Файл: Хайдуков, О. П. Электрооборудование судов учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

концов и наличие масла или топлива на кабеле. Все это может привести к короткому замыканию в судовой сети и к длительно­ му перерыву в питании ответственных потребителей.

Большое значение имеет надежность крепления и хорошее состояние кожухов, закрывающих кабельные трассы, проходящие по открытой палубе и в грузовых трюмах. В практике известны случаи повреждения кабельных трасс во время сильных штормов. Поэтому инспекторы Регистра при освидетельствовании судна всегда проверяют состояние этих трасс. Окраска кабелей и кон­ струкции его крепления осуществляется не реже одного раза в год с предварительным удалением малейшей ржавчины.

Одним из важнейших мероприятий, позволяющих поддержи­ вать электрооборудование в хорошем техническом состоянии, яв­ ляется контроль состояния изоляции. Кроме этого не реже одного раза в месяц сопротивление изоляции измеряется переносным мегомметром у всех кабельных линий, электрических машин и при­ боров. Результаты измерений записываются в отдельный журнал.

Сопротивление изоляции электропривода рулевого устройства измеряется перед выходом судна в море и после окончания рей­ са, электропривода брашпиля и шпиля ■— перед приходом в порт,

а электропривода грузовых

лебедок и кранов — перед

началом

грузовых операций.

 

 

 

 

 

 

 

 

Электрические машины

мощностью до 100 кВт

при приемке

судна с постройки должны иметь сопротивление

изоляции

в го­

рячем состоянии не

менее 2

Мом, а машины мощностью более

100 кВт — не ниже 1 Мом. При сопротивлении

изоляции

менее

0,25 Мом электрическую машину запрещается включать.

 

 

Повысить сопротивление изоляции

можно

путем сушки.

Су­

ществуют различные методы сушки электрических

машин.

Если

сопротивление изоляции не

менее 0,1

Мом,

то машину можно

сушить электрическим током.

В противном

случае

требуется

внешний обогреватель: тепловоздуходувки, лампы

накаливания

или нагревательные

элементы.

Промышленностью

выпускаются

специальные сушильные лампы с инфракрасным излучением. Суш­ ка электрическим током осуществляется различными способами и требует достаточно высокой квалификации обслуживающего пер­ сонала. При всех способах сушки сопротивление изоляции внача­

ле уменьшается, а затем начинает постепенно

восстанавливаться.

Для повышения

сопротивления

изоляции

кабельной

сети в

последнее

время

начинают использовать

явление электроосмоса.

Сущность

этого явления заключается

в

том,

что под действием

электростатического поля влага удаляется

 

из

изоляции

через

микроскопические поры.

И хотя

физическая картина электроосмо­

са еще далеко «е

ясна,

практическое

использование этого явле­

ния дает хорошие результаты.

 

путем включения положи­

Электростатическое

поле создается

тельного

полюса

источника постоянного

тока на жилу кабеля,

а отрицательного — на корпус. Оптимальное значение потенциала

320


зависит от параметров кабельной сети и со­

 

 

ставляет

150—300 В. Обычно величина по­

 

 

тенциала подбирается практически в про­

 

 

цессе работы.

 

 

 

 

 

Для создания электростатического поля

 

 

можно использовать схему рис. 196.

 

 

 

Питание на схему подается через раз­

 

 

делительный трансформатор

мощностью не

 

 

менее

50

Вт, благодаря

которому

замы­

Рис. 196. .Схема питания

кание

на

корпус не влияет

на судовую

сеть. Полупроводниковый выпрямитель вы­

при повышении

сопро­

тивления изоляции с ис­

полнен на

маломощных

диодах

(Д7Ж,

пользованием

явления

Д7Е или Д226). Ограничительное сопротив­ электроосмоса ление R выбирается около 20 кОм. Для

уменьшения пульсации выпрямительного напряжения включается конденсатор емкостью 10—20 \iF.

Явление электроосмоса можно использовать и для повышения

сопротивления изоляции

электрических машин и другого

элек­

трооборудования судна.

 

значительную

Советские транспортные и промысловые суда

часть времени проводят

в тропиках. Инженерно-технический

состав судна должен знать основные специфические

особенности

работы электрооборудования в условиях морского

тропического

климата, который характеризуется высокой температурой

возду­

ха, высокой абсолютной и относительной влажностью, повышен­ ной солнечной радиацией, наличием обильной росы и т. д.

Температура воздуха на открытой палубе судна, находяще­ гося в тропиках, достигает 36—38°С, а <в машинно-котельных отделениях — 55—60°С. При температуре воздуха свыше 20°С и относительной влажности более 80% создаются благоприятные условия для развития плесневых грибков и микроорганизмов, раз­ рушающих многие материалы.

Нередко, плавая в тропиках, судно попадает в густые ту­ маны. Химическим анализом установлено, что капли этого тума­ на содержат морскую соль и значительное количество хлористого

натрия. Атмосфера

загрязнена

морской

солью,

которая

содер­

жится в -ней в виде

аэрозоли,

образующейся

при

распылении *

морской воды во время волнения.

 

 

в условиях повы­

Снижение надежности электрооборудования

шенной температуры может происходить из-за

разности

в коэф­

фициентах расширения сопрягаемых материалов,

например

метал­

лов с изоляторами. В этом случае нарушается

сцепление

между

ними и появляются трещины в изоляционном материале.

 

Повышение температуры приводит к уменьшению

сопротив­

ления изоляции, снижению электрической

прочности

ее и повы­

шению диэлектрических потерь (утечек). Одновременно изменяют­ ся характеристики отдельных элементов электрооборудования, особенно полупроводников, обмоток возбуждения электрических машин, катушек реле и т. д. Иногда происходит вытекание кон-

321;


систентных смазок, пропитывающих и заливочных масс. Длитель­ ное воздействие повышенной температуры вызывает преждевре­ менное разрушение лакокрасочных покрытий.

Особенно пагубное влияние на надежность электрооборудова­ ния оказывает повышенная влажность воздуха. Главным образом страдает изоляция. Происходит разбухание пластмасс, особенно слоистых. Появление влаги на поверхности изоляции может об­ разовать токопроводящие мостики.

При повышенной влажности и температуре наблюдается явле­ ние гидролиза, вследствие которого происходит меление (появле­ ние белого налета) лакокрасочных покрытий и омыление смазок.

Под влиянием влаги возникает и другое электрохимическое явление — электролиз, который увеличивает износ контактов и способствует разрушению как изоляции, так и токоведущих частей. Во время плавания в тропиках электромеханики отмечают интен­ сивный износ контактных колец роторов синхронных генераторов. Резко увеличивается и коррозия металлов.

При разработке судового электрооборудования, естественно, принимаются меры к повышению его надежности в условиях тропического климата. Вместе с тем практика показывает, что все ге явления, о которых сказано выше, оказывают существенное влияние на работу электрооборудования, и с этим надо считаться при его эксплуатации.

§ 80. Основы электробезопасности

Электробезопасность занимает особое место среди всех дру­ гих вопросов техники безопасности и охраны труда. Во-первых, потому, что человек в современных условиях связан с электриче­ скими устройствами повсюду: на работе, на транспорте, в быту и во время отдыха, и, во-вторых, потому, что поражение электрическим током нередко приводит к смертельному исходу. Электрооснащен. ность труда и быта непрерывно возрастает. Вместе с этим возрас­ тают и требования к знаниям основ электробезопасности каждым грамотным человеком вообще и каждым инженером в особенности.

Обеспечение электробезопасности на судне Осложняется такими факторами, как вибрация корпуса, качка, высокая влажность воз­ духа, большие перепады температур, металлический корпус, огра­

ниченные размеры помещений,

большая разветвленность

кабель­

ных сетей и т.

д. В этих

условиях можно

исключить

случаи

по­

ражения электрическим током

только

при

строгом

соблюдении

всех правил техники безопасности.

электрического тока доста­

Механизм поражающего действия

точно сложен,

так как

ток

воздействует,

как правило,

не

на

отдельные органы и ткани, а на весь организм человека в целом. Все возможные случаи поражения человека электрическим то­

ком (электротравмы) можно разделить на три вида: 1) поражения, не вызвавшие потерю трудоспособности; 2) поражения, вызвавшие потерю трудоспособности; 3) поражения, вызвавшие смерть.

322


Первый

вид поражения

иногда

называет­

 

 

 

ся электрическим ударом, поскольку он связан с

 

 

 

появлением локальной

судороги, стимулирую­

 

 

 

щей отдергивание . конечности,

попавшей

под

 

 

 

напряжение. При этом человек может потерять

 

 

 

сознание.

Потеря трудоспособности

происходит

 

 

 

чаще всего в результате ожогов, полученных за

 

 

 

счет термического действия

электрического тока.

 

 

 

Серьезным

последствием электротравмы может

 

 

 

явиться сердечное заболевание, называемое сте­

 

 

 

нокардией, при котором нарушается нормальная

 

 

 

деятельность сердца, а в отдельных случаях на­

Рис.

197.

Эквива­

блюдаются

явления, подобные

инфаркту

мио­

лентная цепь тока

карда. Пострадавший может на всю жизнь

ос­

через

тело чело­

таться инвалидом. При стенокардии человек те­

века

 

 

ряет трудоспособность на месяц и более.

 

 

 

 

Смертельный исход при поражении током происходит в резуль­

тате остановки работы сердца или прекращения дыхания.

зави­

Совершенно очевидно,

что степень

поражения

человека

сит от величины тока, проходящего через его тело. Вместе с тем указать какие-либо пороговые значения тока, при которых вызы-

<ваются те или иные виды электротравм, не удается. Большую роль играют в этом случае и такие факторы: длительность про­ хождения тока, температура, влажность и давление окружающей среды, наличие электрических и магнитных полей, психическое состояние человека, путь тока через тело и пр.

Поражение электрическим током происходит тогда, когда тело человека становится участком замкнутой электрической цепи. Такая цепь показана на рис. 197 при прикосновении человека к

оголенной фазе А судовой сети переменного тока с изолирован­ ной нейтралью. При данном напряжении сети Uc величина тока зависит от сопротивления изоляции Ra3 фаз В и С, сопротивле­ ния подошвы обуви Ra и сопротивления тела человека /?ч. В менее благоприятном случае соприкосновение может произойти с двумя оголенными фазами, и тогда величина тока при данном напряже­ нии будет зависеть только от сопротивления тела человека.

Сопротивление тела человека колеблется в больших пределах и зависит от многих факторов; прежде всего — от пути прохожде­ ния тока и от сопротивления кожного покрова в точке соприкос­

новения с проводником. На

теле

человека

имеются уязвимые

места площадью 2—3 мм2,

в которых

сосредоточены

нервные

окончания, особенно остро реагирующие на

прохождение элек­

трического тока, когда проводник

соприкасается

именно

с этим

местом. Такие места расположены

на

тыльных

сторонах

рук, на

шее и на голени. Наименьшим сопротивлением обладает

кожный

покров ладоней, подошв ног, подмышечных

впадин и лица, осо­

бенно лба.

 

 

 

системы

человека и

Сопротивление тела зависит от нервной

от внешних раздражителей.

Так например,

при уколе,

неожидан­

323