ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
нение хлопкового корда вискозным, внедрение синтетических воло кон (найлон, капрон, терилен, лавсан). На каждом новом этапе уве личивалась прочность каркаса. И хотя достижения в области кон струирования шин и технологии резины приводили к повышению износостойкости протектора, производственные факторы в основном более благоприятно влияли на каркас.
На протяжении последних 15—20 лет, наряду с повышением прочности каркаса, непрерывно возрастает роль эксплуатационных факторов, влияющих на долговечность основных элементов шины. И здесь также общий баланс условий складывается не в пользу протектора. Решающее значение в этом отношении имеет рост скоро стей движения автомобилей и требования повышения безопасности движения.
Известно, что быстрая езда ускоряет износ шины в целом. Од нако на протекторе она сказывается сильнее, чем на каркасе. По этому каркас имеет большую относительную долговечность. Но рост скоростей движения — это конечная цель технического прогресса на транспорте всех видов. Следовательно, надо учитывать дальнейшее развитие этой тенденции.
Таким образом, и в производстве шин, и в условиях их эксплуа тации происходили и происходят перемены, в силу которых восста новительный ремонт приобретает все большее народнохозяйствен ное значение.
В соответствии с этим в нашей стране за последние десять лет создана и усиленно развивается мощная, вполне современная шино ремонтная промышленность. Объективные условия для нормальной, эффективной работы предприятий шиноремонтной промышленности непрерывно улучшаются. Это относится, прежде всего, к качеству шин и особенно к прочности каркаса покрышек, так как практи чески процесс вытеснения хлопкового корда вискозным и капроно вым завершен.
Широкое развитие восстановительного ремонта шин обусловли вается его высокой экономичностью. Но не всякий ремонт выгоден. Мерой эффективности ремонта является отношение стоимости еди ницы послеремонтного пробега к стоимости единицы пробега новой шины. И если затраты на ремонт не выходят за пределы технически обоснованных нормативов, а послеремонтный пробег составляет не менее половины пробега новых шин, то восстановление обеспечи вает значительный народнохозяйственный эффект.
Эффективность восстановительного ремонта шин определяется тремя условиями: состоянием покрышки, принятой для восстановле ния (характер износа, величина остаточного ресурса); качеством ремонтных материалов; технологией ремонта и точностью соблюде ния ее требований.
Состояние покрышки, принимаемой к восстановлению, в свою очередь зависит от исходной прочности, точнее, работоспособности каркаса новой шины и дорожно-эксплуатационных условий, кото рыми в конечном счете и определяется величина остаточного ре сурса и характер износа.
9
Применение на шинных заводах высокопрочного корда из хими ческих волокон обеспечивает непрерывное повышение начальной, а следовательно, и остаточной работоспособности каркаса покрышек, поступающих в ремонт. Улучшаются и условия эксплуатации шин
вавтохозяйствах. Таким образом, успешное развитие шиновосстановления зависит от качества ремонта, от того, насколько полно и точно соблюдаются все требования современной технологии на шино ремонтных предприятиях.
Сувеличением размера шины возрастает удельный вес каркаса
вобщей стоимости покрышки. Поэтому восстановление тем вы годнее, чем больше размер и слойность шины. Отсюда вытекает один из важных практических выводов — всемерно расширять ассорти мент восстанавливаемых шин за счет крупных типоразмеров, в том числе — авиационных.
До 1961 г. восстановительный ремонт шин производился у нас в очень небольших объемах полукустарными мастерскими, которые не могли обеспечить необходимого качества и существенного эконо мического эффекта.
В настоящее время восстановительный ремонт шин методом нало жения протектора организован в широких масштабах. Это позволяет не только увеличить ресурсы шин, но также значительно сократить расход каучука, корда, сажи и других материалов.
Ли т е р а т у р а
1.К р п в у н ч е н к о Л . Н. и др. Основные итоги и направления развития
2. |
шиновосстановительного производства. М., ЦНИИТЭнефтехтш, 1972. 45 с. |
||
Б а д е н к о в П. Ф., В о с т р о к н у т о в Е .Г ., Е в с т р а т о в В. Ф., |
|||
3. |
«Каучук и резина», |
1961, № 4, с. 4—7. |
|
Е в с т р а т о в В. Ф., К р п в у н ч е н к о Л . Н., К а м е н с к и й Б. 3., |
|||
4. |
«Каучук и резина», |
1972, № 8, с. 1—4. |
|
Р а ч к о в |
а Л. В., |
«Производство шпн, резинотехнических п асбестотех- |
|
|
ннческнх |
изделий», |
1972, № 12, с. 16—18. |
5.Р ы би й А. Ф., «Производство шин, резинотехнических и асботехнических изделий», 1967, № 5—6, с. 68—71.
I
Г Л А В А |
/ |
|
Краткие сведения |
о |
конструкции |
пневм атических |
шин |
Первая пневматическая шина появилась |
в конце XIX века. |
Она представляла собой резиновую оболочку, |
которую надевали на |
обод колеса и наполняли воздухом. Хотя шина этой примитивной конструкции не получила широкого распространения, использован ный в ней принцип амортизации ударов о препятствия сжатым воз духом сыграл в дальнейшем решающую роль в развитии безрельсо вого наземного транспорта.
В современном машиностроении пневматические шины применя ются для оснащения всевозможных типов автомобилей и тракторов, мотоциклов и мотороллеров, самолетов и вертолетов, строительных, сельскохозяйственных и других самоходных машин. Множество видов транспортных средств, на которых применяются пневматиче ские шины, а также разнообразие условий их эксплуатации потре бовали создания шин различных типов, отличающихся друг от друга определенными конструктивными особенностями. Шины обычно классифицируют по их назначению для тех или иных машин. Раз личают следующие основные группы шин: автомобильные, сельско хозяйственные, авиационные, мотоциклетные и др. Несмотря на большое разнообразие, применяемые в настоящее время пневматиче ские шины имеют некоторые общие принципы устройства.
Устройство пневматических шин
Наибольшее распространение в настоящее время получили шины, состоящие из покрышки, камеры и ободной ленты и предназначен ные для монтажа на плоский разборный обод (рис. 1.1). Шины, эксплуатируемые на глубоком ободе, ободной ленты не имеют (рис. 1.2). Такие шины обычно называют камерными. Шины, не имеющие камеры и ободной ленты, получили название бескамерных
(рис. 1.3).
Покрышка камерной шины представляет собой эластичную рези нотканевую оболочку. Она воспринимает вертикальную нагрузку на колесо, тяговые и тормозные усилия при движении транспортных средств, нагрузку от внутреннего давления воздуха в шине, обеспе чивает сцепление колеса с дорогой. Покрышка состоит из каркаса, брекера, протектора, боковины, борта (рис. 1.4).
В зависимости от конструкции отдельных частей покрышки раз личают шины диагонального построения (тип Д), с меридиональным расположением нитей корда в каркасе (типы Р и PC) и опоясанные диагональные шины.
11
Каркас — основа покрышки, обеспечивающая ее прочность и воспринимающая нагрузки, действующие на шину. Он состоит из слоев обрезиненной кордной ткани, которая в отличие от обычных технических тканей имеет прочные нити основы и разреженный, тонкий и непрочный уток, предназначенный лишь для облегчения
технологической обработки корда. Применяется также безуточный корд.
Нити корда изготавливаются из искусственных (вискозных)
Рис. 1.1. Разрез грузовой шины, смой- |
Рис. 1.2. Разрез легковой |
шины, |
тированной на плоском разборном ободе: |
смонтированной на глубоком |
ободе: |
1 — покрышка; 2 — камера; 3 — обод; 4 — |
1 — покрышка; 2 — камера; 3 — обод; |
|
ободная лента; 5 — вентиль. |
4 — вентиль. |
|
и синтетических (полиамидных, полиэфирных) волокон, заменивших применявшееся ранее натуральное (хлопковое) волокно. В последнее время в т инном производстве получает распространение стеклокорд. Применение корда из искусственных и синтетических волокон позволило существенно повысить прочность каркаса, уменьшить его толщину и массу. Для изготовления каркаса также применяется металлокорд, состоящий из тонких тросиков, свитых из латуниро ванной стальной проволоки толщиной 0,15—0,23 мм.
Корд с обеих сторон обкладывают резиновой смесью, которая способствует прочному соединению отдельных слоев кордной ткани. Резина изолирует каждую нить корда, предотвращает перетирание нитей друг о друга при многократных изгибах каркаса, обеспечи
вает |
необходимую прочность связи между |
слоями |
каркаса. |
слоев |
В каркасе шин диагонального построения нити |
соседних |
|||
корда |
перекрещиваются между собой под |
определенным |
углом, |
от которого в значительной мере зависят эксплуатационные каче ства шины. В большинстве шин угол наклона нитей корда к мериди ану (ß) составляет 52—54° (рис. 1.5). Таким образом, смежные слои, пересекаясь, образуют сетку, придающую каркасу высокую проч ность и гибкость.
12