ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 0
В качестве электроизоляционных материалов могут применять ся газообразные и жидкие диэлектрики, твердеющие электроизо ляционные материалы, волокнистые материалы, пластические мас сы, минеральные электроизоляционные материалы, стекло и кера
мика.
Для изготовления панелей распределительных устройств судо вого электрооборудования используются сложные слоистые плас тики— гетинакс и текстолит, негигроскопичные и достаточно теп лостойкие материалы. Они изготовляются путем горячего прессова ния бумаги (гетинакс) или хлопчатобумажной ткани (текстолит), пропитанной бакелитовой смолой. Корпусы электрических прибо ров и аппаратов изготовляют из пластмасс, искрогасительные ка меры и перегородки в электрических аппаратах — из асбоцемента, который состоит из асбеста, цемента и талька, пропитанных биту мом или смолой. В качестве теплостойкого изолирующего матери ала в электронагревательных приборах применяются асбест в ви де картона или шнура, керамика и фарфор в виде бус, трубок и других изделий. Теплостойким материалом с высокими электроизо ляционными и механическими свойствами является микалекс (на основе порошкообразной слюды и стекла). Он допускает запрес совку контактов, подвергающихся значительному нагреву (напри мер, выводы трубчатых электронагревательных приборов).
Основным электроизоляционным материалом для морских кабе лей и проводов является мягкая резина, изготовляемая из нату рального или синтетического каучука. Обмоточные провода для электрических машин, аппаратов и приборов изготовляются с эма левой, волокнистой, пленочной или комбинированной изоляцией.
Для изоляции обмоток электрических машин и аппаратов при меняются электрокартон, прессшпан, тафтяная и киперная ленты, шелковая и хлопчатобумажная лакоткани, электроизоляционные материалы на основе слюды, пропитанной изоляционным лаком,— миканит, микалента, микафолий.
В настоящее время в электрических машинах применяют более теплостойкую кремнийорганическую изоляцию (класс Н) на осно ве стекловолокна, которое пропитывают лаками, изготовленными из кремнийорганических смол. Такая изоляция влагостойка, масло стойка, негигроскопична, обладает достаточной механической про
чностью и допускает работу при температуре +180°С. |
в |
Основные свойства изоляционных материалов приведены |
|
табл. 5. |
в |
М а г н и т н ы е м а т е р и а л ы служат для сосредоточения |
них магнитного пртока и применяются для изготовления магнитопроводов электрических машин, трансформаторов, аппаратов, элек троизмерительных приборов, катушек; индуктивностей. Магнитные материалы разделяются на магнитомягкие и магнитотвердые.
Магнитомягкие материалы хорошо намагничиваются и размаг ничиваются. При этом они характеризуются высокой магнитной проницаемостью, малой коэрцетивной силой и незначительными по терями на перемагничивание. Эти свойства позволяют получить в
12
Наименование электроизоляционных материалов
Асбест.....................
Асбоцемент . . . .
Асфальт .....................
Бакелит.................
Бумага кабельная.....................
Винипласт.................................
Волокнит .....................................
Гетинакс ......................................
Дерево.........................................
Канифоль ......................................
Карболит.................................
Лакоткани.................................
Масло трансформаторное . . .
Миканит .....................................
М рам ор .......................................... |
|
|
Парафин ...................................... |
|
|
Полиэтилен ................................. |
|
|
Резина.......................................... |
|
|
Слюда .............................................. |
|
|
Стекло.......................................... |
|
. . . . |
Текстолит . . . . |
||
Фарфор . . . |
. |
. . . |
Фибра . |
Ше л л а к
Ши ф ер .........................................................................................................
Эбонит .......................................................
Электрокартон ...................................
|
|
Таблица 5 |
|
Объемное удель |
Диэлектрическая |
Электрическая |
|
ное сопротивление |
проницаемость г |
прочность |
|
Рв, Ом • см |
|
/?пр» кв/мм |
|
108 |
7 |
2—6 |
|
108—10* |
0,3—3 |
||
10U—1013 |
2,7—2,9 |
13—16 |
|
щ и —ю н |
4 ,5 —6 |
10—20 |
|
Юп—Ю'з |
3,4—3,7 |
7—9 |
|
1014—1013 |
'3 - 3 ,5 |
30—45 |
|
108—Ю10 |
5—7 |
2—4 |
|
1010—10й |
5—8 |
14—40 |
|
Юи>—101з |
2,5—4,8 |
5—6 |
|
щ и —Ют |
'3,5 |
10—15 |
|
1010—1013 |
3 |
6—12 |
|
1012—1014 |
3—4,5 |
23 |
55 |
1012—1013 |
2—2'5 |
15—20 |
|
1015 |
4,5—6 |
15—20 |
|
UP—10® |
8—10 |
2,5 —3,5 |
|
1015—1010 |
2,1—2,2 |
16—30 |
|
1010—1018 |
2,3—2,4 |
25—40 |
|
1014—104 |
4 - 5 |
20—40 |
|
10‘2—1015 |
3,7—7,5 |
80—200 |
|
ЮН—Ю15 |
5,5—10 |
10—40 |
|
103—10“ |
4,5 —6,5 |
4,5—16 |
|
10'4—10'5 |
5—6,5 |
6—10 |
|
1 0 " |
2 , 5 — 5 |
5 — 11 |
|
1015— 10Ю |
2 J — 3 ,7 |
15— 28 |
|
ЮН— 1 0 " |
6 — 7 ,5 |
1 ,5 — 3 |
|
101°— 1 0 17 |
3 — 4 ,5 |
^ 17— 25 |
|
Ю '0 - 1 0 12 |
2 ,5 — 4 |
8— 10 |
магнитопроводе большие значения магнитной индукции при срав нительно малых значениях тока в обмотке.
Простейшим магнитомягким материалом является железо. Тех нически чистое железо обладает малым удельным электрическим сопротивлением и во избежание потерь на вихревые токи приме няется только для магнитопроводов с постоянным магнитным по током (сердечники электромагнитных реле). Для изготовления маг нитопроводов с переменным магнитным потоком применяется эле ктротехническая сталь, имеющая повышенное удельное сопротивле ние за счет содержания в ней кремния. В электрических машинах применяется низколегированная (с содержанием кремния 0,5 — 2,3%) электротехническая сталь, а для сердечников трансформа торов— высоколегированная (с содержанием кремния 4—5%) эле ктротехническая сталь. Повышенное значение магнитной проница емости может быть получено применением в качестве магнитопровода текстурованной стали. К числу материалов с еще более высо кой магнитной проницаемостью относят пермаллои, альсиферы, карбонильное железо. Эти материалы обладают также сравнитель но малыми потерями на гистерезис, зависящими от частоты перемагничивания, и имеют узкую петлю гистерезиса.
13
Пермаллои представляют собой железо-никелевые сплавы и применяются для сердечников малогабаритных дросселей, слаботочных малогабаритных трансформаторов звукового диапазона и импульсных трансформаторов, элементов счетно-решающих машин (высоконикелевый пермаллой), а также в силовых дросселях и трансформаторах (низконикелевый пермаллой).
Альсиферы — это сплавы железа с кремнием и алюминием. Они применяются для изготовления магнитных экранов, корпусов при боров, высокочастотных прессованных сердечников.
Широкое применение в последнее время получили магнитомяг кие материалы, называемые ферритами. Они представляют собой магнитную керамику, в состав которой входят окислы железа и других металлов (никеля, марганца, меди и др.). Ферриты имеют большое удельное электросопротивление, поэтому и меньшие поте ри на вихревые токи, а также очень высокую магнитную проницае мость, позволяющую в несколько раз уменьшить габариты сердеч ников радиоаппаратуры и обеспечить большую добротность высо кочастотных контуров. Характерной областью применения ферри тов являются миниатюрные антенные устройства.
Магнитотвердые материалы обладают большими значениями остаточной индукции и коэрцетивной силы. Магнитопроводы, изго товленные из магнитотвердых материалов, будучи намагничены, длительно поддерживают состояние намагничивания. Постоянные магниты из магнитотвердых материалов применяются для отдель ных видов электрических машин (динамомашины для судовых электротахометров), магнето, телефонов, громкоговорителей, из мерительных приборов, реле и др.
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 6 |
|
|
|
|
|
Остаточная |
Коэрцитивная |
Магнитная |
|
Наименование материалов |
|
индукция |
||||
|
|
индукция |
сила н, А/м |
насыщения |
|||
|
|
|
|
|
Воt тл |
|
Вт, тл |
Магнитотвердые материалы |
|
|
— |
||||
Вольфрамовая сталь (6% W, 0,7% С) |
1,0 |
4 800 |
|||||
Кобальтовая сталь (15% Со, |
8% Сг, |
0,9 |
10 400 |
— |
|||
5% W, 1% С ) .............................................. |
|
|
С) . . . |
||||
Хромистая сталь (3% Сг, 1% |
0,9 |
4 800 |
— |
||||
Альни (25% №, 14% А1, 4% Си) . . |
0,9 |
17600 |
—• |
||||
Альнико |
(17% |
Ni, |
12% Со, |
10% А1, |
0,4 |
64 000 |
— |
6% С и)............................................................... |
|
Со, 14% А1, 1% Si) . |
|||||
Альниси |
(34% |
0,55 |
44000 |
—- |
|||
Магнико |
(24% |
Со, |
13% Ni, |
8% А1, |
0,7 |
40000 |
« — |
3% С и ).............................................................. |
|
|
|
|
|||
Магнитомягкие материалы |
|
|
|
||||
Листовая электротехническая сталь . . |
1,2 |
40—80 |
2 |
||||
Пермаллой с низким |
магнитным насы- |
0 ,3 5 -0 ,9 |
0,4 |
0 ,5 —1 |
|||
щением ........................................................... |
|
|
|
|
|||
Пермаллой с высоким магнитным насы- |
1,1—1.4 |
5 - 3 0 |
1,3—1,6 |
||||
щением.............................................................. |
|
|
|
|
|||
Альсифер (84,9% Fe, 9,5% Si, 5,6% Al) |
0,3 |
2,2 |
1 , 2 - 1 , 5 |
14
Основные |
свойства магнитных материалов представлены |
|
в табл. 6. |
|
электрооборудовании |
Кроме электротехнических, в судовом |
||
применяются |
различные конструкционные |
материалы. Согласно |
Правилам Регистра СССР они должны быть прочными, трудносго раемыми, устойчивыми к влиянию морской атмосферы и паров масла. Винты, гайки, петли и другие подобные детали, предназна ченные для крепления электрического оборудования, должны изго товляться. из коррозионностойких материалов.
§ 3. Основные параметры судовых электроэнергетических установок
Источниками и основными потребителями электроэнергии на судах являются электрические машины, поэтому сравнение различ ных технико-экономических характеристик машин постоянного и переменного тока и является основным критерием выбора рода тока.
Короткозамкнутые асинхронные двигатели имеют целый ряд преимуществ перед двигателями постоянного тока, что объясняет ся отсутствием коллектора, щеточного аппарата и других скользя щих контактов. Эти двигатели при одинаковой мощности и частоте вращения имеют меньший вес, габариты и стоимость, чем двига тели постоянного тока. Важнейшее же достоинство короткозамк нутых асинхронных двигателей заключается в их высокой надеж ности и до предела упрощенном уходе. В отдельных случаях важ на и взрывобезопасность короткозамкнутых двигателей, чего нель зя сказать о двигателях постоянного тока.
Синхронные генераторы также превосходят генераторы постоян ного тока с точки зрения надежности и простоты ухода, хотя тре буют более сложных систем регулирования напряжения, синхро низации.
Недостаток короткозамкнутых асинхронных двигателей, как из вестно, заключается в сложном регулировании частоты вращения. До сих пор в практике получил распространение по существу один способ регулирования — переключение числа пар полюсов. Толь ко разработка и широкое внедрение частотного регулирования ско рости от статических преобразователей частоты позволит оконча тельно вытеснить двигатель постоянного тока. Вместе с тем совре менное состояние полупроводниковой выпрямительной техники позволяет шире использовать преимущества двигателей постоян ного тока на судах, электрифицированных на переменном токе. Двигатели постоянного тока, получающие питание через полупро водниковый управляемый выпрямитель, могут найти еще достато чно широкое распространение в электроприводах полубных меха низмов и в других электроприводах, требующих плавного регули рования скорости в большом диапазоне.
15
При сравнении пускорегулировочной аппаратуры постоянного и переменного тока следует помнить, что подавляющее большинство двигателей переменного тока имеют прямой пуск и схема управ ления ими элементарно проста, в то время как для пуска двигате лей постоянного тока требуется значительно более сложная схема.
Очень важным преимуществом переменного тока является про стая возможность получения различных напряжений, и в частности низкого напряжения. Применение трансформаторов для питания осветительной сети позволяет исключить электрическую связь меж ду сетью освещения и силовой сетью. Практически это означает, что частые ухудшения изоляции, например в сети наружного осве щения, не влияют на силовую сеть.
Существует ряд и других отличий в пользу того гпи иного ро да тока, но они не имеют решающего значения. Е настоящее вре мя вопрос о выборе рода тока окончательно решен в пользу пере менного тока, хотя непрерывно расширяется и применение на судах полупроводниковых выпрямителей для самых различных целей.
Выбор величины напряжения для судового электрооборудова ния регламентирован Правилами Регистра СССР. Для силовых потребителей переменного тока допускается напряжение не более 380 В, а для силовых потребителей постоянного тока — не более 220 В. Для нормального освещения допускается напряжение не бо лее 220 В. Для переносного электроинструмента и для ручных пе реносных пультов дистанционного управления на постоянном токе допускается напряжение не более 24 В, а на переменном — не бо лее 42 В. Переносное освещение в особо сырых помещениях должно иметь напряжение 12 В, а в помещениях с повышенной влажно стью— 24 В. Правилами Регистра СССР допускается для силовых потребителей переменного тока применять напряжение 440 В при
частоте 60 Гц.
Более сложным является выбор оптимальной частоты. До по следнего времени на всех судах отечественного флота применяется переменный ток при частоте 50 Гц. Однако эта частота не является оптимальной. Применение более высоких частот позволило бы су щественно сократить вес и габариты оборудования. Для прямейа можно показать, что турбогенератор мощностью 600 кВт, 1200 об/мин при частоте 60 Гц имеет массу 3315 кг, а турбогенератор такой же мощности при частоте 400 Гц и 12000 об/мин весит всего 945 кг. Перевод судового электрооборудования на повышенную частоту связан с решением целого ряда дополнительных задач, та ких, например, как выпуск специального электрооборудования и разработка вспомогательных судовых механизмов (насосов, венти ляторов, компрессоров и т. д ) с высокой частотой вращения. В этом направлении проводится соответствующая работа.
Перспективным следует считать судно, все электрооборудование которого выполнено на повышенную частоту 200—400 Гц, а элек троприводы палубных механизмов частотой 50 Гц получают пита ние через статические преобразователи частоты без промежуточно го звена постоянного тока.
16