Файл: Брейман, М. И. Инженерные решения по технике безопасности в пожаро- и взрывоопасных производствах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
на. На стадии освоения производства в качестве |
растворителя |
|
для приготовления раствора |
триизобутилалюминия |
применяли |
изопентан (температура кипения 27,5 0C, область воспламенения |
||
1,3—7,6 объемн. %). Даже |
незначительные разливы раствора |
триизобутилалюминия неизбежно заканчивались загоранием, по
скольку изопентан сразу улетучивался. В связи с этим были
вынуждены заменить изопентан на толуол (температура кипения
110,6oC, область воспламенения 1,3—6,7 объемн. %). Замена
изопентана толуолом значительно понизила пожароопасность
производственных процессов получения полиизопрена. Растворы
триизобутилалюминия в толуоле показали также лучшие техноло гические свойства, что положительно сказалось на условиях веде
ния технологического процесса.
Здесь уместно будет привести некоторые зарубежные рекомен дации по защите работающих от опасностей, вызванных алюми-
нийалкилами.
При работе с алюминийалкилами фирма «Этил» (США) ре комендует следующие защитные средства.
Обслуживающий персонал должен носить защитную одежду.
Защитные очки необходимо носить постоянно. При работе даже с 50 см3 разбавленного раствора поверх очков необходимо наде
вать прозрачный защитный капюшон.
При работе на открытом пространстве надевают перчатки, ко торые защищают от 10%-ного раствора алюминийалкилов. В слу
чае применения концентрированных растворов и неразбавленных
алюминийалкилов нужно носить перчатки из толстой резины, с
изоляционной прокладкой. Перчатки должны легко сниматься с
руки.
При работе даже с 1 см3 непирофорного разбавленного раство
ра алюминийалкила следует надевать лабораторный фартук, по
крытый резиной. При использовании более концентрированных
растворов алюминийалкила необходимо надевать длинный халат
типа пальто с рукавами, а при применении 1 л вещества и более необходима одежда для защиты человека с головы до ног, вклю
чая капюшон, халат и защитное покрытие для ботинок.
В лабораториях должны находиться только небольшие коли чества алюминийалкила в сухих металлических или изготовлен
ных из оргстекла боксах, заполненных обескислороженным азо том. Все манипуляции с алюминийалкилом проводятся в этих
боксах, оборудованных рукавными перчатками.
Стеклянные емкости с алкилами следует хранить в легких ме таллических контейнерах, которые могут защитить стекло от по
ломки и сохранить содержимое от разливания, если стекло ра
зобьется.
Все стеклянные сосуды, резиновые и стеклянные трубки перед заполнением алюминийалкилами должны быть абсолютно сухими, что достигается предварительной их сушкой и продувкой азотом.
Конструирование сосудов и монтаж технологических трубопро
310
водов, связанных с применением алюминийалкилов, необходимо
вести с учетом высокой пожароопасности этих продуктов. Емко сти и цистерны для хранения больших количеств концентрирован
ных алюминийалкилов должны иметь люки и штуцера только
сверху. Монтаж трубопроводов следует производить в основном
на сварке. Фланцевые соединения являются потенциальными оча гами утечки продукта, поэтому их число должно быть сведено до
минимума. Для повышения надежности и герметичности флан цевых соединений их следует собирать из фланцев типа «выступ—-
впадина». Для снижения опасности попадания алюминийалкилов
на персонал трубопроводы располагают как можно ниже. Нали
чие «мешков» на трубопроводах затрудняет их полное освобож дение от продукта. Поэтому трубопроводы необходимо монтиро вать с уклоном для удобного освобождения их от продукта. За порная арматура, служащая для управления процессом, а также для аварийного отключения, должна быть оборудована удлинен ными штоками с установкой маховичков снаружи технологической установки.
ГЛАВА 2
ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ АЛЮМИНИЙАЛКИЛОВ
Складское хозяйство и транспортное оборудование
Противопожарными техническими условиями проектирования
заводов синтетического каучука и синтетического спирта [42]
предъявляются особые требования к складам алюминийорганиче-
ских соединений, располагаемым на территории завода, в том
числе:
здание склада должно быть одноэтажным, отдельно стоящим;
общая емкость склада не должна превышать 300 м3 продукта;
здание склада должно разделяться на отсеки глухими стенами;
в каждом отсеке должно храниться не более 25 м3 алюминий-
органических соединений;
для предотвращения |
разлива жидкости |
за |
пределы |
склада |
надо предусматривать |
устройство пандуса |
или |
порога |
высотой |
не менее 15 мм; |
|
|
|
|
оконные проемы должны иметь двойные неоткрывающиеся пе
реплеты;
в отдельном отсеке необходимо устанавливать аварийную ем
кость объемом 25 м3.
При поступлении алюминийорганических соединений в контей
нерах на складе должны быть предусмотрены изолированные по
мещения для приема контейнеров, перекачки из них продукта в
отсеки и промывки контейнеров растворителем.
311
Перевозка концентрированных растворов алюминийорганических соединений — весьма ответственная операция. К сожале
нию, до настоящего времени вопросы организации перевозки кон центрированных растворов алюминийалкилов не нашли должной
инженерной разработки.
Перевозка алюминийалкилов носит эпизодический характер.
В промышленности укоренилась неверная практика, когда почти каждое нефтехимическое предприятие имеет свой цех синтеза
алюминийалкилов, мощность которого используется далеко не полностью. Так, например, на одном заводе синтетического каучу
ка мощность цеха синтеза триизобутилалюминия используется
всего лишь на 35%. Внедрение кооперативных поставок алюми
нийалкилов позволило бы сократить число цехов в нефтехимиче
ской промышленности. Кроме экономической выгоды это меро
приятие снизило бы опасность производства полимеров в целом,
поскольку цех синтеза соответствующего алюминийорганического
соединения был бы исключен из состава данного производства. Для такого решения имеются все основания: накопленный
опыт отечественной и зарубежной промышленности позволяет разработать технически обоснованные конструкции емкостей для
перевозки алюминийалкилов и систему безопасного их транспор тирования всеми видами транспорта. В промышленности синтети ческого каучука концентрированный раствор триизобутилалюми
ния перевозится в контейнерах на автомашинах.
Конструкция |
контейнера |
объемом 1500 л показана на |
рис. |
|
VI.1. Контейнер |
рассчитан на |
давление 6 кгс/см2. Корпус |
1 |
кон |
|
|
|
|
тейнера изготовлен из стали марки Х18Н10Т. Налив и слив про дукта производится присоединением резинового шланга к задвиж
ке 4, оборудованной сифоном 5. Слив продукта из контейнера
осуществляется поддавливанием азотом, подаваемым через рези
новый шланг, присоединяемый к задвижке 2. Задвижки 2 и 4
размещаются в углублении на корпусе контейнера, представляю
щем собою «глухой» люк 3. Во время6. |
транспортирования контей |
нера на задвижках устанавливаются |
заглушки, а контейнер за |
крепляется на автомобиле опорами
Фирма «Этил» (США) перевозит алюминийалкилы в контей
нерах различных размеров, начиная от небольших сосудов, содер
жащих доли килограмма, и кончая автоцистернами и вагонами-
цистернами для перевозки больших объемов продукта. Конструкция контейнера емкостью 355 галлонов (1344 л), раз
работанная фирмой «Этил», схожа с конструкцией, показанной на рис. VI.1.
Контейнер представляет собой горизонтальную цилиндрическую емкость со сферическими днищами, которая закреплена на метал
лической опоре. В верхней части контейнера установлен предо
хранительный клапан, срабатывающий при повышении |
давления |
в контейнере выше 175 фунт/кв. дюйм (11,447 кгс/см2). |
В верхней |
центральной части контейнера имеется углубление для |
размеще |
312
ния запорной арматуры. Одна задвижка предназначена для вы
давливания продукта из емкости, другая — для подлавливания
газового пространства азотом. Размещение запорной арматуры в
углублении предотвращает ее повреждение при погрузке и пере
возке контейнера. Коэффициент заполнения контейнера продуктом
принимается не более 0,8. При таком заполнении контейнера за
порная арматура находится выше уровня продукта, чем исклю
чается ее забивка.
Фирмой «Этил» также эксплуатируются цистерны-прицепы для перевозки алюминийалкилов. Емкость цистерн-прицепов состав-
Рис. |
VI. 1. |
Конструкция контейнера для |
|||
перевозки |
концентрированных растворов |
||||
|
триизобутилалюминия : |
||||
1 — корпус; |
2, |
4 — задвижки; |
3 — «глухой» |
||
ляет 5344 галлонов |
люк; 5 — сифон; |
6 — опоры. |
|||
(20 210 |
л) и |
6206 |
галлонов (23 470 л). Ци |
стерны оборудованы внешней обогревательной системой для пода чи пара или горячего масла. Железнодорожные цистерны фирмы
«Этил» имеют емкость 11150 галлонов (42 260 л). В центре ци стерны установлен предохранительный клапан на давление откры
тия, равное 225 фунт/кв. дюйм (15,822 кгс/см2). Цистерны снабже
ны наружными устройствами для подогрева, в которых использу
ется горячее масло либо пар, конденсирующийся при атмосфер
ном давлении.
Технологическая схема слива алюминийалкилов из контейнера
приведена на рис. VI.2. |
|
|
|
|
из |
|
контейнера |
(железнодорожной |
||||||||||||
|
Процесс |
слива продукта |
|
|||||||||||||||||
цистерны) в стационарную емкость (хранилище) |
начинается |
с |
||||||||||||||||||
продувки и |
испытания |
2коммуникаций |
азотом. |
Эта |
операция |
|
|
|||||||||||||
полняется в |
следующем |
|
|
10; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вы |
|||||
порядке: |
1продувают азотом трубопроводы |
|||||||||||||||||||
и шланги до вентилей |
|
|
|
2 |
|
|
|
азота, |
|
|
9 |
|||||||||
|
|
и |
|
не прекращая подачу |
|
соеди |
||||||||||||||
няют фланцы между вентилями |
|
и |
|
(подача азота), а также |
|
|||||||||||||||
и |
10 |
(слив |
продукта) ; |
|
испытывают на герметичность трубопрово |
|||||||||||||||
ды и арматуру при давлении 3,5 |
кгс/см2 при закрытых вентилях |
|||||||||||||||||||
2 |
и |
10 |
(выявленные утечки |
азота устраняют); испытывают |
|
на |
||||||||||||||
герметичность участки |
|
трубопроводов |
до вентилей |
1 |
и |
9, |
при |
|||||||||||||
этом |
открывают вентили |
2 |
и |
10. |
|
Затем |
продувают азотом |
масля- |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21—659 |
313 |