Файл: Эксплуатация корабельных двигателей внутреннего сгорания лекции..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
- вести техническую документацию по эксплуатации
ДВС;
- обучать подчиненный личный состав.
При эксплуатации ДВС на корабле личный состав должен руководствоваться следующими документами:
-Корабельным уставом ВМФ СССР;
-НБИТС (наставлением по боевому использованию технических средств);
-ПЭСД-57 (правилами эксплуатации судовых дизелей);
-инструкциями по эксплуатации ДВС и другими доку ментами, которые объявляются для руководства приказами командования.
Ксамостоятельному обслуживанию двигателя допускаются
матросы старшины и офицеры, изучившие устройство двигате ля, хорошо знающие инструкции по их обслуживанию и прошед шие практическую подготовку.
Допуск к самостоятельному обслуживанию производится после сдачи экзамена и оформления допуска приказом по кораблю в соответствии с Корабельным уставом ВМФ.
§ 2. Роль инженера-механика в организации технически грамотной эксплуатации корабельных ДВС
Обязанности инженера-механика, командира электромеха нической боевой части в организации технически грамотной эксплуатации корабельных ДВС определяются Корабельным уставом ВМФ СССР (ст. 201-210).
Командир электромеханической боевой части отвечает:
-за боевую готовность подчиненного подразделения;
-.за правильное содержание и использование техниче
ских средств и имущества подчиненной боевой части;
-за боевую и политическую подготовку, воспитание
ивоинскую дисциплину личного состава;
10
-за своевременное снабжение корабля (боевой части) соответствующими видами довольствия;
-за организацию специальной вахтенной и дежурной
службы в своем подразделении:.
Основные обязанности командира электромеханической боевой части заключаются в следующем:
-он должен безупречно знать вверенные ему техниче ские средства и правила их использования, повышать свой знания по специальности;
-организовывать правильную эксплуатацию и содержать
висправности технические средства и имущество боевой части;
-руководить приемкой запасов и следить за наличием, хранением и расходованием их согласно установленным нор мам;
-организовывать подготовку личного состава по спе циальности;
-контролировать проведение ремонтных рабоЪ г>шгяшт завода и руководить ремонтом, производимым личным соста вом;
-своевременно вносить необходимые записи в эксплуа тационные журналы, формуляры и другие документы.
Вбою командир электромеханической боевой части должен обеспечить наиболее эффективное использование технических средств в соответствии с обстановкой и полученными прика заниями командира корабля.
Организация технически грамотной эксплуатации двига телей на корабле во многом зависит от личных знаний ин- женера-механика, его деловых качеств, умения обучать и воспитывать подчиненный личный состав. Там, где имеется
знающий и деловой инженер-механик, там энергетическая установка обслуживается без нарушений инструкций, обеспе чивается длительная и надежная работа двигателей.
Большое значение для инженера-механика имеет умение работать с подчиненным личным составом. Он должен:
II
-хорошо знать деловые, моральные и политические качества подчиненного личного состава, в своей работе опираться на старпинский состав;
-обучать личный состав по специальности, воспиты вать у личного состава такие качества, которые обеспе чивают технически грамотную эксплуатацию технических средств и выполнение боевой задачи кораблем;
-проявлять высокую требовательность к подчиненным
вотношении пунктуального выполнения инструкций по экс плуатации материальной части, обязанностей по повседнев ным и боевым расписаниям, в также высокой личной воинской дисциплины.
Инженер-механик должен помнить о том, что для победы в современном бою одних только технических знаний недоста точно.
Воспитание у подчиненного личного состава высоких морально-политических качеств, коммунистической идейности, преданности Коммунистической партии Советского Союза и Советском? правительству должно быть первейшей обязан ностью инженера-механика.
Вопросы для повторения
1.Какие вопросы изучает раздел "Эксплуатация кора бельных ДВС? Стр. 9,
2.Какими документами обобщается опыт эксплуатации
корабельных двигателей внутреннего сгорания? Стр. 5.
3.Что понимается под эксплуатацией ДВС? Стр. 6.
4.Какие требования предъявляются к личному составу,
обслуживающему корабельные ДВС? Стр. ?.
5. В чем особенности эксплуатации ДВС в боевых усло
виях? Стр. 8-9.
6. Особенности эксплуатации и обслуживания корабель ных двигателей при плавании в штормовую погоду? Стр. 9.
12
7. Что должен знать и уметь курсант, изучивший раздел
"Эксплуатация корабельных ДВС"? Стр.7-9.
8.Какими документами руководствуется командир электро механической боевой части при эксплуатации корабельных ДВС? Стр. Ю .
9.Какие обязанности определены "Корабельным уставом ВМФ" для инженера-механика, командира электромеханической боевой части? Стр. 10.
10.Какие формы работы использует инженер-механик при организации технической грамотной эксплуатации корабельных ДВС? Стр. 12.
Ли т е р а т у р а
1.Правила эксплуатации судовых дизелей (ПЭСД-57). Воениздат, 1957.
2. Корабельный устав Ш Ф Союза ССР. Воениздат, 1959.
Г л а в а |
П |
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА КОРАБЕЛЬНЫХ ДВС
§ I. Особенности работы главных корабельных
ДВС, установленных на надводных кораблях и подводных. лодках
Двигатели внутреннего сгорания |
используются на кораб |
|
ле для передачи энергии на гребной |
винт и для приведения |
|
в действие |
вспомогательных механизмов. В первом случае они |
|
называются |
главными двигателями, во втором - вспомогатель |
|
ными. |
|
13 |
Двигатели, установленные на кораблях в качестве главных, работают в особых условиях. Особые условия рабо ты двигателей определяются тем, что они входят в состав так называемого пропульсивного (гребного) комплекса, состоящего из двигателя, передачи на гребной винт, греб ного винта и корпуса корабля. Каждый элемент гребного комплекса имеет свои характеристики, которые тесно связа ны между собой, поэтому нагрузка двигателя будет опреде ляться особенностями характеристик отдельных элементов гребного комплекса в зависимости от их технического состояния и режима работы.
Условия работы двигателей, установленных на корабле для привода гребных винтов, определяются как конструктив ными, так и эксплуатационными факторами. К конструктивным факторам относятся:
а) класс и особенности конструкции корпуса корабля (водоизмещающие или глиссирующие обводы, наличие подвод ных крыльев или использование воздушной подушки для скольжения корабля по воде);
б) способ передачи мощности от двигателя на винт (прямая, гидравлическая или электрическая передача);
в) конструкция и параметры гребного винта (винт фиксированного или регулируемого шага, крыльчатые движи тели);
г) количество двигателей, работающих на один винт,
иколичество гребных винтов.
Кэксплуатационным факторам относятся:
а) состояние корпуса корабля и гребных винтов (обрастание корпуса корабля и гребных винтов, величина шероховатости их поверхности, наличие крена или дифферен та);
б) отклонение водоизмещения корабля от нормального; в) выполнение кораблем маневра (циркуляция, разгон,
реверсирование); г) гидрометеорологические условия плавания (сила и
14
направление ветра, балльность ветра, наличие ледового покрова);
д) величина тяги на буксире, работа двигателей у стенки (швартовный режим), работа на мелководье;
е) парциальное использование гребных винтов в многовальной установке или двигателей в многомоторной;
ж) внешние условия (атмосферные условия, разрежение на всасывании, противодавление на выпуске).
В конечном итоге нагрузка двигателя, работающего на винт фиксированного шага, определяется так называемой
винтовой характеристикой, имеющей приближенное аналитиче ское выражение вида
N c= C n ryi? |
(2.1) |
где N e- мощность двигателя;
m- показатель степени;
С- постоянный коэффициент.
Показатель степени w зависит от типа обводов корпуса корабля. Он изменяется в широких пределах от 1,5 до 3,5 и определяет зависимость изменения мощности двигателя от числа оборотов при работе на гребной винт. Вид винтовых характеристик для кораблей, имеющих раз личные обводы корпуса, показан на рис. 2.1. Как видно из рисунка, мощность двигателя на промежуточных режимах работы наиболее полно используется на кораблях, имеющих глиссирующие обводы и подводные крылья. Вместе с тем двигатели таких кораблей имеют меньший резерв мощности для маневрирования и разгона. Для кораблей на подводных
крыльях резим выхода на крыло очень часто является пере грузочным. Длительная работа двигателя на этом режиме не допускается.
В зависимости от эксплуатационных факторов винтовая характеристика может быть "тяжелой" и "легкой". В анали тическом выражении это изменение определяется коэффици
ентом |
С . |
Если С > С о ,то винтовая характеристика |
тяжелая, |
если |
С«=-С0? то винтовая характеристика |
15
<00
80
60
40
го
Рис. 2.1. Характеристики гребного (пропульсивного) комплекса корабля: I; водоизмешвпцие обводы
2)глиссирующие обводы
3)корабль на подводных крыльях;
4)ограничительная характеристика двигателя;
5)внешняя характеристика двигате ля
легкая. На рис. 2.2 показаны тяжелые и легкие характе ристики. Наиболее тяжелой будет характеристика гребного винта на швартовном режиме, наиболее легкой - характери стика при оголении гребного винта.
Особенности работы двигателя на корабле определяются главным образом назначением корабля и его боевыми функ циями. Для корабля характерны такие виды его боевого использования, как переход, поиск противника, выход в атаку, маневрирование во время атаки или во время веде ния боя, преследование или отрыв от противника, а также
16
н
Рис. 2.2. Изменение характеристик
взависимости от условий плавания:
1)нормальная винтовая характеристика;
2)"тяжелая" винтоввя характеристика;
3)"легкая" винтовая характеристика;
4)винтовая характеристика при оголении гребного винта;
5)винтовая характеристика на швартов ном режиме;
6)ограничительная характеристика двигателя;
7)внешняя характеристика двигателя
специальные задачи: дозор, траление, постановка мин, сопровождение конвоя, высадка десанта и другие. В соот ветствии с боевой деятельностью и выполнением задач кораблем в определенном режиме используются двигатели энергетической установки.
Для главных корабельных ДВС характерны следующие особенности эксплуатации:
г. ”
н. НО--,.
о, ■ о ска
ЭКЗЕ;.;п
UMT A HL . .
-широкий диапазон изменения числа оборотов и на грузки по винтовой характеристике;
-частые пуски, реверсы и изменения режимов работы;
-длительная работа на малых и средних нагрузках;
-работа в условиях качки, постоянных кренов
идифферентов;
-работа при наличии повреждений отдельных элементов двигателя и систем;
-затрудненный доступ к двигателям для обслуживания
иремонта в связи со стесненным расположением их в машин ных отсеках;
-возможность попадания воды во внутренние полости двигателей из-за того, что они обычно расположены ниже ватерлинии.
Двигатели внутреннего сгорания, установленные на ПЛ,
всоответствии с боевым использованием последних экс плуатируются на специальных режимах в условиях повышенного противодавления и разрежения (режимы РДП и продувания главного балласта). Они должны обеспечивать работу на различные потребители; на винт, на генератор, а также одновременно на винт и генератор (режим винт-зарядка
ирежим винт-расход).
§ 2. Особенности работы дизель-генераторов
На кораблях двигатели внутреннего сгорания использу ются также для привода электрогенераторов постоянного и переменного тока. Количество диэель-гечераторов, установ ленных на корабле, определяется не только получением необходимой суммарной мощности, но и требованием к живу чести энергетической установки, поэтому все дизель-гене раторы или часть из них должна обеспечивать параллельную работу на электрическую сеть.
18
Для дизелей, работающих на генераторы,характерны следующие особенности:
а) постоянная, длительная работа на номинальном числе оборотов;
б) больше изменения нагрузки в зависимости от отключения и подключения потребителей;
в) обеспечение параллельной работы нескольких генераторов.
К системам регулирования дизель-генераторов, исходя из необходимости обеспечения параллельной работы предъяв ляются дополнительные требования. Конструкция регулятора должна обеспечивать возможность изменения наклона регу ляторных характеристик во время работы двигателя. Это требование позволяет обеспечить одинаковый наклон регу ляторных характеристик и равномерное распределение на грузки между дизель-генераторами, работающими в параллель. На рис. 2.3 показаны
регуляторные характери |
|
|
|
|
|
|
стики дизель-генерато |
102 |
|
|
|
|
|
ров А и Б, имеющих раз |
|
-А/6 |
|
|
|
|
ный наклон характери |
100 |
|
|
|
|
|
стик. Как видно из ри |
|
|
|
|
|
|
сунка, дизель-генера |
— |
— |
— |
- |
— |
|
тор А, имеющий более |
98 |
|
|
|
1^ |
1 |
пологую характеристику, |
96 |
|
|
|
i l J |
|
на нагрузках, близких |
|
40 60 |
к' |
|||
0 20 |
80 100 |
|||||
к полным, может быть |
Рис. 2.3. Распределение |
|
||||
перегружен из-за не |
|
|||||
нагрузок между дизель-гене |
|
|||||
равномерного распреде |
раторами, |
имеющими разный |
|
|||
|
наклон регуляторных ха |
|
ления нагрузки между |
рактеристик |
|
дизель-генераторами. |
||
|
19