Файл: Эксплуатационные свойства и применение горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 168
Скачиваний: 0
зование начальных очагов воспламенения зависит не только от ис паряемости, но и от воспламеняемости.
Температура перегонки 90 и 96% характеризует наличие в топ ливе тяжелых фракций, которые вызывают ухудшение испарения, неполное сгорание, отложение нагара и повышенную дымность от работавших газов. Поэтому конец кипения топлив должен быть не выше: арктического 330, зимнего 340 и летнего 360° С. Начало пе регонки должно быть не менее 180—200° С.
ВОСПЛАМЕНЯЕМОСТЬ
Влияние химического состава на воспламеняемость. Строение молекул углеводородов, входящих в состав топлива, является ос
новным фактором, обусловливающим способность его к воспламе нению.
Лучшей воспламеняемостью обладают алкановые углеводороды нормального строения, отличающиеся низкой стабильностью к окислению в паровой фазе, легко образующие перекиси и имею
щие самые низкие в ряду углеводородов температуры воспламене ния (табл. 18).
С удлинением цепи вое- |
|
|
|
Т а б л и ц а |
18 |
|||||
пламеняемость |
алкановых |
Температура воспламенения |
|
|||||||
углеводородов |
нормального |
"^Тмето УкапВлиГР°Д°В |
|
|||||||
г*гг п п А Т Т л а \ ттлтп ттт о о гг г * а |
П г ш о |
_____ |
' |
|
' |
|
||||
строения улучшается, идна- |
Наименование |
|
|
|
||||||
ко |
высокая |
|
температура |
Формула |
Температура |
|||||
застывания |
этих |
углево- |
горючего |
|
восплам., |
°С |
||||
вещества |
|
|
||||||||
дородов ограничивает |
воз |
н-Гексан |
|
С6Н14 |
520 |
|
||||
можность их |
использования |
|
|
|||||||
в топливах, особенно в зим- |
н-Гексен |
|
С6Н]2 |
540 |
|
|||||
нее |
время. |
к |
Разветвление |
Циклогексан |
|
C6Hi2 |
560 |
|
||
цепи |
ведет |
ухудшению |
Бензол |
|
С6н 6 |
720 |
|
|||
воспламеняемости. |
Самыми |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
низкими свойствами по воспламеняемости обладают ароматиче ские углеводороды, особенно бициклические без боковых цепей или с короткими боковыми цепями, отличающиеся высокой устойчиво стью к окислению в паровой фазе.
После распада колец ароматических углеводородов горение протекает с большими скоростями, что способствует возникновению «жесткой» работы. Наличие боковых цепей улучшает воспламеняе мость, причем в тем большей степени, чем длиннее боковая цепь.
Циклановые углеводороды по воспламеняемости занимают про межуточное положение между алкановыми и ароматическими. Об этом можно судить по температурам воспламенения. Наиболее высокой температурой воспламенения обладают арома тические углеводороды. Нормальные алкановые имеют низкую температуру воспламенения. Температуры воспламенения циклановых и непредельных углеводородов имеют промежуточное зна
13* |
195 |
чение. Изомеризация, как правило, повышает температуру воспла менения. В большинстве случаев углеводороды и моторные топли ва с высокими антидетонационными качествами имеют более вы сокую температуру воспламенения, чем топлива с низкой детона ционной стойкостью.
С повышением молекулярной массы углеводородов температура их воспламенения понижается. Наивысшей температурой воспла менения обладают газообразные углеводороды; несколько ниже — углеводороды, составляющие бензин. Керосин имеет более низкую температуру воспламенения, а газойль и соляровый дистиллят са мую низкую.
Оценка воспламеняемости дизельных топлив. Воспламеняемость дизельных топлив оценивают с помощью моторных и расчетно-ла бораторных методов.
Сущность моторных методов заключается в сравнении в опре деленных условиях воспламеняемости испытуемого топлива с эта лонным. В качестве эталонов для сравнения приняты цетан (н-гек-
садекан |
С16Н34) — углеводород |
алканового ряда |
нормального |
строения |
и а-метилнафталин |
СцНю — углеводород |
ароматиче |
ского ряда. |
|
|
Воспламеняемость цетана принята за 100 (соответствует цета
новому числу 1 0 0 ), а а-метилнафгалина — за 0 (цетановое |
чис |
ло 0 ). |
Це |
Воспламеняемость топлива выражают цетановым числом. |
тановое число численно равняется процентному по объемному со держанию цетана в его смеси с альфаметилнафталином, которая эквивалентна по воспламеняемости испытуемому топливу, при сравнении их в стандартных условиях испытания.
Известны методы определения цетановых чисел по критической степени сжатия и по периоду задержки воспламенения топлива. Определение цетановых чисел по критической степени сжатия за ключается в следующем. Находят ту минимальную (критическую) степень сжатия, при которой еще происходит воспламенение испы туемого топлива, и затем подбирают смесь эталонных топлив, имею щих ту же критическую степень сжатия, что и оцениваемое топ ливо.
Определение цетановых чисел по периоду задержки воспламе нения заключается в подборе такой смеси эталонных топлив, кото рая имеет ту же длительность периода задержки воспламенения, что и испытуемое топливо.
Применяемые в настоящее время методы оценки воспламеняе мости топлив по периоду задержки воспламенения делятся на две группы:
— испытание при постоянном периоде задержки воспламене ния и последующем сравнении степени сжатия;
— испытания при постоянной степени сжатия и измерении пе риода задержки воспламенения.
196
В Советском Союзе в качестве стандартного метода для опре деления цетановых чисел принят метод совпадения вспышек, от носящийся к первой группе.
Большой практический интерес представляют расчетно-лабора торные методы оценки воспламеняемости, которые основываются на связи, имеющейся между физико-химическими свойствами топ лива и периодом задержки воспламенения.
К числу таких методов относится, например, определение ди зельного индекса (ДИ). Для его вычисления требуется определить анилиновую точку и плотность топлива, которые с известным при ближением характеризуют химический состав топлива:
ДИ = (1,84 + 32) |
1,315), |
|
|
г 15 |
|
где ta— анилиновая точка |
испытуемого |
топлива, °С; |
Pi5 — плотность топлива |
при 15° С, г/см3. |
Алкановые углеводороды имеют высокую анилиновую точку, а ароматические, на против, низкую. Плотность же алкановых углеводоро д о в меньше, чем ароматических. Поэтому с повышением анили новой точки и уменьшением плотности топлива дизельный индекс увеличивается. Чем он выше, тем лучше воспламеняе мость топлива. На рис. 50 по казана связь между дизель ным индексом и цетановым числом.
Для определения цетаново го чиса (ЦЧ) по групповому углеводородному составу бы ла предложена формула
20 30 40 50 60 70 80 90
Цетанобое число
Рис. 50. Связь между цетановым числом и дизельным индексом.
ЦЧ=0,85 П + 0,1 Н — ОДА,
где П, Н и А — соответственно процентное содержание алкано вых, циклановых и ароматических углеводородов в топливе.
Цетановое число в зависимости от фракционного состава и
плотности топлива в г/см3 можно |
определить по формуле |
I ТЦ _ ^ср |
56 |
Ц5р15 ’
где /ср — средняя температура кипения, °С.
197
Эти формулы нельзя применять для топлив широкого фракционного состава, содержащих большое количество бензиновых и ке росиновых фракций.
Связь между октановым и цетановым числом определяется вы ражением
|
ЦЧ |
120 — ОЧМ |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
где ОЧМ — октановое число продукта по моторному методу. |
|||||||
|
|
|
Влияние |
цетанового |
числа |
||
|
|
|
на работу двигателя. Цетано |
||||
|
|
|
вое число оказывает влияние |
||||
|
|
|
на запуск, мощность и эконо |
||||
|
|
|
мичность двигателя. Чем выше |
||||
|
|
|
цетановое число, тем меньше |
||||
|
|
|
период |
задержки воспламене |
|||
|
|
|
ния, меньше начальная ско |
||||
|
|
|
рость |
нарастания |
давления, |
||
|
|
|
легче |
осуществляется |
запуск |
||
|
|
|
двигателя (рис. 51). |
|
|||
|
|
|
При пуске двигателя тем |
||||
|
|
|
пература стенок и головки ци |
||||
|
|
|
линдра, а также температура |
||||
|
|
|
воздуха в конце такта сжатия |
||||
|
|
|
гораздо ниже, чем при работе |
||||
|
|
|
прогретого |
двигателя. |
При |
||
45 |
|
|
применении |
топлив |
с |
низкой |
|
5 5 |
6 5 70 |
воспламеняемостью в этих ус |
|||||
Цетанобое число |
|
ловиях период задержки вос |
|||||
Рис. 51. Влияние |
воспламеняемости |
пламенения увеличивается на |
|||||
столько, что |
запуск |
двигателя |
|||||
топлива на продолжительность пуска |
становится |
затруднительным |
|||||
двигателя при различной температу |
|||||||
ре окружающего воздуха. |
или невозможным |
особенно в |
зимнее время.
Цетановое число оказывает существенное влияние на характер развития процесса сгорания топлива в двигателе. Хорошая воспла меняемость обеспечивает плавную работу двигателя и благодаря небольшому периоду задержки воспламенения можно регулиро вать скорость тепловыделения путем изменения подачи топлива.
Однако эти преимущества топлива с высокой воспламеняемо стью не реализуются в существующих двигателях, а напротив, изза невысокой скорости горения ухудшаются характеристики Сго рания.
Для быстроходных форсированных дизелей оптимальное зна чение цетанового числа находится в пределах 45—50. При по вышении цетанового числа более 60 двигатель работает мягко, но экономичность его уменьшается. При высоком цетановом числе
198
згдержка воспламенения настолько мала, что топливо загорается в камере сгорания тотчас после начала впрыска и очаг горения об разуется вблизи головки форсунки. Поэтому воздух, находящийся дальше от места впрыска, не участвует в процессе горения. В ре зультате этого топливо сгорает неполностью, увеличивается дым ность, экономичность дизельного двигателя падает.
Методы улучшения воспламеняемости. Улучшить воспламеняе мость дизельного топлива можно изменением химического соста ва или добавлением присадок.
Химический состав изменяется подбором сырья, удалением при очистке ароматических, непредельных и сернистых соединений, а также добавкой к топливу высокоцетановых компонентов. Полу чение хорошо воспламеняющихся топлив указанными способами ограничивает ресурсы производства дизельных топлив и увели чивает производственные затраты.
Наиболее эффективен метод использования присадок. Их дей ствие основано на ускорении предпламенных реакций окисления углеводородов топлива. Это ведет к снижению температуры вос пламенения и сокращению периода задержки воспламенения. Из многих веществ, предложенных различными исследователями в ка честве присадок, наиболее эффективными оказались нитраты и пе рекиси, например,
|
|
с н 3 |
О-О |
СН. |
|
СН3—СНо—ONO, СН,—CH -ONO- СН |
|
\ с / |
|||
|
СНз |
\ с / |
|||
|
СНз |
О--О |
СН, |
||
Этилнитрат |
Изопропилнитрат |
||||
|
Перекись ацетона |
Применение присадок позволяет использовать в качестве горю чего для дизелей компоненты каталитического крекинга и даже бензиновые фракции.
Таблица 19 иллюстрирует характер изменения цетанового чис ла дистиллятов при введении в них 2% различных присадок.
|
Т а б л и ц а 19 |
Наибольший эффект |
дает |
||||
Повышение цетанового числа топлива |
Добавление первых |
порций. |
|||||
|
|
|
Однако эффективность этих |
||||
|
Газойлевая фракция |
присадок измеряется не толь |
|||||
Присадка |
прямой |
каталити |
ко повышением |
цетанового |
|||
|
пере- |
ческой |
числа топлива, но и его ста |
||||
|
ГОНКИ |
крекинга |
бильностью при хранении. Как |
||||
Изоамилнитрат |
22 |
22 |
правило, |
присадки |
с течением |
||
времени |
разлагаются и |
цета |
|||||
Этилнитрат |
20 |
20 |
|||||
новое число дизельного топли |
|||||||
Перекись ацетона |
24 |
|
|||||
22 |
ва постепенно снижается поч |
||||||
|
|
|
ти до исходной величины. |
Топ |
ливо с присадками имеет более высокую кислотность и меньшую химическую стабильность.
199