ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 0
Наклонная дальность до цели — расстояние по линии цели от точки вылета до точки цели.
Горизонтальная дальность ОЦ — проекция наклонной дально сти на горизонт оружия.
Полная горизонтальная дальность (табличная дальность) ОС— расстояние по горизонту оружия от точки вылета до точки паде ния.
4. З а в и с и м о с т ь |
м е ж д у у г л а м и |
в о з в ыше н и я , |
п р и ц е л и в а н и я , |
б р о с а н и я и |
ме с т а цели |
Зависимость между углами возвышения, прицеливания, броса
ния и места цели выражается формулами |
|
ср = а + г; |
(1-16) |
60 = ± |
(1.17) |
Угол прицеливания всегда положителен.
В табличных условиях стрельбы угол места цели равен нулю, т. е. Цель находится на горизонте оружия, значит <р= а, т. е. угол прицеливания является и углом возвышения. Некоторые системы
имеют угол |
вылета т = 0, тогда 0о = а + е, а |
для табличных |
условий 0О= <р= а. |
|
|
5. |
П о р а ж а е м о е п р о с т р а н с т в о |
цели. |
|
П р я м о й в ы с т р е л |
|
Глубиной поражаемого пространства цели называется простран ство на местности, на протяжении которого нисходящая ветвь тра ектории не поднимается выше цели данной высоты (рис. 11, а).
Рис. 11. Поражаемое пространство цели:
а — поражаемое пространство без учета глубины цели; б — приведенное поражаемое пространство
21
Если с некоторым допущением принять конечный участок траекто рии за прямую линию, то глубина поражаемого пространства выра зится формулой
I |
Нц |
(1.18> |
|
tge, |
|||
|
’ |
где / — глубина поражаемого пространства;
— угол падения; Нц — высота цели, м.
При более точном определении глубины поражаемого прост
ранства цели учитывается и ее длина. Из рис. 11,6 видно, |
что при |
веденная глубина поражаемого пространства цели равна |
|
1пР = 1+ 1и= — д + /ц, |
|
tg вс |
|
где Iц — длина цели, м. |
|
Однако при больших величинах I, присущих танковой стрельбе, |
|
длина цели имеет небольшую относительную величину, |
которой |
при расчетах пренебрегают. |
целям,, |
Стрельба из танков обычно ведется по вертикальным |
имеющим значительную высоту, поэтому настильность траектории (малые углы падения) имеет важное значение: чем больше на стильность траектории, тем больше поражаемое пространство и большая вероятность попадания в цель даже при наличии ошибок в определении дальности до нее.
Как известно, высота траектории зависит от дальности стрель бы. Для каждого снаряда (пули) найдется такая дальность стрельбы, для которой высота траектории окажется равной высоте данной цели. Такая дальность называется дальностью прямого вы стрела для данного снаряда при стрельбе по цели данной высоты
(рис. 12).
Рис. 12. Дальность прямого выстрела
Дальность прямого выстрела является баллистической харак теристикой траектории данного снаряда. Снаряды с высокими на чальными скоростями имеют большую настильность траекторий и, следовательно, ббльшие дальности прямого выстрела. Сравни вая снаряды с различными дальностями прямого выстрела по це лям одинаковой высоты, можно сказать, какой из рассматривае мых снарядов имеет более высокую начальную скорость.
22
§ 4. Стабилизация полета снаряда
При движении снаряд, имеющий продолговатую форму, в без воздушном пространстве сохраняет угловое положение своей про дольной оси относительно горизонта оружия на протяжении всего полета. Этот угол равен углу бросания. Как было рассмотрено вы ше, вектор скорости поворачивается под воздействием силы тяже сти. Продольная ось снаряда в силу его инерционности отстает от вектора скорости и между ними образуется так называемый угол нутации 8 (рис. 13). Угол нутации растет от нуля в точке вылета до 8 = 260 в точке падения.
При движении снаряда в воздухе сила сопротивления воздуха не параллельна вектору скорости. Кроме того, сила R приложена не в центре масс, а в иной точке, называемой центром сопротивления ц.с. Причины изменения направления силы R заключаются в осо бенностях ее образования, в аэродинамической несимметричности снаряда, а также в появлении угла нутации 8, как и при движении в безвоздушном пространстве, так как продольная ось снаряда от стает от вектора скорости, поворачивающегося под действием силы тяжести.
У продолговатых неоперенных снарядов центр сопротивления на ходится впереди центра масс ц. м. (рис. 14). Для анализа влияния силы R приложим к ц. м. две силы: R i и /?2, каждая из которых рав на силе R, параллельна ей и направлена в противоположные сто роны. Очевидно, что от этого состояние системы не изменится. То гда силы R и /?а образуют пару сил — момент, который будет пово рачивать снаряд относительно ц. м. головной частью назад. Этот внешний возмущающий момент Мо называется опрокидывающим моментом. Силу Ri можно разложить на скоростные оси Х„ и Уу. Составляющая R x уменьшает скорость, a R y изменяет направле ние вектора скорости. В каждый момент времени состояние снаря-
23
да, характеризуемое величинами и направлениями скорости и угла нутации, будет определяться суммой проекций на скоростные оси двух сил R и G. Угол нутации 80 в точке вылета в общем случае не равен нулю, т. е. продольная ось снаряда может не совпадать с
у |
V
V
Рис. 14. Влияние силы сопротивления воздуха на движение снаряда
вектором скорости. Причинами образования угла нутации в точке вылета являются случайные толчки и удары при движении снаря да в канале ствола и в момент отрыва его от дульного среза, коле бания ствола и т. п. Величина и направление начального угла 80 случайны. Однако на траектории основной причиной его образова ния является сила тяжести.
Итак, при наличии угла нутации возникает опрокидывающий момент, под воздействием которого снаряд будет поворачиваться головной частью назад, начнет кувыркаться, что приведет к резко му увеличению сопротивления воздуха и к разбросу траекторий снарядов. Для того чтобы снаряд летел головной частью вперед, т. е. следил за вектором скорости, необходимы меры по стабилиза ции его положения на траектории.
Существуют два способа стабилизации снаряда:
—придание снаряду быстрого вращательного движения во круг его продольной оси;
—оснащение донной части снаряда стабилизаторами (опере
нием).
1. С т а б и л и з а ц и я с н а р я д а в р а щ е н и е м . Д е р и в а ц и я
Движение вращающегося снаряда представляет сложный про цесс, исследовать который весьма трудно, поэтому ограничимся рассмотрением основных сторон этого процесса в элементарном виде.
24
Для стабилизации снаряда (пули) с помощью нарезов в канале ствола снаряду придается вращательное движение вокруг про дольной оси с большой скоростью. Приближенно скорость враще ния снаряда можно определить по следующей элементарной фор муле
где |
пс — скорость вращения снаряда, об/с; |
|
v0— начальная скорость, м/с; |
|
т) — длина хода нарезов, калибры; |
Так, |
d — калибр ствола, м. |
например, 100-мм снаряд пушки Д-10 вращается с угловой |
скоростью около 300 об/с, а 7,62-мм пуля пулемета СГМТ имеет скорость вращения порядка 3500 об/с. При таких скоростях враще ния снаряд приобретает свойства гироскопа. Благодаря этим свой ствам быстровращающийся снаряд следит своей продольной осью за вектором скорости и летит головной частью вперед, т. е. полет его стабилизирован. Одним из свойств гироскопа является свойст во сохранять заданное положение оси вращения в пространстве, пока на него не действуют никакие внешние моменты, стремящие ся повернуть ее вокруг центра масс.
При наличии таких моментов проявляется другое свойство — свойство прецессии. Как было установлено ранее, вектор скорости поворачивается по направлению к Земле и между ним и осью сна ряда образуется угол нутации; если снаряд не вращается, то он будет опрокидываться действием момента от силы R. У вращаю щегося снаряда-гироскопа появление угла нутации 3 также приво дит к появлению внешнего опрокидывающего момента от силы R.
Поясним свойство прецессии. При внешнем возмущении на ги роскоп его ось отклоняется не в той плоскости, в которой действует это возмущение (сила), а в плоскости ей перпендикулярной. От воздействия силы ось снаряда повернется вокруг центра тяжести в ту сторону, куда должна прийти точка, получившая толчок, через 3/4 оборота снаряда (рис. 15). Проследим последовательно поло-
Рис. 15. Свойство прецессии
25
жение оси снаряда при наличии угла нутации, применяя вышеука занное правило.
Первое положение. Угол нутации положительный и образуется в вертикальной плоскости. Продольная ось снаряда (ось гироско па) и вектор скорости лежат в плоскости стрельбы, ось снаряда выше вектора скорости. Как уже было отмечено, в этом случае го ловная часть снаряда под действием силы сопротивления воздуха получит толчок снизу в плоскости стрельбы и отклонится (при пра вом вращении снаряда) вправо.
Второе положение. После отклонения вправо встречный поток воздуха будет воздействовать на головную часть слева — головная часть отклонится вниз.
Третье положение. После отклонения вниз встречный поток бу дет воздействовать на головную часть сверху — головная часть от клонится влево.
Четвертое положение. После отклонения влево встречный поток будет воздействовать на головную часть справа — головная часть
отклонится вверх.
Из анализа отклонения оси снаряда следует вывод о том, что снаряд своей головной частью описывает коническое движение во круг вектора скорости с вершиной конуса в центре тяжести и в на правлении часовой стрелки, если смотреть на снаряд с донной ча сти. При левом вращении снаряда (левая нарезка ствола) кониче ское движение будет против часовой стрелки.
Так как траектория все время искривляется книзу и ось сна ряда несколько отстает от вектора скорости, то большую долю возмущающих толчков головная часть испытывает снизу. Поэтому в большей мере снаряд отклоняется вправо, чем в других направ лениях и коническое движение будет происходить не около векто ра скорости, а около некоторой оси, называемой динамической осью. Динамическая ось, отставая от вектора скорости по высоте, с течением времени полета все больше отклоняется вправо от плос кости стрельбы. Траектория в плане искривляется (рис. 16). От-
Рис. 16. Деривация вращающегося снаряда
клонение вращающегося снаряда от плоскости стрельбы называет ся деривацией. При правом вращении снаряда деривация называет ся правой, при левом — левой. Заметим,- что деривация образуется только при наличии следующих трех условий: быстрого вращатель-
26
ного движения снаряда, наличия силы сопротивления воздуха и кри визны траектории, как следствия действия силы тяжести. Поправ ки направления на величину деривации z приводятся в таблицах стрельбы в зависимости от дальности.
2. С т а б и л и з а ц и я п о л е т а с н а р я д а о п е р е н и е м
Для стабилизации полета невращающиеся снаряды (мины) оснащаются в хвостовой части оперением (стабилизаторами). Вследствие увеличения в хвостовой части площади, на которую воздействуют элементарные частицы встречного потока воздуха, центр сопротивления воздуха смещается назад и располагается по зади центра масс (рис. 17). При возникновении угла нутации S
Рис. 17. Влияние силы сопротивления воздуха на оперенный снаряд
пара сил R и R% будет стремиться его уменьшить, приближая ось снаряда к вектору скорости. Момент А1С, образованный силами R и R& называется стабилизирующим моментом.
Если ось снаряда окажется ниже вектора скорости, то и стаби лизирующий момент изменит свое направление и опять будет при ближать ось снаряда к вектору скорости.
Аналогичная картина стабилизации происходит и при возник новении угла нутации в горизонтальной плоскости.
Так как идеально симметричный снаряд изготовить практиче ски невозможно, то центры тяжести и сопротивления могут быть смещены с продольной оси снаряда. Смещение центра тяжести на зывается эксцентриситетом силы тяжести, а смещение центра со противления — аэродинамическим эксцентриситетом. Эксцентриси теты обусловливают появление постоянных моментов, которые вно сят систематические ошибки, увеличивающие рассеивание снаря дов. Если снаряду придать вращение вокруг продольной оси, то систематические ошибки за один оборот осредняются и вредное их влияние устраняется. С этой целью оперенным снарядам придают
27
вращательное движение вокруг продольной оси с небольшой ско ростью. Такие снаряды называют проворачивающимися.
§5. Влияние различных факторов на полет снаряда
Втаблицах стрельбы данные, характеризующие полет снаряда, приводятся для определенных условий стрельбы. Эти условия на
зываются нормальными или табличными. Вообще условия стрель
бы разделяются на баллистические, метеорологические и топогра фические.
Нормальные баллистические условия:
—начальная скорость снаряда, равная расчетной для нового ствола;
—температура заряда, равная + 15°С;
—форма снаряда с взрывателем, соответствующая установ ленному чертежу;
—вес снаряда (окончательно снаряженного) табличный. Нормальные метеорологические условия:
—атмосфера неподвижна, т. е. скорость ветра на всех высотах равна нулю;
—барометрическое давление в точке вылета и на горизонте оружия, равное 750 мм рт. ст.;
—температура воздуха в точке вылета и на горизонте оружия, равная + 15°С.
Нормальные топографические условия:
—точка цели находится на горизонте оружия;
—крен цапф орудия отсутствует.
Реальные условия стрельбы, как правило, отличаются от нор мальных, поэтому необходимо знать влияние отклонения условий стрельбы от нормальных на полег снаряда и уметь учитывать по правки на эти отклонения при подготовке исходных данных для стрельбы.
1. В л и я н и е б а л л и с т и ч е с к и х у с л о в и й
Влияние отклонения начальной скорости
Полная горизонтальная дальность зависит от величины на чальной скорости: чем меньше начальная скорость, тем меньше дальность полета. Это остается справедливым и при стрельбе в воздухе. Основной причиной падения начальной скорости являет ся износ ствола. Износ ствола измеряется специальными прибора ми. По величине износа зарядной каморы с помощью специальной таблицы определяется величина падения начальной скорости в процентном отношении относительно расчетной (нормальной).
Разность начальных скоростей при стрельбе из одной и той же пушки в одной стрельбе возможна также из-за различия в весе и химическом состоянии зарядов, например, вследствие неодинако
28
вых сроков хранения. Это приводит к увеличению рассеивания снарядов и ухудшению результатов стрельбы. Для устранения это го влияния при загрузке боекомплекта в танк необходимо подбирать в первую очередь выстрелы, по возможности, одной пар тии пороха и партии сборки выстрела.
Влияние отклонения температуры заряда
При повышении температуры заряда увеличивается скорость его горения, быстрее нарастает давление в канале ствола, а зна чит, и начальная скорость увеличивается. С повышением скорости увеличивается дальность полета снаряда. При снижении темпера туры заряда дальность полета уменьшается.
Влияние отклонения формы снаряда
Форма снаряда так же, как и состояние его поверхности, влияет на образование силы сопротивления воздуха и в конечном счете на дальность полета. Так, снаряды, имеющие окрашенную поверх ность, летят дальше, чем неокрашенные. Наличие (отсутствие) колпачка взрывателя изменяет аэродинамическую форму снаряда и, следовательно, силу сопротивления воздуха. Влияние этих фак торов при небольших дальностях танковой стрельбы незначи тельно.
Влияние отклонения веса снаряда
Одинаковый вес зарядов и одинаковые условия горения будут создавать равные количества пороховых газов, совершающих ра боту в стволе. Значит, более тяжелому снаряду будет сообщаться меньшая скорость и дальность полета, чем более легкому снаряду. С увеличением веса снаряда увеличивается его поперечная нагруз ка, а значит, уменьшается ускорение силы сопротивления воздуха. Более тяжелый снаряд с течением времени полета будет лучше со хранять скорость, и дальность полета будет больше, чем у снаряда меньшего веса.
Следовательно, изменение веса снаряда на дальность полета влияет двояко. На малых дальностях полета основное значение имеет влияние изменения начальной скорости, а с течением време ни полета на больших дальностях стрельбы преобладает влияние изменения поперечной нагрузки.
2. В л и я н и е м е т е о р о л о г и ч е с к и х у с л о в и й
Как известно, сила сопротивления воздуха прямо пропорцио нальна квадрату скорости движения снаряда относительно возду ха. Следовательно, если ветер будет встречным, то относительная
29