давления р и входного параметра — тока і, получаем уравнение статики электропневмопреобразователя:
р = А і + р т
где
y4=^ |
= tg.ß; |
|
N„dc |
/V |
2 |
CjFb |
|
CiF |
Статическая характеристика |
преобразователя показана на |
рис. 151. |
|
|
|
2. ДАТЧИКИ ФИЗИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ СТРУЙНОЙ ТЕХНИКИ
Пневматические датчики температуры без подвижных дета лей. Если ламинарный пневматический дроссель подвергнуть
нагреванию, то его сопротивление возрастает. |
Это обстоятель |
ство может быть использовано |
для |
создания |
пневматических |
датчиков температуры. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Зависимость пневматических ламинарных сопротивлений or |
температуры |
объясняется |
интенсивным |
расширением |
воздуха |
|
7 F |
|
Г, |
внутри сопротивления при увеличении |
|
-таг |
|
|
температуры |
последнего. Кроме того, |
Рв |
И |
Рі |
ш |
Рг |
происходит возрастание вязкости |
воз |
|
|
ш |
Q |
духа, это также увеличивает сопротив |
|
|
|
і |
|
|
|
|
|
ление. |
Расширение материала, из ко |
|
|
|
|
|
Рис. |
152. Проточная пневма |
торого |
выполнено |
пневматическое ла |
тическая |
камера, составлен |
минарное |
сопротивление, |
вызывает |
ная |
из |
последовательно |
обратный |
эффект, |
который, |
однако, |
включенных турбулентного |
очень |
незначительно |
сказывается на |
и ламинарного |
дросселей и |
предназначенная |
для изме |
общей картине процесса, так как уве |
рения температуры |
|
личение объема газа |
гораздо |
более |
|
|
|
|
|
значительно, |
чем |
увеличение объема |
твердого тела. Однако всегда представляется возможность таким образом выбрать параметры ламинарного дросселя, что измене ние температуры либо совсем не будет сказываться на изменении пневматического сопротивления, либо это изменение будет ни чтожно малым.
Увеличение сопротивления пневматического ламинарного дросселя при увеличении температуры можно объяснить следу ющим образом. При нагревании газа, протекающего, например, через дроссель 2, включенный в делитель давления (рис. 152), в системе происходит расширение газа п, как следствие этого, увеличение скорости течения. Но увеличение скорости течения может быть достигнуто только при увеличении перепада давле ний на дросселе, т. е. при увеличении давления р и что эквива лентно увеличению сопротивления дросселя 2.
Сопротивление турбулентных дросселей при их нагревании тоже увеличивается, однако это увеличение не столь ярко выра жено, как у ламинарных дросселей.
Простейшим пневматическим датчиком температуры может служить делитель (рпс. 152), состоящий из турбулентного дрос селя 1 и ламинарного капиллярного дросселя 2 .
Можно найти зависимость между температурой воздуха, про текающего через последовательно соединенные турбулентный дроссель II ламинарный капилляр, и давлением воздуха в камере, расположенной между дросселями 1 п 2 в статическом режиме.
Для этого необходимо приравнять расход воздуха через турбу лентный дроссель расходу воздуха через капилляр. Формирова нием параболического профиля скоростей на начальном участке капилляра пренебрежем, т. е. расход воздуха через капилляр будем рассчитывать по формуле Пуазейля. Тогда для случая до-
|
крнтического течения |
через турбулентный дроссель |
- ^ > 0 ,5 |
|
будем иметь |
|
|
. Ро |
|
|
|
|
|
liF |
2 |
(P\~Pi)Fl |
(129) |
|
~RT Pi (Ро — Pi) = |
ІблцдIRT ’ |
|
1 |
где Fu— площадь поперечного сечения капилляра.
Следует учесть, что коэффициент динамической вязкости цд также зависит от температуры, причем наиболее простой являет
|
ся степенная зависимость |
|
Т_ |
|
|
М-д |
_ |
(130) |
|
То |
|
М-до |
|
при температуре То. |
|
где Цдо — динамическая вязкость воздуха |
Показатель степени я для воздуха в диапазоне температур 90— 300° К равен 8/э, а при температурах 300—400° К я = 3Д. Исклю чив из уравнения (129) с помощью равенства (130) рд, получим
2/1+ 1
Р \ - Р 1
Т =
V Р\ (Ро---Рі)
где постоянная величина
Щя/ЦдоЦ./7 У2R
Поступая аналогичным образом, можно найти зависимость между температурой Т п давлением в междроссельной камере р для случая критического течения воздуха (р\/р0 ^ 0,5) через
турбулентный дроссель:
_ |
2 |
2 |
2л+1 |
Р\~Р2 |
|
а1 |
--------- |
|
Ро
где
Іб я / Ц д о ц .^ У R
Температуру среды можно измерять с помощью пневматиче ских мостпковых схем, подобных электрическим мостам Уитсто на. Одна из таких схем представлена на рис. 153. В диагональ моста включен дифференциальный манометр, измеряющий раз ность давлений, образующихся в междроссельных камерах верх ней и нижней ветвей моста. Нагревая сразу два ламинарных дросселя верхней и нижней ветвей моста, один нз которых яв ляется первым, а другой — вторым по потоку, можно существен но повысить чувствительность устройства. Для настройки на-
|
О |
25 |
50 75 Т,°С |
|
Рис. |
154. Зависимость пе |
|
репада давления в диаго |
|
нали моста от температу |
Рнс. |
ры |
пневматического со |
153. Схема пневматического моста |
противления |
чальной |
разности Ар устанавливают регулируемое |
сопротив |
ление. |
|
может быть ис |
Попутно отметим, что пневматический мост |
пользован для преобразования электрической |
величины в раз |
ность давлений. Так, например, электрический ток, проходящий через нагревательную катушку, может отдавать тепло пневма тическому сопротивлению. Таким способом могут быть преобра зованы электрические величины в давление без подвижных деталей. На рис. 154 показана зависимость перепада давлений в диагонали моста от температуры сопротивления [46].
Разница между электрическим п пневматическим сопротив лением состоит в том, что при изменении температуры у первого изменяется электрическая проводимость материала, а у второго сопротивление зависит главным образом от свойств протекаю щего по нему газа.
Существенным недостатком способа измерения температуры с помощью пневматических сопротивлений является низкое бы стродействие, что связано с необходимостью передачи тепла че рез стенки сопротивления к протекающему по нему газу. По этому такие датчики целесообразно применять при регулирова нии температуры объектов с большими постоянными времени.
Описанные датчики целесообразно использовать также в качест ве дискретных устройств для измерения положения уровня жид костей, имеющих очень низкую температуру, таких, как жидкий кислород, азот и т. д. В этом случае из-за большой разности температур сопротивления и жидкости скорость передачи тепла через стенки металлической капиллярной трубки в начальный период переходного процесса значительно возрастает.
Помимо проточных пневматических камер, содержащих тур булентные и ламинарные дроссели, и пневматических мостпко-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вых схем для |
измерения |
|
|
|
|
Р |
|
температуры |
применяют |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
струйные измерители тем |
|
|
|
|
|
|
пературы, |
которые пред |
|
|
|
|
|
|
ставляют |
собой струйные |
|
|
|
|
|
|
элементы, |
имеющие |
раз |
|
|
|
|
|
|
нотипные каналы. Давле |
|
|
|
|
|
|
ние |
|
на |
|
выходе |
таких |
|
|
|
|
|
|
струйных элементов суще |
|
|
|
|
|
|
ственно зависит от темпе |
|
|
|
|
|
|
ратуры |
измеряемой |
сре |
|
|
|
|
|
|
ды. |
На |
рис. 155, |
а дана |
|
|
Рис. 155. Струйный датчик температуры: |
канал |
выполнен |
в |
виде |
|
|
—схема; |
|
—статическая |
характеристика |
схема |
струйного |
элемен |
|
а |
|
б |
|
|
та, |
у |
которого |
питающий |
|
|
|
|
|
|
турбулентного дросселя |
1 |
, |
а |
управляющим каналом |
является |
|
|
|
датчика |
|
ламинарный капилляр 2. Благодаря взаимодействию питающей и управляющей струи результирующая струя отклоняется на угол а и попадает в выходной канал 3. Зависимость tg а от абсо лютной температуры Т для случая взаимодействия турбулентной и ламинарной струй выражается равенством [26]
0 (374+ 5,03Г)2Г ’
где с — постоянный коэффициент для элемента заданной геомет рии при неизменном давлении питания р0, заведенного в питаю щий канал 1 и в канал управления 2 , и неизменном давлении ок
ружающей среды.
При увеличении температуры окружающей струйный элемент среды сопротивление ламинарного управляющего канала 2 воз
растает, угол отклонения струи а уменьшается н давление в при емном канале 3 падает. Примерный вид зависимости давления в приемном канале р от температуры в статике показан на рис. 155, б.
Установлено также, что эффект отклонения результирующей струи в зависимости от температуры получается и при однотип ных питающих и управляющих каналах (турбулентных или ла минарных), но при различной геометрии самих каналов (здесь имеются в виду как размеры, так и форма каналов).