Файл: Восстановительный ремонт шин..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В каркасе шин типа Р и PC нити корда расположены меридио­ нально (ß = 0) и во всех слоях параллельны друг другу. Конструк­ ция каркаса опоясанных шин такая же, как и шин диагонального построения (рис. 1.6).

Число слоев корда в каркасе, определяемое нагрузкой на шину, внутренним давлением, назначением и конструкцией т ины, колеб­ лется в широких пределах. В каркасе диагонального построения число слоев корда всегда четное для равномерного распределения нагрузки. В шинах радиальной конструкции число слоев корда может быть и нечетным. Нумерация слоев корда производится от внутренней стороны покрышки к внешней. В многослойных покрыш­ ках между отдельными слоями каркаса имеются резиновые прослойки, увеличивающие эластичность шины. Обычно они размещаются между наружными слоями каркаса, которые испытывают наибольшие сдвиговые деформации и поэтому должны обладать повышенной прочностью Связи Друг с другом. Каркасные резины должны иметь высокую усталостную прочность, малое теплообразование при много­ кратных деформациях, высокую эластичность, хорошее сопротивле­ ние тепловому старению и высокую прочность связи с кордом.

Брекер (подушечный слой) расположен в покрышке между про­ тектором и каркасом. Назначение брекера — ослаблять ударные нагрузки, действующие на каркас шины, равномерно распределять по поверхности каркаса тяговые и тормозные усилия, повышать прочность каркаса в зоне беговой части протектора и увеличивать прочность связи между каркасом и протектором.

Брекер состоит из двух или более слоев обрезиненного корда. Нити основы кордной ткани в брекере расположены реже, чем в каркасе и изолированы друг от друга более толстым слоем резины. В брекере имеются резиновые прослойки (надбрекерные, подбрекерные и межбрекерные резины).

В шинах диагонального построения угол наклона и направление нитей корда в брекере аналогичны углу наклона и направлению нитей корда в каркасе. Нити корда в брекере шин типа Р и опоясан­ ных шин направлены в большинстве случаев под углом 70—85° к меридиану (см. рис. 1.6). В некоторых шинах диагональногопостроения брекер состоит только из резины.

При эксплуатации шины брекер испытывает многократные дефор­ мации (растяжение, сжатие, сдвиг), вызывающие значительное теплообразование. В брекере развивается наиболее высокая темпе­ ратура по сравнению с другими элементами покрышки (120 °С

ивыше). Поэтому брекерные резины должны быть теплостойкими

ихарактеризоваться малым теплообразованием, хорошо сопроти­ вляться многократным деформациям сдвига и обладать высокой прочностью связи с протекторной резиной и кордом.

Протектор — толстый наружный слой резины, непосредственно

соприкасающийся с дорогой при качении колеса. Протектор служит для хорошего сцепления шины с дорогой, передачи тяговых и тор­ мозных усилий, ослабления воздействия толчков и ударов на кар­ кас, предохранения его от механических повреждений. В протекторе

13


Рис. 1.4. Основные конструктив­ ные элементы и размеры по­ крышки:

1 — каркас;

г — брокер;

з — протек­

тор; і

— боковина; 5 — борт; в — бор­

товая

лента;

7 — пятка

борта;

8

основание борта; 9 — носок

борта;

10 — бортовая проволока; 11 — оберт­ ка; 12 — наполнительный шнур; 13 — крыльевая лента; 14 — завороты слоев (Я — высота профиля покрышки; Н, — расстояние от основания борта до го­ ризонтальной осевой линии профиля; Яг — расстояние от горизонтальной осевой линии профиля покрышки до вершины короны; В — ширина про­ филя покрышки; В£ — ширина беговой

дорожки протектора по хорде; Н — радиус кривизны протектора; С — ши­ рина раствора бортов; О — внутренний (посадочный) диаметр шины; D — на­ ружный диаметр шины; /і — стрела дуги протектора; о — ширина борта.

Рис. 1.5. Положение кордной нити на поверх­ ности слоя в шине:

ß — наклон нити корда к меридиану в любой точке; ßK — наклон нити корда каркаса к меридиану по эк­

ватору (sin ß =

— sin

ß,.).

'

R

h/

различают беговую дорожку, подканавочный слой и плечевую часть. Беговая дорожка имеет расчлененный рельефный рисунок, образуемый продольными и поперечными канавками и выступами различной конфигурации. Основание рисунка беговой дорожки протектора расположено в подканавочном слое, толщина которого составляет обычно 20—40% толщины протектора.

Подканавочный слой амортизирует толчки и удары при качении. При слишком тонком подканавочном слое может произойти растре­ скивание протектора и отрыв выступов (шашек) рисунка. Излишне толстый подканавочный слой ухудшает условия охлаждения шины, обусловливает повышенное теплообразование и вызывает перегрев покрышки.

Рис. 1.6. Расположение нитей корда в каркасе и брекере покрышки:

а — покрышка шины типа Д; б — покрышка шины типа Р; в — покрышка опоясанной диа­ гональной шины; 1 — слои каркаса; 2 — слои брекера; 3 — протектор.

В зависимости от назначения и размеров шин протектор имеет различную толщину. Чем толще протектор, глубже его рисунок,, тем больше пробег шины до износа рисунка протектора. Однакослишком толстый протектор наряду с увеличением теплообразова­ ния вызывает проскальзывание элементов рисунка протектора в зоне контакта с дорогой, что ускоряет износ протектора.

Протекторные резины должны обладать высоким сопротивлением истиранию, разрыву, раздиру, разрастанию порезов и трещин, вы­ сокой усталостной прочностью, эластичностью, стойкостью к старе­ нию под действием кислорода воздуха, озона, света и тепла, а также достаточной прочностью связи с брекером. Износостойкость протек­ тора в большой степени зависит от его конструкции. В процессе эксплуатации протектор шины истирается по дуге определенной кривизны, соответствующей естественному износу. Поэтому чем больше первоначальная кривизна протектора, тем быстрее он изна­ шивается по средней части беговой дорожки. С уменьшением кри­ визны протектора повышается износ его по краям беговой дорожкиТак как в плечевой зоне наблюдается значительное повышение тем­ пературы, целесообразно, чтобы кривизна протектора здесь была несколько больше, чем по короне. Кривизна протектора по короне выбирается близкой к кривизне дуги естественного износа.

15


Поскольку выступы рисунка протектора и подканавочный слой работают в различных условиях, протектор следует изготавливать из двух типов резин: верхний слой (беговая дорожка), работающий на истирание, — из жесткой износостойкой резины; нижний — (подканавочный слой) — из эластичной резины.

Боковины представляют собой слой покровной резины, наклады­ ваемый на боковые стенки каркаса и предохраняющий его от меха­ нических повреждений, попадания влаги и других внешних воздей­

ствий.

Боковины должны быть достаточно тонкими и эластичными для того, чтобы хорошо выдерживать многократный изгиб и не увели­ чивать общую жесткость покрышки. В большинстве случаев боко­ вины изготавливают как одно целое с протектором из протекторных резин. По прогрессивной технологии боковины выпускают отдельно из специальных резин, обладающих высокой стойкостью к атмосфер­ ным воздействиям, а также повышенной выносливостью при из­ гибе.

В зоне перехода боковины в плечевую часть протектора имеется защитный декоративный кольцевой выступ (поясок, риска), который является границей при накладывании нового потектора в процессе восстановления шин. Иногда боковины шин для некоторых легковых автомобилей изготавливают из светлых, главным образом, белых резин.

Борт покрышки — нерастягивающиеся кольца, с помощью ко­ торых осуществляется жесткое крепление покрышки на ободе. Диаметр борта определяет посадочный диаметр шины.

Борта покрышки должны быть прочными, так как во время ра­ боты они испытывают значительные растягивающие напряжения вследствие действия внутреннего давления воздуха в шине и возник­ новения центробежной силы при качении колеса. Прочность и жесткость бортов обеспечивается находящимися в них проволоч­ ными кольцами.

Обрезиненное и обернутое прорезиненной тканью проволочное кольцо называют крылом. В покрышках с многослойным каркасом каждый борт имеет два или более крыльев. Для закрепления в борте крылья обернуты краями слоев корда, образующих каркас покрышки. Снаружи борт покрывают лентой из прорезиненной ткани (чефер).

Край борта, обращенный внутрь покрышки, называют носком, а край, соприкасающийся с закраиной обода, — пяткой борта.

Камера — кольцеобразная эластичная резиновая трубка (рис. 1.1), снабженная вентилем, служащим для накачивания, удержания и выпуска воздуха. Вентили бывают двух типов. Для шин легковых автомобилей применяют вентили с прямым корпусом, а для шин грузовых автомобилей — с изогнутым корпусом.

Размер камеры строго соответствует размеру покрышки, так как в надутом состоянии камера должна плотно прилегать к внутрен­ ней поверхности покрышки. В различных шинах толщина стенки камеры составляет 3—5 мм, причем по поперечному сечению она неодинакова. Обычно в камерах отечественного производства на

16


участке, прилегающем к ободу, стенка тоньше, чем в остальной части.

При качении колеса камера испытывает знакопеременную де­ формацию. Вследствие внутреннего теплообразования и плохого отвода тепла камера работает в тяжелых температурных условиях.

В связи с этим к камерным резинам предъявляют высокие требо­ вания. Они должны быть воздухонепроницаемыми, прочными, эла­ стичными, обладать высокой усталостной прочностью, небольшими остаточными деформациями, высоким сопротивлением проколу и раздиру, стойкостью к тепловому старению и сохранять свои свой­ ства в широком интервале температур.

Ободная лента представляет собой кольцевую профилированную резиновую прокладку, помещаемую между ободом и камерой (рис. 1.1). Ободная лента защищает камеру от защемления между бортом по­ крышки и ободом, от повреждения и перетирания ее кромками бор­ тов и деталей обода.

Бескамерные шины

По внешнему виду бескамерные шины не отличаются от обычных шин. Воздух в них подается непосредственно в полость, ограничен­ ную ободом и внутренними стенками каркаса (рис. 1.3). Гермети­ зация шины осуществляется наложением на первый (внутренний) слой каркаса газонепроницаемой резины толщиной 2—3 мм и рези­ новой уплотнительной обкладки по всему периметру бортов. Под действием давления воздуха уплотнительная обкладка наружной части борта плотно прижимается к закраинам обода и обеспечивает герметичность внутренней полости шины. Вентиль бескамерной шины крепится непосредственно на ободе. Герметизация вентиля осуще­ ствляется с помощью двух кольцевых резиновых прокладок, кото­ рые располагаются по обе стороны стенки обода и прижимаются к нему гайкой, навинчиваемой на корпус вентиля. Золотник и кол­ пачок-ключ в вентиле бескамерных шин такие же, как и в обычных камерных шинах.

Бескамерные шины обеспечивают большую безопасность движе­ ния по сравнению с обычными шинами, потому что давление воздуха в них при небольших проколах и повреждениях уменьшается зна­ чительно медленнее, чем в обычных шинах. Бескамерные шины от­ личаются пониженным теплообразованием (в связи с отсутствием трения между камерой и покрышкой), лучшим отводом тепла через обод колеса, пониженной рабочей температурой в шине, а следова­ тельно, повышенным сроком службы.

Шины с меридиональным расположением нитей корда в каркасе

Отечественные шины с меридиональным расположением нитей корда в каркасе получили название шин типа Р (радиальные). Кон­ струкция этих шин отличается от конструкции шин диагонального построения расположением нитей корда в каркасе, с,дойностью.

2 Заказ 682

Гее.йубяичкрл

научно - т й х ш іч ь И:

библиотек* ССО


особенностями брекера и борта, формой профиля и рядом других деталей. Для этих шин характерно сочетание каркаса с радиальным направлением нитей и жесткого брекерного пояса, нити которого имеют направление, близкое к окружному (см. рис. 1.6).^

Усилие N K в нитях корда каркаса, возникающее под действием внутреннего давления Р в шине, растет с увеличением угла наклона нитей к меридиану ß обратно пропорционально квадрату

косинуса

этого угла:

1

 

 

 

Д2- Д,

 

 

 

NW= P 2,Ргікі]{

COS2 ß

 

( 1)

 

 

 

 

где R — радиус покрышки по внутреннему

контуру каркаса

по экватору, см;

г0 — радиус наиболее широкого места профиля покрышки,

см;

пк — число

слоев каркаса; ік плотность нитей корда в слоях каркаса но экватору.

При

меридиональном расположении нитей корда в

каркасе

(ß = 0°) усилие в нитях каркаса значительно меньше, чем при диагональном расположении. Это позволяет снизить слойность кар­ каса. В шинах типа Р количество слоев каркаса из текстильного корда (вискозного) обычно вдвое меньше, чем в аналогичных диагональ­ ных шинах; при использовании металлокорда каркас может быть однослойным.

Радиальная конструкция и малая слойность создают для кар­ каса более благоприятный режим работы, чем в шинах диагонального построения. При качении колеса нити корда испытывают значительно меньшие напряжения сжатия, кроме того снижаются сдвиговые деформации каркасной резины, которая, однако, обеспечивая связь между нитями корда в окружном направлении, подвергается повы­ шенным деформациям растяжения — сжатия. Для снижения напряже­ ний в резине каркаса и повышения прочности связи его с брекером, боковиной и деталями борта плотность расположения нитей корда наружных слоев многослойного каркаса в 1,5—2 раза меньше, чем внутренних слоев. Содержание резины внешних слоев каркаса по­ вышается также при применении резиновых прослоек между ними.

Для усиления беговой части шин типа Р в окружном направлении служит брекерный пояс, состоящий из нескольких слоев высоко­ прочного вискозного или металлокорда (в последнее время стеклокорда). Применение металлокорда особенно эффективно в брекере шин грузоподъемностью более 1500 кгс. Брекер таких шин обычно содержит три-пять слоев металлокорда. В шинах меньшей грузо­ подъемности брекер можно изготавливать из четырех-шести слоев текстильного корда.

Так же, как в шинах типа Д, нити корда брекера расположены диагонально, перекрещиваясь друг с другом. Наклон нитей бре­

кера к направлению нитей корда

каркаса больше,

чем в шинах

диагонального построения

(острый

угол 70—85°).

В

ближайших

к каркасу слоях брекера угол наклона нитей корда

к

меридиану

может составлять 25—45°.

брекера

N 6р по экватору,

возникающие

Усилия в нитях корда

под действием внутреннего давления в шине Р, уменьшается с ростом

18