ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
несет явственную печать эклектизма. Громадные релье фы, надписи славянской вязью, затейливые завитки про изводят впечатление безвкусной пышности.
Все украшения дверей исполнял Витали, котсрый хорошо понимал специфику монументально-декоратив ной скульптуры, но не мог противоречить указаниям главного архитектора. Поэтому рельефы дверей слиш ком перегружены и громоздки. Более удачны статуи апостолов Петра и Павла, отличающиеся обобщенностью форм и суровой выразительностью жестов. Эти фигуры украшают двери западного портика. Именно здесь был главный вход в собор. Он вел в полутьму интерьера, где мерцала позолота многочисленных скульптур, бле стел полированный мрамор, яркими пятнами выделялись украшения из малахита и лазурита. «Трудно, даже не возможно выразить то впечатление, которое производит Исаакиевский собор на входящего внутрь его...», «Ка жется, будто все элементы минерального царства России дали своих представителей, чтобы слиться в громадные, величественные формы здания, весьма во многом без мерного»,— писали современники.
ИНТЕРЬЕР СОБОРА
Внутреннее помещение собора поражает зрителя своими размерами: его длина достигает 86 метров, а ши рина равна 45 метрам. Планировка здания проста: два ряда пилонов делят внутреннее помещение на три части, причем центральная выделена большей высотой сводов, достигающей в главном куполе 67 метров.
Сотни скульптур, росписей, мозаик входят в убран ство собора. На его стенах и сводах изображены целые циклы библейских и евангельских легенд. В соответ ствии с пожеланиями Синода Монферран стремился превратить собор в подобие огромной каменной книги, рассказывающей о могуществе бога, о торжестве хри стианства. Однако крупные художники, создавшие деко ративное оформление собора, рассматривали его не только как культовое здание, но и как своеобразный памятник целой эпохи русского искусства. «Исаакиевский собор будет как бы пантеоном художников. Каж дый из наших первоклассных живописцев и скульпторов оставит в его стенах вечный памятник... своему гению»,— писали газеты того времени. И действительно, произве
41
дения Ф. А. Бруни, К. П. Брюллова, И. П. Витали по зволяют считать убранство интерьера уникальным комп лексом монументально-декоративных работ середины
XIX века.
Монферран разработал несколько проектов внутрен него убранства собора. Варианты 1820-х годов в основ ном выдержаны в стиле классицизма. Позднее, в 1840-х годах, архитектор внес целый ряд изменеьий: своды, ранее оформленные розетками, были украшены гирлян дами, орнаментами, статуями. На аттике он поместил многофигурные росписи. Ниши пилонов, где первоначаль но предполагалось установить мраморные статуи, запол нили деревянные щиты. На них укрепили написанные на холсте картины.
В осуществленном проекте 1842 года сочетаются са мые различные декоративные приемы. В оформлении внутренних дверей сказывается влияние итальянского искусства эпохи Возрождения, расположение декора тивных скульптур в главном куполе соответствует тра дициям классицизма, а убранство сводов — стилю ба рокко.
Особое внимание Монферран уделял иконостасам, оформив их с театральной пышностью. Люди, входив шие в собор через западные двери, прямо перед собой видели главный иконостас, сверкающий яркими крас ками мозаик, малахита и лазурита. В торжественные моменты богослужения золоченые царские врата рас крывались и за ними, в глубине алтаря, из полумрака выступало пронизанное светом огромное окно с изобра жением Христа. Этот витраж, созданный по проекту Монферрана, исполнялся в 1841— 1843 годах в Мюнхене. Он является одним из крупнейших в мире: его площадь превышает 28 квадратных метров.
Необычайно сложна и техника изготовления вит ража. Фигура Христа частично написана на стекле спе циальными красками, частично набрана из соединенных
42
между собой кусков цветных стекол. Некоторые из них состоят из двух слоев разных оттенков, что дает краси вое сочетание тонов, особенно при ярком освещении. Уже с 1860-х годов производилась подсветка витража горящим газом.
Находящиеся по бокам царских врат колонны, обли цованные малахитом и лазуритом, являются одной из главных, достопримечательностей собора. Монферран использовал такие баснословно дорогие отделочные ма териалы, как малахит и лазурит. Малахит везли из Ниж него Тагила, где в 1830-х годах были обнаружены глыбы весом в 250—500 тонн.
Облицовка колонн велась мастерами, специально выписанными с Урала. Они с ювелирной точностью вели подбор малахитовых пластин, сохраняя рисунок камня. Общая площадь поверхности, подлежащей облицовке, превышала 700 квадратных метров. Искусство ураль ских резчиков было высоко оценено всеми знатоками драгоценных минералов. Академик А. Е. Ферсман в своей книге «Очерки по истории камня» с восхищением писал о зеленом «бархате» малахита, производив шем чарующее впечатление в полумраке собора. Большую редкость представляют и две лазуритовые колонны, находящиеся рядом с царскими вратами. Их облицовка сделана из темно-синего афганского лазу рита, который по своей стоимости близок к драгоценным камням.
Стены и пол собора облицованы 14 сортами цветных мраморов. Их везли из далеких ломок в Италии, из ка рельских лесов, с островов Финского залива. Благород ные тона мраморной облицовки эффектно сочетаются с темной бронзой массивных дверей, с позолотой скульп тур и яркими красками росписей. Обработка мрамора велась искусными каменотесами под руководством ма стеров братьев Дылевых и Балина. Пол собора выло жен плитами темно-серого рускиальского мрамора из
44
Карелии, по краям его как кайма идет полоса из крас ного порфира. Стены и пилоны облицованы привезен ными из Италии мраморами: белым серавеццо, желтым сиенским, темно-красным гриотто.
Отделка стен из натурального мрамора доходит до большого карниза, находящегося на высоте 14 метров. Для стены над карнизом (аттика) и внутренней части барабана купола был употреблен белый и розовый искусственный мрамор.
В память о грандиозных облицовочных работах
вИсаакиевском соборе ученик И. П. Витали А. Фолетти создал скульптурный портрет Монферрана, исполнен ный из всех четырнадцати пород мрамора, примененных:
воформлении интерьера. Архитектор изображен в пос ледние годы жизни, грудь его украшают многочислен ные ордена.
Монферран пользовался большим успехом. По его’ проектам строились особняки для петербургской знати,, была возведена Александровская колонна. Зодчий умер;
ввозрасте 72 лет, в год открытия собора, сооружению: которого он посвятил почти 40 лет жизни.
СКУЛЬПТУРА,
Многочисленные декоративные скульптуры, которые украшают двери, стены и своды собора, созданы И. П. Ви тали и его помощниками — скульпторами Р. Залеманом,, А. Беляевым, И. Бианки.
По характеру исполнения наиболее интересно оформ ление трех больших дверей, сплошь покрытых релье фами, статуями, бюстами в медальонах. При разработке проекта расположения скульптур Комиссия рекомендо вала взять за образец рельефы знаменитых «Золотых ■дверей» флорентийского баптистерия. Автором их был Лоренцо Гиберти, мастер итальянского Ренессанса XV века. Монферран сделал рисунки скульптурного
46
убранства дверей в соответствии с этим пожеланием. Он повторил общую композицию Гиберти, разбив каждую створку на четыре прямоугольника-кессона. Кессоны архитектор заполнил многофигурными сценами, окружив их статуями и бюстами в медальонах. Исполнение за каза Комиссия поручила И. П. Витали, который решил сделать рельефы более объемными, чем у Гиберти, осо бенно фигуры первого плана. Второй план был испол нен более плоско, а третий дан легкой прорисовкой. Та кое постепенное уменьшение высоты рельефа создает впечатление глубины пространства. Безусловно, работы Гиберти легче и изящнее, но объемное решение более со ответствует несколько тяжеловесному убранству собора.
Работы велись в крайне сокращенные сроки: начало их относится к декабрю 1845 года, а уже в ноябре 1848 года Монферран сообщил Комиссии об окончании моделей. В 1850 году двери были отлиты из бронзы и установлены на место. Площадь каждой створки превы шает 20 квадратных метров, а вес равняется 10 тоннам.
Сюжеты рельефов, помещенных в кессонах, посвя щены легендам и историческим событиям, которые отно сятся к нескольким этапам в истории христианства.
Композиции западных дверей приурочены к эпохе борьбы христианства и язычества во времена Римской империи (эпизоды из легенд об апостолах Петре и Павле).
Рельефы северных дверей изображают предания об Исаакии Далматском и Николае Мирликийском. Цер ковь связывала легенды об этих святых с эпохой искоре нения еретических учений в IV веке нашей эры.
Рельефы южных дверей рассказывают о деятельности Владимира Киевского и Александра Невского. По за мыслу Синода этих князей следовало изобразить прежде всего как покровителей церкви. Однако Витали в ряде случаев отошел от такой трактовки: его рельефы пере дают образ Александра Невского как полководца и за-
л
48
родства. Кйягиня Феврония (южные двери) напоминает фанатичных монахинь, героинь повестей МельниковаПечерского и Лескова. Из овальной рамы выступает на клоненная вперед голова в тяжелом клобуке. Глубоко запавшие глаза, тонкие сжатые губы говорят о жесто ком характере и сильной воле.
Статуи, помещенные на сводах, также были испол нены Витали и его помощниками А. Беляевым и Р. Залеманом. Работы велись пять лет, с 1850 по 1855 год. На западных сводах находятся изображения пророков, на восточных, ближе к алтарю,— ангелов и архангелов. В общем характере этих декоративных работ чувст вуется подражание итальянской скульптуре XVII—XVIII веков.
Статуи пророков задрапированы в одеяния, ниспада ющие пышными складками. Позы их беспокойны, движе ния порывисты, как будто разгневанные святые грозят стоящим внизу людям жестокой карой. Скульптор испол нил фигуры пророков обобщенно, с глубокими контра стами светотени, которые подчеркивают драматизм обра зов: суровым жестом указывает на скрижали Моисей, сумрачно задумчив могучий Иезекииль, неистово фана тичное лицо пророка Елисея.
Статуи ангелов на восточных сводах имеют более легкие пропорции; благословляющие жесты этих фигур словно обещают защиту и покровительство.
Исполнение скульптур на сводах было сложной зада чей: Витали учел, что зритель будет рассматривать снизу, с расстояния в 27—28 метров, фигуры, укреплен ные на криволинейной поверхности сводов. При таком расположении статуй правильные пропорции казались бы искаженными. Поэтому ноги удлинены, а торсы уко рочены. Высота скульптур достигает 3,5 метра, их окру жают пышные орнаменты, гирлянды из плодов и листьев. Вес всех этих украшений сравнительно невелик: они ис полнены из тонкого слоя меди методом гдльванопла-
стики. Однако по зрительному впечатлению оформление сводов слишком массивно и тяжеловесно. Декоративная скульптура главного купола гораздо лучше увязана с архитектурными формами: в барабане купола установ лены монументальные золоченые статуи ангелов, кото рые как бы господствуют над всем интерьером собора. Выше расположены пилястры, образующие со скульп турами единую вертикаль. Такое решение подчеркивает цельность общей композиции купола.
Первоначально предполагалось сделать статуи анге лов из алебастра. Комиссия и главный архитектор ре шили поручить заказ скульптору Р. Залеману, но его испугали большие технические трудности отливки и уста новки пятиметровых фигур на высоту около 40 метров. Работа была передана И. П. Витали. Для большей проч ности и облегчения веса он сделал фигуры не из алеба стра, а из листовой меди.
Рассматривая скульптуры интерьера, посетители не вольно обращают внимание на большие позолоченные группы «Воскресение» и «Преображение Христа», завер шающие малые иконостасы северного и южного приде лов. Для исполнения этого заказа был привлечен талант ливый скульптор Николай Пименов, сын Степана Пиме нова, одного из лучших мастеров монументально-декора тивной скульптуры начала XIX века.
В своих композициях Н. Пименов сумел передать ощущение взлета, устремленности ввысь: Статуи как бы парят в воздухе. Их позы и жесты повторяют движения возносящихся фигур на росписях малых куполов, кото рые находятся над скульптурами. Виртуозные работы Пименова получили высокую оценку даже у взыскатель ных профессоров Академии художеств. Н. А. Рамазанов
писал в своих |
«Материалах для |
истории |
художеств |
в России»: «...у |
Пименова каждая |
фигура, |
взятая от |
дельно, составляет вполне образцовое произведение, взлелеянное со всей любовью и с глубоким знанием дела
53
и достойное занять место в любом музее». Скульптор ра ботал над заказом в течение 9 лет (с 1851 по 1859 год) в исключительно тяжелых условиях. Воспользовавшись неопытностью Пименова, Комиссия по строению собора уплатила ему за исполнение двух огромных скульптур ных групп ничтожную сумму. Денег не хватило даже на расчеты с рабочими и покупку необходимых материа лов. Невзирая на трудности, Пименов довел работу до конца, хотя это привело его к разорению.
Декоративные скульптуры, украшающие внутреннее помещение собора, интересны и способом своего исполне ния: здесь впервые была широко применена гальвано пластика как при отливке самих фигур, так и при их зо лочении. Метод гальванопластики был открыт крупным русским физиком Б. С. Якоби, предложившим использо вать это изобретение при украшении Исаакиевского со бора. В своем письме Комиссии Якоби рекомендовал ис полнить скульптуры «посредством нового способа, кото рый в России получил свое начало и усовершенствование и поэтому неоспоримо может быть назван отечествен ным... Славнейшие литейщики Германии и Франции при знали преимущества сего изобретения, потому что сей способ избавляет от значительной части исправлений и позволяет сильно уменьшить количество металла».
Предложение Якоби было принято, и в 1840 году на Васильевском острове возникло специальное гальванопластическое предприятие. В Исаакиевском соборе ме тодом гальванопластики отлиты все статуи и орнаменты на сводах, а также фигура голубя, которая как символ «святого духа» была укреплена на тросе под главным куполом.
живопись
Декоративная живопись сразу же приковывает вни мание зрителя, входящего в собор. Огромные картины, украшают своды главного купола и центрального нефа.
54
Вся верхняя часть стен (аттик) заполнена следующими одна за другой композициями, которые изображают ска зания из Ветхого завета и легенды о жизни Христа.
Около 150 росписей на стенах и сводах исполнены масляными красками по штукатурке; 42 картины, вмон тированные в ниши пилонов, иконостасы, алтарные стены написаны на холсте.
Над оформлением Исаакиевского собора работали 22 художника, в том числе такие корифеи русского искус ства, как Ф. И. Бруни и К- П. Брюллов. Большинство тру дившихся здесь мастеров были воспитанниками Петер бургской Академии художеств, многие являлись ее про фессорами.
Академия художеств, основанная в Петербурге в 1757 году, сыграла большую роль в развитии русского изобразительного искусства и архитектуры. Но в сере дине XIX века художественная деятельность Академии начала терять свое значение. По приказу Николая I Ака демия из ведения министерства просвещения перешла в ведение министерства двора. Заслуженные профессора, неугодные царю, увольнялись. Ученикам навязывали сю жеты картин, определенные шаблоны в области изобра зительных средств.
Живопись Исаакиевского собора в значительной мере отразила кризис, который переживало академическое ис кусство. Кроме того, придирчивый контроль Синода, чи новников Комиссии, а в ряде случаев и самого царя ско вывал замыслы художников. Любопытно отметить, что. из 74 представленных эскизов росписей Николай I одо брил лишь 21 эскиз. В числе подлежащих переделке ока зались все рисунки К. П. Брюллова.
Условия, в которых трудились живописцы, были очень трудными. Исполнение картин масляными крас ками по штукатурке требовало специальной подготовки грунта, длительных, трудоемких процессов письма. Ра ботать приходилось, поднявшись на высокие леса, ино
56