ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 206
Скачиваний: 5
время остановки установки на ремонт) и реакционной зоны, где протекают реакции крекинга. Деталь секции для разделения паров и катализатора показана на рис. 85.
Регенератор предназначен для осуществления регенерации ка тализатора. В регенератор катализатор поступает сверху через бун кер 1 (рис. 86) и, спускаясь по рукавам, равномерно распределяется по горизонтальному сечению аппарата, заполненному по всей высо те катализатором. Горячий воздух, необходимый для поддержания горения кокса в регенераторе, поступает из двух наружных разме щенных по обе его стороны вертикальных воздуховодов в воздуш ные короба 2 каждой секции. Воздух, выходя из-под желобов, вхо дит в слой катализатора каждой секции, а продукты горения отво дятся через газовые короба 3 в дымовую трубу.
Рис. 86. Схема регенератора с конструктивными элементами:
/ — бункер: 2 — воздушные короба (показан воздушный короб второП секции); 3 — газо вые короба; -/ — охлаждающие змеевики; 5 — выравнивающее устроЛство; 6 — труба для вывода катализатора из регенератора
164
Для-предупреждения чрезмерного повышения температуры в ре генераторе между воздушными и газовыми коробами расположены, начиная с четвертой секции, охлаждающие змеевики 4, в которые подается химически очищенная деаэрированная (лишенная возду ха) для предупреждения коррозии вода.
Катализатор после выжига кокса проходит через выравнивающее устройство 5, обеспечивающее равномерное движение катализато ра по поперечному сечению регенератора, и затем по трубе 6 отво дится из нижней части аппарата к дозатору пневмоподъемника. Назначение нижней секции — охлаждение катализатора до требуе мой температуры. Здесь размещается охлаждающий змеевик с боль шой поверхностью.
Часть тепла, выделяющегося при сжигании кокса, поглощается водой, непрерывно прокачиваемой через трубы охлаждающих змее виков. Во избежание быстрого отложения солей на внутренних по верхностях труб змеевиков и их коррозии применяют химически очищенную и деаэрированную (лишенную кислорода) воду, количе ство которой должно превышать в 5—6 раз количество образующе гося пара, который применяют на этой же и других установках за вода.
Бесперебойная эксплуатация регенератора — одно из основных условий нормальной работы установки.
Для нормальной эксплуатации установки необходимо, чтобы со держание кокса в катализаторе, поступающем из реактора в регене ратор, составляло 1,5—1,8%, а в регенерированном — выходящем из регенератора — не более 0,3%• Температуру в регенераторе надо поддерживать не выше 680° С. Для требуемой глубины регенерации начало горения кокса надо обеспечить с первой секции регенерато ра, а выжиг 45—50% кокса следует обеспечивать в 1—4-й секциях регенератора. Это достигается также путем четкого регулирования процесса при помощи подачи воздуха в секции регенератора и воды в его змеевики. Надо следить за тем, чтобы не образовалось боль шого количества СО, так как это может привести к ее догоранию
и резкому повышению температуры в системе (до 1100° С) |
и как |
следствие этого — к аварии и выводу из строя катализатора. |
Если |
началось догорание (дожиг) СО, то надо срочно выключить реак тор, прекратить доступ воздуха в регенератор (сначала в те секции, где наблюдается резкий подъем температуры), а если этого будет недостаточно, дать в пневмоподъемник пар.
Пневмотранспорт катализатора. На установке для каталитиче ского крекинга подъем отработанного (из реактора в регенератор) и регенерированного (из регенератора в реактор) катализатора осуществляется смесью воздуха и дымовых газов. Способ передви жения сыпучих материалов в виде взвеси в газовоздушном потоке носит название пневмотранспорта.
Система пневмотранспорта на описываемой установке включает: воздуходувки, топки под давлением для нагрева воздуха, воздухо воды, загрузочные устройства — дозаторы, стволы пневмоподъемни
165
ков, сепараторы с циклонами, бункер-подогреватель, катализаторо-
проводы, устройство для удаления мелочи.
' Топки под давлением предназначены для нагрева воздуха, нагне таемого в регенератор и пневмоподъемнпки. Каждая топка пред ставляет собой горизонтальный аппарат цилиндрической формы, состоящий из камеры сгорания топлива п камеры смешивания, где холодный воздух смешивается с горячими дымовыми газами.
Существует ряд конструкций загрузочных устройств — дозато ров. На рис. 87 показана схема дозатора.
Рис. 87. Схема дозатора пнев моподъемника:
/ — корпус; 2 — стояк пневмоподъ емника; 3 — штуцер для ввода ка тализатора; 4 — направляющая плас
тина; |
5 — штуцера для ввода |
воз |
||
духа; |
линии: |
/ — ввода |
основного |
|
количества воздуха; / / — ввода |
до |
|||
полнительного |
количества |
воздуха |
(для автоматического регулирова
ния работы |
пневмоподъемннка); |
III — ввода |
катализатора |
Рис. 88. Схема работы отвеивателя:
/ — циклонный сепаратор; 2 — сепа- ратор-отвенватель каталнзаторной крошки; 3 — дозатор; 4 — задвижка;
линии: / — ввода дымовых газов в сспаратор-отвенватель; II — вывода
из циклонного сепаратора каталнза
торной крошки (мелочи); |
III — вы |
|
вода дымовых |
газов из циклонного |
|
сепаратора; |
I V —ввода |
закоксо- |
ванного катализатора; ^ — сплошно го потока закоксованного катализа тора; 17 — разреженного потока за коксованного катализатора
Режим работы подъемника поддерживается такой, чтобы ско рость движения гранул катализатора не превышала 15 м/с. Даль нейшее увеличение скорости вызывает усиленный износ катализато ра вследствие интенсивного соударения его гранул и ударов их о стенки. Резкое снижение скорости может привести к прекраще нию подъема катализатора и падению его вниз — так называемому
166
завалу катализатора с забивкой дозатора и прекращением циркуля ции катализатора.
Дозатор является частью пневмоподъемников катализатора. Ствол подъемника состоит из отдельных звеньев. По высоте ствол имеет два тормозных участка. Торможение движения катализатора достигается увеличением диаметра ствола. Конец ствола входит в бункеры-сепараторы, в которых катализатор отделяется от пыли и смеси воздуха с дымовыми газами. Катализатор поступает в бун кер-сепаратор, а катализаторная пыль уносится горячей смесью воз духа с дымовыми газами в мультициклоны, которые установлены в верхней части бункеров-сепараторов.
Контроль за нормальной работой системы пневмотранспорта ведется по давлению воздуха в дозаторе.
При циркуляции катализатора в системе происходит частичное разрушение шариков, что приводит к накоплению в циркулирующем потоке мелочи — обломков гранул и фракций катализатора, состоя щих из частиц до 2 мм в поперечнике. Практикой установлено, что для обеспечения нормальной работы установки необходимо, чтобы содержание крошки в катализаторе не превышало 1,5%. Повышен ное содержание крошки способствует зависанию или завалу ката лизатора и нарушению режима, а также увеличению расхода ката лизатора.
На рис. 88 представлена схема работы отвеивателя. По линии IV в него поступает часть (регулируется задвижкой 4) закоксованного катализатора (около 5%). Дымовые газы по линии / подаются в сепаратор-отвеиватель 2 и вместе с захватываемой ими катализаториой крошкой (мелочью) поступают в циклонный сепаратор 1, где и происходит их разделение — дымовые газы по линии III сбра сываются в атмосферу, а катализаторная мелочь (до 2 мм в попе речнике) по линии II направляется в соответствующую тару. Дымо вые газы подаются в сепаратор-отвеиватель 2 в таком количестве, чтобы в улавливаемой мелочи содержалось не более 3% катализа тора с частицами более 2 мм в поперечнике. Если содержание этой фракции в мелочи увеличивается, то нужно уменьшить количество подаваемых в отвеиватель дымовых газов, и наоборот.
Основная часть закоксованного катализатора сплошным потоком по линии V (справа) поступает в дозатор 3, а оттуда в бункер реге нератора и регенератор.
Количество катализаторной мелочи может увеличиваться из-за повышенных скоростей в подъемниках, подачи на установку ката лизатора, содержащего влагу (его нужно предварительно подсуши вать), а также ускоренного разрушения катализатора из-за его пло хого качества или прорыва змеевика в регенераторе и попадания влаги на раскаленный катализатор, что приводит к его разрушению. Наблюдение за работой отвеивателя и анализ катализатора, выво димого из системы, позволяют обнаружить накопление мелочи и принять меры для устранения причин, вызвавших разрушение ка тализатора.
167
Получение автомобильного бензина осуществляется при работе в одну ступень.
Для получения базового авиационного бензина требуемых качеств применяют двухступенчатый каталитический крекинг. На первой ступени получают моторный бензин с концом кипения 230—240° С, на второй ступени он подвергается каталитической очистке. В процессе каталитической очистки качество бензина улуч шается: в нем увеличивается содержание ароматических углеводо родов, что способствует повышению его октановых чисел и сортно сти, улучшается также стабильность бензина благодаря снижению в нем содержания непредельных углеводородов.
Материальный баланс очистки зав'исит от тех же факторов и приводит к тем же результатам, которые описаны выше для про цесса крекинга. Например, при прочих равных условиях процесса с увеличением температуры глубина превращения сырья увеличи вается, а с ростом объемной скорости она уменьшается. Так как во второй ступени крекингу подвергается более легкое сырье с концов кипения 230—240° С, режим его по сравнению с первой ступенью бо лее жесткий: с более высокой температурой и меньшей объемной скоростью. Вторая ступень крекинга проводится на отдельной уста новке или периодически (по мере накопления мотобензина) на той же установке, на которой получали бензин первой ступени.
Надо иметь в виду, что получение компонента авиабензина на заводе приводит к снижению выхода светлых нефтепродуктов, так как сырьем практически служат фракции, выкипающие до 350—360° С, часть их в процессе крекинга превращается в газ, кокс (выжигаемый) и продукты, которые нельзя использовать в качестве
светлых нефтепродуктов. Каталитический |
крекинг на |
тяжелом |
|||
сырье — вакуум-дистилляте с получением |
высокооктанового авто |
||||
мобильного бензина — способствует |
увеличению |
выхода |
светлых |
||
нефтепродуктов, так как в исходном |
сырье |
для |
каталитического |
||
крекинга не должно содержаться |
фракций, |
входящих в светлые |
нефтепродукты.
В табл. 9 в качестве примера приведены данные о выходе базо вого компонента авиабензина при двухступенчатой переработке раз личного сырья на аморфных и кристаллических катализаторах.
Из данных табл. 9 видно, что показатели каталитического кре кинга (с получением авиационного бензина) значительно улучшают ся при переходе с аморфных на кристаллические катализаторы. Кроме того, выходы компонента авиабензина дополнительно увели чиваются при переходе с сырья, полученного из сернистых парафи нистых нефтей, на сырье из малосернисгых нефтей (48,1%), осо бенно из нафтеновых (53,7%).
Эффективность применения кристаллических катализаторов при переработке сырья, полученного из малосернистых и нафтеновых нефтей, особенно наглядно видна, если сопоставить выход базового компонента авиационного бензина, приняв за 100% выход его при применении аморфного катализатора и переработке сырья, полу ченного из парафинистых сернистых нефтей.
168
Т а б л и ц а 9. Примерные данные о выходе базового компонента авиабензина при двухступенчатом каталитическом крекинге
керосино-дизельной фракции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сырье |
по |
|
|
|
|
|
Сырье получено из |
Сырье получено из пара |
лучено |
нз |
||
|
|
|
|
|
нафтено |
|||||
|
|
|
|
|
парафинистых сер- |
финистых малосернистых |
||||
|
|
|
|
|
вых мало |
|||||
|
|
|
|
|
ннстых нефтей |
нефтей |
сернистых |
|||
|
Показатели |
|
|
|
|
|
нефтей |
|||
|
|
вид алюмосиликатного шарикового катализатора |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
кристалли |
|
кристалли |
кристалли |
|
|
|
|
|
|
|
|
ческий |
|||
|
|
|
|
|
аморфный |
ческий |
аморфный |
ческий |
ЦЕОКАР- |
|
|
|
|
|
|
|
АШНЦ-1* |
|
ЦЕОКАР-2*» |
2** |
|
Условия ^едения процес |
|
|
|
|
|
|
||||
са ***: |
|
в |
реакто- |
|
|
|
|
|
|
|
температура |
465/468 |
465/468 |
455—469 |
450/480 |
450/480 |
|||||
ре, |
°С |
|
|
|
||||||
объемная скорость, ч-1 0,67/0,47 0,67/0,46 |
0,7/0,48 |
0,8/0,7 |
0,74/0,58 |
|||||||
кратность |
циркуляции |
3:1/3:1 |
3:1/3:1 |
3,15:1/3,15:1 |
2,7:1/2,8:1 |
3:1/3:1 |
||||
катализатора |
|
|||||||||
рисайкл, % (по массе) |
— |
-- . |
-/4 3 ,0 |
15,0/15,0 |
15,0/15,0 |
|||||
Выход, % (по массе): |
|
|
|
|
|
|
||||
газа до С4 включнтель- |
22,9 |
28 |
18,3 |
19,0 |
19,3 |
|
||||
но |
. |
. |
‘ . . . |
|
||||||
лентал-амнленовон |
— |
— |
3,1 |
— |
— |
|
||||
фракции . . . . |
|
|||||||||
авиабензина |
|
|
21,0 |
35,7 |
24,6 |
48,1 |
53,7 |
|
||
(С5—165° С) . . . |
|
|||||||||
мотобензина |
|
|
|
|
— |
— |
-- , |
|
||
(С5—240° С) . . . |
— |
— |
|
|||||||
лигроина |
(165—240°С) |
13,2 |
9,8 |
4,5 |
8,4 |
5,8 |
|
|||
легкого |
|
|
газойля |
23,1 |
12,6 |
31,6 |
9,7 |
7,7 |
|
|
(240—330° С) |
. . |
|
||||||||
тяжелого |
|
|
газойля |
|
|
|
|
|
|
|
(>330° С) . . . |
8,6 |
5,6 |
9,3 |
3,1 |
1,7 |
|
||||
полимеров (>240° С)'". |
4,1 |
3,6 |
3,8 |
4,5 |
4,6 |
|
||||
кокса ........................... |
Ь, / |
3,2 |
3,4 |
5,5 |
5,5 |
|
||||
Потери, |
% |
(по массе) . |
1,4 |
1,5 |
1,4 |
1,7 |
1,7 |
|
||
|
И т о г о . |
|
.100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
||
Характеристика авиабен- |
|
|
|
|
|
|
||||
зинов: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
октановое число по мо |
|
|
|
|
|
|
||||
торному |
|
|
методу |
--- |
-- - |
93,9 |
93,9 |
— |
|
|
+2,5 г ТЭС/кг . |
|
|||||||||
то же +2,9 г ТЭС/кг . |
96,0 |
.100 |
— |
— |
-- - |
|
||||
то же +3,3 г ТЭС/кг . |
— |
—■ |
— |
— |
95,5 |
|
||||
сортность: |
|
|
--- |
— |
109 |
116 |
— |
|
||
с 2,5 г ТЭС/кг . |
|
|||||||||
с 2,9 г ТЭС/кг . |
115 |
127 |
— |
— |
-- . |
|
||||
с 3,3 г ТЭС/кг . |
— |
— |
-- - |
— |
135 |
|
||||
групповой |
|
углеводо |
|
|
|
|
|
|
||
родный |
|
состав, % |
|
|
|
|
|
|
||
(по массе): |
|
4,9 |
2,6 |
4,2 |
2,7 |
2,2 |
|
|||
непредельные |
|
|
||||||||
ароматические |
43,9 |
40,3 |
28,1 |
38,1 |
44,0 |
|
||||
нафтеновые . |
6,0 |
2,91 |
67,3 |
59,2 |
12,0 |
|
||||
парафиновые |
|
45,2 |
54,2/ |
41,8 |
|
|||||
|
|
|
|
*Катализатор разработан ВНИИ НП и Горьковским опытным заводом.
**Катализатор разработан ГрозНИИ и Ново-Грозненским НПЗ.
***В числителе — показатели первой ступени крекинга, в знаменателе —- вто рой ступени.
169