ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 186
Скачиваний: 5
лов, например:
С10Н22 С8Н17 + с 2н 5-
Эти весьма реакционноспособные радикалы с малой продолжитель ностью существования в зависимости от их размеров и применяемых условий могут: 1) взаимодействовать с другими углеводородами, 2) разлагаться на олефины и меньший радикал, 3) рекомбиниро вать с другими свободными радикалами и 4) вступать в реакции с веществами, дезактивирующими катализатор, или с поверхностями металлов.
Водород, метальный и этильный радикалы у них более стабиль ны, чем крупные радикалы. Они взаимодействуют с другими угле водородами, отнимая у них атом водорода и образуя новый ра дикал:
СаН6 4~ CeH14 С2Н„ -f- С6Н13-
Эти более крупные радикалы не стабильны, они разлагаются с об разованием олефина и меньшего радикала:
С6Н13- - С5Н10 + СН3-
С8н 17- - с 4н 8 + с 4н,-
с 4н 8 + Н-
Цепная реакция свободных радикалов обрывается в результа те рекомбинации двух радикалов:
с н 3- + Н‘ - СН4
или в результате взаимодействия радикала с каталитическим ядом либо поверхностью металла.
Основные факторы термического крекинга
Термин «крекинг», относящийся только к реакциям разложения, не позволяет, как было показано выше, охарактеризовать полно стью все явления, происходящие при термическом крекинге.
Результаты крекинга зависят от фракционного и химического состава сырья и технологического режима, особенно температуры и давления.
Сырье. При прочих равных условиях скорость крекинга зависит от фракционного и химического состава крекируемого сырья. Ниже приведены данные о крекинге различных фракций, полученных из одной и той же нефти при температуре 425° С в продолжение одного часа:
П р ед ел ы кип ен ия |
В ы х о д бен зи н а , |
% В ы х о д вс ех о б р а |
сы рья , °С |
|
зо в а в ш и х с я ф р а к |
|
|
ций, % |
180—200 |
___ |
17 |
220—270 |
15 |
25 |
270—300 |
16 |
33 |
300—325 |
18 |
46 |
Выше 300 |
18 |
— |
114
Анализ этих данных показывает, что в одинаковых условиях тер мического крекинга скорость образования бензина увеличивается с повышением температуры выкипания крекируемых фракций.
При одинаковом выходе бензина тяжелое сырье дает значитель но больший выход кокса, чем более легкое. Так, при крекинге со лярового дистиллята с плотностью 0,833 и выходе бензина 29,7% образуется кокса только 0,01 %, в то время как при крекинге мазута из той же нефти с плотностью 0,906 и выходе бензина 31,4%- кокса, образуется в 500 раз больше (5,07%).
В заводских условиях выход кокса допускается не более 0,1% количества исходного сырья, при этом условии однократный кре кинг мазута дает не более 8% бензина (с концом кипения 200° С) и крекинг керосина — не более 40%.
Скорость крекинга зависит также от. химического состава сырья. Так, сырье с высоким содержанием ароматических углеводородов, плохо поддается крекингу, и скорость его крекинга значительно меньше, чем скорость крекинга парафинистого сырья.
Как уже говорилось, высокомолекулярные парафиновые углево дороды или парафиновые боковые цепи циклических углеводородов разрушаются легче, чем нафтеновые и особенно ароматические уг леводороды с короткими боковыми цепями. Таким образом, ско рость крекинга тесно связана с химическим составом и молекуляр ным весом крекируемого сырья.
Хотя парафиновое сырье является лучшим сырьем для терми ческого крекинга, полученные из него бензины при оптимальном режиме значительно уступают по качеству бензинам, полученным из сырья с преобладанием нафтеновых и ароматических углеводо родов (октановые числа по моторному методу соответственно равны
66—68 и 70—72).
Кроме состава сырья на результаты крекинга большое влияние оказывает технологический режим.
Температура. Температура — один из основных факторов, опреде ляющих протекание крекинг-процесса. С повышением температуры растет скорость реакции крекинга. Зависимость температуры и вре мени крекинга мазута при одинаковом 30%-ном выходе бензина мо жет быть охарактеризована следующими данными:
Температура крекинга, °С . . . . |
400 |
425 |
450 |
475 |
500 |
Продолжительность крекинга, мин. . |
720 |
120 |
20 |
2 |
0,6 |
Приведенные данные показывают, что один и тот же выход бен
зина может быть |
получен и при 400 и при 500° С, продолжитель |
ность же крекинга |
в последнем случае будет только 36с вместо |
720 мин, т. е. в 1200 раз меньше. Обычно продолжительность кре кинга керосино-соляровых фракций в промышленных условиях со
ставляет 5—7 мин.
Для упрощенных расчетов можно считать, что скорость крекин га удваивается при нагреве на каждые 10° С при температуре про цесса около 400° С, на каждые 14° С — при 500° С и на каждые
17° С — при 600° С.
g* |
115 |
Давление. Оно заметно не влияет на скорость кр.екинга и образо вание бензина при обычных его выходах. Несмотря на это фактор давления нельзя недооценивать, так как крекинг под давлением обеспечивает наиболее желательные условия для распределения теп ла и устранения местного перегрева и поэтому дает меньший выход смол и кокса. Процесс под давлением протекает с максимальным эффектом и с минимальным расходом топлива.
Первичные реакции не зависят от давления, а вторичные реак ции полимеризации и конденсации зависят. Высокие давления бла гоприятствуют протеканию ряда вторичных реакций, в том числе превращению олефинов в нафтеновые углеводороды.
В результате процессов уплотнения, протекающих быстрее при крекинге под давлением (особенно в паровой фазе), продукты кре кинга, проведенного под высоким давлением, содержат меньше не предельных углеводородов, чем крекинга, проведенного под низким давлением. По данным ГрозНИИ, бензин, полученный при крекинге парафина при 450° С в течение 63—65 мин, обладал следующими йодными числами (характеризующими содержание непредельных)
в зависимости от давления, |
под которым проводился процесс: |
при |
|
10 |
кгс/см2 йодное число |
бензина было 129, при 20 — 110,9, при |
|
30 |
— 93,1 и при 40 — 79,7. |
|
при |
|
В табл. 1 показан состав газа в зависимости от давления |
||
термическом крекинге. |
|
|
Т а б л и ц а 1. Влияние давления при термическом крекинге на состав получаемого газа
Состав газа. %' (объемн.)
Давление |
водород |
парафн* |
этилен |
пропилен |
бутилен |
|
|
новые |
Д И В И Н И Л |
||||
|
углеводороды |
|
|
|
|
|
Высокое . . . |
3 |
82 |
2 |
8 |
5 |
_ |
Низкое . . . |
9 |
46 |
20 |
15 |
8,5 |
1,5 |
Как видно из табл. |
1, повышение давления способствует проте |
канию реакций полимеризации, в результате чего содержание в газе непредельных углеводородов, особенно легких олефинов, снижается.
Понятие о глубине превращения. Глубина превращения опреде ляется выходом бензина из исходного сырья. Она является сложной функцией продолжительности и скорости крекинга. Так как ско рость крекинга определяется в основном температурой и временем, глубина превращения обычно является функцией времени и темпе
ратуры. |
|
|
выкипающих |
На рис. 72 показано изменение выходов фракций, |
|||
до 300 и до 200°С (бензин), |
а также карбоидов. |
С возрастанием |
|
глубины превращения, т. е. с увеличением выхода |
бензина, возра |
||
стает и выход карбоидов (а тем самым и кокса), |
причем скорость |
||
выхода бензина (также как |
и фракции до 300° С) |
с увеличением |
116
времени |
крекинга замедляется, |
а после |
достижения выхода 35% |
бензина |
(и 60—65% фракций |
до 300° С) |
дальнейшее увеличение |
продолжительности крекинга приводит к уменьшению выходов этих
продуктов из-за их разложения. |
В то время как кривые бензина |
||||||
и фракции |
до 300° С стано |
|
|
||||
вятся более пологими, кри |
|
|
|||||
вая |
карбоидов |
показывает |
|
|
|||
на их более быстрое |
возра |
|
|
||||
стание, что делает невозмож |
|
|
|||||
ным дальнейшее углубление |
|
|
|||||
крекинга в трубчатой печи. |
|
|
|||||
Эти два момента — образо |
|
|
|||||
вание карбоидов и разложе |
|
& |
|||||
ние бензина |
на газ — огра |
|
|||||
ничивают глубину превраще |
|
|
|||||
ния при |
однократном кре |
|
|
||||
кинге. |
|
|
|
при |
|
|
|
|
Коксообразование |
|
|
||||
крекинге крайне нежелатель |
|
|
|||||
но, так как кокс отлагается |
|
|
|||||
в |
аппаратуре, |
в |
трубах |
Рис. 72. Зависимость выходов продуктов |
|||
печи и |
трубопроводах, а |
крекинга парафинистого дистиллята от |
|||||
также |
ухудшает качество |
длительности процесса |
при температуре |
||||
крекинг-остатка. |
|
|
450° С и давлении |
10 кгс/см2: |
|||
|
основ |
/ — фракция, выкипающая до 200° С; 2 — фрак |
|||||
|
Теплота |
реакции |
ция, выкипающая до 300° С; 3 — карбоиды |
ных процессов термического крекинга. Величиной, необходимой при расчете крекинг-печей, яв
ляется теплота реакций, которая принимается равной: для легкого
крекинга (висбрекинга) гудрона и полугудрона 28—56 |
ккал/кг |
||
(117—234-103 Дж/кг), для крекинга керосино-дизельных |
фракций |
||
300—350 ккал/кг (1256—1465-103 |
Дж/кг), |
для крекинга |
мазута |
300—400 ккал/кг (1256—1675 -103 |
Дж/кг) |
и при риформинге тяже |
|
лого бензина 150 ккал/кг (627-103 Дж/кг) , |
термического крекинга |
||
Приведенные выше теплоты . реакций |
|||
и риформинга являются разностью между |
теплотами реакций рас |
щепления, которые проходят с поглощением тепла (эндотермиче ские реакции), и реакций уплотнения, протекающих с выделением тепла (экзотермические реакции). Как видно из приведенных дан ных, термический крекинг идет с поглощением тепла.
Термический крекинг с рециркуляцией
В результата взаимодействия рассмотренных выше факторов оп ределяются показатели однократного крекинга. Выход бензина в процессе однократного крекинга ограничивается, с одной стороны, началом интенсивного разложения бензина (что приводит к увели чению выхода газа), с другой — усилением коксообразования. Пос леднее влияет на межремонтный пробег установки и объем коксоочистительных работ, определяющий время ремонта установки.
117
При однократном крекинге получают газ, бензин, промежуточ ные фракции и крекинг-остаток. Иногда получают крекинг-керосин. Максимальный выход бензина из легких дистиллятов прямой пере гонки нефти при однократном крекинге без заметного коксообразовання допустим до 30%. Для тяжелых дистиллятов, особенно остатков, допустимые выходы бензина за цикл соответственно ни же — от 20до 6%; последняя цифра относится к тяжелым остаткам.
Более высокие выходы крекинг-бензина с минимальным коксообразованием могут быть получены в результате многократного повторения операций крекинга, в которых крекируются и дистилля ты (промежуточные фракции), получаемые после отделения и уда ления остатков, содержащих коксообразующие продукты конден
сации.
Промежуточную фракцию (крекинг-флегму) можно подвергать крекингу или отдельно (так называемый крекинг «гуськом») или в смеси со свежим сырьем (крекинг с рециркуляцией).
В промышленности крекинг «гуськом» в чистом виде не приме няют, однако некоторые установки имеют первые две ступени (пер вичный и вторичный крекинг), осуществляемые по этой схеме, но вторичный крекинг проводят уже с рециркуляцией. В настоящее время, основным промышленным процессом является крекинг с рециркуляицей.
Крекинг „ гуськом " |
Крекинг с рециркуляцией |
I |
Промежут очная |
Разгонка |
|
Бензин |
остаток |
цт.д. |
Промежуточная |
||
фракция |
|
|
3 -й |
крекинг |
|
и т.д.
118
Отношение количества крекинг-флегмы к количеству свежего сырья называется коэффициентом рисайкла, а отношение полной загрузки реакционного аппарата к загрузке его свежим сырьем — коэффициентом загрузки. Если принять выход бензина равным 14%, газа 4, крекинг-остатка 16 и кокса с потерями 1%, то выход проме жуточной фракции (крекинг-флегмы) составит 65%. В этом случае коэффициент рециркуляции Кр будет равен 65: (100—65) = 1,86, а коэффициент загрузки К3— 100: (100—65) =2,86. Эти коэффициен ты связаны между собой уравнением:'Кз = -/!Ср+!1.
Чем большее количество крекинг-флегмы возвращается на по вторный крекинг, тем больше выход бензина (от количества свеже го сырья), но одновременно с этим соответственно снижается про изводительность установки.
Продукты прямой перегонки крекируются при значительно больших скоростях, чем продукты крекинга.
. Выход крекинг-газа по отношению к переработанному сырью при одинаковом времени крекинга уменьшается с каждой после дующей операцией, как и при образовании бензина. Однако выход газа по отношению к получаемому бензину с каждой последующей операцией увеличивается.
Применение слишком высокого коэффициента рециркуляции не целесообразно с экономической точки зрения.
Чем больше глубина крекинга за один цикл, тем меньше коэф фициент рециркуляции, т. е. тем больше производительность уста новки по отношению к свежему сырью при постоянной загрузке печи. Чем больше коэффициент рециркуляции, тем больше выход
бензина.
При крекинге тяжелого сырья, мазута или фракции, выкипаю щей в широких температурных пределах, проводить процесс в од ной реакционной печи нецелесообразно, так как для смеси легкого и тяжелого сырья подобрать оптимальный режим крекинга невоз можно. Поэтому обычно такое сырье подвергают крекингу на уста новках с двумя реакционными печами, одна из которых крекирует тяжелое исходное сырье (печь легкого крекинга), а другая легкое сырье — крекинг-флегму (печь глубокого крекинга).
Применение промышленных установок для термического Крекинга на нефтеперерабатывающих заводах
С увеличением спроса на дизельное топливо термический кре кинг был переведен на тяжелое сырье — мазут и проводился в двух печах.
В середине 30-х гг. была разработана отечественная крекингустановка системы «Нефтепроект» (теперь ВНИПИнефть). В одной из печей этой установки легкому крекингу (при температуре 470—485° С и давлении 40—45 кгс/см2) подвергали тяжелую часть мазута, а во второй печи при том же давлении, что и в первой, но при температуре 500—510°С, — керосино-газойлевые фракции, со
Н9