ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 174
Скачиваний: 5
Дизельные масла (для дизельных двигателей) изготовляют пу тем смешивания очищенных остаточных и дистиллятных масел. Ди зельные масла можно условно разделить-на две группы: для смазки быстроходных транспортных высокофорсированных дизелей (вяз кость при 100° С 8 , 11 и 14 сСт) и для стационарных дизелей различ ной мощности со средним и малым числом-оборотов (вязкость их колеблется в широких пределах). Масла первой группы изготовля ют повышенного качества с высокоэффективными присадками.
Автотракторные масла (автолы), применяемые для карбюратор ных двигателей, готовят аналогично дизельным (но с меньшим со держанием в них остаточного масла), используя селективные мето ды очистки, или из специально отобранных сортов малосернистой нефти с применением сернокислотной очистки.
Вязкость автотракторных масел при 50° С равна 6 , 10 и 15 сСт. Практически все масла выпускают с присадками.
Зимние сорта масел обеспечивают нормальный запуск двигате лей при низких температурах, поэтому особое значение имеет полу чение так называемых загущенных масел, вырабатываемых путем смешивания маловязких дистиллятных фракций с загустителем полиизобутиленом, имеющим молекулярный вес 10—12 тыс. Такие масла с температурой застывания не выше —45° С являются «все сезонными», так как могут быть использованы и в зимнее, и в лет нее время.
Индустриальные масла применяют для смазывания всевозмож ных машин, станков и механизмов, работащих при сравнительно низких температурах, и тех узлов трения машин-двигателей, кото рые не подвергаются действию пара, горячего воздуха и газов.
Основными качествами, определяющими применение этих ма сел, являются их вязкость и температура застывания.. Масла для высокоскоростных механизмов имеют кинематическую вязкость при 50° С от 4 до 8,5 сСт, сепараторные — от 6 до 17, веретенные — от 10 до 23, машинные — от 27 до 58, масла для холодильных машин —
от 11,5 до 20. |
обладать |
противозадирными |
Индустриальные масла должны |
||
и противокоррозионными свойствами, |
сохранять |
подвижность при |
заданных температурах, не пениться и быть стабильны к окис лению.
Турбинные масла служат для смазки и охлаждения подшипни ков паровых и водяных турбин и генераторов электрического тока, работающих с применением циркуляционных систем смазок.
Для турбин различной мощности вырабатывают турбинные мас
ла марок Л, УТ, Т, а также турборедукторные. |
Кинематическая |
вязкость при 50° С для них соответственно равна |
20—23, 28—32, |
44—48 и 55—59 сСт. Турбинные масла должны обладать высокой химической стабильностью и способностью хорошо отделяться от воды, попадающей в систему смазки.'
Электроизоляционные масла, являющиеся жидкими диэлектри ками, применяют для изоляции токонесущих частей электрообо рудования (трансформаторов, конденсаторов, кабелей и пр.). Они
77
служат теплоотводящей средой, а также способствуют быстрому гашению электродуги в выключателях. К'этой группе масел отно сятся трансформаторные, конденсаторные и кабельные.
Наибольшее применение имеют трансформаторные масла. Они эксплуатируются длительное время при 70—80° С в присутствии воздуха, поэтому должны быть особенно химически стабильными и не образовывать при окислении низкомолекулярных кислот*. Они также должны обладать соответствующими диэлектрическими свой
ствами.
Компрессорные масла служат для смазки цилиндров, клапанов и уплотнений поршневых штоков компрессоров, работающих при 200—225° С и давлении до 200—225 кгс/см2. Основное требование к компрессорным маслам — стабильность к окислению.
Компрессорное масло 12М с кинематической вязкостью при 100° С 11 —14 сСт предназначено для одноступенчатых горизонталь ных и вертикальных компрессоров с давлением 7— 8 кгс/см2 и двух ступенчатых компрессоров среднего давления (до 50 кгс/см2).
Компрессорное масло 19Т с кинематической вязкостью при 100° С 17—21 сСт служит для смазки многоступенчатых компрессо ров высокого давления (до 2 0 0 — 2 2 0 кгс/см2) .
Стабильность этих масел достигается применением глубокой очистки.
Масла для паровых машин делятся на две основные группы: для машин, работающих с насыщенным паром, и для машин, работаю щих с перегретым паром. Основными особенностями этих масел являются малая испаряемость и высокая вязкость (кинематическая вязкость при 100° С от 9—13 сСт для масла цилиндрового» 2 до 44—64 сСт для масла цилиндрового 52 «Вапора»).
Цилиндровые масла для первой группы паровых машин готовят из дистиллятного сырья, для второй группы — из остаточного сырья
сприменением деасфальтизации пропаном или перегонки гудрона
вглубоком вакууме.
Парафины, церезины и вазелины
Нефтяные парафины представляют собой твердые нефтепродук ты кристаллического строения, которые получают из дистиллятов парафиновых и высокопарафиновых нефтей. Парафины применяют для различных целей, в том числе в качестве сырья для получения синтетических жирных кислот, для пропитки бумаги, в медицине, спичечной (желтые парафины) и других отраслях промышленно сти. Температура плавления белых парафинов от 50 до 54, а жел того (спичечного) 42° С.
Церезины — смесь твердых парафиновых углеводородов, по лучающаяся в результате переработки и очистки природного озо керита или петролатума от селективной депарафинизации остаточ ных масел. Синтетический церезин получают путем синтеза из окиси углерода и водорода.
78
Церезины применяют в основном в качестве электроизоляцион ных материалов и для приготовления различных композиций и вос ковых составов. Температура каплепадения церезинов от 57 до 80, синтетических церезинов 90—100° С.
Вазелин медицинский получают сплавлением церезина, парафи на, очищенного петролатума и их смесей с очищенным нефтяным маслом. Температура каплепадения его находится в пределах
37—50° С.
Вазелин конденсаторный, применяемый для пропитки и заливки конденсаторов, имеет кинематическую вязкость при 60° С не менее 28 сСт. Важным нормируемым показателем для него является удельное объемное электрическое сопротивление при 100° С (не ме нее 1,1010 Ом-м).
Консистентные смазки
Консистентные смазки — это густые мазеобразные продукты, состоящие из двух и более компонентов. Одним из основных компо
нентов смазки |
обычно является масляная |
жидкость. Второй, |
не |
|
менее важный |
компонент — загуститель, |
в большинстве |
случаев |
|
мыла (кальциево-натриевые, алюмйниевые, литиевые, |
бариевые |
|||
и др.). Смазки, загущаемые углеводородными компонентами |
(це |
резином, парафином и петролатумом), применяют в основном в ка честве защитных покрытий. Они физически и химически стабиль ны, но работоспособность их ограничивается температурой 50—60° С. Выпускают также специальные консистентные смазки, в которых жиДкой основой вместо масел являются различные хими ческие соединения.
Консистентные смазки применяют в тех случаях, когда мине ральное масло не обеспечивает нормальной смазки трущихся по верхностей, машин и механизмов, и для уплотнения зазоров.
§11. ПРОЧИЕ НЕФТЕПРОДУКТЫ
ИПРОДУКТЫ НЕФТЕХИМИИ
Нефтяные битумы получают окислением гудронов тяжелых неф тей и часто смешивают их с асфальтом и экстрактами масляного производства.
Основными показателями качества битумов являются: глубина проникновения иглы (пенетрация), растяжимость (дуктильность) и температура размягчения, которая характеризует теплоустойчи вость битума. Пенетрация и дуктильность при низких температурах показывают, насколько битум сохраняет свою эластичность.
Нефтяные битумы используют в основном для дорожного строи тельства. Для обработки грунтовых и гравийных дорог иногда при меняют жидкие битумы, получаемые путем разжижения битумов менее вязкими нефтепродуктами, например мазутами. Вырабаты вают также битумы строительные и специальные — для производ ства лакокрасочных, электроизоляционных и других продуктов.
79
Нефтяные кислоты и их соли. Нефтяные кислоты, в основном нафтеновые, содержащиеся в некоторых нефтях, выделяются при щелочной очистке светлых и масляных дистиллятов в виде натрие вых солей — мыл и применяются для изготовления мылонафта, асидола и асидола-мылонафта. Мылонафт (содержание нефтяных кислот 43%) представляет собой смесь натриевых мыл нефтяных кислот, минерального масла и воды. Асидол (содержание нефтяных кислот 42—50%) состоит из нефтяных кислот с примесью мине рального масла, а асидол-мылонафт (содержание нефтяных кис лот 67—70%) является смесью свободных нафтеновых кислот и их натриевых мыл.
Все эти продукты применяют в качестве заменителей жиров при изготовлении технических мыл, так как они обладают хороши ми эмульгирующими и пенообразующими свойствами; их исполь зуют также в текстильной промышленности при крашении, для про питки древесины с целью предохранения ее от гниения, как сикка тивы (ускорители высыхания) и для некоторых других целей.
Общим требованием к этим продуктам является минимальное со держание в них минерального масла.
Растворители нашли наиболее широкое применение в лакокра сочной промышленности [бензин (фракция 45—170°С), уайт-спирит (фракция 165—200°С), нефтяной сольвент (смесь ксилолов)] и в резино-технической промышленности [бензин БР-1 «Галоша» или БР-2 (до 110°С выкипает не менее 93%)]. В качестве растворителей в пищевой промышленности используют экстракционный бензин (фракция 70—95° С и петролейный эфир (фракции 40—70 и 70—100°С). В других отраслях используют часть указанных, а так же ряд других растворителей, в том числе бензол.
Во всех растворителях нормируется содержание ароматических
ннепредельных углеводородов, а также сернистых соединений.
Вбольшинстве случаев растворители получают из нефтяных по путных газов и малосернистых нефтей на газофракционирующих установках, установках по первичной перегонке нефти и при ката
литическом риформинге (из рафинатов). Иногда необходимую фракцию выделяют на установках для вторичной перегонки. В ряде случаев полученные фракции подвергают специальной очистке (в большинстве случаев для уменьшения содержания в них аромати ческих углеводородов и сернистых соединений).
Осветительные керосины, получаемые прямой перегонкой нефти, применяют в основном для бытовых нужд (керосиновых ламп, керо синок, примусов и т. п.). Для нормального горения осветительный керосин должен иметь соответствующий химический состав (в ос новном парафиновые углеводороды), обеспечивающий сгорание без копоти и нагара (высота некоптящего пламени не менее 2 0 мм) и достаточную силу света.
Нефтяной кокс, получаемый в процессе коксования, применяют как электродный кокс,-для производства абразивных и других ма териалов, а также как твердое топливо. Наиболее важное промыш ленное значение имеет электродный кокс, используемый в производ
80