ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 203
Скачиваний: 5
Т а б л и ц а 8 . П р и м ер н ы е п о к а за т ел и р а б о ты у ст а н о в о к д л я к а та л и ти ч еск о го к р ек и н га с п о дв и ж н ы м и к ип ящ и м сл о ем а л ю м о си л и к а тн ы х к а т а л и за т о р о в
Показатели
Сырье:
Л20
ПЛОТНОСТЬ р 4 ................................
пределы кипения, °С .
содержание серы, % ■ Условия ведения процесса:
активность катализатора .
температура в реакторе, |
°С . |
|||
объемная скорость, ч- 1 |
катализа |
|||
кратность |
циркуляции |
|||
тора |
........................................ |
|
|
' |
Выход, % (по массе): |
|
|||
сухого газа |
(Сз и ниже) . |
|||
фракции |
С4 |
|
................................. |
бензина |
дебутанизированного |
||||
(фракции С5 |
— 195° С) . |
|||
легкого |
|
газойля |
(фракции |
|
195—350° С |
) ........................... |
|
||
тяжелого газойля (фракции выше |
||||
350° С |
) ........................................ |
|
|
|
кокса и потери ........................... |
|
|||
Глубина превращения, % . |
|
|||
Октановое число |
дебутанизнрованно- |
го бензина:
по моторному методу без ТЭС
то же + 0,82 г на |
1 |
кг |
по исследовательскому методу |
||
без Т Э С ........................................ |
|
кг |
то же + 0,82 г на |
1 |
Отношение выходов:
бензина к газу ...........................
бензина к коксу ...........................
Подвижный слой |
катализатора |
|
|
|
Кипящий слой |
катализатора |
|
|||
пример 1 |
|
пример |
2 |
пример 1 |
пример 2 |
|||||
аморф- |
| Кристал- |
аморф- |
крнсталли- |
аморф- |
крнсталли- |
аморф' |
крнсталли- |
|||
ного |
1 лического |
ного 1 |
ческого |
НОГО |
ческого |
ного |
ческого |
|||
0,879 |
0,879 |
0,920 |
|
0,892 |
0,910 |
0,927 |
0,920 |
0,920 |
||
204—487 |
188—503 |
345—500 |
350—500 |
196—523 |
212—463 |
345—500 |
345—500 |
|||
(90%) |
(90%) |
(87%) |
|
(90%) |
(90%) |
(90%) |
187%) |
(87%) |
||
0,52 |
— |
1,84 |
|
2,03 |
-- . |
0,99 |
1,84 |
1,84 |
||
30 |
52 |
38,6 |
|
---- |
---- |
52 |
41,8 |
48,2 |
||
479 |
479 |
|
470 |
|
490 |
474 |
515 |
470 |
470 |
|
2 , 0 |
1,75 |
1 |
, 0 |
|
1,5 |
1,5 |
---' |
3,0 |
3,0 |
|
3,9:1 |
3,9:1 |
|
-- - |
|
3:1 |
1 2 : 1 |
9,8:1 |
7,5:1 |
7,5:1 |
|
6,7 |
6,9 |
1 |
2 , 6 |
} |
16,8 |
9,0 |
7,6 |
11,4 |
5,6 |
|
8 , 6 |
1 0 , 2 |
10,4 |
1 0 , 2 |
7,2 |
У, 1 |
7,6 |
||||
|
|
|||||||||
34,0 |
51,7 |
26,1 |
|
43,4 |
36,9 |
40,6 |
31,1 |
40,9 |
||
32,0 |
2 2 . 0 |
2 |
1 , 0 |
|
20,9 |
30,4 |
31,8 |
2 1 , 8 |
2 0 , 1 |
|
15,2 |
5,6 |
23,3 |
|
1 2 , 2 |
6,7 |
6 , 1 |
20,4 |
21,5 |
||
3,5 |
3,6 |
|
6 , 6 |
|
6,7 |
6 , 0 |
6,7 |
6 , 2 |
4,3 |
|
52,8 |
72,4 |
55,7 |
|
66,9 |
62,9 |
62,1 |
57,8 |
58,4 |
||
-- * |
* --- |
80,2 |
|
— |
80,5 |
82,6 |
81,7 |
79,5 |
||
|
|
|
|
|
83,7 |
|
|
|
|
|
--- - |
— |
90,4 |
|
— |
92,2 |
94,7 |
90,9 |
87,1 |
||
|
|
|
‘—' |
|
92,0 |
--- |
— |
-- * |
|
|
2,2 |
3,0 |
1,13 |
|
2,58 |
1,9 |
2,7 |
1,52 |
3,1 |
||
9,9 |
14.4 |
3,5 |
|
7,60 |
6 . 1 |
6 ,0 |
6 , 0 |
12,4 |
п р и м е р н ы е п о к а з а т е л и р а б о т ы у с т а н о в о к д л я к а т а л и т и ч е с к о г о к р е
к и н г а .
Приведенные в табл. 8 данные подтверждают, что возрастание глубины превращения сопровождается увеличением выхода бензи на, газов и кокса. Соответственно уменьшается выход каталитиче ских газойлей.
Характерно то, что при использовании кристаллических катали заторов, особенно если в их составе есть окиси редкоземельных ме таллов, тот же и даже более высокий выход бензина достигается при более низких выходах газа и кокса. Это подтверждаем эффек тивность их применения.
Вначале своего развития каталитический крекинг был внедрен
впромышленность в виде установок с неподвижным (стационар ным) слоем алюмосиликатного катализатора и реакторами периоди ческого действия (установки Гудри). Эти установки были очень сложны и управлялись при помощи сложной системы, автомати зации.
Рост потребности в высокооктановых автомобильных и авиаци онных бензинах потребовал создания новых, более совершенных систем для каталитического крекинга. Установки Гудри были вытес нены более экономичными и менее сложными системами с циркули рующим катализатором. Широкое распространение получили уста новки двух типов. В установках первого типа каталитический кре кинг сырья и регенерация катализатора осуществляются в сплош ном медленно опускающемся слое шарикового катализатора с диа метром шариков 3—5 мм; в установках второго типа процессы ка талитического крекинга и регенерации катализатора протекают в кипящем (псевдоожиженном) слое микросферического катализа тора.
Большое значение для совершенствования установок с цирку лирующим шариковым катализатором имело применение пневмо транспорта катализатора, впервые в мире осуществленное в г. Гроз ном на установке 43-1. -
В эксплуатации находится много разнообразных установок. Ни же будут рассмотреньгнекоторые из них.
Промышленная установка для каталитического крекинга с подвижным шариковым катализатором
Установка с подвижным |
шариковым катализатором (рис. 83) |
состоит из двух основных |
частей — нагревательно-фракционирую- |
щей и реакторной. |
|
Назначение нагревательно-фракционирующей части — нагрев, испарение и смешивание исходного сырья с рециркулирующим ката литическим газойлем (последнее при работе с рециркуляцией) и разделение продуктов крекинга. Главное назначение реакторной части — непрерывная подача катализатора в реактор, осуществле ние реакций каталитического крекинга, пневмотранспорт катализа тора и регенерация закоксованного катализатора.
11—929 |
161 |
В иагревательно-фракционнрующей части установки применяют ся обычные для нефтеперерабатывающих заводов аппаратура и оборудование. В реакторной части имеется оборудование, специ фическое для данной установки.
В
Рис. 83. Принципиальная технологическая схема установки для каталити ческого крекинга дистиллятного сырья с подвижным шариковым катализа тором:
1 — газосепаратор; |
2 — конденсатор-холодильник; 3 — ректификационная колонна; 4 — |
||||||
реактор; 5 — напорный стояк для |
ссыпання катализатора; 6 — бункер для |
катализато |
|||||
ра; 7 — бункер пневмотранспорта |
для |
регенерированного |
катализатора; |
8 — бункер |
|||
пневмотранспорта |
для закоксованного |
катализатора; 9 —бункер для закоксованного |
|||||
катализатора; /0 — регенератор; |
/ / — сепаратор-отвеиватель; |
12 — циклонный сепаратор: |
|||||
13— бункер для катализаторной |
крошки |
(мелочи); 14— воздуходувки (на |
схеме пока |
||||
зана одна); 15 — топка для |
нагрева воздуха смешиванием с продуктами сгорания топ |
||||||
лива; 16— паровой |
барабан |
(отделитель |
пара); 17— насос для подачи горячей воды, |
циркулирующей через змеевики регенератора; 18, 19 — дозаторы для катализатора; 20 — стволы пневмотранспорта; 21 — распределительная решетка; 22 — печь [бункер для све жего катализатора с предварительным его нагревом, а также ввод деаэрированной ко
тельной воды (для компенсации потерь |
в системе) в паровой барабан и ряд насосов, |
на схеме не показаны]; лилии: / — сырья; 11 — подачи рисайкла; 111 — бензина на ста |
|
билизацию; IV — углеводородного газа; |
V — легкого газойля; VI — ввода водяного пара; |
VII — вывода паров при продувке реактора паром; VI II —регенерированного катализа |
|
тора; IX — вывода дымовых газов с бункеров пневмотранспорта; А' — закоксованного |
|
катализатора; XI — сброса дымовых газов с регенератора в атмосферу; XII — вывода |
каталнзаторной крошки (мелочи); XIII — приема воздуха; XIV — вывода нагретого воз духа; X V — подачи топлива в топки; XVI — вывода пара; XVII — подачи горячей воды для циркуляции через змеевики регенератора; XVIII — подачи нагретого воздуха в
смеси с дымовыми газами в дозаторы |
пневмотранспорта; XIX — продуктов реакций |
из реактора в ректификационную |
колонну; XX — вывода тяжелого газойля |
Реактор предназначен для непрерывного контактирования па ров сырья с горячим катализатором. Он состоит из трех частей: верхней — бункера для катализатора (рис. 84), средней — проме жуточной емкости 4 (для разгрузки катализатора по линии VI во
162
Рис. 84. Реактор установки для каталитического крекинга с подвижным шариковым катализато ром:
/ — переточные трубы; 2 — трубы для отвода паров с колпачками 3; 4 — емкость для катализатора; 5 — на порный стояк для катализатора; б — бункер для ката
лизатора; 7 — верхнее |
распределительное устройство |
||
катализатора; 5 —удлинители |
(для изменения реак |
||
ционного объема); 5 — корпус |
реактора; |
10 — секция |
|
для разделения паров и катализатора; |
// — зона от- |
||
парки катализатора; |
12 — тарелка распределительного |
устройства; /3 —нижнее распределительное устройство
катализатора; |
линии: / — вывода пара |
(от пропарки |
||
катализатора); |
// — вывода продуктов реакции (кроме |
|||
кокса на катализаторе); |
III — ввода сырья; |
IV — вво |
||
да водяного пара; V — ввода регенерированного ката |
||||
лизатора; V I —вывода |
катализатора |
при |
разгрузке |
|
емкости; VI I —вывода |
закоксованного катализатора |
a
1V t
А /
Рис. 85. Деталь секции для разделения паров и катализатора (см. рис. 84,
10) :
1 — патрубок; 2 —колпачок;
3 — прорезь для вывода паров
163