, например, на сборку люстры. Подобные люстры во множестве вырабатывались в конце XIX-—начале XX века из хрустального сте кла, их пышность и блеск отвечали вкусам купече ства и преуспевающих мещан.
Причина творческих неудач калининградских художников — в отсутствии опыта, отечественной школы янтарйрезания, что привело к заимствова нию ими традиций XIX века. Но это явление свиде тельствовало и о трудностях роста, о мучительно сти поисков, поэтому было бы несправедливым за черкивать тот период исканий: оттачивалось мас терство тех, кому предстояло в недалеком будущем открыть миру подлинную красоту камня, совер шенствовались технические приемы обработки янтаря.
В дальнейшем калининградские мастера почти начисто отказались от подкрашивания янтаря, от скульптурных монументов, от безвкусных мозаик, для которых янтарь подкрашивался в самые не свойственные ему цвета. Пока же камень терпели во ждал. Он ждал истинных художников, кто серд цем поймет и примет его природную красоту.
И вот в маленький поселок на берегу Балтийско го моря приехали выпускники 24-го Ленинградского художественного ремесленного училища: Нонна Ни колаева, Ася Миронова, Эльвира Толокнова. Позд нее — А. Квашнин, закончивший высшее художе ственное учебное заведение. В 1953 году на комби нат прибыл М. И. Белов, опытный ювелир, сорок лет проработавший с самоцветами.
4* |
99 |
Ювелиры и камнерезы, старые, опытные масте ра и молодежь общими усилиями наладили массо вый выпуск украшений и сувениров из солнечного камня. Художественная мастерская стала лабора торией, где рождались эталоны будущих изделий. Модели клипсов, бус, брошей, сувениров шли от сюда в серийное производство. В эти годы тенден ция развития художественного промысла в принци пе была той же, что в Литве и Латвии, только здесь масштабы были иные: каждый цех превосходил по объему выпускаемой продукции комбинаты «Дайле» и «Максла» вместе взятые.
Однако калининградские мастера понимали, что настоящая слава придет к российскому янтарю в том случае, если подлинное искусство возобладает над ремесленничеством.
Одно дело — понять это, а другое — осуществить. Кадровые мастера пришли сюда из разных мест. Некоторые из них с янтарем встретились впервые. Натуралистическое решение при изготовлении мел кой скульптуры, массовых изделий, помпезно-па радное направление в создании уникальных произ ведений существовали еще несколько лет.
Однако уже рождалось и то новое, что со вре менем получило признание и славу. В этом—-не малая заслуга бывшего главного художника комби ната А. Меоса. Обладая широким творческим диа пазоном и тонким вкусом, Меос сам создал ряд новых, оригинальных изделий, которые, благодаря подчеркнутой в них природной красоте янтаря, вы годно отличались от установившихся стандартов.
Выдвинулись такие талантливые художники, как Эрнест Лис, Александр Квашнин и другие. Их эсте тические взгляды формировались под влиянием
юо
прогрессивного направления в янтарорезании. Те перь, создавая изделие, художники по-новому ви дели и то, как искрится окисленная корочка, и то, как эффектны природные включения и внутренний рисунок.
Нелегко давались и поиски лучшего декорирую щего материала, способного оттенить и подчеркнуть все богатство цветов и фактуры лучистого камня в готовом изделии. Новый принцип художественной обработки отвергал монументальность и пышность громоздких изделий, в которых терялась природ ная красота янтаря.
Жизнь тоже вносила свои коррективы в янтар ное производство. Появлялись новые ткани и но вые формы одежды — изменялся характер украше ний. Вместо позолоты, например, чаще использо валось оксидированное серебро. Художники, чутко улавливая требования времени, старались учиты вать их в своей творческой работе. При этом они следовали единственно верному направлению, стре мясь не «улучшать» природу своим резцом, а всту пать с ней в союз. Художники понимали: часы «Эпоха», вазу «Изобилие» можно отлить из пласт массы, фарфора, из каслинского металла, стекла. Янтарь — материал особый. Природа миллионы лет назад создала в каждом куске неповторимый узор. Задача художника — увидеть этот рисунок, сохра нить его в кулоне или ожерелье, фигурке или броши.
На Калининградском янтарном комбинате стали законом разработка и обсуждение эскизов буду щих изделий. Коллективные размышления над композицией украшений, споры и художественные советы, конкурсы пробуждали в каждом художни
ки
ке творческое горение, помогали развитию и содру жеству индивидуальных стилей. Всеобщее призна ние и даже мировая известность приходят к заме чательным художникам Калининграда.
1961 год. В Янтарном проходит Всесоюзный кон курс на лучшее изделие из янтаря. Калининградцы держат серьезный экзамен на зрелость. И как успех всего коллектива воспринимается то, что из десят ков мастеров Союза первую премию получает ка лининградский художник Алексей Попов. Его бра
слет с чеканными |
пластинками, броши «Рамка» и |
«Четырехгранная», |
ожерелье «Рыбки» — признаны |
на конкурсе лучшими. Этому художнику удалось найти наиболее эффектное «самовыражение» сол нечного камня.
Александр Квашнин. Одним из первых на ком бинате нашел он талантливые композиционные ре шения в целом ряде изделий, сочетая янтарь и де рево. Янтарные детали в них никогда не повторя ются ни по форме, ни по размерам, ни по цвету. В основу каждой его композиции положен принцип внутренней уравновешенности, достигаемой за счет контрастов. В украшениях Квашнина почти всегда крупный кусочек расположен рядом с мелким, тем ный янтарик чередуется со светлым.
Эрнест Лис по праву считается самым, как го ворят в спорте, «результативным». Умный, думаю щий, изобретательный мастер, он стал ведущим художником комбината.
Говорят, чтобы добиться успеха в игре на скрип ке, надо начинать учиться с пяти лет. Никто не зна ет, с каких лет следует начинать резать по янтарю, чтобы стать настоящим мастером своего дела. Эрнест Лис начал в пятнадцать.
102
Годы учебы разбудили любовь к янтарю. В 24-м Ленинградском художественном ремесленном учи лище Эрнест много читал про окаменевшую смолу хвойных деревьев, и романтическая история певу чего камня захватила, увлекла его.
Более двадцати лет служит он янтарю преданно
иверно. Творческий принцип художника заключен
вего же словах: «Прикладник пропагандирует в
своем искусстве также и сам материал: художник
по керамике — глину, чеканщик — серебро, |
косто |
рез — кость, ювелир — дорогие металлы, |
янтар- |
щик — солнечный камень». |
|
И пришло время, когда поэты стали посвящать стихи талантливому художнику, прославившему солнечный камень его родины.
Всеволод Азаров ЯНТАРЬ
Эрнесту Лису
Золотограниый слиток янтаря Хранит в себе былых веков сиянье, Рожденная в начале мирозданья, В нем вечно отражается заря.
И человек, судьбу благодаря,
Внем воплощает мудрое дерзанье
Иновое приносит содержанье Дарам, что нам оставили моря.
И снова миллионы лет пройдут, Но мастера благословенный труд Жить будет вечно в таинстве
природы Чтобы потомок в ясном свете дня Увидел отсвет Вечного Огня * И благодарно вспомнил
наши годы!
* «Вечный огонь» — сувенир из серебра и янтаря работы Э. Лиса и В. Митянина.
103
Эрнест Лис работает в содружестве с Василием Митяниным. Митянин специальности ювелира и камнереза не обучался. Человек этот из тех само родков, о которых в народе говорят: мастер-золо тые руки.
В совместно созданных изделиях этих художни ков— ожерельях «Фонарики», «Ритм» и других — оставлена кое-где и окисленная корочка, и причуд ливая трещинка, и интересная раковинка — то есть все, что составляет природную красоту каждого ку сочка янтаря.
Вот родилась мысль создать новый гарнитур «Сказка». На бумагу легли первые штрихи рисунка будущего изделия. Особенно тщательно искали оформление. Кусок янтаря, подернутый легкой бе лесой дымкой, необходимо было дать в такой ком позиции с металлом, чтобы в изделии не пропала основная задумка. Поиски увенчались успехом. В массивном серебряном браслете чеканный узор настолько удачно сочетается с янтарем, что дейст вительно создается впечатление чего-то сказочного. Спор возник о замке. Лис предлагал один прин цип, Митянин настаивал на другом. Как всегда, в споре родилось решение. Оказалось, стоит не сколько изменить конфигурацию изделия, и пре красный выход из положения — это браслет без замка.
Резкий в суждениях, энергичный Лис и несколь ко медлительный, рассудительный Митянин — это не только два непохожих друг на друга человека, но и два непохожих художника, каждый с ярко выраженной индивидуальностью. И противополож ность характеров, манер не мешает, а скорее по могает в поиске: один обогащает другого. На меж
104
дународных ярмарках, на союзных и республикан ских выставках изделия Лиса — Митянина пользу ются неизменным успехом и приносят калинин градцам новые победы.
Новизной и оригинальностью исполнения отли чаются работы молодых художников комбината Роланда Бениславского и Валерия Шорохова. Ис пользуя опыт старших товарищей, они вместе с тем ищут свой путь в любимом искусстве.
Ожерелье «Лайма», браслет «Радуга» Р. Бени славского, его «Сакта», гарнитур «Элегия» и другие изделия говорят о своеобразии творческого почер ка этого художника, его одаренности и больших возможностях.
Далеко за пределами области известны и изде лия Валерия Шорохова. Вот гарнитур «Муромец» (кулон и колье), где использовано оригинальное крепление. Другой гарнитур «Снежинка» представ ляет эффектную композицию из янтаря и серебра. В гарнитуре «Электрон» Шорохов нашел легкое крепление из обработанных янтариков, которое придало изделию «воздушность».
Произведения молодых не уступают образцам опытных мастеров, и в этом тоже залог будущих успехов калининградских янтаристов.
Янтарь — материал поистине неисчерпаемых воз можностей. Цветовое богатство камня — десятки тонов и полутонов — дают возможность приклад никам решить даже такую сложную задачу как со здание мозаичных портретов, панно и барельефов. Работу над ними калининградские художники связывают с воплощением в янтаре ленинского образа.
105