Файл: Якирина, Т. В. Исаакиевский собор.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самой выдающейся из композиций на пандативах была роспись «Се человек» (Христос перед Пилатом), которую копировал П. П. Чистяков. Сюжетом ее послу­ жила легенда о том, как римский наместник Пилат от­ казался судить Христа, и решение о казни вынесли еврейские первосвященники. Картина изображает пор­ тик огромного дворца царя Иудеи Ирода, куда воины привели Христа. Внизу, на площади, толпятся разъярен­ ные фанатики. Осужденный знает свою судьбу, но его потемневшее лицо спокойно. Запавшие глаза смотрят вверх, мимо толпы. Темно-красный, цвета запекшейся крови плащ окутывает высокую фигуру Христа, и она кажется легкой, недосягаемой для боли и страха. В этом попрании зла, в торжестве моральной силы — основной замысел картины Брюллова, который, даже исполняя работу по заказу, на узкорелигиозную тематику, умел выразить собственные глубокие чувства и философские раздумья. Исполняя копию росписи «Се человек», Чис­ тяков творчески воспринял свою, казалось бы, скромную задачу. Это был художник разносторонних талантов. Более 20 лет он руководил мозаичным отделением и вел преподавательскую деятельность в Академии художеств. В суете и хлопотах проходили годы. Между тем Чистя­ ков всю жизнь мечтал создать собственное значительное произведение. Заказ на копию картины «Се человек» он воспринял как возможность в какой-то мере проявить свои силы. Басин, писавший эту картину по эскизу Брюллова, создал монументальную, но холодную, ти­ пично академическую композицию. Чистяков, изучив все наброски, старался вникнуть в колористические решения брюлловских эскизов. Копируя Басина, он усилил интен­ сивность рубиново-красных, лилово-багряных тонов одежд, сгустил тени. Роспись приобрела несвойственную академизму глубину и остроту в выражении чувств. Мо­ заичисты, делая набор по живописи Чистякова, еще

78

сильнее оттенили контрасты тонов и создали одну из лучших мозаик собора.

Если работа в мозаичном отделении сильно ограни­ чивала творческие возможности такого крупного худож­ ника, как Чистяков, то еще более тяжелым было поло­ жение рядовых мозаичистов. Труд их плохо оплачи­ вался. Досуга для создания собственных произведений совершенно не оставалось. Многие талантливые худож­ ники загубили свое дарование, набирая бесконечные ряды смальт: один квадратный метр мозаичного набора требовал 12 месяцев кропотливого труда. Особенно дра­ матично сложилась жизнь у мозаичистов И. С. Шапо­ валова и В. С. Сорокина, выходцев из крепостных кре­ стьян.

Шаповалов, бывший крепостной полковника Капни­ сту, начал работать в Исаакиевском соборе в 1851 году. Весь талант, все время художника были поглощены на­ бором мозаик. Для живописи не оставалось ни времени, ни сил. А через 11 лет он начал слепнуть. В 1862 году в 43 года Шаповалов вышел в отставку. Нужда заста­ вила его уехать в Тверскую губернию и поселиться в де­ ревне у родственников. Горько и радостно было полу­ слепому мозаичисту, когда приходили вести о триумфе его мастерства: на нескольких международных выстав­ ках работы Шаповалова отмечались первыми награ­ дами.

Выходец из крепостных крестьян Сорокин отдал тру­ дам в Исаакиевском соборе 20 лет жизни. В Академии художеств он получил звание академика. Особенно одобрил академический совет мозаику «Святой Спиридоний». Набор смальт рубиновых, золотистых тонов вы­ явил красоту мозаичных материалов, создавал иллюзию блеска драгоценных камней. В 1880-е годы В. С. Соро­ кин участвовал в создании огромных мозаик парусов главного купола, в наборе замечательной мозаики «Се человек» по оригиналу профессора Чистякова. В начале

79



90-х годов он получил приглашение приехать на между­ народную выставку мозаик в Париже. Но там фортуна изменила художнику; вольные суждения, критика Петер­ бургской Академии художеств дошли до русских вла­ стей и были истолкованы, как «неблагонадежность». Сорокина, оторвав от семьи, сослали в Лугу.

Десятки лет трудилась в Исаакиевском соборе семья мозаичистов Фроловых. А. Н. Фролов в 1890-х годах возглавил мозаичное отделение при Академии художеств и руководил всеми мозаичными работами в соборе. Под его наблюдением велась очень сложная в техническом отношении установка мозаик аттика и парусов. Каждая мозаичная картина весила более 5 тонн. В 1913 году для подъема мозаик профессор П. И. Дмитриев сконст­ руировал огромные металлические леса.

Вложение колоссальных средств в оформление Исаакиевского собора на протяжении многих десятилетий объясняется значением собора как главного храма Пе­ тербурга, столицы Российской империи. Огромный штат духовенства, состоявшего при соборе, вел разносторон­ нюю активную деятельность, направленную на пропа­ ганду религии.

РЕАКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВЕНСТВА СОБОРА

Исаакиевский собор являлся кафедральным и объединял деятельность всего духовенства столицы. Штат его насчитывал 80 человек, доходы исчислялись сотнями тысяч рублей. Пышные богослужения сопрово­ ждались пением громадного хора. Со специально уста­ новленной кафедры читались проповеди, велась пропа­ ганда религиозных и монархических идей.

При Исаакиевском соборе действовала религиозная организация «Православное Исаакиевское братство», существовали приходская школа и благотворительная столовая. Принадлежавшее собору издательство выпу­ скало в огромном количестве тексты проповедей и «душеспасительных бесед», листовки и лубочные картинки с изображением святых и царей. Так, после

убийства 1 марта 1881 года

Александра II была

издана брошюра с изображением

царя, возносящегося

на небо. В 1888 году в Борках произошло крушение царского поезда. Александр III остался невредим: бро­ нированный вагон, в котором ехали царь и его семья, находился в середине состава. Спасение Александра III церковь объявила чудом. Для Исаакиевского собора

81


была заказана икона и издано множество лубочных картинок, изображающих Христа с группой святых, бла­ гословляющего царский вагон.

После смерти Александра III издательство собора выпустило литографию, на которой царь и его еще здравствовавшая жена изображались возносящимися на небо;

В апреле 1902 года была издана брошюра «Русским рабочим задушевное слово», направленная против заба­ стовочного движения. Автор ее, церковный староста ге­ нерал Богданович, оправдывал кровавые расправы поли­ ции и обвинял рабочих, якобы нарушающих «порядок». Большевики ответили на эту брошюру замечательной антирелигиозной листовкой, изданной в январе 1903 года в Петербурге. Листовка называлась «Лиса-проповедник и правда». В ней остроумно разоблачались контррево­ люционные призывы церковников, приводились примеры антинародной политики царизма.

Контрреволюционную роль сыграла церковь и в пе­ риод 1905—1907 годов, помогая царскому правительству в подавлении первой русской революции.

Не без участия священнослужителей обагрились кровью рабочих улицы и площади Петербурга 9 января 1905 года. Организатором шествия к Зимнему дворцу был священник Район.

Вфеврале 1905 года, когда политические забастовки

иволнения распространялись все шире и шире, с кафед­ ры Исаакиевского собора выступил с проповедью архи­ епископ Антоний Храповицкий, призывавший бороться против «богохульников-революционеров», которые отры­

вают народ «от вечной жизни». Тогда же собор издал вторую брошюру Богдановича «Русским рабочим», со­ державшую призыв генерала-черносотенца бороться

среволюцией.

Косени 1905 года революционное движение охватило всю страну, оно нарастало с огромной силой. Всерос­

82

сийская октябрьская стачка показала мощь пролетар­ ского движения. Царское правительство, напуганное ростом революции, пошло на некоторые уступки. 17 ок­ тября царь издал манифест,'провозгласивший свободу слова, собраний, организации обществ и союзов, непри­ косновенность личности. В манифесте давалось обеща­ ние создать Государственную думу с законодательными функциями. Восхваляя манифест, издательство Исаакиевского собора выпустило специальную листовку, требо­ вавшую от народа терпеливого ожидания и пре­ кращения революционных выступлений. Как известно, обещанные царем «свободы» оказались обманом. Вслед за манифестом правительство создало ряд политических организаций: «Союз русского народа», «Союз Михаила Архангела» и другие. Народ назвал их «бандами черной сотни». Эти организации, состоявшие из помещиковреакционеров, церковников, купцов, разного рода полууголовных элементов, при содействии полиции устраи­ вали кровавые еврейские погромы и выступления против прогрессивной интеллигенции. Среди духовенства, вхо­ дившего в состав черносотенных организаций, был и священник Исаакиевского собора В. Плотников.

Во вредоя первой мировой войны в армию было на­ правлено около 5 тысяч священников. Они оправдывали эту империалистическую бойню, внушали солдатам, что война послана богом, что надо терпеть, повиноваться царю и начальству.

Огромное количество крестиков, икон, молитвенни­ ков распространялось среди войск. По инициативе духо­ венства Исаакиевского собора для армии была изготов­ лена икона с изображением Христа, благословляющего царскую семью, а также тысячи копий «чудотворных» икон, находившихся в соборе.

После расстрела июльской демонстрации 1917 года в Исаакиевском соборе состоялось торжественное отпе­ вание казаков, участвовавших в расправе с рабочими.

83


На похоронах присутствовали высшее духовенство и члены Временного правительства. С речами выступили митрополит Платон и А. Ф-.~Керенский.

Впоследствии духовенство Исаакиевского собора благословляло белогвардейские ударные батальоны на борьбу с молодой Советской республикой. Собравшийся в ноябре 1917 года церковный собор издал послание к верующим, в котором называл Октябрьскую револю­ цию «бедствием» и призывал народ к «покаянию», к воз­ вращению на «путь христов». При Исаакиевском соборе был создан «кружок проповедников», в который вхо­ дили бывшие черносотенцы, действовали кружки .обуче­ ния «закону божьему» детей и молодежи.

В январе 1918 года по инициативе В. И. Ленина был принят «Декрет о свободе совести, церковных и рели­ гиозных обществах». По этому декрету церковь отделя­ лась от государства и школа от церкви, декрет обеспе­ чивал трудящимся полную свободу совести. Религиозные организации становились частными организациями ве­ рующих.

Церковь развернула борьбу против декрета, одобрен­ ного большинством трудящихся масс. Возглавило эту борьбу созданное в октябре 1917 года «Братство объеди­ ненных приходских советов Петрограда и епархии», организовавшее ряд тайных заговоров, в которых участ­ вовали и священники Исаакиевского собора.

Во время кронштадтского мятежа 1921 года духовен­ ство Исаакиевского собора поддерживало с мятежни­ ками тесную связь.

В 1921 году разразился голод, охвативший 35 губер­ ний. Коммунистическая партия и Советское правитель­ ство делали все возможное для спасения людей. При ВЦИК был организован Центральный комитет помощи голодающим, отпускались государственные средства, шел сбор пожертвований. Но эти меры оказались недо­ статочными. Нужно было купить хлеб за границей. Для

84

этого требовалось золото. Огромными ценностями, на­ копленными в течение столетий, располагали церкви. Только в одном Исаакиевском соборе они исчислялись тоннами.

22 февраля 1922 года по просьбе населения голодаю­ щих районов Советское правительство издало декрет об изъятии церковных ценностей. В Исаакиевском соборе правительственная комиссия изъяла более 48 килограм­ мов золота, 2 тонны серебра, 796 драгоценных камней. Духовенство сопротивлялось декрету, особенно церков­

ники Исаакиевского собора.

При

обыске в

подвалах

у них оказалось оружие — винтовки,

патроны,

шашки.

В начале 20-х

годов Исаакиевский собор

находился

в ведении группы

верующих,

так называемой церковной

«двадцатки». Однако используя собор, «двадцатка» не принимала никаких мер к сохранению здания, которое стало быстро разрушаться. Учитывая ценность собора, как выдающегося памятника русской архитектуры, Со­ ветское правительство решило удовлетворить ходатай­ ство Наркомпроса и трудящихся Ленинграда и изъять собор из ведения церкви. 18 июня 1928 года Президиум ВЦИК решил «оставить здание собора в исключитель­ ном пользовании Главнауки в качестве музейного па­ мятника». Постановление ВЦИК положило начало серьезному обследованию и реставрации этой сложной в инженерном отношении постройки.