Файл: Якирина, Т. В. Исаакиевский собор.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

несет явственную печать эклектизма. Громадные релье­ фы, надписи славянской вязью, затейливые завитки про­ изводят впечатление безвкусной пышности.

Все украшения дверей исполнял Витали, котсрый хорошо понимал специфику монументально-декоратив­ ной скульптуры, но не мог противоречить указаниям главного архитектора. Поэтому рельефы дверей слиш­ ком перегружены и громоздки. Более удачны статуи апостолов Петра и Павла, отличающиеся обобщенностью форм и суровой выразительностью жестов. Эти фигуры украшают двери западного портика. Именно здесь был главный вход в собор. Он вел в полутьму интерьера, где мерцала позолота многочисленных скульптур, бле­ стел полированный мрамор, яркими пятнами выделялись украшения из малахита и лазурита. «Трудно, даже не­ возможно выразить то впечатление, которое производит Исаакиевский собор на входящего внутрь его...», «Ка­ жется, будто все элементы минерального царства России дали своих представителей, чтобы слиться в громадные, величественные формы здания, весьма во многом без­ мерного»,— писали современники.

ИНТЕРЬЕР СОБОРА

Внутреннее помещение собора поражает зрителя своими размерами: его длина достигает 86 метров, а ши­ рина равна 45 метрам. Планировка здания проста: два ряда пилонов делят внутреннее помещение на три части, причем центральная выделена большей высотой сводов, достигающей в главном куполе 67 метров.

Сотни скульптур, росписей, мозаик входят в убран­ ство собора. На его стенах и сводах изображены целые циклы библейских и евангельских легенд. В соответ­ ствии с пожеланиями Синода Монферран стремился превратить собор в подобие огромной каменной книги, рассказывающей о могуществе бога, о торжестве хри­ стианства. Однако крупные художники, создавшие деко­ ративное оформление собора, рассматривали его не только как культовое здание, но и как своеобразный памятник целой эпохи русского искусства. «Исаакиевский собор будет как бы пантеоном художников. Каж­ дый из наших первоклассных живописцев и скульпторов оставит в его стенах вечный памятник... своему гению»,— писали газеты того времени. И действительно, произве­

41

дения Ф. А. Бруни, К. П. Брюллова, И. П. Витали по­ зволяют считать убранство интерьера уникальным комп­ лексом монументально-декоративных работ середины

XIX века.

Монферран разработал несколько проектов внутрен­ него убранства собора. Варианты 1820-х годов в основ­ ном выдержаны в стиле классицизма. Позднее, в 1840-х годах, архитектор внес целый ряд изменеьий: своды, ранее оформленные розетками, были украшены гирлян­ дами, орнаментами, статуями. На аттике он поместил многофигурные росписи. Ниши пилонов, где первоначаль­ но предполагалось установить мраморные статуи, запол­ нили деревянные щиты. На них укрепили написанные на холсте картины.

В осуществленном проекте 1842 года сочетаются са­ мые различные декоративные приемы. В оформлении внутренних дверей сказывается влияние итальянского искусства эпохи Возрождения, расположение декора­ тивных скульптур в главном куполе соответствует тра­ дициям классицизма, а убранство сводов — стилю ба­ рокко.

Особое внимание Монферран уделял иконостасам, оформив их с театральной пышностью. Люди, входив­ шие в собор через западные двери, прямо перед собой видели главный иконостас, сверкающий яркими крас­ ками мозаик, малахита и лазурита. В торжественные моменты богослужения золоченые царские врата рас­ крывались и за ними, в глубине алтаря, из полумрака выступало пронизанное светом огромное окно с изобра­ жением Христа. Этот витраж, созданный по проекту Монферрана, исполнялся в 1841— 1843 годах в Мюнхене. Он является одним из крупнейших в мире: его площадь превышает 28 квадратных метров.

Необычайно сложна и техника изготовления вит­ ража. Фигура Христа частично написана на стекле спе­ циальными красками, частично набрана из соединенных

42


между собой кусков цветных стекол. Некоторые из них состоят из двух слоев разных оттенков, что дает краси­ вое сочетание тонов, особенно при ярком освещении. Уже с 1860-х годов производилась подсветка витража горящим газом.

Находящиеся по бокам царских врат колонны, обли­ цованные малахитом и лазуритом, являются одной из главных, достопримечательностей собора. Монферран использовал такие баснословно дорогие отделочные ма­ териалы, как малахит и лазурит. Малахит везли из Ниж­ него Тагила, где в 1830-х годах были обнаружены глыбы весом в 250—500 тонн.

Облицовка колонн велась мастерами, специально выписанными с Урала. Они с ювелирной точностью вели подбор малахитовых пластин, сохраняя рисунок камня. Общая площадь поверхности, подлежащей облицовке, превышала 700 квадратных метров. Искусство ураль­ ских резчиков было высоко оценено всеми знатоками драгоценных минералов. Академик А. Е. Ферсман в своей книге «Очерки по истории камня» с восхищением писал о зеленом «бархате» малахита, производив­ шем чарующее впечатление в полумраке собора. Большую редкость представляют и две лазуритовые колонны, находящиеся рядом с царскими вратами. Их облицовка сделана из темно-синего афганского лазу­ рита, который по своей стоимости близок к драгоценным камням.

Стены и пол собора облицованы 14 сортами цветных мраморов. Их везли из далеких ломок в Италии, из ка­ рельских лесов, с островов Финского залива. Благород­ ные тона мраморной облицовки эффектно сочетаются с темной бронзой массивных дверей, с позолотой скульп­ тур и яркими красками росписей. Обработка мрамора велась искусными каменотесами под руководством ма­ стеров братьев Дылевых и Балина. Пол собора выло­ жен плитами темно-серого рускиальского мрамора из

44

Карелии, по краям его как кайма идет полоса из крас­ ного порфира. Стены и пилоны облицованы привезен­ ными из Италии мраморами: белым серавеццо, желтым сиенским, темно-красным гриотто.

Отделка стен из натурального мрамора доходит до большого карниза, находящегося на высоте 14 метров. Для стены над карнизом (аттика) и внутренней части барабана купола был употреблен белый и розовый искусственный мрамор.

В память о грандиозных облицовочных работах

вИсаакиевском соборе ученик И. П. Витали А. Фолетти создал скульптурный портрет Монферрана, исполнен­ ный из всех четырнадцати пород мрамора, примененных:

воформлении интерьера. Архитектор изображен в пос­ ледние годы жизни, грудь его украшают многочислен­ ные ордена.

Монферран пользовался большим успехом. По его’ проектам строились особняки для петербургской знати,, была возведена Александровская колонна. Зодчий умер;

ввозрасте 72 лет, в год открытия собора, сооружению: которого он посвятил почти 40 лет жизни.

СКУЛЬПТУРА,

Многочисленные декоративные скульптуры, которые украшают двери, стены и своды собора, созданы И. П. Ви­ тали и его помощниками — скульпторами Р. Залеманом,, А. Беляевым, И. Бианки.

По характеру исполнения наиболее интересно оформ­ ление трех больших дверей, сплошь покрытых релье­ фами, статуями, бюстами в медальонах. При разработке проекта расположения скульптур Комиссия рекомендо­ вала взять за образец рельефы знаменитых «Золотых ■дверей» флорентийского баптистерия. Автором их был Лоренцо Гиберти, мастер итальянского Ренессанса XV века. Монферран сделал рисунки скульптурного

46


убранства дверей в соответствии с этим пожеланием. Он повторил общую композицию Гиберти, разбив каждую створку на четыре прямоугольника-кессона. Кессоны архитектор заполнил многофигурными сценами, окружив их статуями и бюстами в медальонах. Исполнение за­ каза Комиссия поручила И. П. Витали, который решил сделать рельефы более объемными, чем у Гиберти, осо­ бенно фигуры первого плана. Второй план был испол­ нен более плоско, а третий дан легкой прорисовкой. Та­ кое постепенное уменьшение высоты рельефа создает впечатление глубины пространства. Безусловно, работы Гиберти легче и изящнее, но объемное решение более со­ ответствует несколько тяжеловесному убранству собора.

Работы велись в крайне сокращенные сроки: начало их относится к декабрю 1845 года, а уже в ноябре 1848 года Монферран сообщил Комиссии об окончании моделей. В 1850 году двери были отлиты из бронзы и установлены на место. Площадь каждой створки превы­ шает 20 квадратных метров, а вес равняется 10 тоннам.

Сюжеты рельефов, помещенных в кессонах, посвя­ щены легендам и историческим событиям, которые отно­ сятся к нескольким этапам в истории христианства.

Композиции западных дверей приурочены к эпохе борьбы христианства и язычества во времена Римской империи (эпизоды из легенд об апостолах Петре и Павле).

Рельефы северных дверей изображают предания об Исаакии Далматском и Николае Мирликийском. Цер­ ковь связывала легенды об этих святых с эпохой искоре­ нения еретических учений в IV веке нашей эры.

Рельефы южных дверей рассказывают о деятельности Владимира Киевского и Александра Невского. По за­ мыслу Синода этих князей следовало изобразить прежде всего как покровителей церкви. Однако Витали в ряде случаев отошел от такой трактовки: его рельефы пере­ дают образ Александра Невского как полководца и за-

л

48


родства. Кйягиня Феврония (южные двери) напоминает фанатичных монахинь, героинь повестей МельниковаПечерского и Лескова. Из овальной рамы выступает на­ клоненная вперед голова в тяжелом клобуке. Глубоко запавшие глаза, тонкие сжатые губы говорят о жесто­ ком характере и сильной воле.

Статуи, помещенные на сводах, также были испол­ нены Витали и его помощниками А. Беляевым и Р. Залеманом. Работы велись пять лет, с 1850 по 1855 год. На западных сводах находятся изображения пророков, на восточных, ближе к алтарю,— ангелов и архангелов. В общем характере этих декоративных работ чувст­ вуется подражание итальянской скульптуре XVII—XVIII веков.

Статуи пророков задрапированы в одеяния, ниспада­ ющие пышными складками. Позы их беспокойны, движе­ ния порывисты, как будто разгневанные святые грозят стоящим внизу людям жестокой карой. Скульптор испол­ нил фигуры пророков обобщенно, с глубокими контра­ стами светотени, которые подчеркивают драматизм обра­ зов: суровым жестом указывает на скрижали Моисей, сумрачно задумчив могучий Иезекииль, неистово фана­ тичное лицо пророка Елисея.

Статуи ангелов на восточных сводах имеют более легкие пропорции; благословляющие жесты этих фигур словно обещают защиту и покровительство.

Исполнение скульптур на сводах было сложной зада­ чей: Витали учел, что зритель будет рассматривать снизу, с расстояния в 27—28 метров, фигуры, укреплен­ ные на криволинейной поверхности сводов. При таком расположении статуй правильные пропорции казались бы искаженными. Поэтому ноги удлинены, а торсы уко­ рочены. Высота скульптур достигает 3,5 метра, их окру­ жают пышные орнаменты, гирлянды из плодов и листьев. Вес всех этих украшений сравнительно невелик: они ис­ полнены из тонкого слоя меди методом гдльванопла-

стики. Однако по зрительному впечатлению оформление сводов слишком массивно и тяжеловесно. Декоративная скульптура главного купола гораздо лучше увязана с архитектурными формами: в барабане купола установ­ лены монументальные золоченые статуи ангелов, кото­ рые как бы господствуют над всем интерьером собора. Выше расположены пилястры, образующие со скульп­ турами единую вертикаль. Такое решение подчеркивает цельность общей композиции купола.

Первоначально предполагалось сделать статуи анге­ лов из алебастра. Комиссия и главный архитектор ре­ шили поручить заказ скульптору Р. Залеману, но его испугали большие технические трудности отливки и уста­ новки пятиметровых фигур на высоту около 40 метров. Работа была передана И. П. Витали. Для большей проч­ ности и облегчения веса он сделал фигуры не из алеба­ стра, а из листовой меди.

Рассматривая скульптуры интерьера, посетители не­ вольно обращают внимание на большие позолоченные группы «Воскресение» и «Преображение Христа», завер­ шающие малые иконостасы северного и южного приде­ лов. Для исполнения этого заказа был привлечен талант­ ливый скульптор Николай Пименов, сын Степана Пиме­ нова, одного из лучших мастеров монументально-декора­ тивной скульптуры начала XIX века.

В своих композициях Н. Пименов сумел передать ощущение взлета, устремленности ввысь: Статуи как бы парят в воздухе. Их позы и жесты повторяют движения возносящихся фигур на росписях малых куполов, кото­ рые находятся над скульптурами. Виртуозные работы Пименова получили высокую оценку даже у взыскатель­ ных профессоров Академии художеств. Н. А. Рамазанов

писал в своих

«Материалах для

истории

художеств

в России»: «...у

Пименова каждая

фигура,

взятая от­

дельно, составляет вполне образцовое произведение, взлелеянное со всей любовью и с глубоким знанием дела

53


и достойное занять место в любом музее». Скульптор ра­ ботал над заказом в течение 9 лет (с 1851 по 1859 год) в исключительно тяжелых условиях. Воспользовавшись неопытностью Пименова, Комиссия по строению собора уплатила ему за исполнение двух огромных скульптур­ ных групп ничтожную сумму. Денег не хватило даже на расчеты с рабочими и покупку необходимых материа­ лов. Невзирая на трудности, Пименов довел работу до конца, хотя это привело его к разорению.

Декоративные скульптуры, украшающие внутреннее помещение собора, интересны и способом своего исполне­ ния: здесь впервые была широко применена гальвано­ пластика как при отливке самих фигур, так и при их зо­ лочении. Метод гальванопластики был открыт крупным русским физиком Б. С. Якоби, предложившим использо­ вать это изобретение при украшении Исаакиевского со­ бора. В своем письме Комиссии Якоби рекомендовал ис­ полнить скульптуры «посредством нового способа, кото­ рый в России получил свое начало и усовершенствование и поэтому неоспоримо может быть назван отечествен­ ным... Славнейшие литейщики Германии и Франции при­ знали преимущества сего изобретения, потому что сей способ избавляет от значительной части исправлений и позволяет сильно уменьшить количество металла».

Предложение Якоби было принято, и в 1840 году на Васильевском острове возникло специальное гальванопластическое предприятие. В Исаакиевском соборе ме­ тодом гальванопластики отлиты все статуи и орнаменты на сводах, а также фигура голубя, которая как символ «святого духа» была укреплена на тросе под главным куполом.

живопись

Декоративная живопись сразу же приковывает вни­ мание зрителя, входящего в собор. Огромные картины, украшают своды главного купола и центрального нефа.

54

Вся верхняя часть стен (аттик) заполнена следующими одна за другой композициями, которые изображают ска­ зания из Ветхого завета и легенды о жизни Христа.

Около 150 росписей на стенах и сводах исполнены масляными красками по штукатурке; 42 картины, вмон­ тированные в ниши пилонов, иконостасы, алтарные стены написаны на холсте.

Над оформлением Исаакиевского собора работали 22 художника, в том числе такие корифеи русского искус­ ства, как Ф. И. Бруни и К- П. Брюллов. Большинство тру­ дившихся здесь мастеров были воспитанниками Петер­ бургской Академии художеств, многие являлись ее про­ фессорами.

Академия художеств, основанная в Петербурге в 1757 году, сыграла большую роль в развитии русского изобразительного искусства и архитектуры. Но в сере­ дине XIX века художественная деятельность Академии начала терять свое значение. По приказу Николая I Ака­ демия из ведения министерства просвещения перешла в ведение министерства двора. Заслуженные профессора, неугодные царю, увольнялись. Ученикам навязывали сю­ жеты картин, определенные шаблоны в области изобра­ зительных средств.

Живопись Исаакиевского собора в значительной мере отразила кризис, который переживало академическое ис­ кусство. Кроме того, придирчивый контроль Синода, чи­ новников Комиссии, а в ряде случаев и самого царя ско­ вывал замыслы художников. Любопытно отметить, что. из 74 представленных эскизов росписей Николай I одо­ брил лишь 21 эскиз. В числе подлежащих переделке ока­ зались все рисунки К. П. Брюллова.

Условия, в которых трудились живописцы, были очень трудными. Исполнение картин масляными крас­ ками по штукатурке требовало специальной подготовки грунта, длительных, трудоемких процессов письма. Ра­ ботать приходилось, поднявшись на высокие леса, ино­

56