Файл: Брейман, М. И. Инженерные решения по технике безопасности в пожаро- и взрывоопасных производствах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
токсичной жидкости представляет большую угрозу для объектов, находящихся вблизи трассы.
На магистральных трубопроводах чаще всего встречаются три
группы повреждений: на трубах, на линейной арматуре и на тру
бопроводных узлах.
В табл. *V.1 приведены усредненные данные о повреждениях
на двух нефтепроводах значительной протяженности. Первый
трубопровод построен в 1961 г., а второй — в 1928 г.
Данные эксплуатации обобщались за шесть лет по первому
трубопроводу (1961—1966 гг.) и за семь лет по второму (1960—
1966 гг.).
Как видно из таблицы, основную часть из общего числа по
вреждений составляют повреждения на трубах. По своему харак
теру они разделяются на разрывы, трещины, пробоины и свищш
Разрывом принято называть разрушение тела трубы на сравни
тельно большой длине, сопровождающейся значительной дефор мацией разорванных кромок.
Таблица Ѵ.1. Характер |
повреждений |
на магистральных трубопроводах [47] |
||
|
Число повреждений |
Время простоя при |
||
|
ликвидации повреждений |
|||
|
к общему их числу, % |
к общему времени |
||
Поврежденное место |
|
|
простоя, % |
|
|
|
|
|
|
|
по первому |
по второму |
по первому |
по второму |
|
трубопроводу |
трубопроводу |
трубопро |
трубопро |
|
|
|
воду |
воду |
Трубы........................................ |
44 |
93 |
53 |
92 |
Арматура .............................. |
33 |
5 |
22 |
7,6 |
Трубопроводные узлы . . . |
23 |
2 |
25 |
0,3 |
Разрывы могут быть по сварному стыку, в зоне термического^
влияния процесса сварки стыка, по целому металлу трубы, в ме
стах врезок в магистраль отводов и арматуры. Причиной разры
вов обычно являются заводские и строительно-монтажные дефек ты в сочетании с неблагоприятным режимом эксплуатации.
Разрыв трубопровода является наиболее тяжелой аварией,,
так как он сопровождается большой потерей продукта и прекра
щением действия трубопровода на продолжительное время.
Трещины вызываются теми же причинами, что и разрывы,,
однако этот вид повреждения не сопровождается значительными
деформациями кромок. Особенно характерно образование трещиш
на стыках, имеющих различные дефекты сварки при непосредст
венном охлаждении металла трубы или при перекачке продукта с отрицательной температурой.
Пробоины возникают в теле трубы при случайных наездах на
трубопровод различных машин и механизмов.
* По данным, приведенным в обзоре В. Л. Березина и в др. [47].
251:
Свищ представляет собой сквозное отверстие в стенке трубы
площадью до 5 мм2, в большинстве случаев образующееся при
точечной коррозии металла. |
Пропускная |
способность |
свища |
■сравнительно невелика (несколько литров в |
час), однако |
общий |
|
период выхода продукта через |
свищ, а следовательно, и |
объем |
утечки может составить значительную величину, поскольку об наружить мелкие дефекты гораздо труднее, чем крупные.
В табл. V.2 приведены данные о характере повреждений на трех различных трубопроводах Урало-Сибирского нефтепроводно
го управления. |
|
магистральных трубопроводов |
тяжесть |
аварий |
|
||||||||
|
Таблица V.2. |
Характер и |
относительная |
|
|
|
|||||||
|
|
|
(В % к общему количеству) |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
Трубопровод I |
Трубопровод II |
|
Трубопровод |
IIl |
|||||||
|
|
($377 мм за 16 лет |
($529 мм за 11 лет |
|
(S1529 мм за 12 лет |
||||||||
|
|
эксплуатации) |
экспуатации) |
|
эксплуатации) |
||||||||
Характер |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
■повреждений |
|
|
|
простоя перекачки |
ВЫХОД продукта |
|
время простоя перекачки |
выход продукта |
|
|
время простоя перекачки |
выход продукта |
|
|
|
число аварий |
|
время |
число аварий |
|
число аварий |
||||||
|
|
|
|
! |
і |
|
|
|
|
|
|
|
|
Разрывы .... |
48,0 |
|
36,6 |
77,0 |
7,2 |
30,7 |
42,8 |
29,0 |
39,8 |
83,4 |
|||
Трещины .... |
14,8 |
|
17,4 |
9,1 |
14,4 |
21,8 |
12,9 |
31,0 |
25,5 |
9,0 |
|||
Пробоины |
. . . |
14,8 |
|
25,7 |
6,6 |
3,6 |
13,5 |
18,5 |
|
19,0 |
15,1 |
6,4 |
|
Свищи.................... |
22,4 |
|
20,3 |
7,3 |
74,8 |
34,0 |
25,8 |
21,0 |
19,6 |
1,2 |
Анализ повреждений трубопроводов показывает, что значи
тельную часть их составляют повреждения, возникающие в свар
ных швах в виде крупных разрывов и трещин. Разрывы наиболее
часто наблюдаются в стыках, имевших трещины, сетку пор или
другие дефекты. Часть разрушений трубопроводов происходит
вследствие склонности металла к хрупкому разрушению.
Много повреждений магистральных трубопроводов приходит
ся на трубопроводные узлы: места врезок в магистраль задвижек,
подключения насосных станций и т. д. Наиболее характерными
повреждениями трубопроводных узлов являются трещины и раз рывы тройниковых соединений, крестовин, кольцевых стыков труб, пробои прокладок в фланцевом соединении крышки задвиж
ки с корпусом, трещины в корпусе задвижки. Особенно часто
наблюдаются разрушения на участках с воротниковыми усиле
ниями (накладками). Перечисленные трубопроводные узлы долж ны находиться под особым контролем.
Участки трубопроводов с накладками следует тщательно об следовать с применением рентгенографии или другого метода не
разрушающей дефектоскопии. Узлы, находящиеся под напряже
нием, должны тщательно осматриваться визуально. Под крупны ми задвижками необходимо предусматривать фундаменты.
252
Повышение надежности магистральных трубопроводов может
быть достигнуто за счет улучшения качества металла труб и внед
рением технологии изготовления труб с повышенными показате
лями качества.
Повышение надежности магистральных трубопроводов возмож
но также при более полном выявлении потенциальных очагов аварий на стадии испытания. До сдачи в эксплуатацию трубопро
вод подвергается многочисленным испытаниям. Трубы испыты ваются на заводе-изготовителе; в период строительства сварные швы проверяют различными методами, а отдельные участки про ходят предварительное испытание под давлением, превышающем
рабочее. В эксплуатацию включается трубопровод, если он ус
пешно выдержит все испытания. В обзоре В. Л. Березина и др.
[47] излагаются накопившиеся в науке и практике новые идеи и методы испытания для повышения надежности магистральных
нефтепроводов. Эти материалы могут быть полезными также при
эксплуатации межзаводских и внутризаводских трубопроводов.
Одним из способов повышения надежности эксплуатации ма
гистральных нефтепродуктов является секционирование — разме
щение по трассе запорной арматуры, при помощи которой повреждение можно локализовать на секции между двумя бли жайшими задвижками. Разработка оптимальных способов сек
ционирования дает возможность повысить надежность нефтепро
водов при ограниченных затратах на дорогостоящую линейную
арматуру.
ГЛАВА 2
ОБНАРУЖЕНИЕ МЕСТА УТЕЧЕК ИЗ ТРУБОПРОВОДА
Своевременное обнаружение утечек пожаро- и взрывоопасных
продуктов позволяет предотвратить взрывы и пожары, загрязне
ние водоемов и местности. Утечки нефтепродуктов разрушают изоляционные покрытия трубопроводов, создавая предпосылки для коррозии труб и последующих аварий на трубопроводах.
Огромный ущерб народному хозяйству |
приносят аварийные |
||
простои и потери |
продуктов при повреждении |
трубопроводов. |
|
К. Е. Расщепкин и |
др. систематизировали |
[48] |
имеющиеся мате |
риалы по обнаружению утечек из подземных трубопроводов. Не смотря на разнообразие предложенных методов обнаружения
утечек, лишь немногие из них нашли применение и продолжается
интенсивный поиск оптимальных решений.
В настоящее время известны следующие методы обнаружения
утечек:
визуальный или по выходу жидкости на поверхность;
с использованием трассирующих веществ (красителей, газов,
радиоактивных изотопов) ;
253
акустический;
гидродинамический;
путем пропуска внутрь трубы специальных устройств;
по появлению перекачиваемой жидкости в затрубном про
странстве.
Обнаружение утечек по выходу жидкости на поверхность
Характер выхода жидкости на поверхность зависит от вели
чины утечки, структуры грунта и рельефа участка.
При крупных авариях (разрывы поперечных стыков или по те лу трубы), когда потери значительны, поглощающая способность пор грунта оказывается недостаточной для приема всей вытекаю
щей жидкости и происходит его вымывание. Над местом аварии образуется воронка, из которой жидкость растекается по поверх ности, заполняя близлежащие низины.
Утечки средней величины происходят при трещинах на теле
трубы или арматуры. Если трещина проходит в верхней части
трубы, можно ожидать появление жидкости непосредственно над местом аварии. В иных случаях поток может устремиться по ло
жу трубопровода. Выход жидкости на поверхность может оказать
ся на значительном удалении от места аварии.
Когда происходит утечка через свищ или поры, выход жидко
сти через повреждения будет сравнительно невелик.
В данном случае обнаружить утечку продукта по выходу на поверхность очень трудно. Если трубопровод уложен в рыхлых песчаных грунтах, прежде чем выявиться выход жидкости на по
верхность, возможны большие потери продукта.
Весьма затруднен выход жидкости на поверхность в зимнее
время при промерзании верхних слоев земли или при наличии
снежного покрова.
Из изложенного следует, что метод визуального контроля уте
чек жидкости не позволяет точно определить места небольших
повреждений.
Использование трассирующих веществ для обнаружения утечек
Чтобы облегчить определение места утечки жидкости при по
вреждении трубопровода, к перекачиваемой жидкости добавляют в небольших количествах трассирующие вещества, которые вы
полняют роль указателя утечек. Трассирующее вещество должно
обладать высокой проникающей способностью, а приборы для его
обнаружения должны иметь большую чувствительность.
Применение красящих веществ в качестве трассирующих по самому существу ограничено. В литературе отсутствуют указания
на их практическое использование.
254
В последние годы в зарубежной литературе появились сообще ния об использовании закиси азота для обнаружения утечек.
Устройство для обнаружения утечек состоит из тележки, ко
торая может двигаться по поверхности земли вдоль трубопровода
ирасположенного на ней пробоотборника, перемещаемого вместе
стележкой. Пробоотборник может погружаться в землю до же
лаемого уровня. Засасывание пробы газа производится за счет
работы ходового двигателя. Проба газа проходит через ротаметр,
которым замеряется расход газового потока. Анализирующее
устройство соединено с самопишущим прибором и с визуальным и
звуковым индикатором. Этот способ требует предварительного за
пуска закиси азота в поток жидкости, перекачиваемой по трубо
проводу, и в заводских условиях применение его вряд ли целе
сообразно.
Значительно перспективнее применение в качестве трассирую щего вещества радиоактивных изотопов. Сущность этого способа
заключается в том, что радиоактивное вещество, растворенное в жидкости, в месте утечки попадает в грунт и дает излучение, ко
торое обнаруживает радиометр на поверхности земли. В качестве
радиометра применяется счетчик Гейгера—Мюллера. Для изме рения слабых излучений используют сцинтилляционные счетчики.
Наибольшее распространение получил изотоп натрий-24. Образцы
изотопа со сравнительно высокой удельной активностью быстро
приготовляются облучением готовых таблеток весом 0,5 г; период полураспада достаточно мал (14,9 ч), так что радиоактивность в
жидкости уменьшается до того, как продукт из трубопровода попадает потребителю.
Применяется несколько видов использования радиоактивных
изотопов в качестве трассирующего вещества:
непосредственное введение радиоактивного раствора в пере
качиваемую жидкость;
введение в трубопровод капсул с радиоактивным изотопом; прокачка по трубопроводу радиоактивного трассера высокой
концентрации между двумя поршнями-разделителями.
Описание этих методов и область их применения подробно из
лагаются |
в |
специальной |
литературе; |
см., |
например, |
работу |
|||
К. |
Е. Расщепкина и др. [48]. |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Акустический метод обнаружения утечек |
|||||
|
Акустический метод обнаружения утечек жидкости из повреж |
||||||||
денных трубопроводов основан на |
том, |
что |
интенсивность |
шума |
|||||
и его частотная характеристика в значительной |
степени зависят |
||||||||
от давления жидкости в трубопроводе. C увеличением давления, |
|||||||||
под которым |
происходит |
утечка, |
увеличивается |
интенсивность |
|||||
шума и |
изменяются частотные характеристики. |
Изменение этих |
параметров и их оценка позволяют определить место утечки жид кости.
255