Файл: Суханов, В. П. Переработка нефти учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 206

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

время остановки установки на ремонт) и реакционной зоны, где протекают реакции крекинга. Деталь секции для разделения паров и катализатора показана на рис. 85.

Регенератор предназначен для осуществления регенерации ка­ тализатора. В регенератор катализатор поступает сверху через бун­ кер 1 (рис. 86) и, спускаясь по рукавам, равномерно распределяется по горизонтальному сечению аппарата, заполненному по всей высо­ те катализатором. Горячий воздух, необходимый для поддержания горения кокса в регенераторе, поступает из двух наружных разме­ щенных по обе его стороны вертикальных воздуховодов в воздуш­ ные короба 2 каждой секции. Воздух, выходя из-под желобов, вхо­ дит в слой катализатора каждой секции, а продукты горения отво­ дятся через газовые короба 3 в дымовую трубу.

Рис. 86. Схема регенератора с конструктивными элементами:

/ — бункер: 2 — воздушные короба (показан воздушный короб второП секции); 3 — газо­ вые короба; -/ — охлаждающие змеевики; 5 — выравнивающее устроЛство; 6 — труба для вывода катализатора из регенератора

164

Для-предупреждения чрезмерного повышения температуры в ре­ генераторе между воздушными и газовыми коробами расположены, начиная с четвертой секции, охлаждающие змеевики 4, в которые подается химически очищенная деаэрированная (лишенная возду­ ха) для предупреждения коррозии вода.

Катализатор после выжига кокса проходит через выравнивающее устройство 5, обеспечивающее равномерное движение катализато­ ра по поперечному сечению регенератора, и затем по трубе 6 отво­ дится из нижней части аппарата к дозатору пневмоподъемника. Назначение нижней секции — охлаждение катализатора до требуе­ мой температуры. Здесь размещается охлаждающий змеевик с боль­ шой поверхностью.

Часть тепла, выделяющегося при сжигании кокса, поглощается водой, непрерывно прокачиваемой через трубы охлаждающих змее­ виков. Во избежание быстрого отложения солей на внутренних по­ верхностях труб змеевиков и их коррозии применяют химически очищенную и деаэрированную (лишенную кислорода) воду, количе­ ство которой должно превышать в 5—6 раз количество образующе­ гося пара, который применяют на этой же и других установках за­ вода.

Бесперебойная эксплуатация регенератора — одно из основных условий нормальной работы установки.

Для нормальной эксплуатации установки необходимо, чтобы со­ держание кокса в катализаторе, поступающем из реактора в регене­ ратор, составляло 1,5—1,8%, а в регенерированном — выходящем из регенератора — не более 0,3%• Температуру в регенераторе надо поддерживать не выше 680° С. Для требуемой глубины регенерации начало горения кокса надо обеспечить с первой секции регенерато­ ра, а выжиг 45—50% кокса следует обеспечивать в 1—4-й секциях регенератора. Это достигается также путем четкого регулирования процесса при помощи подачи воздуха в секции регенератора и воды в его змеевики. Надо следить за тем, чтобы не образовалось боль­ шого количества СО, так как это может привести к ее догоранию

и резкому повышению температуры в системе (до 1100° С)

и как

следствие этого — к аварии и выводу из строя катализатора.

Если

началось догорание (дожиг) СО, то надо срочно выключить реак­ тор, прекратить доступ воздуха в регенератор (сначала в те секции, где наблюдается резкий подъем температуры), а если этого будет недостаточно, дать в пневмоподъемник пар.

Пневмотранспорт катализатора. На установке для каталитиче­ ского крекинга подъем отработанного (из реактора в регенератор) и регенерированного (из регенератора в реактор) катализатора осуществляется смесью воздуха и дымовых газов. Способ передви­ жения сыпучих материалов в виде взвеси в газовоздушном потоке носит название пневмотранспорта.

Система пневмотранспорта на описываемой установке включает: воздуходувки, топки под давлением для нагрева воздуха, воздухо­ воды, загрузочные устройства — дозаторы, стволы пневмоподъемни­

165


ков, сепараторы с циклонами, бункер-подогреватель, катализаторо-

проводы, устройство для удаления мелочи.

' Топки под давлением предназначены для нагрева воздуха, нагне­ таемого в регенератор и пневмоподъемнпки. Каждая топка пред­ ставляет собой горизонтальный аппарат цилиндрической формы, состоящий из камеры сгорания топлива п камеры смешивания, где холодный воздух смешивается с горячими дымовыми газами.

Существует ряд конструкций загрузочных устройств — дозато­ ров. На рис. 87 показана схема дозатора.

Рис. 87. Схема дозатора пнев­ моподъемника:

/ — корпус; 2 — стояк пневмоподъ­ емника; 3 — штуцер для ввода ка­ тализатора; 4 — направляющая плас­

тина;

5 — штуцера для ввода

воз­

духа;

линии:

/ — ввода

основного

количества воздуха; / / — ввода

до­

полнительного

количества

воздуха

(для автоматического регулирова­

ния работы

пневмоподъемннка);

III — ввода

катализатора

Рис. 88. Схема работы отвеивателя:

/ — циклонный сепаратор; 2 — сепа- ратор-отвенватель каталнзаторной крошки; 3 — дозатор; 4 — задвижка;

линии: / — ввода дымовых газов в сспаратор-отвенватель; II — вывода

из циклонного сепаратора каталнза­

торной крошки (мелочи);

III — вы­

вода дымовых

газов из циклонного

сепаратора;

I V —ввода

закоксо-

ванного катализатора; ^ — сплошно­ го потока закоксованного катализа­ тора; 17 — разреженного потока за­ коксованного катализатора

Режим работы подъемника поддерживается такой, чтобы ско­ рость движения гранул катализатора не превышала 15 м/с. Даль­ нейшее увеличение скорости вызывает усиленный износ катализато­ ра вследствие интенсивного соударения его гранул и ударов их о стенки. Резкое снижение скорости может привести к прекраще­ нию подъема катализатора и падению его вниз — так называемому

166


завалу катализатора с забивкой дозатора и прекращением циркуля­ ции катализатора.

Дозатор является частью пневмоподъемников катализатора. Ствол подъемника состоит из отдельных звеньев. По высоте ствол имеет два тормозных участка. Торможение движения катализатора достигается увеличением диаметра ствола. Конец ствола входит в бункеры-сепараторы, в которых катализатор отделяется от пыли и смеси воздуха с дымовыми газами. Катализатор поступает в бун­ кер-сепаратор, а катализаторная пыль уносится горячей смесью воз­ духа с дымовыми газами в мультициклоны, которые установлены в верхней части бункеров-сепараторов.

Контроль за нормальной работой системы пневмотранспорта ведется по давлению воздуха в дозаторе.

При циркуляции катализатора в системе происходит частичное разрушение шариков, что приводит к накоплению в циркулирующем потоке мелочи — обломков гранул и фракций катализатора, состоя­ щих из частиц до 2 мм в поперечнике. Практикой установлено, что для обеспечения нормальной работы установки необходимо, чтобы содержание крошки в катализаторе не превышало 1,5%. Повышен­ ное содержание крошки способствует зависанию или завалу ката­ лизатора и нарушению режима, а также увеличению расхода ката­ лизатора.

На рис. 88 представлена схема работы отвеивателя. По линии IV в него поступает часть (регулируется задвижкой 4) закоксованного катализатора (около 5%). Дымовые газы по линии / подаются в сепаратор-отвеиватель 2 и вместе с захватываемой ими катализаториой крошкой (мелочью) поступают в циклонный сепаратор 1, где и происходит их разделение — дымовые газы по линии III сбра­ сываются в атмосферу, а катализаторная мелочь (до 2 мм в попе­ речнике) по линии II направляется в соответствующую тару. Дымо­ вые газы подаются в сепаратор-отвеиватель 2 в таком количестве, чтобы в улавливаемой мелочи содержалось не более 3% катализа­ тора с частицами более 2 мм в поперечнике. Если содержание этой фракции в мелочи увеличивается, то нужно уменьшить количество подаваемых в отвеиватель дымовых газов, и наоборот.

Основная часть закоксованного катализатора сплошным потоком по линии V (справа) поступает в дозатор 3, а оттуда в бункер реге­ нератора и регенератор.

Количество катализаторной мелочи может увеличиваться из-за повышенных скоростей в подъемниках, подачи на установку ката­ лизатора, содержащего влагу (его нужно предварительно подсуши­ вать), а также ускоренного разрушения катализатора из-за его пло­ хого качества или прорыва змеевика в регенераторе и попадания влаги на раскаленный катализатор, что приводит к его разрушению. Наблюдение за работой отвеивателя и анализ катализатора, выво­ димого из системы, позволяют обнаружить накопление мелочи и принять меры для устранения причин, вызвавших разрушение ка­ тализатора.

167


Получение автомобильного бензина осуществляется при работе в одну ступень.

Для получения базового авиационного бензина требуемых качеств применяют двухступенчатый каталитический крекинг. На первой ступени получают моторный бензин с концом кипения 230—240° С, на второй ступени он подвергается каталитической очистке. В процессе каталитической очистки качество бензина улуч­ шается: в нем увеличивается содержание ароматических углеводо­ родов, что способствует повышению его октановых чисел и сортно­ сти, улучшается также стабильность бензина благодаря снижению в нем содержания непредельных углеводородов.

Материальный баланс очистки зав'исит от тех же факторов и приводит к тем же результатам, которые описаны выше для про­ цесса крекинга. Например, при прочих равных условиях процесса с увеличением температуры глубина превращения сырья увеличи­ вается, а с ростом объемной скорости она уменьшается. Так как во второй ступени крекингу подвергается более легкое сырье с концов кипения 230—240° С, режим его по сравнению с первой ступенью бо­ лее жесткий: с более высокой температурой и меньшей объемной скоростью. Вторая ступень крекинга проводится на отдельной уста­ новке или периодически (по мере накопления мотобензина) на той же установке, на которой получали бензин первой ступени.

Надо иметь в виду, что получение компонента авиабензина на заводе приводит к снижению выхода светлых нефтепродуктов, так как сырьем практически служат фракции, выкипающие до 350—360° С, часть их в процессе крекинга превращается в газ, кокс (выжигаемый) и продукты, которые нельзя использовать в качестве

светлых нефтепродуктов. Каталитический

крекинг на

тяжелом

сырье — вакуум-дистилляте с получением

высокооктанового авто­

мобильного бензина — способствует

увеличению

выхода

светлых

нефтепродуктов, так как в исходном

сырье

для

каталитического

крекинга не должно содержаться

фракций,

входящих в светлые

нефтепродукты.

В табл. 9 в качестве примера приведены данные о выходе базо­ вого компонента авиабензина при двухступенчатой переработке раз­ личного сырья на аморфных и кристаллических катализаторах.

Из данных табл. 9 видно, что показатели каталитического кре­ кинга (с получением авиационного бензина) значительно улучшают­ ся при переходе с аморфных на кристаллические катализаторы. Кроме того, выходы компонента авиабензина дополнительно увели­ чиваются при переходе с сырья, полученного из сернистых парафи­ нистых нефтей, на сырье из малосернисгых нефтей (48,1%), осо­ бенно из нафтеновых (53,7%).

Эффективность применения кристаллических катализаторов при переработке сырья, полученного из малосернистых и нафтеновых нефтей, особенно наглядно видна, если сопоставить выход базового компонента авиационного бензина, приняв за 100% выход его при применении аморфного катализатора и переработке сырья, полу­ ченного из парафинистых сернистых нефтей.

168


Т а б л и ц а 9. Примерные данные о выходе базового компонента авиабензина при двухступенчатом каталитическом крекинге

керосино-дизельной фракции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сырье

по­

 

 

 

 

 

Сырье получено из

Сырье получено из пара­

лучено

нз

 

 

 

 

 

нафтено­

 

 

 

 

 

парафинистых сер-

финистых малосернистых

 

 

 

 

 

вых мало­

 

 

 

 

 

ннстых нефтей

нефтей

сернистых

 

Показатели

 

 

 

 

 

нефтей

 

 

вид алюмосиликатного шарикового катализатора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кристалли­

 

кристалли­

кристалли­

 

 

 

 

 

 

 

ческий

 

 

 

 

 

аморфный

ческий

аморфный

ческий

ЦЕОКАР-

 

 

 

 

 

 

АШНЦ-1*

 

ЦЕОКАР-2*»

2**

 

Условия ^едения процес­

 

 

 

 

 

 

са ***:

 

в

реакто-

 

 

 

 

 

 

температура

465/468

465/468

455—469

450/480

450/480

ре,

°С

 

 

 

объемная скорость, ч-1 0,67/0,47 0,67/0,46

0,7/0,48

0,8/0,7

0,74/0,58

кратность

циркуляции

3:1/3:1

3:1/3:1

3,15:1/3,15:1

2,7:1/2,8:1

3:1/3:1

катализатора

 

рисайкл, % (по массе)

-- .

-/4 3 ,0

15,0/15,0

15,0/15,0

Выход, % (по массе):

 

 

 

 

 

 

газа до С4 включнтель-

22,9

28

18,3

19,0

19,3

 

но

.

.

‘ . . .

 

лентал-амнленовон

3,1

 

фракции . . . .

 

авиабензина

 

 

21,0

35,7

24,6

48,1

53,7

 

(С5—165° С) . . .

 

мотобензина

 

 

 

 

-- ,

 

(С5—240° С) . . .

 

лигроина

(165—240°С)

13,2

9,8

4,5

8,4

5,8

 

легкого

 

 

газойля

23,1

12,6

31,6

9,7

7,7

 

(240—330° С)

. .

 

тяжелого

 

 

газойля

 

 

 

 

 

 

(>330° С) . . .

8,6

5,6

9,3

3,1

1,7

 

полимеров (>240° С)'".

4,1

3,6

3,8

4,5

4,6

 

кокса ...........................

Ь, /

3,2

3,4

5,5

5,5

 

Потери,

%

(по массе) .

1,4

1,5

1,4

1,7

1,7

 

 

И т о г о .

 

.100

100

100

100

100

 

Характеристика авиабен-

 

 

 

 

 

 

зинов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

октановое число по мо­

 

 

 

 

 

 

торному

 

 

методу

---

-- -

93,9

93,9

 

+2,5 г ТЭС/кг .

 

то же +2,9 г ТЭС/кг .

96,0

.100

-- -

 

то же +3,3 г ТЭС/кг .

95,5

 

сортность:

 

 

---

109

116

 

с 2,5 г ТЭС/кг .

 

с 2,9 г ТЭС/кг .

115

127

-- .

 

с 3,3 г ТЭС/кг .

-- -

135

 

групповой

 

углеводо­

 

 

 

 

 

 

родный

 

состав, %

 

 

 

 

 

 

(по массе):

 

4,9

2,6

4,2

2,7

2,2

 

непредельные

 

 

ароматические

43,9

40,3

28,1

38,1

44,0

 

нафтеновые .

6,0

2,91

67,3

59,2

12,0

 

парафиновые

 

45,2

54,2/

41,8

 

 

 

 

 

*Катализатор разработан ВНИИ НП и Горьковским опытным заводом.

**Катализатор разработан ГрозНИИ и Ново-Грозненским НПЗ.

***В числителе — показатели первой ступени крекинга, в знаменателе —- вто­ рой ступени.

169