ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 156
Скачиваний: 0
2. Д в и ж е н и е у п р а в л я е м ы х р е а к т и в н ы х с н а р я д о в (У PC)
Сущность управления заключается в том, что снаряд с помощью системы управления удерживается на линии цели до тех пор, пока не произойдет его встреча с целью. При отклонении снаряда от линии цели система управления подает команду. Исполняя эту команду, снаряд возвращается к линии цели. Для изменения поло жения снаряда на траектории к центру его тяжести, как известно, необходимо приложить управляющую силу. Такая сила нужной величины и требуемого направления создается в необходимый момент в соответствии с командой системы управления.
Прежде чем рассмотреть способы получения управляющей силы, дадим некоторые определения, которые используются при рассмот рении движения УРС и ракет.
Точка старта —точка, в которой находится центр тяжести сна ряда в момент начала его движения — начало отсчета в земной си стеме координат.
Стартовый горизонт — горизонтальная плоскость, проходящая через точку старта (аналогичен горизонту оружия).
.36
Плоскость тангажа — вертикальная плоскость, проходящая че рез продольную ось снаряда (через оси Х0 и Ур ).
Плоскость курса — плоскость, проходящая через ochZ p и Zp.
Угол тангажа 0Т (рис. 21, а) — угол между продольной осью снаряда и стартовым горизонтом.
I
I
I
I
б
Рис. 21. Угол тангажа и угол скольжения УРС: а — в плоскости тангажа; б — в плоскости курса
37
Угол атаки аат — угол в плоскости тангажа между проекци ей на нее вектора скорости и продольной осью снаряда. Если ось снаряда находится выше вектора скорости, то угол атаки—положи тельный, ниже — отрицательный.
Угол рысканья ф |
— угол между продольной |
осью снаряда и |
|
плоскостью стрельбы |
(рис. 21, 6). |
|
|
Угол скольжения |
[3— угол в плоскости курса |
между |
проекци |
ей на нее вектора скорости и продольной осью снаряда. |
Если ось |
находится правее вектора скорости, то угол скольжения — положи
тельный, левее — отрицательный (см. рис. 21, 6).
Для рассмотрения движения УРС принята еще одна вспомога тельная система координат — связанная система координат (рис. 22). Начало координат находится в центре масс снаряда. Ось Х р совпадает с продольной осью снаряда с положительным направлением в сторону головной части. Положительные направ ления осей: Кр— вверх, Zp — вправо. Если скоростная система ко ординат помогает найти положение вектора скорости снаряда в пространстве (относительно земной системы координат), то с по мощью связанной системы определяется положение продольной геометрической оси снаряда.'
Рис. 22. Связанная система координат
У п р а в л я ю щ а я с ила
Управляющей силой называется такая сила, которая изменяет положение снаряда. Эта сила приложена к центру тяжести снаря да. Снаряд изменяет свое движение в сторону направления проек ции этой силы на плоскость, перпендикулярную вектору скорости.
38
В этом смысле для обычных неуправляемых снарядов «управляю щей» силой являются сила тяжести и сила сопротивления воздуха (точнее, их проекции на скоростные оси Yv и Z v ).
В образовании управляющей силы реактивных снарядов участ вует и сила тяги. Отличие УРС от НУРС заключается в том, что у первых при необходимости можно по команде изменить величину
инаправление действия управляющей силы.
Вобщем виде равнодействующую всех сил, действующих на управляемый снаряд, можно представить векторной суммой
Q — R + G + T , |
(1.20) |
где Q — вектор равнодействующей;
R — вектор силы сопротивления воздуха; G — вектор силы тяжести;
Т — вектор силы тяги.
Если вектор равнодействующей силы спроектировать на плоскость, перпендикулярную вектору скорости (на плоскость OYvZv ), то направление проекции покажет направление изменения полета снаряда.
Для анализа движения снаряда в плоскостях стрельбы и курса
спроектируем векторы R, G и Т на эти плоскости. На рис. |
23, а, б |
||
проекции обозначены R, С и Г и |
показаны |
проекции |
скоро |
стных осей Yv, Z v и X v. Разложим |
R, G и |
Т только на про |
|
екции скоростных осей Yv и Zv. |
|
|
|
Управляющая сила в вертикальной плоскости определится сум |
|||
мой |
|
|
|
Qy = ± R y ± Gy ± Ту. |
|
(1.21) |
Так как направление силы определяет направление полета, то при Qy= i0 снаряд летит с постоянным углом тангажа, при Qy >,0 снаряд поднимается, а при Qy < 0 снаряд снижается.
Управляющую силу в вертикальной плоскости называют так же подъемной силой.
Вектор силы тяжести на плоскость курса проектируется в точ ку, поэтому управляющая сила в плоскости курса определяется двумя составляющими
Qt = ± R , ± T t. |
(1-22) |
Согласно влиянию управляющей силы на полет |
снаряда при |
Qz = 0 снаряд летит с постоянным углом рысканья, |
при Q2 >,0 |
снаряд отклоняется вправо, при Qz < 0 снаряд отклоняется влево. На рис. 23, а, б показано такое соотношение сил, при котором
снаряд летит вверх и вправо.
39
Маневренные качества УРС характеризуются располагаемой перегрузкой — отношением максимально возможной управляющей силы к весу снаряда
tip— |
(1.23) |
|
где tip — располагаемая |
перегрузка; |
|
Qmax — максимальная |
управляющая сила; |
|
G — вес снаряда. |
|
|
О
Z
д
Рис. 23. Создание управляющей силы:
а — в плоскости тангажа; б — в плоскости курса
Располагаемую перегрузку можно представить и отношением ускорения, которое получает снаряд под действием максимальной управляющей силы к ускорению силы тяжести: чем больше вели
40
чина яр, тем лучшими маневренными качествами обладает снаряд.
Величина располагаемой перегрузки для УРС находится в преде лах 2—5.
У п р а в л я ю щ и й мо ме н т
Получение необходимой величины управляющей силы для из менения высоты полета снаряда достигается приданием ему соот ветствующего угла атаки аат. Если угол атаки положительный, то при этом возрастают составляющие R y и Г, в положительном на правлении, а отрицательная составляющая Gy уменьшается. При отрицательном угле атаки результат будет обратным: сна ряд снизится. Для изменения курса снаряду придается угол сколь жения р. Физическая картина аналогична вертикальной плоско сти.
Для того чтобы угол атаки (скольжения), необходимый для получения управляющей силы, не был скомпенсирован стабилизи рующим моментом, нужно снаряд стабилизировать на этих углах до тех пор, пока он не получит требуемого положения. Для стаби лизации снаряда на нужном угле атаки (скольжения) к нему при кладывается управляющий момент такой величины и направления, чтобы возникающий стабилизирующий момент сравнялся по вели чине с управляющим моментом при нужном угле атаки (скольже ния). На графике рис. 24 по оси абсцисс отложены углы атаки, по
Рис. 24. Создание управляющего мо мента
•оси ординат —управляющий и стабилизирующий моменты. Допу стим, что к снаряду приложен управляющий момент величиной Му1, создающий угол атаки. С ростом угла атаки возникает и уве личивается стабилизирующий момент (на графике по линии ОМ). При достижении величины Afci, равной Му1, угол атаки переста нет возрастать и снаряд стабилизируется на угле атаки аатг
41
Для компенсации постоянно действующей силы веса снаряда, понижающей его траекторию, снаряду придается постоянный управляющий момент Л1У.К, которому соответствует постоянный положительный угол атаки <хат, что вызывает появление постоян ной подъемной силы по величине, равной силе тяжести.
Способы создания управляющего момента
Управляющий момент создается с помощью рулей. Аэродина мические рули могут располагаться за центром масс снаряда — нормальная или самолетная схема (рис. 25, а), «безхвостка» (рис. 25,6) или впереди него — схема «утка» (рис. 25,в). При по-
а — нормальная аэродинамическая схема; 6 — самолетная схема; в — схема «утка»
вороте рулей набегающий поток воздуха создает на них силу сопротивления Rp, пропорциональную углу поворота рулей 8р. Чтобы определить действие этой силы, необходимо приложить к центру масс две силы R pl и R р2, равные по величине R p, парал-
42
лельные ей и направленные в противоположные стороны. Пара сил /?р и /?р2 образует управляющий момент М у, по величине равный
Му—Rplp, |
(1.24) |
где /р — плечо пары сил Rp и ЯР2 ■
Рули могут быть и газодинамическими, т. е. работающими в по токе газов двигателя. Сила рулей R p возникает за счет обтекания
их потоком газов, выходящих из сопла двигателя (рис. 26). Газо динамический руль обычно выполняется в виде кольцевой, пово рачивающейся сопловой насадки.
Рули УРС поворачиваются по командам системы управления.
Рис. 26. Газодинамические рули
Особенности траектории УРС
Траектории обычных снарядов и траектории НУРС представ ляют собой баллистические траектории, т. е. траектории тела, бро шенного с определенной скоростью под определенным углом к гори зонту. Траектория УРС — гибкая кривая. Большую часть своей тра ектории УРС летит вдоль линии цели, имея относительно нее коле бательные движения по тангажу и курсу (рис. 27).
^Неуправляемый^_______ Управляемый участок
участок
Начало управления
Рис. 27. Траектория УРС
4а