ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 171
Скачиваний: 5
Еще лучшие технико-экономические показатели достигаются, если в комбинированных установках осуществляются процессы пер вичной перегонки нефти и термические и каталитические процессы. В Советском Союзе созданы и уже эксплуатируются две,такие уста новки — ЛК-6 -у и ГК-3.
Установка ЛК.-6 -у комбинирует перегонку нефти с гидроочист кой, каталитическим риформингом и газофракционированием (мощ ность только по перегонке нефти 6 млн. т в год). Установка ГК-3 комбинирует первичную перегонку нефти (3 млн. т нефти в год) с термическим и каталитическим крекингом, а также стабилизацией бензина.
Схему комбинированной установки выбирают в зависимости от качества нефти и требований к ассортименту и качеству вырабаты ваемых нефтепродуктов.
Комбинированные установки требуют меньше капиталовложе ний, чем раздельные установки эквивалентной мощности. Они эконо мичнее и по эксплуатационным затратам, так как более рационально используют тепло потоков и вследствие этого расходуют меньше тепла, воды, электроэнергии, т. е. способствуют снижению эксплу атационных расходов. Производительность труда на этих установ ках значительно выше.
Это дает основание предполагать, что дальнейшее развитие нефтеперерабатывающей промышленности связано с широким внедрением укрупненных и особенно комбинированных установок.
Особенности переработки сернистых нефтей
Выше отмечалось, что коррозия аппаратуры из-за плохо подго товленной. нефти усиливается при переработке сернистых, особенно высокосернистых нефтей.
Для защиты от коррозии, вызываемой хлористоводородной сре дой, применяют в основном более глубокое обессоливание. Приме няют также защелачивание нефти каустической содой или смесью ее с кальцинированной путем подкачки в нефть перед ее переработ кой раствора щелочи. При защелачивании хлориды кальция и м,агния переводятся в термически устойчивый хлорид натрия:
MgCl3 + 2NaOH - Mg (ОН)2 + 2NaCl;
•CaCl2 + 2N aO H -C a(O H )2 + 2NaCI.
Другим методом борьбы с коррозией конденсационной системы является подача в нее аммиака. Аммиак подают в газообразном со стоянии под давлением либо в виде 4—6 %-ного раствора в шлемовые трубы или на верхние тарелки ректификационной колонны установки для атмосферной перегонки нефти. Дозировку подачи аммиака контролируют по величине pH воды водоотделителя.
Чтобы предотвратить коррозию, вызываемую сернистыми соеди нениями нефти, изготовляют биметаллическую аппаратуру или аппаратуру из обычной углеродистой стали с защитным антикор розионным покрытием.
5* |
67 |
Глава 3
АССОРТИМЕНТ ПРОДУКТОВ, ПОЛУЧАЕМЫХ НА НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ЗАВОДАХ
На нефтеперерабатывающих заводах, получают множество раз
личных продуктов, которые разделяют |
на |
следующие основные |
|
группы: 1 — сжиженные газы, 2 — бензины |
(топливо |
карбюратор |
|
ное) , 3 — топливо дизельное, 4 — топливо |
котельное, |
5 — топливо |
для двигателей различного назначения, 6 — смазочные масла, 7 — парафины, церезины, вазелины и восковые составы, 8 — консистент ные смазки, 9 — нефтяные битумы, 10 — нафтеновые кислоты и их соли, 11— растворители, 12 — осветительные нефтепродукты, 13 —
прочие нефтепродукты, 14, 15 — химические и |
нефтехимические |
продукты. Все нефтепродукты можно разделить |
на три группы: |
топлива, смазочные масла и прочие продукты. |
|
§ 9. СЖИЖЕННЫЕ ГАЗЫ И ЖИДКИЕ ТОПЛИВА
Сжиженные газы
К сжиженным газам относятся легкие углеводороды, содержа щие в основном пропан и бутан. Наибольшее применение они полу чили как топливо для удовлетворения коммунально-бытовых нужд и автотранспорта. Для этих целей применяют технический пропан (содержание пропана не менее 93%), технический бутан (содержа ние бутана-не менее 93%) и их смеси.
Сжиженные газы или их компоненты более высокой чистоты при меняют в качестве сырья для производства химических продуктов или пиролиза для получения олефинов.
Карбюраторное топливо
К карбюраторным топливам относятся авиационные и автомо бильные бензины, а также тракторный керосин.
Для качества карбюраторных топлив большое значение имеет упругость паров. Она должна находиться в пределах, мм рт. ст.: 220—360 для авиационных бензинов и 500—700 для автомобильных (летний сорт не более 500). Фракционный состав также имеет боль шое значение. Так, температура, при которой выкипает 10% бензи на, характеризует его пусковые свойства, надежность запуска дви гателя в различных условиях, в частности при низкой температуре окружающего воздуха. Температура, при которой выкипает 50% бензина, характеризует скорость прогрева двигателя при запуске
68
и плавность перехода двигателя с одного режима работы па другой, а также устойчивость его работы.
Температуры, при которых выкипает 90 и 97,5% авиационного бензина, так же как конец кипения автомобильного бензина, опре деляют однородность рабочей смеси (полноту сгорания топлива в двигателе), что очень важно, так как при неполном сгорании топ лива в картер попадают жидкие вещества, а это приводит к раз жижению смазочного масла.
Для нормального сгорания топлива в карбюраторных |
двигате |
лях кроме фракционного состава большую роль играет |
стойкость |
топлива по отношению к детонации. При детонационном |
сгорании |
скорость распространения фронта пламени нарастает и происходит взрыв — детонация. Детонация сопровождается стуком и встряской, двигателя и быстро выводит его из строя.
Стойкость топлива по отношению к детонации оценивается ок тановым числом (см. стр. 70).
Авиационные бензины являются топливом для самолетов и вер толетов, оборудованных карбюраторными (поршневыми) двигате лями. Они подразделяются на следующие марки: БА (бензин авиа ционный с низким октановым числом), Б-100/130, Б-95/130, Б-91/115, Б-70 и Б-115/145. Наименование марок состоит из буквы Б (бензин) и цифры, указывающей октановое число бензина, либо дроби, числитель которой — октановое число, а знаменатель — сорт
ность бензина. БА — бензин авиационный с |
низким октановым |
числом. |
(компаундирования) |
Авиабензины готовят путем смешивания |
базового бензина (бензинов каталитического крекинга или катали тического риформинга), высокооктановых компонентов (изооктан, алкилбензин, изопентан, ароматические углеводороды и др.), тетра этилсвинца (ТЭС) или других добавок, повышающих октановое число, а также ^ингибиторов — веществ, предупреждающих окисле ние топлива (для авиационных бензинов применяют оксидифениламин). Соотношение этих составных частей зависит от их качества и марки приготовляемого бензина.
Выкипание 90% фракции нормируется не выше 145° С, 50% — 105 и 10% фракции — от 75 до 8 8 °С для разных марок бензинов.
Содержание ТЭС в г на 1 кг бензина должно быть для марки Б-100/130 не более 2,7, а для остальных марок (кроме Б-70, кото рый не должен содержать ТЭС) от 2,5 до 3,3.
Автомобильные бензины служат топливом для автомобильных двигателей. По ГОСТ 2084—67 их выпускают следующих Марок:
А-6 6 , А-72 А-76, АИ-93 и АИ-98. |
Цифры означают октановое чис |
ло. За исключением бензина А-72 |
все бензины могут быть этилиро |
ванными. Содержание ТЭС в них |
не должно превышать 0,6 г на |
1 кг в бензине А-6 6 , 0,41 в бензине А-76 и 0,82 в бензинах АИ-93 и
АИ-98.
Для облегчения эксплуатации автомобильные бензины подразде ляют на летние и зимние сорта. Зимние сорта, как указывалось вы ше, имеют более высокую упругость паров. Кроме того, они (за
69
исключением бензина АИ-98) имеют различные температуры выки пания промежуточных фракций и конца кипения. Ниже приводится сравнение фракционного состава автомобильных бензинов, °С (в числителе — показатели для летнего сорта, в знаменателе — для зимнего):
|
|
А -6 6 |
А -7 2 , Л -7 6 |
А И -9 8 |
|
|
|
и А И -93 |
|
Начало кипения, не ниже . |
35/— |
35/— |
35/— |
|
Перегоняется 'не свыше: |
|
|
|
|
10% |
.......... |
79/65 |
70/55 |
70/— |
5 0 % ............................. |
125/115 |
115/110 |
115/— |
|
90% |
■ ............................. |
195/160 |
180/160 |
180/— |
Конец кипения . . . . |
205/185 |
195/185 |
195/— |
Новые, более экономичные типы двигателей имеют высокие сте пени сжатия и поэтому могут эксплуатироваться только на бензинах с повышенными октановыми числами.
Автомобильные бензины готовят путем смешивания (компаунди рования) различных компонентов. Обычно в состав высокооктано вых бензинов входят высокооктановые компоненты — бензины ка талитического крекинга, каталитического риформинга, алкилаты и изомеризаты, легкие фракции бензинов первичной перегонки нефти. Для приготовления бензинов с более низкими октановыми числами (особенно А-6 6 ) применяют также бензины термического крекинга и коксования, бензины прямой перегонки нефти с более высоким концом кипения и деароматизированные продукты (рафинаты) ка талитического риформинга бензинов.
Так как присутствие смол в бензине нарушает нормальную ра
боту двигателя, их должно содержаться |
не более 7 мг на 100 мл |
бензина для А-65 и не более 5 мг для всех |
остальных марок авто |
мобильного бензина. Химическую стабильность бензинов контроли руют определением индукционного периода, который на месте про изводства (до этилирования) должен быть не менее 450 мин для бензина А- 6 6 и 600 мин для А-72, а для остальных марок не менее
900 мин.
Октановым числом называется величина, численно равная объ емному процентному содержанию изооктана (имеет октановое чис ло 1 0 0 ) в такой его смеси с нормальным гептаном (имеет октановое число нуль), которая по детонационной стойкости равноценна испы тываемому топливу в условиях испытания на стандартном двига теле.
Детонационную стойкость топлива оценивают путем сравнения ее с детонационной стойкостью эталонных топлив. В качестве эта лонных топлив используют изооктан (октановое число 1 0 0 ) и нор мальный гептан (октановое число 0). Для текущего контроля ис пользуют вторичные эталонные топлива (искусственно приготовлен ные смеси).
Существует три основных метода определения детонационной стойкости бен зинов (все по октановому числу): моторный, исследовательский и температурный.
70