Файл: Брейман, М. И. Инженерные решения по технике безопасности в пожаро- и взрывоопасных производствах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

на. На стадии освоения производства в качестве

растворителя

для приготовления раствора

триизобутилалюминия

применяли

изопентан (температура кипения 27,5 0C, область воспламенения

1,3—7,6 объемн. %). Даже

незначительные разливы раствора

триизобутилалюминия неизбежно заканчивались загоранием, по­

скольку изопентан сразу улетучивался. В связи с этим были

вынуждены заменить изопентан на толуол (температура кипения

110,6oC, область воспламенения 1,3—6,7 объемн. %). Замена

изопентана толуолом значительно понизила пожароопасность

производственных процессов получения полиизопрена. Растворы

триизобутилалюминия в толуоле показали также лучшие техноло­ гические свойства, что положительно сказалось на условиях веде­

ния технологического процесса.

Здесь уместно будет привести некоторые зарубежные рекомен­ дации по защите работающих от опасностей, вызванных алюми-

нийалкилами.

При работе с алюминийалкилами фирма «Этил» (США) ре­ комендует следующие защитные средства.

Обслуживающий персонал должен носить защитную одежду.

Защитные очки необходимо носить постоянно. При работе даже с 50 см3 разбавленного раствора поверх очков необходимо наде­

вать прозрачный защитный капюшон.

При работе на открытом пространстве надевают перчатки, ко­ торые защищают от 10%-ного раствора алюминийалкилов. В слу­

чае применения концентрированных растворов и неразбавленных

алюминийалкилов нужно носить перчатки из толстой резины, с

изоляционной прокладкой. Перчатки должны легко сниматься с

руки.

При работе даже с 1 см3 непирофорного разбавленного раство­

ра алюминийалкила следует надевать лабораторный фартук, по­

крытый резиной. При использовании более концентрированных

растворов алюминийалкила необходимо надевать длинный халат

типа пальто с рукавами, а при применении 1 л вещества и более необходима одежда для защиты человека с головы до ног, вклю­

чая капюшон, халат и защитное покрытие для ботинок.

В лабораториях должны находиться только небольшие коли­ чества алюминийалкила в сухих металлических или изготовлен­

ных из оргстекла боксах, заполненных обескислороженным азо­ том. Все манипуляции с алюминийалкилом проводятся в этих

боксах, оборудованных рукавными перчатками.

Стеклянные емкости с алкилами следует хранить в легких ме­ таллических контейнерах, которые могут защитить стекло от по­

ломки и сохранить содержимое от разливания, если стекло ра­

зобьется.

Все стеклянные сосуды, резиновые и стеклянные трубки перед заполнением алюминийалкилами должны быть абсолютно сухими, что достигается предварительной их сушкой и продувкой азотом.

Конструирование сосудов и монтаж технологических трубопро­

310


водов, связанных с применением алюминийалкилов, необходимо

вести с учетом высокой пожароопасности этих продуктов. Емко­ сти и цистерны для хранения больших количеств концентрирован­

ных алюминийалкилов должны иметь люки и штуцера только

сверху. Монтаж трубопроводов следует производить в основном

на сварке. Фланцевые соединения являются потенциальными оча­ гами утечки продукта, поэтому их число должно быть сведено до

минимума. Для повышения надежности и герметичности флан­ цевых соединений их следует собирать из фланцев типа «выступ—-

впадина». Для снижения опасности попадания алюминийалкилов

на персонал трубопроводы располагают как можно ниже. Нали­

чие «мешков» на трубопроводах затрудняет их полное освобож­ дение от продукта. Поэтому трубопроводы необходимо монтиро­ вать с уклоном для удобного освобождения их от продукта. За­ порная арматура, служащая для управления процессом, а также для аварийного отключения, должна быть оборудована удлинен­ ными штоками с установкой маховичков снаружи технологической установки.

ГЛАВА 2

ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ АЛЮМИНИЙАЛКИЛОВ

Складское хозяйство и транспортное оборудование

Противопожарными техническими условиями проектирования

заводов синтетического каучука и синтетического спирта [42]

предъявляются особые требования к складам алюминийорганиче-

ских соединений, располагаемым на территории завода, в том

числе:

здание склада должно быть одноэтажным, отдельно стоящим;

общая емкость склада не должна превышать 300 м3 продукта;

здание склада должно разделяться на отсеки глухими стенами;

в каждом отсеке должно храниться не более 25 м3 алюминий-

органических соединений;

для предотвращения

разлива жидкости

за

пределы

склада

надо предусматривать

устройство пандуса

или

порога

высотой

не менее 15 мм;

 

 

 

 

оконные проемы должны иметь двойные неоткрывающиеся пе­

реплеты;

в отдельном отсеке необходимо устанавливать аварийную ем­

кость объемом 25 м3.

При поступлении алюминийорганических соединений в контей­

нерах на складе должны быть предусмотрены изолированные по­

мещения для приема контейнеров, перекачки из них продукта в

отсеки и промывки контейнеров растворителем.

311


Перевозка концентрированных растворов алюминийорганических соединений — весьма ответственная операция. К сожале­

нию, до настоящего времени вопросы организации перевозки кон­ центрированных растворов алюминийалкилов не нашли должной

инженерной разработки.

Перевозка алюминийалкилов носит эпизодический характер.

В промышленности укоренилась неверная практика, когда почти каждое нефтехимическое предприятие имеет свой цех синтеза

алюминийалкилов, мощность которого используется далеко не полностью. Так, например, на одном заводе синтетического каучу­

ка мощность цеха синтеза триизобутилалюминия используется

всего лишь на 35%. Внедрение кооперативных поставок алюми­

нийалкилов позволило бы сократить число цехов в нефтехимиче­

ской промышленности. Кроме экономической выгоды это меро­

приятие снизило бы опасность производства полимеров в целом,

поскольку цех синтеза соответствующего алюминийорганического

соединения был бы исключен из состава данного производства. Для такого решения имеются все основания: накопленный

опыт отечественной и зарубежной промышленности позволяет разработать технически обоснованные конструкции емкостей для

перевозки алюминийалкилов и систему безопасного их транспор­ тирования всеми видами транспорта. В промышленности синтети­ ческого каучука концентрированный раствор триизобутилалюми­

ния перевозится в контейнерах на автомашинах.

Конструкция

контейнера

объемом 1500 л показана на

рис.

VI.1. Контейнер

рассчитан на

давление 6 кгс/см2. Корпус

1

кон­

 

 

 

 

тейнера изготовлен из стали марки Х18Н10Т. Налив и слив про­ дукта производится присоединением резинового шланга к задвиж­

ке 4, оборудованной сифоном 5. Слив продукта из контейнера

осуществляется поддавливанием азотом, подаваемым через рези­

новый шланг, присоединяемый к задвижке 2. Задвижки 2 и 4

размещаются в углублении на корпусе контейнера, представляю­

щем собою «глухой» люк 3. Во время6.

транспортирования контей­

нера на задвижках устанавливаются

заглушки, а контейнер за­

крепляется на автомобиле опорами

Фирма «Этил» (США) перевозит алюминийалкилы в контей­

нерах различных размеров, начиная от небольших сосудов, содер­

жащих доли килограмма, и кончая автоцистернами и вагонами-

цистернами для перевозки больших объемов продукта. Конструкция контейнера емкостью 355 галлонов (1344 л), раз­

работанная фирмой «Этил», схожа с конструкцией, показанной на рис. VI.1.

Контейнер представляет собой горизонтальную цилиндрическую емкость со сферическими днищами, которая закреплена на метал­

лической опоре. В верхней части контейнера установлен предо­

хранительный клапан, срабатывающий при повышении

давления

в контейнере выше 175 фунт/кв. дюйм (11,447 кгс/см2).

В верхней

центральной части контейнера имеется углубление для

размеще­

312


ния запорной арматуры. Одна задвижка предназначена для вы­

давливания продукта из емкости, другая — для подлавливания

газового пространства азотом. Размещение запорной арматуры в

углублении предотвращает ее повреждение при погрузке и пере­

возке контейнера. Коэффициент заполнения контейнера продуктом

принимается не более 0,8. При таком заполнении контейнера за­

порная арматура находится выше уровня продукта, чем исклю­

чается ее забивка.

Фирмой «Этил» также эксплуатируются цистерны-прицепы для перевозки алюминийалкилов. Емкость цистерн-прицепов состав-

Рис.

VI. 1.

Конструкция контейнера для

перевозки

концентрированных растворов

 

триизобутилалюминия :

1 — корпус;

2,

4 — задвижки;

3 — «глухой»

ляет 5344 галлонов

люк; 5 — сифон;

6 — опоры.

(20 210

л) и

6206

галлонов (23 470 л). Ци­

стерны оборудованы внешней обогревательной системой для пода­ чи пара или горячего масла. Железнодорожные цистерны фирмы

«Этил» имеют емкость 11150 галлонов (42 260 л). В центре ци­ стерны установлен предохранительный клапан на давление откры­

тия, равное 225 фунт/кв. дюйм (15,822 кгс/см2). Цистерны снабже­

ны наружными устройствами для подогрева, в которых использу­

ется горячее масло либо пар, конденсирующийся при атмосфер­

ном давлении.

Технологическая схема слива алюминийалкилов из контейнера

приведена на рис. VI.2.

 

 

 

 

из

 

контейнера

(железнодорожной

 

Процесс

слива продукта

 

цистерны) в стационарную емкость (хранилище)

начинается

с

продувки и

испытания

2коммуникаций

азотом.

Эта

операция

 

­

полняется в

следующем

 

 

10;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вы

порядке:

1продувают азотом трубопроводы

и шланги до вентилей

 

 

 

2

 

 

 

азота,

 

 

9

 

 

и

 

не прекращая подачу

 

соеди­

няют фланцы между вентилями

 

и

 

(подача азота), а также

 

и

10

(слив

продукта) ;

 

испытывают на герметичность трубопрово­

ды и арматуру при давлении 3,5

кгс/см2 при закрытых вентилях

2

и

10

(выявленные утечки

азота устраняют); испытывают

 

на

герметичность участки

 

трубопроводов

до вентилей

1

и

9,

при

этом

открывают вентили

2

и

10.

 

Затем

продувают азотом

масля-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21—659

313