Файл: Хушпулян, М. М. Технико-экономические показатели современных компрессоров и установок.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
В результате этого вес первой ступени снизился до 12 т, а поршневая сила — до 40 тс.
Теоретические основы, позволяющие увеличивать частоту вращения поршневого компрессора в связи с применением оппозитного расположения компрессорных цилиндров и, как след ствие этого, обеспечивающие столь существенное уменьшение веса и габаритов компрессора, заключаются в том, что при ука занном расположении цилиндров достигается взаимное уравно вешивание поршневых и инерционных сил, чем создается усло вие для повышения частоты вращения. В соответствии с этим стремление к оппозптному расположению компрессорных ци линдров стало главным направлением современного компрессоростроения. Как видно из приведенных формул (10) и (11),. оппозитные компрессоры являются короткоходовыми и с относительно уменьшенными диаметрами компрессорных ци линдров. В соответствии с этим представляется возможным повторение одних и тех же ступеней в двух рядах. Это обстоя тельство имеет исключительно важное техническое и экономи ческое значение для первых ступеней, в особенности компрес соров средней п большой производительности.
Дело в том, что увеличенные размеры первой ступени обус ловливают повышенный объем вредного пространства, относи тельно большие скорости компримируемого газа в проходных сечениях клапанов приводят к относительно большим потерям давления при установившемся потоке через полностью откры тый клапан. Средняя скорость газа в щели клапана описыва ется формулой
С:р Щ— |
F |
Sn |
0,73'>ПТ |
(13> |
г/щ |
20 ' |
г/щ |
где F — площадь поршня в м2; г — число клапанов; /щ — пло щадь щели при полном открытии клапана в м2.
Кроме того, при увеличении размеров цилиндра количество, газа в нем возрастает пропорционально кубу диаметра, тогда как охлаждаемая поверхность — пропорциональна квадрату диаметра. Поэтому количество тепла, отводимое или подводи мое к каждому килограмму газа, за время сжатия уменьшается пропорционально линейным размерам цилиндра. В соответствии с этим показатель политропы возрастает, приближаясь к пока зателю адиабаты. Влияние вышеперечисленных факторов при водит, в свою очередь, и к уменьшению объемного коэффициен та первой ступени:
XJ/ = 1— aL |
Рп_ |
|
Рв |
||
|
т—1
(14>
где а\ — объем вредного пространства первой ступени в |
%; |
т -— показатель политропы этой же ступени; рп — давление |
на- |
18'
гнетания ступени в кгс/см2; рв— давление всасывания ступени
вкгс/см2.
Витоге вышеперечисленные факторы приводят к непроизво дительному увеличению размеров первой ступени, повышенному расходу мощности и увеличению поршневых и инерционных сил. Поэтому возможность дифференцирования цилиндра первой ступени большего диаметра на цилиндры меньших диаметров, их повторение в двух рядах при оппозитном расположении ком прессорных цилиндров является важным техническим достиже нием современного поршневого компрессоростроения, обеспечи вающим увеличение экономических показателей первых ступе ней и поршневого компрессора в целом. При относительно
коротком ходе поршня оппозитных баз сохранение клапанов и каналов к ним, принятых в старых машинах с большим ходом поршня, привело бы к увеличению вредных пространств обрат но пропорционально уменьшению хода поршня и оказалось бы недопустимо большим.
Вместе с тем, учитывая необходимость повышения эконо мичности компрессоров, в оппозитных компрессорах предусмат риваются меры, направленные на уменьшение потерь: примене ние клапанов увеличенного проходного сечения, круглых разборных прямоточных клапанов, установка перед всасываю щими и нагнетательными клапанами дополнительных емкостей.
Благодаря таким конструктивным решениям потери энергии в клапанах сократились до 10—18%, что важно с точки зрения как повышения экономичности поршневых компрессоров, так и эффективного использования высокой частоты вращения в свя зи с переходом на оппозитиые базы.
Ввиду значительной эффективности использования оппозит ных баз в настоящее время почти все зарубежные фирмы перешли на выпуск поршневых компрессорных машин на оппо зитных базах, причем применение оппозитных баз распростра няется на компрессоры не только с относительно большой про изводительностью, но также и средней и малой.
Силовая часть газомотокомпрессора, агрегированная с оппозитной компрессорной частью общим валом и рамой, с увеличе нием частоты вращения вала компрессора позволила повысить и частоту вращения вала двигателя. Таким образом, с ростом частоты вращения вала газомотокомпрессора в целом дости гается существенное уменьшение его веса и габаритов по сравнению с газомотокомпрессорами, не имеющими оппозитного расположения цилиндров.
Кроме того, применение наддува к силовым цилиндрам газомотокомпрессоров дало дополнительное уменьшение их веса и габаритов.
Внедрение этих усовершенствований в конструкцию газомотокомпрессоров обеспечило благоприятные технические условия для создания высокоэффективных передвижных и полупере-
2* |
19 |
движных компрессорных установок на базе газомотокомпрессорных агрегатов с относительно малой металлоемкостью, не большими габаритами и высокой транспортабельностью.
3.ХАРАКТЕРИСТИКИ ОППОЗИТНЫХ КОМПРЕССОРОВ
ИГАЗОМОТОКОМПРЕССОРОВ
ВЕвропе оппозитные компрессоры выпускают фирмы «Демаг», «Маннесманн-Меер», «Борзиг», «Хильберг», «Эсслинген», «Зюрт» (ФРГ), «Нуове-Пиньонэ», «Термомеканика» (Италия), «Аллей» (Англия) и др.
Среди фирм США, производящих оппозитные компрессоры и газомотокомпрессоры, наиболее известны фирмы «Кларк», «Ингерсолл-Рэнд», «Уортингтон», «Купер-Бессемер» и «Дэой».
Фирмой «Кларк» оппозитные компрессорные машины выпу скаются с приводом как от газового двигателя, так и от элек трического. Привод от газового двигателя может быть в виде обособленного агрегата, соединенного с валом оппознтного ком прессора напрямую через соответствующую соединительную муфту, а также в виде газомотокомпрессорной машины, где га зовый двигатель агрегирован с общим коленчатым валом и об щей рамой оппознтного компрессора.
На рис. 3 представлен разрез газомотокомпрессора модели TCV фирмы «Кларк». Он выпускается трех типов: TCV-10, TCV-12 и TCV-16, основные технические данные которых пред ставлены в табл. 2. В этих моделях, отличающихся между со бой величиной агрегатной мощности, весом, габаритами и чис лом компрессорных цилиндров, рамы имеют корытообразную форму. С двух противоположных сторон к соответствующим от строганным приливам на вертикальных плоскостях рамы кре пятся компрессорные цилиндры. Приливы выполнены так, что к ним могут присоединяться компрессорные цилиндры с раз личными диаметрами в зависимости от параметров производи тельности и давления нагнетания. Блок газомотокомпрессора — цельнолитой конструкции с V-образным расположением расто чек под охлаждаемые цилиндровые втулки, которые вследствие монолитности всего цилиндрового блока — вставные, и в про цессе их выработки могут быть заменены новыми. Поршни од ного ряда цилиндров двигателя при помощи главных шатунов связаны с кривошипными шейками коленчатого вала, поршни второго ряда — с кривошипом коленчатого вала через прицеп ные шатуны. Шатуны оппозитно расположенных компрессорных цилиндров соединяются с кривошипной шейкой коленчатого ва ла рядом с подшипником шатунов (рис. А, а, б).
М а с л о с и с т е м а к о м п р е с с о р о в TCV. Компрессо ры марок TCV-10 и TCV-12 оснащены масляным насосом с при водом от коленчатого вала. Газомотокомпрессор марки TCV-16 имеет два масляных насоса, соединенных вместе. Охлаждающее
20
ливку из мелкозернистого сталистого чугуна. Для обеспечения точной центровки подшипников и соблюдения соосности ее мас сивные поперечные элементы, на которые опираются коренные подшипники, усилены ребрами. С этой целью опоры коренных подшипников прецезионно сверлятся за один раз. В коренных подшипниках предусматривается достаточный зазор, обеспечи вающий валу нормальную работу при его нагреве. Маховик имеет дополнительный коренной подшипник. Большие крышки с маслонепроницаемым уплотнением коренных подшипников для обеспечения максимальной безопасности снабжены предохраиительными клапана ми.
Коленчатый вал изготовлен из цельнокованой стальной бол ванки с высоким пределом прочности на растяжение и макси мальным сопротивлением на скручивание. Расчет коленчатого вала осуществляется фирмой с помощью электронно-вычисли тельной машины. В процессе изготовления вал подвергается прецезионной механической обработке с соблюдением расчет ных допусков, обеспечивающих точную посадку и взаимозаме няемость подшипников.
Блок силовых цилиндров усилен ребрами жесткости, кото рые обеспечивают максимальную жесткость и постоянную со осность цилиндров. Отлитый из мелкозернистого сталистого чугуна блок оснащен съемными гильзами силовых цилиндров. При прогреве двигателя до рабочей температуры гильзы могут свободно расширяться без образования термических напря жений.
Рабочие поршни отлиты из мелкозернистого сталистого чу гуна. Цапфа шатуна закрепляется в подвеске, прикрепленной к телу силового поршня, болтами. Поршневой палец подверга ется индукционной закалке и суперфинишированию. Втулка пальца выполнена из твердой бронзы и покрыта слоем бабби та; на образующей внутренней поверхности ее имеются спи ральные канавки, обеспечивающие как эффективную смазку, так и охлаждение. В верхней части внутренней полости днища поршня (по бокам) расположены ребра, сообщающие днищу дополнительную прочность и увеличивающие поверхность теп лоотдачи охлаждающему маслу.
Поршни сначала подвергаются прецезионной шлифовке, за тем — электроплеиочной обработке для обеспечения быстрой и тщательной приработки к цилиндру. На каждый поршень при ходится по пять компрессионных и по три маслосъемных порш невых кольца.
Головки силовых цилиндров отлиты из стали и охлаждают ся водой. Проходя через каналы, она полностью опоясывает газовпускной клапан, клапан пускового воздуха и свечи зажи гания.
Выхлопные каналы и каналы для продувочного воздуха имеют обтекаемую поверхность и проходят в теле литого блока,
23