Файл: Суханов, В. П. Переработка нефти учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 203

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 8 . П р и м ер н ы е п о к а за т ел и р а б о ты у ст а н о в о к д л я к а та л и ти ч еск о го к р ек и н га с п о дв и ж н ы м и к ип ящ и м сл о ем а л ю м о си л и к а тн ы х к а т а л и за т о р о в

Показатели

Сырье:

Л20

ПЛОТНОСТЬ р 4 ................................

пределы кипения, °С .

содержание серы, % ■ Условия ведения процесса:

активность катализатора .

температура в реакторе,

°С .

объемная скорость, ч- 1

катализа­

кратность

циркуляции

тора

........................................

 

 

'

Выход, % (по массе):

 

сухого газа

(Сз и ниже) .

фракции

С4

 

.................................

бензина

дебутанизированного

(фракции С5

— 195° С) .

легкого

 

газойля

(фракции

195—350° С

) ...........................

 

тяжелого газойля (фракции выше

350° С

) ........................................

 

 

 

кокса и потери ...........................

 

Глубина превращения, % .

 

Октановое число

дебутанизнрованно-

го бензина:

по моторному методу без ТЭС

то же + 0,82 г на

1

кг

по исследовательскому методу

без Т Э С ........................................

 

кг

то же + 0,82 г на

1

Отношение выходов:

бензина к газу ...........................

бензина к коксу ...........................

Подвижный слой

катализатора

 

 

 

Кипящий слой

катализатора

 

пример 1

 

пример

2

пример 1

пример 2

аморф-

| Кристал-

аморф-

крнсталли-

аморф-

крнсталли-

аморф'

крнсталли-

ного

1 лического

ного 1

ческого

НОГО

ческого

ного

ческого

0,879

0,879

0,920

 

0,892

0,910

0,927

0,920

0,920

204—487

188—503

345—500

350—500

196—523

212—463

345—500

345—500

(90%)

(90%)

(87%)

 

(90%)

(90%)

(90%)

187%)

(87%)

0,52

1,84

 

2,03

-- .

0,99

1,84

1,84

30

52

38,6

 

----

----

52

41,8

48,2

479

479

 

470

 

490

474

515

470

470

2 , 0

1,75

1

, 0

 

1,5

1,5

---'

3,0

3,0

3,9:1

3,9:1

 

-- -

 

3:1

1 2 : 1

9,8:1

7,5:1

7,5:1

6,7

6,9

1

2 , 6

}

16,8

9,0

7,6

11,4

5,6

8 , 6

1 0 , 2

10,4

1 0 , 2

7,2

У, 1

7,6

 

 

34,0

51,7

26,1

 

43,4

36,9

40,6

31,1

40,9

32,0

2 2 . 0

2

1 , 0

 

20,9

30,4

31,8

2 1 , 8

2 0 , 1

15,2

5,6

23,3

 

1 2 , 2

6,7

6 , 1

20,4

21,5

3,5

3,6

 

6 , 6

 

6,7

6 , 0

6,7

6 , 2

4,3

52,8

72,4

55,7

 

66,9

62,9

62,1

57,8

58,4

-- *

* ---

80,2

 

80,5

82,6

81,7

79,5

 

 

 

 

 

83,7

 

 

 

 

--- -

90,4

 

92,2

94,7

90,9

87,1

 

 

 

‘—'

 

92,0

---

-- *

 

2,2

3,0

1,13

 

2,58

1,9

2,7

1,52

3,1

9,9

14.4

3,5

 

7,60

6 . 1

6 ,0

6 , 0

12,4



п р и м е р н ы е п о к а з а т е л и р а б о т ы у с т а н о в о к д л я к а т а л и т и ч е с к о г о к р е ­

к и н г а .

Приведенные в табл. 8 данные подтверждают, что возрастание глубины превращения сопровождается увеличением выхода бензи­ на, газов и кокса. Соответственно уменьшается выход каталитиче­ ских газойлей.

Характерно то, что при использовании кристаллических катали­ заторов, особенно если в их составе есть окиси редкоземельных ме­ таллов, тот же и даже более высокий выход бензина достигается при более низких выходах газа и кокса. Это подтверждаем эффек­ тивность их применения.

Вначале своего развития каталитический крекинг был внедрен

впромышленность в виде установок с неподвижным (стационар­ ным) слоем алюмосиликатного катализатора и реакторами периоди­ ческого действия (установки Гудри). Эти установки были очень сложны и управлялись при помощи сложной системы, автомати­ зации.

Рост потребности в высокооктановых автомобильных и авиаци­ онных бензинах потребовал создания новых, более совершенных систем для каталитического крекинга. Установки Гудри были вытес­ нены более экономичными и менее сложными системами с циркули­ рующим катализатором. Широкое распространение получили уста­ новки двух типов. В установках первого типа каталитический кре­ кинг сырья и регенерация катализатора осуществляются в сплош­ ном медленно опускающемся слое шарикового катализатора с диа­ метром шариков 3—5 мм; в установках второго типа процессы ка­ талитического крекинга и регенерации катализатора протекают в кипящем (псевдоожиженном) слое микросферического катализа­ тора.

Большое значение для совершенствования установок с цирку­ лирующим шариковым катализатором имело применение пневмо­ транспорта катализатора, впервые в мире осуществленное в г. Гроз­ ном на установке 43-1. -

В эксплуатации находится много разнообразных установок. Ни­ же будут рассмотреньгнекоторые из них.

Промышленная установка для каталитического крекинга с подвижным шариковым катализатором

Установка с подвижным

шариковым катализатором (рис. 83)

состоит из двух основных

частей — нагревательно-фракционирую-

щей и реакторной.

 

Назначение нагревательно-фракционирующей части — нагрев, испарение и смешивание исходного сырья с рециркулирующим ката­ литическим газойлем (последнее при работе с рециркуляцией) и разделение продуктов крекинга. Главное назначение реакторной части — непрерывная подача катализатора в реактор, осуществле­ ние реакций каталитического крекинга, пневмотранспорт катализа­ тора и регенерация закоксованного катализатора.

11—929

161


В иагревательно-фракционнрующей части установки применяют­ ся обычные для нефтеперерабатывающих заводов аппаратура и оборудование. В реакторной части имеется оборудование, специ­ фическое для данной установки.

В

Рис. 83. Принципиальная технологическая схема установки для каталити­ ческого крекинга дистиллятного сырья с подвижным шариковым катализа­ тором:

1 — газосепаратор;

2 — конденсатор-холодильник; 3 — ректификационная колонна; 4

реактор; 5 — напорный стояк для

ссыпання катализатора; 6 — бункер для

катализато­

ра; 7 — бункер пневмотранспорта

для

регенерированного

катализатора;

8 — бункер

пневмотранспорта

для закоксованного

катализатора; 9 —бункер для закоксованного

катализатора; /0 — регенератор;

/ / — сепаратор-отвеиватель;

12 — циклонный сепаратор:

13— бункер для катализаторной

крошки

(мелочи); 14— воздуходувки (на

схеме пока­

зана одна); 15 — топка для

нагрева воздуха смешиванием с продуктами сгорания топ­

лива; 16— паровой

барабан

(отделитель

пара); 17— насос для подачи горячей воды,

циркулирующей через змеевики регенератора; 18, 19 — дозаторы для катализатора; 20 — стволы пневмотранспорта; 21 — распределительная решетка; 22 — печь [бункер для све­ жего катализатора с предварительным его нагревом, а также ввод деаэрированной ко­

тельной воды (для компенсации потерь

в системе) в паровой барабан и ряд насосов,

на схеме не показаны]; лилии: / — сырья; 11 — подачи рисайкла; 111 — бензина на ста­

билизацию; IV — углеводородного газа;

V — легкого газойля; VI — ввода водяного пара;

VII — вывода паров при продувке реактора паром; VI II —регенерированного катализа­

тора; IX — вывода дымовых газов с бункеров пневмотранспорта; А' — закоксованного

катализатора; XI — сброса дымовых газов с регенератора в атмосферу; XII — вывода

каталнзаторной крошки (мелочи); XIII — приема воздуха; XIV — вывода нагретого воз­ духа; X V — подачи топлива в топки; XVI — вывода пара; XVII — подачи горячей воды для циркуляции через змеевики регенератора; XVIII — подачи нагретого воздуха в

смеси с дымовыми газами в дозаторы

пневмотранспорта; XIX — продуктов реакций

из реактора в ректификационную

колонну; XX — вывода тяжелого газойля

Реактор предназначен для непрерывного контактирования па­ ров сырья с горячим катализатором. Он состоит из трех частей: верхней — бункера для катализатора (рис. 84), средней — проме­ жуточной емкости 4 (для разгрузки катализатора по линии VI во

162


Рис. 84. Реактор установки для каталитического крекинга с подвижным шариковым катализато­ ром:

/ — переточные трубы; 2 — трубы для отвода паров с колпачками 3; 4 — емкость для катализатора; 5 — на­ порный стояк для катализатора; б — бункер для ката­

лизатора; 7 — верхнее

распределительное устройство

катализатора; 5 —удлинители

(для изменения реак­

ционного объема); 5 — корпус

реактора;

10 секция

для разделения паров и катализатора;

// — зона от-

парки катализатора;

12 — тарелка распределительного

устройства; /3 —нижнее распределительное устройство

катализатора;

линии: / — вывода пара

(от пропарки

катализатора);

// — вывода продуктов реакции (кроме

кокса на катализаторе);

III — ввода сырья;

IV — вво­

да водяного пара; V — ввода регенерированного ката­

лизатора; V I —вывода

катализатора

при

разгрузке

емкости; VI I —вывода

закоксованного катализатора

a

1V t

А /

Рис. 85. Деталь секции для разделения паров и катализатора (см. рис. 84,

10) :

1 — патрубок; 2 —колпачок;

3 — прорезь для вывода паров

163