ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 183
Скачиваний: 5
трубопровода должны подвергаться гидравлическому |
испытанию на прочность |
и плотность при температуре ниже 100° С; /эпр= 1,5 Р у . |
Рабочее давление Р рлб — |
это номинальное давление, т. е. установленное в трубопроводе при его эксплу атации.
Углеродистые трубы бесшовные цельнотянутые из сталей марок Ст.2, Ст.З, марок 4 и 5 широко применяют для обвязочных трубо проводов при температуре проходящей слабокоррозионной среды не выше 450° С. Иногда их заменяют электросварными для" нефте продуктов и паропроводов с температурой стенки не Еыше 300° С.
Иногда вместо дорогостоящих труб из нержавеющей стали диа метром от 25 до 64 мм и длиной от 3 до 8 м применяют трубы из;
сталей марок Ст.2 |
и Ст.З, футерованные полиэтиленом (слой |
1,5—2 мм), стеклом |
(слой 1—2 мм) и винипластом (слой 2 мм и |
больше). Такие футерованные стальные трубы можно использовать для транспортировки агрессивных сред под избыточным давлением; до 15 кгс/см2 при температуре 60—100° С.
Трубы биметаллические выпускают диаметром от ТО до 219 мм со следующими сочетаниями слоев металла: наружный — углероди стая сталь, внутренний — нержавеющая сталь, и наоборот, и на ружный — медь, внутренний — углеродистая сталь, и наоборот.
Арматура
Трубопроводная арматура подразделяется на следующие основ ные виды: 1) запорная — задвижки, вентили, краны; предназна чена для отключения отдельных участков трубопровода или измене ния количества среды, проходящей по трубопроводу, путем пере
мещения затворов |
(рис. 65); |
2 ) автоматическая |
запорная — |
обратные клапаны, предохрани тельные клапаны; затвор приво дится в действие автоматически вследствие изменения условий (давления, скорости и пр.); 3) сигнальная — указатели уров ня жидкости; 4) водоотделители, конденсационные горшки для от деления парового конденсата. На рис. 6 6 представлены некоторые виды арматуры.
По способу соединения с тру бопроводом арматура подразде ляется на фланцевую, муфтовую и с концами для сварки.
Виды арматуры, так же как и трубопроводы, различаются в за висимости от давления я темпера туры среды, условного прохода и применяемого материала. Для ра-
Рис. 65. Перемещение затвора в запорной арматуре:
а — в задвижке; б — в вентиле; в — в кране; г — в поворотном клапане
103
боты при давлении до 10 кгс/см2 и низких температурах часто при меняют арматуру, изготовленную из чугуна.
Рис. 66. Трубопроводная арматура:
а — стальная клиновая задвижка; б — обратный поворотный клапан; в — вентиль обтекаемой формы; г — проходной сальниковый кран
§ 17. КОМПРЕССОРЫ И НАСОСЫ
Для перемещения и сжатия газов служат компрессорные маши ны (компрессоры), а для перемещения жидкостей — насосы. Как насосы, так и компрессоры бывают поршневые, центробежные, осе вые, ротационные и струйные.
Компрессоры
Воздушные компрессоры предназначены для получения сжатого воздуха, который применяется для работы пневмооборудования,
104
пневмоинструментов, пневмотранспорта, для различных процессов и реакций, в которых используется кислород воздуха.
Газовые компрессоры служат для сжатия газа до определенно го давления и транспортирования его на соответствующие установ ки для переработки. В зависимости от величины давления нагне
таемого газа компрессоры бывают низкого давления |
(от 3 до |
|
25 кгс/см2), среднего давления |
(от 25 до 60 кгс/см2), высокого дав |
|
ления (от 60 до 350 кгс/см2) |
и сверхвысокого давления |
(свыше |
350 кгс/см2). По числу ступеней сжатия компрессоры делятся на одно-, двух- и многоступенчатые. Производительность компрессоров в основном зависит от давления всасываемого газа и пропускной способности первой ступени.
Рис. 67. Многоступенчатые поршневые газовые компрессоры:
а — системы «тандем»; б — системы «компаунд»; в — с дифференциальным поршнем; г — с V-образным расположением цилиндров; / — цилиндр; 2 — поршень; 3 — всасывающий клапан;
-/ — нагнетательный клапан; 5 — крейцкопф; 6 — шатун; 7 —коренной вал; 8 — маховик; 9 — промежуточный холодильник
В зависимости от способа приведения в действие компрессоры бывают приводные, состоящие из компрессора и его привода (дви гателя), соединенных между собой муфтой, редуктором или ремен ной передачей, и газомоторные, состоящие из газового двигателя и компрессора.
В качестве примера рассмотрим схемы многоступенчатых порш невых газовых компрессоров различных систем (рис. 67). Многосту пенчатые компрессоры изготовляют с последовательным расположе нием цилиндров (по одной оси) — системы «тандем» (см. рис. 67, а) или с параллельным расположением цилиндров — системы «ком паунд» (см. рис. 67,6). Двухступенчатые горизонтальные компрес соры часто бывают одноцилиндровые со ступенчатым или диффер'ен-
105
циальным поршнем (см. рис. 6 /, в). Газ сначала сжимается в ци линдре 1 одной стороной поршня 2, затем охлаждается в промежу точном холодильнике 9, из которого снова поступает в цилиндр по другую сторону поршня и сжимается до заданного конечного дав ления. Для большей компактности цилиндры компрессора иногда располагают V-образно, под углом друг к другу (см. рис. 67, г).
Сжатый газ из поршневых компрессоров поступает к местам по требления через газосборник (ресивер), служащий буфером для смягчения толчков газа и колебаний давления газа при неравномер ном потреблении. В газосборнике газ очищается от масла и влаги.
Насосы
На нефтеперерабатывающих заводах применяют в основном поршневые и центробежные насосы. Центробежные насосы благо даря сравнительной дешевизне, малой габаритности, равномерно сти перекачки, простоте устройства и обслуживания имеют значи тельные преимущества перед поршневыми. Однако для перекачки высоковязких нефтепродуктов и нефтей применяют только поршне вые насосы, так как при работе с таким продуктом у центробежных
насосов значительно |
снижается коэффициент |
полезного |
действия. |
||||||||||||
|
|
|
|
|
Для облегчения всасывания |
||||||||||
|
|
|
|
|
жидкости |
необходимо, |
чтобы |
||||||||
|
|
|
|
|
насосные станции были распо |
||||||||||
|
|
|
|
|
ложены близко от емкостей, из |
||||||||||
|
|
|
|
|
которых ее перекачивают. |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
Центробежные |
|
насосы де |
||||||||
|
|
|
|
|
лятся |
|
на |
одноступенчатые |
и |
||||||
|
|
|
|
|
многоступенчатые. |
одноступен |
|||||||||
|
|
|
< |
л |
Центробежный |
||||||||||
|
|
|
чатый насос имеет рабочее ко |
||||||||||||
|
|
|
|
|
лесо |
1 |
(рис. 6 8 ) |
с загнутыми |
|||||||
|
|
1 |
|
♦ |
назад лопатками, которое с |
||||||||||
|
|
- |
большой скоростью |
|
вращается |
||||||||||
|
|
|
|
|
в корпусе |
2 |
спиралеобразной |
||||||||
|
|
|
И |
1 |
формы. |
Жидкость из васываю- |
|||||||||
|
|
|
|
1 |
щего трубопровода 3 поступает |
||||||||||
|
|
|
|
1 |
|||||||||||
00 |
м |
- |
|
по оси колеса и, попадая на ло |
|||||||||||
НЩ10-- |
|||||||||||||||
патки, приобретает вращатель |
|||||||||||||||
|
|
•I |
|
|
ное движение. |
Под действием |
|||||||||
|
|
|
|
центробежной |
силы |
|
давление |
||||||||
Рис. 68. Схемах центробежного односту |
жидкости увеличивается |
и ома |
|||||||||||||
|
пенчатого насоса: |
|
|||||||||||||
/ — рабочее |
колесо; 2 — корпус; 3 — всасываю |
выбрасывается из колеса в не |
|||||||||||||
щий трубопровод |
(прием); 4 — напорный тру |
подвижный корпус 2 |
и напор |
||||||||||||
бопровод (выкид); |
5 — приемный клапан с сет |
||||||||||||||
кой на |
всасывающем трубопроводе |
ный |
трубопровод |
|
(выкид) |
4. |
|||||||||
|
|
|
|
|
При этом |
на входе |
|
в |
колесо |
||||||
■создается пониженное давление и вследствие |
разности |
|
давлений |
||||||||||||
жидкость из приемного резервуара непрерывно поступает в насос. |
|
106
Для высоких давлений применяют многоступенчатые насосы с электроприводом, имеющие несколько колес 2 (рис. 69), соединен ных последовательно в корпусе 1. Напор, развиваемый многосту пенчатым насосом, равен напору одного колеса, умноженному на число колес. Жидкость из колеса попадает в кольцо из двух дис ков 3 с лопатками, изогнутыми в сторону, противоположную изги бу лопаток рабочего колеса; такое устройство называется направ ляющим аппаратом и предназначено для уменьшения скорости (ки нетической энергии) жидкости, которая переходит при этом в потен циальную энергию давления. Во многих насосах преобразование скорости в энергию давления осуществляется путем придания плав ных очертаний спиральному отводному каналу корпуса.
Поршневые насосы по характеру действия делятся на насосы простого, двойно го, тройного и четверного действия, а по виду приво да — на приводные и прямо действующие. В зависимости от конструкции поршня раз личают собственно поршне вые насосы и плунжерные насосы, причем в последних поршень непосредственно со прикасается с жидкостью ли
бо отделяется от нее эластич |
Рис. 69. Схема центробежного многоступен |
||||
ной непроницаемой |
перего |
чатого насоса: |
|||
родкой |
(диафрагмовые |
на |
/„корпус; 2 — рабочие колеса; 3 — направляющие |
||
сосы) . |
|
простого дейст |
аппараты |
||
Насосы |
|
||||
вия за двойной ход поршня |
|
||||
(в обе |
стороны) один |
раз |
|
||
всасывают |
и один |
раз на |
|
гнетают жидкость, т. е. отли чаются большей неравномер ностью подачи.
Горизонтальный. плун жерный насос двойного дей ствия (рис. 70) имеет по два клапана с каждой стороны плунжера, т. е. всего четыре клапана. При движении поршня вправо в левой ча сти цилиндра происходит всасывание и одновременно
в правой его части нагнетание жидкости. При обратном ходе порш ня всасывание происходит справа от поршня, нагнетание — слева. Производительность насосов этого типа больше и подача равномер нее, чем насосов простого действия.
107
Г л а в а 5
ТЕРМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ
§ 18. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Под влиянием высоких температур связи между атомами и мо лекулами углеводородов ослабевают, они могут разорваться и тогда образуются новые соединения. В каждом гомологическом ряду бо лее легкие низкокипящие углеводороды расщепляются труднее, чем высококипящие. Наряду с расщеплением с образованием более лег ких углеводородов углеводороды подвергаются и другим превраще ниям, в том числе уплотнениям с получением более крупных моле кул. Процессы, в которых более тяжелые фракции первичной пере гонки нефти подвергаются разложению под влиянием повышенных температур, называются термическими процессами.
В нефтеперерабатывающей промышленности применяют следую щие термические процессы: термический крекинг, коксование и пи ролиз.
Термический крекинг, обычно осуществляемый под давлением и при температурах от 420 до 550° С, является процессом качествен ного изменения сырья с образованием новых соединений, отличаю щихся от исходных своими физико-химическими свойствами. В зави симости от состава сырья и условий проведения процесса выход бен зиновых фракций при крекинге составляет 7—50% количества ис ходного сырья. Наряду с бензиновыми фракциями образуются дру гие продукты — газообразные, жидкие и твердые (кокс).
Коксование нефтяных остатков ведут при температуре от 445—460 (при коксовании в кубах) до 485—540° С. В зависимости от качества сырья, типа процесса и технологического режима полу чают от количества исходного сырья 15—38% товарного кокса, 49—77,5% жидких продуктов (в том числе 7—17% бензиновых фракций) и 5—12% газа до С4 включительно.
Пиролиз дистиллятного сырья, а также легких углеводородов от этана до бутана включительно, проводят обычно при температуре от 650 до 850° С. Основным назначением пиролиза является получе ние этилена и пропилена, раньше его основным назначением было получение ароматических углеводородов.
Термический крекинг в 30—50-х годах XX в. сыграл большую роль в увеличении производства бензина, необходимого в связи с появлением карбюраторных двигателей. Однако в дальнейшем ка чество бензинов, получаемых на установках для термического кре кинга, перестало удовлетворять возросшие требования потребите
ле
лей. Появились новые процессы — каталитиче ские: каталитический кре кинг, каталитический ри форминг и др. Роль тер мического крекинга прак тически свелась к получе нию низковязких топоч ных мазутов (так назы ваемый легкий крекинг) из остаточных продуктов, получаемых при первич ной перегонке нефти.
В некоторых случаях на установках для терми ческого крекинга осуще ствлялся комбинирован ный процесс легкого кре кинга тяжелого сырья (мазута, полугудрона и гудрона) и термического риформинга (см. стр. 144) бензина прямой перегонки
нефти. По сравнению с каталитическим риформингом при термиче ском риформинге из-за большого газообразования выход бензина меньше на 20—27%, а октановое число ниже на 5—7 пунктов; кроме того, бензин термического риформинга крайне быстро окисляется при хранении. Поэтому с появлением каталитического риформинга термический риформинг перестали применять.
Процессы коксования продолжают развиваться в основном для удовлетворения нужд народного хозяйства в коксе, особенно элек тродном. Пиролиз развивается быстрыми темпами в связи со все возрастающими потребностями в олефиновом сырье,"необходимом для химической и нефтехимической промышленности.
§19. ТЕРМИЧЕСКИЙ КРЕКИНГ
В1890 г. знаменитый русский ученый В. Г. Шухов спроектиро вал первую в мире крекинг-установку для получения легких нефте продуктов из мазута. В дальнейшем, с увеличением потребности в ав тобензине, была создана система термического крекинга с реакци онными камерами, в которых сырье, нагретое в трубчатом змеевике печи до температуры реакции, задерживалось и крекировалось до образования кокса. Время заполнения реактора коксом определяло продолжительность рабочего цикла установки. Затем вместо реак
ционной камеры стали создавать реакционный объем в трубах, рас положенных в камере конвекции печи. Во избежание закоксования аппаратуры продукты реакции на выходе из печи охлаждали холод ным сырьем (так называемый «квенч»), там самым прекращая про цесс крекинга (по такой схеме работали установки Винклера —
109