ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 170
Скачиваний: 5
По м от орному м ет оду на одноцилиндровой установке ИТ9-2 или НТ9-2М (рис. 40) сопоставляют степени сжатия испытуемого бензина с эталонными на ра ботающем двигателе. Сущность метода заключается в том, что подбирают такую смесь изооктана и нормального гептана, которая при данных условиях детонирует
с той же интенсивностью, что и испытуемое топливо. |
|
|
- |
По и ссл ед оват ел ьском у м ет оду октановое число определяют по показателям |
|
работы одноцилиндрового двигателя на установке ИТ9-6, |
но не по степени детона |
|
ций, как при моторном методе, а по оборотам двигателя |
и другим показателям |
|
его работы. |
|
/ — пульт управления; 2 — топливный бачок; 3 — одноцилиндровый двигатель
При температурном методе интенсивность детонации измеряют на установке ИТ-9/5 температурной свечой (термопарой), которая находится в камере сгора ния. Чем интенсивнее детонация, тем сильнее нагреваются спаи термопары. Этот метод применяют только для оценки авиабензина 100/130.
Примерные значения октановых чисел бензинов, определенные различными методами, приводятся ниже.
Моторный метод |
65 |
72 |
76 |
80 |
85 |
89 |
98,6 |
100 |
Исследовательскнй |
, -- |
76 |
80 |
|
93 |
98 |
|
|
метод . . . . |
— |
— |
___ |
|||||
Температурный ме |
|
|
|
|
|
|
|
|
тод . ' . |
63,5 |
— |
— |
80 |
— |
' — |
100 |
101 |
71
Для оценки детонационной стойкости топлива при богатом составе рабочей смеси (по величине сортности) используют авиационный метод с наддувом, при котором для подачи смеси горючего с воздухом применяют более высокое давле ние. Сортностью называют процентное изменение мощности, развиваемой двига телем при работе на испытуемом топливе, по сравнению с мощностью, развивае мой нм при работе на техническом эталонном изоокгане (топливо ТЭИ), прини маемой за 100 (на двигателе IIT-9/1 — с наддувом).
Чем больше октановое число топлива, тем выше его детонационная стойкость. Повышение октанового числа топлива достигается увеличением содержания в нем ароматических углеводородов и парафиновых углеводородов изостроення, а так же уменьшением температуры конца кипения бензинов. Если эти меры не обеспе чивают получения бензина с нужным октановым числом, то в топливо добавляют антидетонатор ТЭС — тетраэтилсвинец P b ^ H s)* в смеси с выиоснтелямн (этило вая жидкость) и высокооктановые Добавки {изооктан, алкилаты и изомеризаты).
Увеличение октановых чисел углеводородов при добавлении ТЭС — так назы вая приемистость к ТЭС — может быть охарактеризовано следующим рядом: па
рафиновые |
углеводороды > нафтеновых > |
ароматических > |
непредельных угле |
водородов. |
По мере увеличения содержания ТЭС в бензине |
эффективность его |
|
действия уменьшается. Чувствительность |
бензина к ТЭС сильно снижается при |
увеличении содержания в нем серы, которая взаимодействует со свинцом и пара лизует действие ТЭС. Для ряда процессов сырье очищают от сернистых соедине ний, а бензины до прибавления к ним ТЭС подвергают очистке от сернистых соединений.
Дизельное топливо
В отличие от карбюраторных двигателей в дизельных двигателях зажигание рабочей смеси топлива с воздухом отсутствует. В ци линдре дизельного двигателя сжимается поршнем не рабочая смесь, а воздух, который нагревается в результате сжатия до высокой тем пературы. В такой сжатый воздух впрыскивается топливо. Оно ис паряется, нагревается до температуры самовоспламенения и вос пламеняется. Самовоспламеняемость дизельного топлива оцени вается цетановым числом (см. стр. 74).
Нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает раз личные марки дизельного топлива: для быстроходных дизельных дви гателей со скоростью вращения коленчатого вала более 1 0 0 0 об/мин, для двигателей средней быстроходности 500—1000 и тихоходных двигателей до 500 об/мин. В качестве примера рассмотрим дизель
ное топливо марок ДА, ДЗ, ДЛ |
и ДС, |
вырабатываемое по ГОСТ |
||
4749—49 для быстроходных дизелей. |
с |
цетановым числом 40 |
||
Топливо ДА (дизельное арктическое) |
||||
и температурой застывания не |
выше —60° С предназначено для |
|||
двигателей, работающих |
при температуре |
окружающего воздуха |
||
ниже —30° С; топливо ДЗ |
(дизельное зимнее) с цетановым числом |
40 и температурой застывания не выше —45° С — при температуре не выше —30° С. Топливо ДЛ (дизельное летнее) с цетановым чис лом 45 и температурой застывания не выше —10° С применяют в основном летом и при температуре воздуха выше 0°С; ДС (дизель ное специальное) имеет цетановое число 50 и температуру застыва ния не.выше —15° С.
Дизельное топливо должно содержать не более 0,2% серы. Для других марок топлива по другим ГОСТам допускается иное содер жание серы (например, по ГОСТу 305—-62 — от 0,4%).
72
Почти все дизельное топливо содержит не более 0,5% серы. В дальнейшем будет увеличиваться выработка дизельного топлива, содержащего серы не более 0 , 2 и 0,1 %.
Рис. 41. Установка ИТ9-ЗМ:
1 — одноцилиндровый двигатель; 2 — визирная труба; 3 — топливные бачки; 4 — пульт управления
Дизельное топливо с низким содержанием серы получают из малосернистых нефтей. Дизельное топливо из сернистых и высоко сернистых нефтей для снижения в нем содержания серы подвергают гидроочистке. Необходимость максимально очищать дизельное топ ливо от серы объясняется тем, что сера вызывает коррозию аппа ратуры двигателя и нагарообразование в нем. В ряде случаев для предупреждения коррозии к маслам добавляют высокоэффективные присадки. Кроме того, снижение содержания серы в дизельном топливе уменьшает загрязнение атмосферы выхлопными газами
73
дизельных двигателей, содержащими сернистый и серный ангид
риды.
В дизельном топливе нормируется также вязкость, которая обе спечивает хорошее его распыление и надежную работу топливопо дающей аппаратуры. Одним из важных показателей качества ди зельного топлива является его фракционный состав. Наличие тяже лых фракций снижает качество дизельного топлива, так как они вызывают неполное сгорание топлива в двигателе и работу с дым ными выхлопами, а также значительное нагарообразоваиие на де
талях двигателя.
Для двигателей средней быстроходности применяют дистиллят ные, но более тяжелые топлива, а для тихоходных двигателей еще более тяжелое — моторное. Моторное топливо получают разбавле нием мазутов прямой гонки дистиллятами, в том числе дизельными фракциями, до достижения необходимой вязкости (от 36 до 67 сСт при 50°С). Температура его застывания от —5 до + 5 °С.
Цетановое число численно равно объемному процентному содер
жанию цетана |
(его цетановое число 1 0 0 ) в такой его смеси с а-ме- |
тилнафталином |
(имеет цетановое число нуль), которая по характе |
ра сгорания (по самовоспламенению) равноценна испытываемому топливу.
Цетановое число топлива может быть определено по-разному: методами кри тической степени сжатия, запаздывания самовоспламенения или совпадения вспы шек. В СССР цетановое число определяют методом совпадения вспышек на одно цилиндровой установке ИТ9-ЗМ (рис. 41).
Цетановое число зависит от химического состава топлива. Наибольшее цета новое число у парафиновых углеводородов. Нафтеновые углеводороды имеют меньшие цетановые числа. Самое низкое цетановое число у ароматических углево дородов, которые поэтому в составе дизельных топлив нежелательны. Цетановое число повышают, смешивая топливо с компонентами, имеющими более высокое це тановое число (парафиновые углеводороды нормального строения), и добавляя специальные присадки.
Котельное топливо
Котельное топливо используют во многих отраслях народного хозяйства. Значительное его количество применяют на тепловых электростанциях.
По ГОСТу 10585—63 котельное топливо вырабатывают следую щих марок: мазуты флотские 5 и 12, мазуты топочные 40, 100
и 2 0 0 .
Мазуты резко различаются по своим показателям. Так, условная
вязкость мазутов флотских |
равна 5 и 12 (при 50°С), топочных |
|
марок 40 и 100— 8 и 15,5 (при 80°С), |
а марки 200—6,5—9,5 (при |
|
1 0 0 ° С). Чем выше вязкость |
мазута, |
тем выше температура его |
вспышки (для флотских не ниже 80° С в закрытом тигле и для тоточных соответственно 90, 100 и 140° С в открытом тигле) и темпе ратура застывания (от —5 до +36°С). По содержанию серы ко тельные топлива каждой марки подразделяются на малосернистые (до 0,5% серы), сернистые (0,51 —1,0 %) и высокосернистые (1,01 до
3,5% серы).
74
Основными показателями, определяющими качество мазутов, являются вязкость, характеризующая транспортабельность топлива и необходимую степень его нагрева для эффективного распыления в форсунках; температура застывания, определяющая условия его хранения и применения при различной температуре воздуха; содер
жание серы, |
вызывающее коррозию |
аппаратуры и выброс в атмо |
||||
сферу дымовых газов, содержащих сернистые соединения. |
|
|||||
Одним из определяющих качеств котельного |
топлива является |
|||||
теплота сгорания (теплотворная способность), которая зависит |
от |
|||||
его состава. |
Теплотворная |
способность |
(низшая) колеблется |
от |
||
9450 ккал/кг |
(39 565-103 |
Дж/кг) |
для |
мазута |
марки 200 |
до |
9870 ккал/кг (41 324-103 Дж/кг) для флотского мазута.
Марки мазута для топлива подбирают в зависимости от условий его применения. Для котельных агрегатов с оборудованным топлив ным хозяйством (подогрев, фильтрация) обычно используют более вязкие сорта топлива (они дешевле). Флотские мазуты, применяе мые для отопления судовых котельных установок, отличаются от топочных меньшим содержанием золы, воды и серы, а также смол.
Топочные мазуты готовят на заводах путем смешивания остаточ ных продуктов первичной перегонки (мазут, полугудрон и гудрон) с остаточными продуктами термических и некоторых каталитиче ских процессов (крекинг-остатки, газойли, флегмы, полимеры), а также остаточных продуктов масляного производства.
Топливо для двигателей различного назначения
Топливо для авиационных реактивных двигателей подразде ляется на две основные группы: для самолетов с дозвуковой и со сверхзвуковой скоростью полета. В условиях сверхзвуковой скоро сти применяют топлива помышенной плотности и достаточно высо кой теплоты сгорания, чтобы можно было обеспечить высокую мощность двигателя и дальность полета. Чем больше скорость, тем топливо нагревается сильнее. Например, при скорости в 3 раза большей скорости звука (3 маха) температура топлива может повы ситься до 330° С.
В первую группу топлив для реактивных двигателей входят топ лива марок Т-1, ТС-1 и Т-2 (расширенный фракционный состав), во вторую группу — Т-5, Т-6 , Т-7 (ТС-1Г) й некоторые другие топлива.
Реактивные топлива (авиационные керосины) представляют со
бой керосиновые фракции |
первичной перегонки нефти, имеющие |
||
начало кипения от 150 до |
195° С (для Т-2 |
не ниже 60° С) |
и темпе |
ратуру при выкипании 98% |
от 250 до 315° |
С. Топливо Т-1 |
получают |
из некоторых сортов малосернистых нефтей, а ТС-1 из сернистых. Топливо Т-2 имеет более расширенный фракционный состав, так как в него входят хвостовые бензиновые фракции, из-за чего снижается
его вязкость (не менее 1,05 сСт при 20° С, у других |
топлив не ме |
|
нее 1,25—1,50 сСт). |
должны |
иметь хорошую |
Топлива для реактивных двигателей |
||
испаряемость, высокую теплоту сгорания |
(10 250—10 300 ккал/кг), |
75
термическую стабильность, низкую температуру начала кристалли зации (не выше —60° С) и не вызывать коррозии деталей.
Наиболее термостабнльные топлива проходят дополнительную каталитическую очистку в среде водорода при различном давлении.
Кроме топлив для реактивных двигателей к рассматриваемой группе топлив относятся газотурбинные топлива для наземной тех ники, отличающиеся от авнакеросинов значительно худшим качест вом — более широким фракционным составом и повышенным содер жанием серы (до 3%). Их условная вязкость при 50°С не более 2,0.
§ 10. СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ПРОДУКТЫ МАСЛЯНО-ПАРАФИНОВОГО ПРОИЗВОДСТВА
Смазочные масла
Нефтеперерабатывающая промышленность выпускает большое количество марок минеральных масел, основными видами которых являются моторные (авиационные, дизельные и автотракторные), индустриальные, турбинные, электроизоляционные, компрессорные и масла для паровых машин специального назначения.
Очень важным качеством масел является вязкость, которая должна быть такой, чтобы при низких температурах не препятство вать смазке и не затруднять запуска двигателя, а в рабочих усло виях быть достаточной при смазке даже самых горячих частей дви гателя. Как указывалось выше, этому требованию удовлетворяют масла с высоким индексом вязкости. Не менее важным'показателем качества масел является их стабильность к окислению при повы шенных температурах, низкая температура застывания (особенно зимних сортов), хорошие противокоррозионные свойства и др.
Для современных механизмов и двигателей, особенно дизельных и автотракторных, смазочные масла применяют только с добавле нием присадок, улучшающих их эксплуатационные качества.
Авиационные масла, применяемые для авиационных двигателей, изготовляют из гудронов, полученных из специально отобранных нефтей путем их глубокой очистки с применением селективных рас творителей, а иногда с последующим смешиванием их с дистиллят ными маслами.
Наиболее широко применяются следующие марки авиационных масел: МС-14, MG-20, МК-22 и МС-20с* (буква М означает масла, следующая буква — применяемый метод очистки: С — селективный, К — кислотный, цифра — кинематическую вязкость в сСт при тем пературе 100° С).
С учетом работы авиационного двигателя в условиях высоких нагрузок и температур масла для них должны обладать высокой химической стабильностью и хорошей смазывающей способностью.
* ГОСТ 9320—60 для масла, получаемого из восточных сернистых нефтей (индекс с обозначает сернистую нефть).
76