Файл: Брейман, М. И. Инженерные решения по технике безопасности в пожаро- и взрывоопасных производствах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 0
стат онарной крышей и однослойным рулонированным |
корпусом |
из высокопрочной стали; емкостью 50 тыс. M3 с плавающей кры |
|
шей полистовой сборки из низколегированной стали. |
емкостью |
На рис. V.2 показана схема опытного резервуара |
30 тыс. м3. Техническая характеристика резервуара такова: номи-
Рис. V.2. Схема опытного резервуара емкостью 30 000 м3.
-Dgfi-60700-
Рис. Ѵ.З. Схема опытного резервуара емкостью 50 000 м3:
/ — нижнее |
положение плавающей |
крыши; |
2—верхнее |
положение плавающей |
крыши; |
нальная |
3 — катучая лестница; |
4 — опорная ферма |
катучей лестницы. |
диа |
|
емкость — 30 тыс. |
м3; |
высота |
корпуса—17,88 м, |
метр— 47,4 м. Резервуар имеет металлический понтон с коробами
открытого типа и петлевым затвором. Крыша резервуара — сфе рическая. Корпус резервуара изготовлен из высокопрочной стали
марки 16Г2АФ.
На рис. Ѵ.З показана схема опытного резервуара емкостью
50 тыс. м3 с плавающей крышей.
Плавающая крыша имеет расположенные по периметру 32 ко
роба-понтона трапециевидной формы. В нижнем положении она
260
покоится на трубчатых опорных стойках на отметке 1800 мм ОТ
днища, а при заполнении — поднимается вместе со стойками. По
ложение плавающей крыши фиксируется двумя направляющими
из труб диаметром 500 мм, предназначенных для отбора проб и
замера уровня (на рисунке не показаны). Вода с плавающей
крыши отводится по дренажной системе, состоящей из стальных труб с шарнирами. Спуск с площадки на плавающую крышу про исходит по лестнице. Зазор между плавающей крышей и корпу сом резервуара по проекту составляет 200 мм (максимальный —
300 мм и минимальный—120 мм). Для герметизации кольцевого
зазора между плавающей крышей и корпусом применен мягкий
уплотняющий затвор РУМ-1.
Дальнейшее развитие отечественного резервуаростроения в на стоящее время направлено на проектирование и строительство ре
зервуаров больших емкостей (до 100 тыс. м3 и более), преиму щественно новых типов, с плавающей крышей и понтоном с мак
симальным применением индустриального метода рулонирования
и использованием высокопрочных сталей.
СНиП ІІ-П. 3—70 предусматривает следующие предельные объемы резервуаров: 120 тыс. м3 — для резервуаров с плавающей крышей; 50 тыс. м3 для резервуаров с понтоном; для резервуа
ров со стационарной крышей (без понтона)—20 тыс. M3 при хранении ЛВЖ и 50 тыс. M3 при хранении горючих жидкостей.
К резервуарам повышенного давления относятся каплевидные
и сферические емкости типа ДИСИ и др. Промышленные испы тания по определению эффективности каплевидного резервуара
емкостью 2000 м3 в части сокращения потерь от испарения авто
бензина при различных операциях проводились в осенний период
1958 г.
Дыхательный клапан был отрегулирован на избыточное дав ление 3000 мм вод. ст. и вакуум 130 мм вод. ст. Испытания пока
зали, что при низких температурах окружающего воздуха потерь бензина от «малых дыханий» не было. Потери от «больших ды
ханий» снизились на 33—48%.
Резервуары типа ДИСИ имеют емкость 400, 700, 1000 и 2000 M3
и рассчитаны на избыточное давление от 1300 до 2000 мм вод.
ст. и вакуум 30—50 мм вод. ст. Расположение поясов ступенча
тое. C внутренней стороны стенки для увеличения устойчивости
при вакууме имеются кольца жесткости.
Стоимость резервуаров повышенного давления значительно вы
ше стоимости вертикальных цилиндрических «атмосферных» ре
зервуаров.
На многих химических и нефтехимических предприятиях боль
шое количество |
легковоспламеняющихся |
жидкостей |
(метанол, |
этиловый спирт, |
изопропиловый спирт, |
стирол, метилстирол и |
|
др.) хранят в «атмосферных» резервуарах, вследствие |
чего про |
||
исходят большие потери продуктов и загазовывается |
воздушный |
||
бассейн. |
|
|
|
261
При проектировании новых предприятий и реконструкции дей
ствующих заводов химической и нефтехимической промышленно сти недостаточно учитывается положительный опыт нефтеперера
батывающих предприятий по совершенствованию резервуарных парков для хранения нефти и нефтепродуктов. Такое положение
сложилось частично вследствие недостаточного выпуска техниче ской информации и слабого обмена опытом в области резервуа-
ростроения и хранения легковоспламеняющихся жидкостей. В по следнее время ЦНИИТЭнефтехим выпустил серию тематических
обзоров по этим вопросам, в которых содержится также обширная
библиография.
Поиск способов исключения потерь легковоспламеняющихся
жидкостей от испарения при их хранении в числе других реше
ний привел к разработке конструкции резервуаров с эластичными
полимерными оболочками-вкладышами. Эта конструкция исклю
чает вообще потери продукта от испарения.
Полимерная эластичная оболочка представляет собой мешок,
который вкладывается в пространство, образуемое несущими кон
струкциями. Резервуары с полимерными оболочками-вкладышами могут быть наземными и подземными. Несущими конструкциями
резервуаров служат различные материалы — грунт, железобетон,
сталь и др.
Разработаны два типа резервуаров: цилиндрические и тран
шейные.
Цилиндрические резервуары имеют предварительно напряжен ную стенку, купольное покрытие и грунтовое днище. Внутри этой
конструкции подвешивается цилиндрическая полимерная обо
лочка.
Траншейные резервуары представляют собой котлованы, за
крытые железобетонным перекрытием или легким перекрытием из полимерных материалов. В траншею свободно укладывается
оболочка-вкладыш (мешок), в котором хранится продукт. Траншея вырывается бульдозером. Ее глубина по отношению к поверхно
сти земли относительно невелика — 2—3 м. Необходимо, чтобы дно траншеи было расположено выше уровня грунтовых вод. По кра
ям траншеи насыпается реборда из грунта.
На рис. V.4 показана схема устройства траншейного резервуа
ра с оболочкой-вкладышем.
Оболочки-вкладыши изготовляют из полимерных пленочных
материалов: резинотканевые и на основе совмещенного поли
амида.
Проведенные испытания показали, что резервуары с эластич ными полимерными- оболочками-вкладышами отвечают требовани ям, предъявляемым для хранения легкоиспаряющихся жидкостей.
Строительство их экономически выгодно.
Дальнейшее внедрение этой конструкции резервуаров во мно гом зависит от освоения серийного производства полимерных обо лочек-вкладышей.
262
Широкое применение находят эластичные резервуары из поли
мерных материалов небольшого объема. Например, освоен серий
ный выпуск мягких эластичных резервуаров объемом 4 м3 для
хранения и перевозки автотранспортом автомобильных бензинов,
дизельного и реактивного топлива и нефтяных масел. Габаритные
размеры резервуара приняты из расчета возможности погрузки на железнодорожную платформу или в кузов автомобиля. У ре зервуара по углам имеются четыре металлические скобы, с по
мощью которых он, после заполнения горючим, грузится в кузов
Рис. V.4. Схема устройства траншейного резервуара с оболочкой-вкладышем:
Í, 5 — жесткое перекрытие; 2 — оболочка-вкладыш; 3 — плавающие трубы; 4 — затвор; 6 — уплотняющий конец оболочки-вкладыша.
автомобиля или выгружается на грунт автокраном или другими погрузочными средствами.
Гарантийный ресурс, определенный для транспортирования
заполненного резервуара, составляет примерно 2500 км, а для погрузки и выгрузки 50 погрузо-разгрузочных циклов. Резервуары
испытывали в различных климатических зонах при температуре
окружающего воздуха от —35 до 50 0C. После 2—3 лет непрерыв ной эксплуатации резервуары находятся в удовлетворительном
состоянии.
В настоящее время серийно изготовляют резинотканевые ре зервуары емкостью 12, 25 и 50 м3.
Применение мягких резервуаров, кроме исключения потерь
нефтепродуктов от испарения, позволяет повысить коэффициент
использования автомобильного транспорта за счет увеличения ко личества перевозимого груза и ликвидации холостых пробегов.
ВСоветском Союзе ВНИИпромгаз проводил испытания по
хранению углеводородных топлив в шахтных подземных емко
стях, сооружаемых в монолитных осадочных, метаморфических и
изверженных горных породах.
Вотложениях кембрийских глин были сооружены горизон тальная и вертикальная емкости по 500 м3 каждая.
263
Горизонтальная ёмкость была заполнена этилированным бен
зином А-66, а вертикальная — дизельным топливом. Результаты
анализов проб бензина А-66, взятые из горизонтальной емкости,
спустя 2,5 года после залива практически совпали с данными
исходной пробы.
Производственный эксперимент подтвердил следующее:
при хранении нефтепродуктов в подземных емкостях, соору
жаемых в кембрийских глинах, потерь бензина и дизельного
топлива от поглощения вмещающими породами почти не происхо дит;
залив емкостей нефтепродуктами практически не вызывает воз
растания нагрузок на крепь; температурный режим характеризуется стабильностью и не
подвергается суточным и сезонным колебаниям, т. е. потери от «малых дыханий» отсутствуют;
заметного изменения товарных качеств нефтепродуктов не на блюдается.
Таким образом, результаты экспериментов указывают на тех
ническую возможность строительства промышленных хранилищ нефтепродуктов в отложениях кембрийских глин.
В ФРГ и Франции за последнее время проявилась тенденция
строительства крупных подземных хранилищ для нефти и нефте продуктов.
В основном это объясняется следующими причинами:
поиском экономичных решений хранения больших запасов неф ти в связи с огромными размерами ее импорта (в 1970 г. ФРГ
импортировала 99 млн. т, а Франция—100 млн. т нефти) и же
ланием создавать стратегические резервы;
высокой стоимостью земельных участков в промышленных
районах, т. е. именно там, где возникает необходимость соору
жать крупные резервуарные парки.
Решению этой проблемы способствовало то обстоятельство, что в ФРГ и во Франции имеется несколько крупных месторождений каменной соли, удачно расположенных вблизи нефтеперерабаты вающих заводов, морских портов и трасс магистральных нефте проводов.
Первое подземное нефтехранилище такого типа вступило в
строй в 1969 г. во Франции. Полный объем хранилища, создавае
мого в соляной формации Манрек, определен в 5 млн. м3.
В ФРГ в районе нефтегавани Вильгельмсхафен строится хра нилище общим объемом 2,7 млн. м3. Согласно некоторым сообще ниям емкость этого хранилища может быть доведена до 4 млн.
и даже до 6 млн. м3.
За рубежом находит применение подводное хранение нефти.
Строительство подводных хранилищ большой емкости непосред ственно на морском промысле делает ненужной прокладку нефте
проводов к берегу. Кроме того, нефть из такого хранилища может перекачиваться в крупнотоннажные танкеры, которые из-за своих
264
размеров не могут заходить в порты. Такие хранилища снижают
пожароопасность.
Устранение или сокращение потерь легковоспламеняющихся
жидкостей путем применения эластичных полимерных оболочек, использования методов подземного и подводного хранения, по-ви- димому, перспективно, но пока еще не сделалось общепринятыми и не применяется в широких масштабах. В данное время весьма
актуальной по-прежнему остается задача повышения безопасно
сти эксплуатации стальных наземных резервуаров.
Повышение безопасности эксплуатации стальных резервуаров
Стальные вертикальные цилиндрические резервуары принад
лежат к числу ответственных металлических конструкций, рабо
тающих в тяжелых эксплуатационных условиях.
Жесткость конструкции резервуаров, часто эксплуатируемых при значительных минусовых температурах, приводит к большим напряжениям в металле корпуса и в сварных соединениях, осо бенно в нижних поясах и узле сопряжения первого пояса с дни
щем. В процессе эксплуатации резервуаров в отдельных случаях
наблюдается неравномерная осадка, деформация днища и корпу са, нарушения герметичности и другие повреждения. Кроме того, стальные резервуары от воздействия агрессивных продуктов под
вергаются коррозии.
Основными причинами выхода из строя стальных резервуаров
являются:
значительная коррозия корпуса резервуаров при хранении в
них продуктов, агрессивных по отношению к стали;
нарушение правил технической эксплуатации резервуаров, в
частности превышение допустимой высоты взлива продукта, а
также превышение давления или образование недопустимого ва куума в газовом пространстве резервуара;
образование трещин в сварных дефектных швах, являющими
ся концентраторами напряжений, особенно опасных в нижнем по
ясе и его сопряжении с днищем резервуара;
склонность основного металла корпуса резервуаров, сваренных из «кипящей» стали, к хрупкому разрушению в условиях резкого перепада температур хранимого продукта и окружающего возду ха в районах с низкой температурой и сильными ветрами;
неравномерная осадка резервуаров в процессе эксплуатации,
особенно в районах с неустойчивыми грунтами и при вибрации корпуса при проведении технологических операций.
При анализе работы резервуара зачастую условно принимают для всего резервуара некоторую среднюю его температуру за фактическую. Однако нужно иметь в виду, что теплопотери через корпус и днище резервуара значительно отличаются друг от дру
га. Если корпус омывается холодными потоками воздуха, то дни-
265
ще соприкасается со слоем грунта, который является относитель
но хорошим теплоизолятором и затрудняет теплопередачу от
хранимого продукта. В резервуаре образуется несколько темпе
ратурных зон: корпус и часть остывшего продукта имеют темпе
ратуру, близкую к температуре окружающего воздуха, нефтепро дукт на некотором расстоянии от стенок корпуса имеет более
высокую температуру, а между ними существует некоторая пере
ходная зона. В восточных районах страны температура окружаю
щего воздуха в зимнее время достигает —35—40 °С, а нефтепро дукт, перекачиваемый по магистральным трубопроводам, имеет
температуру 8—9°С. Таким образом, разность температур дости гает 43—49 °С. На нефтеперерабатывающих заводах при поступ
лении в резервуар нагретых продуктов разность температур мо
жет превышать 100oC.
За счет разности температурных расширений в корпусе резер вуара возникают разрушающие напряжения, определяемые соот
ношением |
|
σ = KeE |
|
||
где |
К — коэффициент, |
учитывающий влияние переходной зоны; |
|||
|
ɛ — относительная |
деформация |
корпуса у |
уторного шва; |
|
|
E —модуль упругости для стали, равный 2-10е кгс/см2. |
||||
При этом |
|
ε = α(7,πp — T0) |
|
||
где |
a — коэффициент |
|
линейного расширения для стали, равный |
||
|
ll,9∙10~β mm∕(m∙0C); |
|
|
||
Tnp — температура |
продукта, 8C; |
|
|
||
|
T0 — температура |
воздуха, 9C. |
|
|
|
|
В уторном шве остаточные напряжения от сварки и гидроста |
||||
тические напряжения в сумме |
могут |
превысить допустимые и |
вызвать нарушение целостности. При росте разности температур
напряжения соответственно увеличатся. Авторами работы [51]
зафиксировано несколько случаев подобных нарушений целост
ности.
В зимний период 1958 г. на одной из перекачивающих станций
Петропавловского нефтепромыслового управления появилась тре
щина в первом поясе резервуара емкостью 5000 м3, заполненного нефтью на высоту 6 м и работающего в режиме параллельного
подключения с малым изменением взлива. В ночь, когда произош
ло разрушение, было сильное похолодание с ветром. При осмотре
места повреждения после зачистки установлено, что трещина рас
пространилась вдоль корпуса на 1200 мм по основному металлу,
захватив уторный шов. Ширина трещины в нижней части достиг ла 6 мм.
Аналогичные нарушения зафиксированы также на нефтепере
рабатывающих заводах и в более позднее время.
Для нормальной работы резервуаров необходимо обеспечить минимальную разность температур между днищем и корпусом, по
266