Выражая деформации 6Хи 62 через Рилу сжатйя и коэффициенты жесткости пружин, получаем
|
= (G+ Fy) |
~ const |
/ 6 1 ~ь |
\ |
|
\ CjCt |
) ' |
|
|
|
В последнем выражении первое слагаемое представляет собой по стоянную составляющую погрешности, вызванную весом G, а второе слагаемое, зависящее от Fy, называется маятниковым эффектом. Маятниковый эффект зависит от Сх и С 2: уменьшить его можно путем применения динамометров компенсационного типа (б2 = 0), уве личением жесткости соединительных звеньев системы измерения/7* или увеличением длины подвески I. Иногда для предотвращения маят никового эффекта в момент измерения Fx подвижную раму возвра щают в начальное положение путем изменения длины горизонталь ной тяги, соединяющей ее с динамометром. Деформация конструк тивных элементов, соединяющих объект исследования с подвижной рамой, сопровождающаяся поступательным перемещением объекта, вызывает погрешность в измерении момента М 2, пропорциональную компонентам сил.
При выполнении силопередающих устройств необходимо обеспе чивать большую жесткость всех рычагов, тяг и рам, чтобы под дей ствием измеряемых нагрузок происходило возможно меньшее иска жение геометрических размеров. Рычаги, используемые в конструк ции, должны обладать высокой точностью передаточных отношений. Наиболее жесткие требования предъявляются к выполнению шар ниров механизма; трение при измерительных перемещениях системы должно быть пренебрежимо малым, упругая устойчивость — низкой; Как правило, следует избегать установки шарикоподшипников;
вслучаях, когда их применение вызвано большими нагрузками в опо рах, уменьшение влияния трения достигается использованием боль ших плеч передающих рычагов. Лучшими характеристиками обла дают призменные и упругие шарниры. Наиболее распространенные типы призменных шарниров приведены на рис. 125. Двусторонний призменный шарнир (рис. 125, а) обеспечивает большую устойчи вость рычага относительно его продольной оси и используется обычно
вглавных опорах рычагов. Конструкция, изображенная на рис. 125, б, применяется для неподвижных опор. Здесь опорная подушка состоит из двух деталей, между которыми установлен валик, обес печивающий самоустановку верхней детали подушки. Поворот по душки относительно вертикальной оси возможен благодаря цилин дрическому хвостовику нижней детали подушки. Боковое смещение призмы (сверх величины е3) ограничено пластинками, привинчен ными к верхней детали подушки. Для соединения рычага с тягами применяется конструкция, изображенная на рис. 125, в. Степени
свободы подушек, необходимые для совпадения кромки призмы с углублением в подушке, получаются за счет зазоров еъ е2и е3, имею щих величину порядка 0,2—0,3 мм. Регулировка плеч рычага произ водится путем поворота призм относительно оси их цилиндрической части, находящейся на расстоянии А от кромки призмы. Рабочие