Файл: Дмитриев, В. Н. Основы пневмоавтоматики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учитывая предположение о неизменном статическом давлении для всей области взаимодействия струй, для количе­ ства движения в проекциях на оси х и у можно записать следующие выражения:

GQV0= GB^B COS a .

(64)

Gyoy = GBOBsina,

(65)

где G0, Gy , GB — массовые расходы в каналах питания, управ­ ления и в зоне взаимодействия струй; ис, иу , пв — скорости те­ чения вдоль осей потока.

Разделив уравнение (65) на уравнение (64), получим

fovo G°v°

Учитывая, что количество движения потока Gv ■—pfv2, ■а квадрат скорости ѵ2 = р, после подстановки последних вели­ чин в формулу для определения угла а окончательно получаем

Для нахождения скорости (расхода) суммарного потока рассмотрим результирующую струю как одиночную затопленную струю, берущую начало в плоскости, которая проходит через точку пересечения осей питающего и управляющего каналов и составляет с осью канала управления угол а.

Результирующая струя при сделанных допущениях как бы вытекает из канала шириной со скоростью ѵв-

При такой интерпретации расчетные данные для границ суммарной струи хорошо согласуются с опытными данными, что было установлено рядом исследователей [25].

Для построения струйных логических элементов необходимо знать распределение скоростей течения и полного избыточного давления, характеризующих результирующую струю в пределах ее основного участка, расположенного вне области взаимодей­ ствия струй. Как и для одиночной турбулентной струи, основной участок начинается при х/Іів ~ 5, где Іів — ширина канала.

Найдем значение скорости ѵв в плоскости ВВ, являющейся

условным срезом сопла для результирующей струи, и сечение /в этого сопла. Для нахождения скорости ив составим два урав­ нения. Первое уравнение — уравнение количества движения для двух соударяющихся струй. Его можно получить из уравне­

ний

(64) и (65):

 

или

 

(66)

 

(/ДУв)2 = (foVoY + (fyVy)' ■

122


Второе уравнение — уравнение неразрывности потока в начальной области взаимодействия струй:

[вѴв = fovo + fyVy-

Решая уравнение (66) и последнее уравнение относительно ов и [ в , получим

ов

'V (fЛ ? + (fyvy)~ . fovo + h’vv

(fovo + fvvv)*

[в =

(fovlT + (/уцу)2

Приближенный расчет максимального угла отклонения струи в элементе памяти с положительной обратной связью. При проектировании струйных элементов памяти с положи­ тельной обратной связью необходимо знать угол отклонения питающей струи, образующейся при действии струи, вытекаю­

щей из канала обратной

^

связи. Точный расчет те-

т.' 4?

чения в струйном элемен­

 

те представляет

значи­

 

тельные трудности.

Для

 

облегчения расчета при- Ра

 

нимают упрощенную кар- щ

 

тину течения (рис. 63) и Ь.

 

делают следующие

допу­

 

щения.

 

 

1.Жидкость несжи­ маема.

2.Течение установив­ шееся.

3. Профиль

скоростей

Рис. 63. Расчетная схема отклонения струн

отклоненной струи не де­

в элементе памяти с положительном обрат­

формируется

перед при­

ной связью

емным каналом.

 

4.Приемное сопло находится на основном участке свобод­ ной турбулентной затопленной струи.

5.Кривизну канала обратной связи и связанные с этим потери считают пренебрежимо малыми.

6.Управляющее сопло диаметром d\ и жиклер нагрузки

диаметром

d3 имеют одинаковый коэффициент

гидравличе­

ских потерь

£ и, следовательно,

скорость истечения через эти

дроссели одинакова.

 

 

7. Управляющая струя при соударении в достаточной мере

перекрывает питающую струю,

что обусловлено

примерным

равенством диаметрод d\ и d0 управляющего и питающего сопел.

123


Максимальный угол ат между осями питающего и приемно­

го

каналов соответствует

совпадению оси отклоненной струи

с

осью приемного канала.

Считается, что питающая струя,

направляемая в приемный канал положительной обратной связи, образуется за счет смешения двух струй, причем результирующая струя вытекает из отверстия с условным диа­ метром d3. Центр проходного сечения fa, соответствующий этому диаметру, расположен на расстоянии dJ2 от торца питающего сопла, причем расстояние /0 = d j 2 + /і cos Можно считать, что до смешения двух струй, питающей и управляющей, на рас­ стоянии di/2 от питающего сопла не происходит увеличения расхода за счет подмешивания воздуха из окружающей среды. Уравнения для d3 и эквивалентной скорости ѵд получаются соот­ ветственно из уравнения неразрывности для сечения f0 и сечений f1 и /о и уравнения сохранения количества движения для сече­

ния Д>; считаем, что профиль скоростей в сечении fa прямо­ угольный:

! э ѵ э — ft

А)+

f \ V \ ,

(0эуэ)2= (G0u0)2+ (Giн е ­

 

 

 

 

откуда

 

 

 

__і_ ■

 

 

 

 

d3 (rilO; + d^u0) (diuf + doVo)

1

 

 

 

-L

 

(67)

 

 

 

_ J_

v3 = (dlvI + d 0v0)

(dJVi + d(jVo)

>.

где G0, G\ и G3— массовые расходы через питающее сопло, управляющее сопло и эквивалентное сечение.

Скорость истечения из питающего сопла рассчитывают по известной формуле

но = Фі

9

(РиР\) ■

 

Р

Для решения поставленной задачи составим уравнения Бер­ нулли для трех сечений (см. рис. 63): I—/, выбранного в непосредственной близости от торца приемного сопла положи­ тельной обратной связи; III—III и IIII, проходящих по срезу управляющего сопла диаметром d, и дросселя нагрузки диа­ метром d3 и перед ними:

W1рУо

. а 2РуЗ . «

РѴ1

 

Р\

 

Р2 Н----------- НЛ----------

(68)

Ctey

о

2

cL 2

 

рѵг

РѴ\

 

Р2 +

 

= Р1

 

 

где си — коэффициент

кинетической

энергии

турбулентной

струи в сечении / —/ для г = с?г/2; и2— средняя скорость в сечении I—I в радиусе г; а.о— коэффициент кинетической энер-

124


пш в сечении II—II (а2 ~ 1,1); ѵ3— скорость в сечении IIII; Я— коэффициент трения канала положительной обратной связи длиной Zj; Ѵі — скорость в сечении IIIIII; £ — коэффициент местных потерь системы, состоящей из сопла управления и на­ грузочного жиклера диаметром d3.

Попутно отметим, что истинное давление в канале положи­

тельной обратной связи

может отличаться

от давления,

рассчитанного по формулам, что объясняется

неучетом гид­

равлических потерь и некоторых других факторов.

Добавив к уравнениям

(68) уравнение неразрывности

v3h = vif\+vj3

(69)

и решив их совместно, относительно скорости ии получим

где

У[=фи2,

(70)

 

 

Ф=

t f + dl)*

1+ £ + X

Скорость ѵ2 можно найти из уравнения

 

I vdf

2 I vijdy

 

 

}___

b____

(71)

Ѵ 2

12

г2

 

 

Уравнение для распределения скоростей в сечении I—/, полученное из уравнений для профиля скоростей в струе [1, 25], имеет вид

и=

 

 

 

 

 

(72)

0,3 + 0,14-

 

 

 

 

 

 

Прямой метод нахождения

ѵ2 сложен,

так

как

для

этого

пришлось бы в уравнение (71)

подставить

уравнение

(72), а

в уравнение (72), в свою очередь, уравнения

(67),

в

которые

предварительно необходимо подставить щ

из

формулы

(70).

В результате получается сложное дифференциальное уравнение

относительно ѵ2.

Поэтому ограничимся нахождением скоростей

ѵ2 и ѵ\ методом

последовательных

приближений. Для первого

приближения будем считать, что d3 = d0.

 

Введем обозначения:

 

 

 

h

ß

d3

0,3 + 0,14—

h tg - L + ^ -

125


В выражения для D' и В' в первом приближении следует подставить d0 вместо d3, а в выражение (72) ѵ0 вместо иа. Штрихами будем обозначать номер приближения.

Тогда

(73)

Подставляя последнее выражение в уравнение (71) и проин­ тегрировав его, получим

(74)

и соответственно

(75)

Обозначив

можем записать

(76)

Найдем второе приближение, для которого скорость истечения воздуха из сопла управления будет определена уже с учетом подмешивания к питающей струе струи управления. В коэффициенты D" и В'' значение d0 будет входить в форме вы­ ражения (67), куда вместо ѵ\ следует подставить выражение (75) для скорости, найденное в первом приближении. В формулу для нахождения скорости ѵ вместо ѵ0 подставим ѵэ, определен­ ное из соотношения (67) с учетом выражения (75), затем полученное выражение для ѵ" подставим в уравнение (71). Выполнив снова интегрирование, получим

X (do-MrD'cpC')-1;

(77)

1

 

Ѵ[ = D v0C ф (do + d\D'\p‘'С'*)2 (dl + djD'tpC')

1.

Остановимся на втором приближении и будем считать, что Уі — 'o'l . Максимальный угол отклонения струи под действием

струи управления можно рассчитать по формуле

126

Рассчитав щ по формуле (77), можно затем определить, угол отклонения струи ат.

Динамические характеристики. Большое значение для по­

строения струйных систем

автоматического

управления

имеют-

динамические

характеристики

_______________________

струйных

элементов

рассматри­

 

 

 

 

 

 

ваемого типа.

 

 

 

 

 

\ Pei -о

. Аср

 

 

 

Для

снятия динамических ха­

! !

 

 

 

рактеристик

струнных элементов

T

i l

 

 

 

на их вход подают

 

сигнал

типа

 

 

 

единичного

скачка и регистриру­

 

\ рй, = .і5ммßoâ.cm.

 

 

ют ответную реакцию на выходе.

 

 

 

 

 

 

На входе и на выходе струйного

 

 

К Р ч = 1 2 м м вод, cm.

элемента

устанавливают пневмо-

 

 

 

 

 

 

электрические

преобразователи,

 

 

0,001с

 

которые

 

вырабатывают

электри­

І А А А А А А А А

ческие

сигналы,

подаваемые на

осциллограф.

Объемы всех ком­

Рис. 64. Реакция активного

муникаций

должны

быть

мини­

мальными.

Так, объем

камеры

струйного элемента

на входное

возмущение, близкое

к ступен­

датчика при

эксперименте соста­

 

 

чатому:

 

 

 

вил V] = 0,07

см3,

объем

подво­

/ —

входное возмущение;

2

— из­

зящих

 

каналов

Ѵ2 = 0,04 см3,

 

объем

канала

до

 

нагрузочного

менение давления на

выходе

дросселя

Ѵз = 0,12 см3. Ширина каналов управления и питания:

испытуемого элемента была равна 0,4 мм, а выходного канала. 0,6 мм. Высота всех каналов равна 1,2 мм при расстоянии между? питающим и выходным каналами 3,1 мм.

А

О

750

1000 1250 f j o

 

Рис. 65. Амплитудно-частотная

Рис. 66. Фазо-частотная импуль­

импульсная характеристика

сная характеристика струйного

струйного активного элемента

активного элемента

При указанных выше условиях была получена представлен­ ная на рис. 64 характеристика реакции активного струйного’ элемента (схему которого см. на рис. 54, а внешний вид — на рис. 60) на входное возмущение, близкое к ступенчатому п_ подаваемое от пневмомеханического генератора колебаний..

127"