Файл: Хайдуков, О. П. Электрооборудование судов учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В качестве электроизоляционных материалов могут применять­ ся газообразные и жидкие диэлектрики, твердеющие электроизо­ ляционные материалы, волокнистые материалы, пластические мас­ сы, минеральные электроизоляционные материалы, стекло и кера­

мика.

Для изготовления панелей распределительных устройств судо­ вого электрооборудования используются сложные слоистые плас­ тики— гетинакс и текстолит, негигроскопичные и достаточно теп­ лостойкие материалы. Они изготовляются путем горячего прессова­ ния бумаги (гетинакс) или хлопчатобумажной ткани (текстолит), пропитанной бакелитовой смолой. Корпусы электрических прибо­ ров и аппаратов изготовляют из пластмасс, искрогасительные ка­ меры и перегородки в электрических аппаратах — из асбоцемента, который состоит из асбеста, цемента и талька, пропитанных биту­ мом или смолой. В качестве теплостойкого изолирующего матери­ ала в электронагревательных приборах применяются асбест в ви­ де картона или шнура, керамика и фарфор в виде бус, трубок и других изделий. Теплостойким материалом с высокими электроизо­ ляционными и механическими свойствами является микалекс (на основе порошкообразной слюды и стекла). Он допускает запрес­ совку контактов, подвергающихся значительному нагреву (напри­ мер, выводы трубчатых электронагревательных приборов).

Основным электроизоляционным материалом для морских кабе­ лей и проводов является мягкая резина, изготовляемая из нату­ рального или синтетического каучука. Обмоточные провода для электрических машин, аппаратов и приборов изготовляются с эма­ левой, волокнистой, пленочной или комбинированной изоляцией.

Для изоляции обмоток электрических машин и аппаратов при­ меняются электрокартон, прессшпан, тафтяная и киперная ленты, шелковая и хлопчатобумажная лакоткани, электроизоляционные материалы на основе слюды, пропитанной изоляционным лаком,— миканит, микалента, микафолий.

В настоящее время в электрических машинах применяют более теплостойкую кремнийорганическую изоляцию (класс Н) на осно­ ве стекловолокна, которое пропитывают лаками, изготовленными из кремнийорганических смол. Такая изоляция влагостойка, масло­ стойка, негигроскопична, обладает достаточной механической про­

чностью и допускает работу при температуре +180°С.

в

Основные свойства изоляционных материалов приведены

табл. 5.

в

М а г н и т н ы е м а т е р и а л ы служат для сосредоточения

них магнитного пртока и применяются для изготовления магнитопроводов электрических машин, трансформаторов, аппаратов, элек­ троизмерительных приборов, катушек; индуктивностей. Магнитные материалы разделяются на магнитомягкие и магнитотвердые.

Магнитомягкие материалы хорошо намагничиваются и размаг­ ничиваются. При этом они характеризуются высокой магнитной проницаемостью, малой коэрцетивной силой и незначительными по­ терями на перемагничивание. Эти свойства позволяют получить в

12


Наименование электроизоляционных материалов

Асбест.....................

Асбоцемент . . . .

Асфальт .....................

Бакелит.................

Бумага кабельная.....................

Винипласт.................................

Волокнит .....................................

Гетинакс ......................................

Дерево.........................................

Канифоль ......................................

Карболит.................................

Лакоткани.................................

Масло трансформаторное . . .

Миканит .....................................

М рам ор ..........................................

 

 

Парафин ......................................

 

 

Полиэтилен .................................

 

 

Резина..........................................

 

 

Слюда ..............................................

 

 

Стекло..........................................

 

. . . .

Текстолит . . . .

Фарфор . . .

.

. . .

Фибра .

Ше л л а к

Ши ф ер .........................................................................................................

Эбонит .......................................................

Электрокартон ...................................

 

 

Таблица 5

Объемное удель­

Диэлектрическая

Электрическая

ное сопротивление

проницаемость г

прочность

Рв, Ом • см

 

/?пр» кв/мм

108

7

2—6

108—10*

0,3—3

10U—1013

2,7—2,9

13—16

щ и —ю н

4 ,5 —6

10—20

Юп—Ю'з

3,4—3,7

7—9

1014—1013

'3 - 3 ,5

30—45

108—Ю10

5—7

2—4

1010—10й

5—8

14—40

Юи>—101з

2,5—4,8

5—6

щ и —Ют

'3,5

10—15

1010—1013

3

6—12

1012—1014

3—4,5

23

55

1012—1013

2—2'5

15—20

1015

4,5—6

15—20

UP—10®

8—10

2,5 —3,5

1015—1010

2,1—2,2

16—30

1010—1018

2,3—2,4

25—40

1014—104

4 - 5

20—40

10‘2—1015

3,7—7,5

80—200

ЮН—Ю15

5,5—10

10—40

103—10“

4,5 —6,5

4,5—16

10'4—10'5

5—6,5

6—10

1 0 "

2 , 5 — 5

5 — 11

1015— 10Ю

2 J — 3 ,7

15— 28

ЮН— 1 0 "

6 — 7 ,5

1 ,5 — 3

101°— 1 0 17

3 — 4 ,5

^ 17— 25

Ю '0 - 1 0 12

2 ,5 — 4

8— 10

магнитопроводе большие значения магнитной индукции при срав­ нительно малых значениях тока в обмотке.

Простейшим магнитомягким материалом является железо. Тех­ нически чистое железо обладает малым удельным электрическим сопротивлением и во избежание потерь на вихревые токи приме­ няется только для магнитопроводов с постоянным магнитным по­ током (сердечники электромагнитных реле). Для изготовления маг­ нитопроводов с переменным магнитным потоком применяется эле­ ктротехническая сталь, имеющая повышенное удельное сопротивле­ ние за счет содержания в ней кремния. В электрических машинах применяется низколегированная (с содержанием кремния 0,5 — 2,3%) электротехническая сталь, а для сердечников трансформа­ торов— высоколегированная (с содержанием кремния 4—5%) эле­ ктротехническая сталь. Повышенное значение магнитной проница­ емости может быть получено применением в качестве магнитопровода текстурованной стали. К числу материалов с еще более высо­ кой магнитной проницаемостью относят пермаллои, альсиферы, карбонильное железо. Эти материалы обладают также сравнитель­ но малыми потерями на гистерезис, зависящими от частоты перемагничивания, и имеют узкую петлю гистерезиса.

13


Пермаллои представляют собой железо-никелевые сплавы и применяются для сердечников малогабаритных дросселей, слаботочных малогабаритных трансформаторов звукового диапазона и импульсных трансформаторов, элементов счетно-решающих машин (высоконикелевый пермаллой), а также в силовых дросселях и трансформаторах (низконикелевый пермаллой).

Альсиферы — это сплавы железа с кремнием и алюминием. Они применяются для изготовления магнитных экранов, корпусов при­ боров, высокочастотных прессованных сердечников.

Широкое применение в последнее время получили магнитомяг­ кие материалы, называемые ферритами. Они представляют собой магнитную керамику, в состав которой входят окислы железа и других металлов (никеля, марганца, меди и др.). Ферриты имеют большое удельное электросопротивление, поэтому и меньшие поте­ ри на вихревые токи, а также очень высокую магнитную проницае­ мость, позволяющую в несколько раз уменьшить габариты сердеч­ ников радиоаппаратуры и обеспечить большую добротность высо­ кочастотных контуров. Характерной областью применения ферри­ тов являются миниатюрные антенные устройства.

Магнитотвердые материалы обладают большими значениями остаточной индукции и коэрцетивной силы. Магнитопроводы, изго­ товленные из магнитотвердых материалов, будучи намагничены, длительно поддерживают состояние намагничивания. Постоянные магниты из магнитотвердых материалов применяются для отдель­ ных видов электрических машин (динамомашины для судовых электротахометров), магнето, телефонов, громкоговорителей, из­ мерительных приборов, реле и др.

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 6

 

 

 

 

 

Остаточная

Коэрцитивная

Магнитная

 

Наименование материалов

 

индукция

 

 

индукция

сила н, А/м

насыщения

 

 

 

 

 

Воt тл

 

Вт, тл

Магнитотвердые материалы

 

 

Вольфрамовая сталь (6% W, 0,7% С)

1,0

4 800

Кобальтовая сталь (15% Со,

8% Сг,

0,9

10 400

5% W, 1% С ) ..............................................

 

 

С) . . .

Хромистая сталь (3% Сг, 1%

0,9

4 800

Альни (25% №, 14% А1, 4% Си) . .

0,9

17600

—•

Альнико

(17%

Ni,

12% Со,

10% А1,

0,4

64 000

6% С и)...............................................................

 

Со, 14% А1, 1% Si) .

Альниси

(34%

0,55

44000

—-

Магнико

(24%

Со,

13% Ni,

8% А1,

0,7

40000

« —

3% С и )..............................................................

 

 

 

 

Магнитомягкие материалы

 

 

 

Листовая электротехническая сталь . .

1,2

40—80

2

Пермаллой с низким

магнитным насы-

0 ,3 5 -0 ,9

0,4

0 ,5 —1

щением ...........................................................

 

 

 

 

Пермаллой с высоким магнитным насы-

1,1—1.4

5 - 3 0

1,3—1,6

щением..............................................................

 

 

 

 

Альсифер (84,9% Fe, 9,5% Si, 5,6% Al)

0,3

2,2

1 , 2 - 1 , 5

14


Основные

свойства магнитных материалов представлены

в табл. 6.

 

электрооборудовании

Кроме электротехнических, в судовом

применяются

различные конструкционные

материалы. Согласно

Правилам Регистра СССР они должны быть прочными, трудносго­ раемыми, устойчивыми к влиянию морской атмосферы и паров масла. Винты, гайки, петли и другие подобные детали, предназна­ ченные для крепления электрического оборудования, должны изго­ товляться. из коррозионностойких материалов.

§ 3. Основные параметры судовых электроэнергетических установок

Источниками и основными потребителями электроэнергии на судах являются электрические машины, поэтому сравнение различ­ ных технико-экономических характеристик машин постоянного и переменного тока и является основным критерием выбора рода тока.

Короткозамкнутые асинхронные двигатели имеют целый ряд преимуществ перед двигателями постоянного тока, что объясняет­ ся отсутствием коллектора, щеточного аппарата и других скользя­ щих контактов. Эти двигатели при одинаковой мощности и частоте вращения имеют меньший вес, габариты и стоимость, чем двига­ тели постоянного тока. Важнейшее же достоинство короткозамк­ нутых асинхронных двигателей заключается в их высокой надеж­ ности и до предела упрощенном уходе. В отдельных случаях важ­ на и взрывобезопасность короткозамкнутых двигателей, чего нель­ зя сказать о двигателях постоянного тока.

Синхронные генераторы также превосходят генераторы постоян­ ного тока с точки зрения надежности и простоты ухода, хотя тре­ буют более сложных систем регулирования напряжения, синхро­ низации.

Недостаток короткозамкнутых асинхронных двигателей, как из­ вестно, заключается в сложном регулировании частоты вращения. До сих пор в практике получил распространение по существу один способ регулирования — переключение числа пар полюсов. Толь­ ко разработка и широкое внедрение частотного регулирования ско­ рости от статических преобразователей частоты позволит оконча­ тельно вытеснить двигатель постоянного тока. Вместе с тем совре­ менное состояние полупроводниковой выпрямительной техники позволяет шире использовать преимущества двигателей постоян­ ного тока на судах, электрифицированных на переменном токе. Двигатели постоянного тока, получающие питание через полупро­ водниковый управляемый выпрямитель, могут найти еще достато­ чно широкое распространение в электроприводах полубных меха­ низмов и в других электроприводах, требующих плавного регули­ рования скорости в большом диапазоне.

15


При сравнении пускорегулировочной аппаратуры постоянного и переменного тока следует помнить, что подавляющее большинство двигателей переменного тока имеют прямой пуск и схема управ­ ления ими элементарно проста, в то время как для пуска двигате­ лей постоянного тока требуется значительно более сложная схема.

Очень важным преимуществом переменного тока является про­ стая возможность получения различных напряжений, и в частности низкого напряжения. Применение трансформаторов для питания осветительной сети позволяет исключить электрическую связь меж­ ду сетью освещения и силовой сетью. Практически это означает, что частые ухудшения изоляции, например в сети наружного осве­ щения, не влияют на силовую сеть.

Существует ряд и других отличий в пользу того гпи иного ро­ да тока, но они не имеют решающего значения. Е настоящее вре­ мя вопрос о выборе рода тока окончательно решен в пользу пере­ менного тока, хотя непрерывно расширяется и применение на судах полупроводниковых выпрямителей для самых различных целей.

Выбор величины напряжения для судового электрооборудова­ ния регламентирован Правилами Регистра СССР. Для силовых потребителей переменного тока допускается напряжение не более 380 В, а для силовых потребителей постоянного тока — не более 220 В. Для нормального освещения допускается напряжение не бо­ лее 220 В. Для переносного электроинструмента и для ручных пе­ реносных пультов дистанционного управления на постоянном токе допускается напряжение не более 24 В, а на переменном — не бо­ лее 42 В. Переносное освещение в особо сырых помещениях должно иметь напряжение 12 В, а в помещениях с повышенной влажно­ стью— 24 В. Правилами Регистра СССР допускается для силовых потребителей переменного тока применять напряжение 440 В при

частоте 60 Гц.

Более сложным является выбор оптимальной частоты. До по­ следнего времени на всех судах отечественного флота применяется переменный ток при частоте 50 Гц. Однако эта частота не является оптимальной. Применение более высоких частот позволило бы су­ щественно сократить вес и габариты оборудования. Для прямейа можно показать, что турбогенератор мощностью 600 кВт, 1200 об/мин при частоте 60 Гц имеет массу 3315 кг, а турбогенератор такой же мощности при частоте 400 Гц и 12000 об/мин весит всего 945 кг. Перевод судового электрооборудования на повышенную частоту связан с решением целого ряда дополнительных задач, та­ ких, например, как выпуск специального электрооборудования и разработка вспомогательных судовых механизмов (насосов, венти­ ляторов, компрессоров и т. д ) с высокой частотой вращения. В этом направлении проводится соответствующая работа.

Перспективным следует считать судно, все электрооборудование которого выполнено на повышенную частоту 200—400 Гц, а элек­ троприводы палубных механизмов частотой 50 Гц получают пита­ ние через статические преобразователи частоты без промежуточно­ го звена постоянного тока.

16