Файл: Эксплуатационные свойства и применение горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей учебное пособие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 168

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

зование начальных очагов воспламенения зависит не только от ис­ паряемости, но и от воспламеняемости.

Температура перегонки 90 и 96% характеризует наличие в топ­ ливе тяжелых фракций, которые вызывают ухудшение испарения, неполное сгорание, отложение нагара и повышенную дымность от­ работавших газов. Поэтому конец кипения топлив должен быть не выше: арктического 330, зимнего 340 и летнего 360° С. Начало пе­ регонки должно быть не менее 180—200° С.

ВОСПЛАМЕНЯЕМОСТЬ

Влияние химического состава на воспламеняемость. Строение молекул углеводородов, входящих в состав топлива, является ос­

новным фактором, обусловливающим способность его к воспламе­ нению.

Лучшей воспламеняемостью обладают алкановые углеводороды нормального строения, отличающиеся низкой стабильностью к окислению в паровой фазе, легко образующие перекиси и имею­

щие самые низкие в ряду углеводородов температуры воспламене­ ния (табл. 18).

С удлинением цепи вое-

 

 

 

Т а б л и ц а

18

пламеняемость

алкановых

Температура воспламенения

 

углеводородов

нормального

"^Тмето УкапВлиГР°Д°В

 

г*гг п п А Т Т л а \ ттлтп ттт о о гг г * а

П г ш о

_____

'

 

'

 

строения улучшается, идна-

Наименование

 

 

 

ко

высокая

 

температура

Формула

Температура

застывания

этих

углево-

горючего

 

восплам.,

°С

вещества

 

 

дородов ограничивает

воз­

н-Гексан

 

С6Н14

520

 

можность их

использования

 

 

в топливах, особенно в зим-

н-Гексен

 

С6Н]2

540

 

нее

время.

к

Разветвление

Циклогексан

 

C6Hi2

560

 

цепи

ведет

ухудшению

Бензол

 

С6н 6

720

 

воспламеняемости.

Самыми

 

 

 

 

 

 

 

низкими свойствами по воспламеняемости обладают ароматиче­ ские углеводороды, особенно бициклические без боковых цепей или с короткими боковыми цепями, отличающиеся высокой устойчиво­ стью к окислению в паровой фазе.

После распада колец ароматических углеводородов горение протекает с большими скоростями, что способствует возникновению «жесткой» работы. Наличие боковых цепей улучшает воспламеняе­ мость, причем в тем большей степени, чем длиннее боковая цепь.

Циклановые углеводороды по воспламеняемости занимают про­ межуточное положение между алкановыми и ароматическими. Об этом можно судить по температурам воспламенения. Наиболее высокой температурой воспламенения обладают арома­ тические углеводороды. Нормальные алкановые имеют низкую температуру воспламенения. Температуры воспламенения циклановых и непредельных углеводородов имеют промежуточное зна­

13*

195


чение. Изомеризация, как правило, повышает температуру воспла­ менения. В большинстве случаев углеводороды и моторные топли­ ва с высокими антидетонационными качествами имеют более вы­ сокую температуру воспламенения, чем топлива с низкой детона­ ционной стойкостью.

С повышением молекулярной массы углеводородов температура их воспламенения понижается. Наивысшей температурой воспла­ менения обладают газообразные углеводороды; несколько ниже — углеводороды, составляющие бензин. Керосин имеет более низкую температуру воспламенения, а газойль и соляровый дистиллят са­ мую низкую.

Оценка воспламеняемости дизельных топлив. Воспламеняемость дизельных топлив оценивают с помощью моторных и расчетно-ла­ бораторных методов.

Сущность моторных методов заключается в сравнении в опре­ деленных условиях воспламеняемости испытуемого топлива с эта­ лонным. В качестве эталонов для сравнения приняты цетан (н-гек-

садекан

С16Н34) — углеводород

алканового ряда

нормального

строения

и а-метилнафталин

СцНю — углеводород

ароматиче­

ского ряда.

 

 

Воспламеняемость цетана принята за 100 (соответствует цета­

новому числу 1 0 0 ), а а-метилнафгалина — за 0 (цетановое

чис­

ло 0 ).

Це­

Воспламеняемость топлива выражают цетановым числом.

тановое число численно равняется процентному по объемному со­ держанию цетана в его смеси с альфаметилнафталином, которая эквивалентна по воспламеняемости испытуемому топливу, при сравнении их в стандартных условиях испытания.

Известны методы определения цетановых чисел по критической степени сжатия и по периоду задержки воспламенения топлива. Определение цетановых чисел по критической степени сжатия за­ ключается в следующем. Находят ту минимальную (критическую) степень сжатия, при которой еще происходит воспламенение испы­ туемого топлива, и затем подбирают смесь эталонных топлив, имею­ щих ту же критическую степень сжатия, что и оцениваемое топ­ ливо.

Определение цетановых чисел по периоду задержки воспламе­ нения заключается в подборе такой смеси эталонных топлив, кото­ рая имеет ту же длительность периода задержки воспламенения, что и испытуемое топливо.

Применяемые в настоящее время методы оценки воспламеняе­ мости топлив по периоду задержки воспламенения делятся на две группы:

— испытание при постоянном периоде задержки воспламене­ ния и последующем сравнении степени сжатия;

— испытания при постоянной степени сжатия и измерении пе­ риода задержки воспламенения.

196


В Советском Союзе в качестве стандартного метода для опре­ деления цетановых чисел принят метод совпадения вспышек, от­ носящийся к первой группе.

Большой практический интерес представляют расчетно-лабора­ торные методы оценки воспламеняемости, которые основываются на связи, имеющейся между физико-химическими свойствами топ­ лива и периодом задержки воспламенения.

К числу таких методов относится, например, определение ди­ зельного индекса (ДИ). Для его вычисления требуется определить анилиновую точку и плотность топлива, которые с известным при­ ближением характеризуют химический состав топлива:

ДИ = (1,84 + 32)

1,315),

 

г 15

 

где ta— анилиновая точка

испытуемого

топлива, °С;

Pi5 — плотность топлива

при 15° С, г/см3.

Алкановые углеводороды имеют высокую анилиновую точку, а ароматические, на­ против, низкую. Плотность же алкановых углеводоро д о в меньше, чем ароматических. Поэтому с повышением анили­ новой точки и уменьшением плотности топлива дизельный индекс увеличивается. Чем он выше, тем лучше воспламеняе­ мость топлива. На рис. 50 по­ казана связь между дизель­ ным индексом и цетановым числом.

Для определения цетаново­ го чиса (ЦЧ) по групповому углеводородному составу бы­ ла предложена формула

20 30 40 50 60 70 80 90

Цетанобое число

Рис. 50. Связь между цетановым числом и дизельным индексом.

ЦЧ=0,85 П + 0,1 Н — ОДА,

где П, Н и А — соответственно процентное содержание алкано­ вых, циклановых и ароматических углеводородов в топливе.

Цетановое число в зависимости от фракционного состава и

плотности топлива в г/см3 можно

определить по формуле

I ТЦ _ ^ср

56

Ц5р15

где /ср — средняя температура кипения, °С.

197


Эти формулы нельзя применять для топлив широкого фракционного состава, содержащих большое количество бензиновых и ке­ росиновых фракций.

Связь между октановым и цетановым числом определяется вы­ ражением

 

ЦЧ

120 — ОЧМ

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

где ОЧМ — октановое число продукта по моторному методу.

 

 

 

Влияние

цетанового

числа

 

 

 

на работу двигателя. Цетано­

 

 

 

вое число оказывает влияние

 

 

 

на запуск, мощность и эконо­

 

 

 

мичность двигателя. Чем выше

 

 

 

цетановое число, тем меньше

 

 

 

период

задержки воспламене­

 

 

 

ния, меньше начальная ско­

 

 

 

рость

нарастания

давления,

 

 

 

легче

осуществляется

запуск

 

 

 

двигателя (рис. 51).

 

 

 

 

При пуске двигателя тем­

 

 

 

пература стенок и головки ци­

 

 

 

линдра, а также температура

 

 

 

воздуха в конце такта сжатия

 

 

 

гораздо ниже, чем при работе

 

 

 

прогретого

двигателя.

При

45

 

 

применении

топлив

с

низкой

5 5

6 5 70

воспламеняемостью в этих ус­

Цетанобое число

 

ловиях период задержки вос­

Рис. 51. Влияние

воспламеняемости

пламенения увеличивается на­

столько, что

запуск

двигателя

топлива на продолжительность пуска

становится

затруднительным

двигателя при различной температу­

ре окружающего воздуха.

или невозможным

особенно в

зимнее время.

Цетановое число оказывает существенное влияние на характер развития процесса сгорания топлива в двигателе. Хорошая воспла­ меняемость обеспечивает плавную работу двигателя и благодаря небольшому периоду задержки воспламенения можно регулиро­ вать скорость тепловыделения путем изменения подачи топлива.

Однако эти преимущества топлива с высокой воспламеняемо­ стью не реализуются в существующих двигателях, а напротив, изза невысокой скорости горения ухудшаются характеристики Сго­ рания.

Для быстроходных форсированных дизелей оптимальное зна­ чение цетанового числа находится в пределах 45—50. При по­ вышении цетанового числа более 60 двигатель работает мягко, но экономичность его уменьшается. При высоком цетановом числе

198


згдержка воспламенения настолько мала, что топливо загорается в камере сгорания тотчас после начала впрыска и очаг горения об­ разуется вблизи головки форсунки. Поэтому воздух, находящийся дальше от места впрыска, не участвует в процессе горения. В ре­ зультате этого топливо сгорает неполностью, увеличивается дым­ ность, экономичность дизельного двигателя падает.

Методы улучшения воспламеняемости. Улучшить воспламеняе­ мость дизельного топлива можно изменением химического соста­ ва или добавлением присадок.

Химический состав изменяется подбором сырья, удалением при очистке ароматических, непредельных и сернистых соединений, а также добавкой к топливу высокоцетановых компонентов. Полу­ чение хорошо воспламеняющихся топлив указанными способами ограничивает ресурсы производства дизельных топлив и увели­ чивает производственные затраты.

Наиболее эффективен метод использования присадок. Их дей­ ствие основано на ускорении предпламенных реакций окисления углеводородов топлива. Это ведет к снижению температуры вос­ пламенения и сокращению периода задержки воспламенения. Из многих веществ, предложенных различными исследователями в ка­ честве присадок, наиболее эффективными оказались нитраты и пе­ рекиси, например,

 

 

с н 3

О-О

СН.

СН3—СНо—ONO, СН,—CH -ONO- СН

 

\ с /

 

СНз

\ с /

 

СНз

О--О

СН,

Этилнитрат

Изопропилнитрат

 

Перекись ацетона

Применение присадок позволяет использовать в качестве горю­ чего для дизелей компоненты каталитического крекинга и даже бензиновые фракции.

Таблица 19 иллюстрирует характер изменения цетанового чис­ ла дистиллятов при введении в них 2% различных присадок.

 

Т а б л и ц а 19

Наибольший эффект

дает

Повышение цетанового числа топлива

Добавление первых

порций.

 

 

 

Однако эффективность этих

 

Газойлевая фракция

присадок измеряется не толь­

Присадка

прямой

каталити­

ко повышением

цетанового

 

пере-

ческой

числа топлива, но и его ста­

 

ГОНКИ

крекинга

бильностью при хранении. Как

Изоамилнитрат

22

22

правило,

присадки

с течением

времени

разлагаются и

цета­

Этилнитрат

20

20

новое число дизельного топли­

Перекись ацетона

24

 

22

ва постепенно снижается поч­

 

 

 

ти до исходной величины.

Топ­

ливо с присадками имеет более высокую кислотность и меньшую химическую стабильность.

199