Файл: Суханов, В. П. Переработка нефти учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 202

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мере углубления отбора вакуумного дистиллята при вакуумной пе­ регонке мазута коксуемость его увеличивается; кроме того, в нем увеличивается концентрация соединений, понижающих активность катализатора. К таким соединениям относятся органические соеди­ нения, содержащие серу и азот, а также металлорганические соеди­ нения железа, никеля, ванадия и меди. Эти соединения содержатся в больших количествах в тяжелых фракциях, при перегонке сер­ нистых и особенно высокосернистых нефтей.

Переработка сырья, содержащего вредные примеси, связана с рядом осложнений: усиливается коррозия аппаратуры и оборудо­ вания, увеличивается отложение кокса на катализаторе, а сам ка­ тализатор в значительной степени теряет свою активность, что при­ водит к уменьшению выхода бензина и снижению производительно­ сти установки. Соединения, содержащие металлы, попадают в дис­ тилляты при вакуумной перегонке как вследствие заноса в верхнюю часть колонны капелек гудрона, в котором они концентрируются, так и вследствие летучести некоторых соединений при высоких тем­ пературах. Поэтому при подготовке сырья надо тщательно следить за работой вакуумной колонны, а иногда и снижать конец кипения вакуумного дистиллята, используемого в качестве сырья для уста­ новок каталитического крекинга, особенно в тех случаях, когда ре­ актор крекинга не приспособлен к переработке парожидкой смеси. Обычно сырье должно иметь коксуемость не выше 0,25%. В тех слу­ чаях, когда регенератор имеет запас мощности по выжигаемому коксу, можно перерабатывать сырье с показателем коксуемости до 0,7%. Важно, чтобы на установку не поступало обводненное сырье. При переработке такого сырья нарушается технологический режим: повышается давление в реакторе, нарушается циркуляция катали­ затора, увеличивается скорость паров в ректификационной колонне, что ухудшает качество получаемых продуктов. Иногда это может привести даже к аварийной ситуации на установке.

Химический состав сырья также влияет на выход и качество про­ дуктов, получаемых при каталитическом крекинге. Так, большое со­ держание в сырье нафтеновых углеводородов способствует увеличе­ нию выхода бензина с повышенной концентрацией в нем ароматиче­ ских углеводородов.

Необходимо четко разграничивать сырье для реактора. Им мо­ жет быть или только свежее сырье, т. е. поступающее на установку извне, или его смесь с каталитическим газойлем (получаемым в процессе крекинга), поступающим на крекинг. Каталитический га­ зойль, возвращаемый для крекинга (рисайкл), может поступать в реактор не только в смеси, но и самостоятельно.

Продукты, получаемые при каталитическом крекинге. На уста­ новках для каталитического крекинга, в основном производящих высокооктановый компонент автомобильного бензина, получают жирный газ, нестабильный бензин, легкий и тяжелый каталитиче­ ский газойль. На тех же установках, но для производства базового авиакомпонента, кроме этих продуктов получают лигроины и поли­ мер, а также промежуточный продукт — мотобензин, подвергае-

155


мый каталитической очистке на второй ступени. Рассмотрим каче­ ство, состав и использование основного ряда получаемых про­ дуктов.

1. Жирный газ. Его состав характеризуется значительным со­ держанием углеводородов изостроения, особенно изобутана, что повышает ценность газа как сырья для дальнейшей переработки.

Примерный состав жирного газа при каталитическом крекинге легкого и тяжелого дистиллятного сырья характеризуется следуго-

щими показателями, %:

 

 

Легкое сырье

Тяжелое сырье

Водорода

 

0,80

1

6,65

Метана . . . .

 

3,20

7,00

Этилена

 

0,25

1

Этана . . . .

 

2,4

13,30

Пропилена

 

10,75

'

Пропана

 

11,70

 

10,85

Изобутилена

 

1,00

 

3,65

н-Бутнленов

:

12,00

 

11,50

Изобутана

23,40

 

19,75

н-Бутана

 

5,80

 

8,75

Амиленов

 

7,20

)}

18,55

Изопентана

 

15,70

н-Пентана

 

6,30

1

 

И т о г о .

 

100

 

100

Этот состав жирного газа

 

приведен в качестве примера. В нем

не учтены водяной пар, сероводород и инертные газы, содержащиеся в разных количествах в газах каталитического крекинга.

Жирный газ с установок каталитического крекинга и нестабиль­ ный бензин для удаления из него легких газов с получением упруго­ сти паров в заданных размерах поступают в абсорбционно-газо- фракционирующую установку (АГФУ). Кроме стабильного бензина на АГФУ получают пропан-пропиленовую, бутап-бутиленовую и пентан-амиленовую фракции. Пропан-пропиленовую и бутан-бути- леновую фракции используют в качестве сырья для полимеризации или алкилирования при получении компонентов бензина либо сырья для нефтехимических процессов.

2 . Нестабильный бензин. Из него после стабилизации получают стабильный компонент, который используют для приготовления вы­

сокооктановых автомобильных и

авиационных

бензинов (см.

стр. 250).

По сравнению с продуктами

3. Легкий каталитический газойль.

аналогичного фракционного состава,

полученными

при первичной

перегонке нефти, легкий каталитический газойль (дистиллят с нача­ лом кипения 175—200 и концом кипения 320—350° С) имеет более низкое цетановое число (до 25), повышенное содержание серы (на уровне содержания ее в нефти) и ароматических углеводородов (до 55%) и содержит непредельные углеводороды. Однако температура

156


застывания этих газойлей значительно ниже, чем исходного сырья для каталитического крекинга.

При более жестком режиме, а также увеличении рециркуляции сокращается выход легкого каталитического газойля, возрастает со­ держание в нем ароматических углеводородов и снижается его цета­ новое число.

Легкий каталитический газойль используют как сырье для полу­ чения сажи, компонент для получения сортовых мазутов и для дру­ гих целей. В качестве компонента дизельного топлива его исполь­ зуют лишь в том случае, если компоненты дизельного топлива пер­ вичной перегонки имеют большее, чем требуется по норме, цетано­ вое число и меньшее содержание серы.

В некоторых случаях легкий каталитический газойль подвергают экстракции: рафинатный слой, с меньшим содержанием ароматиче­ ских углеводородов и более высоким цетановым числом, используют как компонент дизельного топлива, а экстрактный, с большим со­ держанием ароматических углеводородов, — как хорошее сырье для производства сажи.

4.Тяжелый каталитический газойль. Он является остаточны

жидким продуктом каталитического крекинга. Качество его зависит в основном от технологического режима и конца выкипания легкого газойля. Он часто содержит много механических примесей из-за загрязнения катализаторной мелочью. Серы в тяжелом газойле обычно содержится больше, чем в исходном сырье для крекинга.

Тяжелый каталитический газойль используют для приготовления сортовых и топочных мазутов, а также в качестве сырья для произ­ водства сажи.

Основные параметры процесса каталитического

,крекинга

Взависимости от перерабатываемого сырья и системы или типа установки, а также состава и свойств катализатора на установке выдерживают тот или иной технологический режим.

Основными параметрами процесса каталитического крекинга

являются температура, давление, объемная скорость подачи сырья и кратность циркуляции катализатора (см. ниже).

Каталитический крекинг практически на всех типах установок протекает при 450—525° С и невысоком давлении— 1,2—2,6кгс/см2, а регенерация катализатора — в атмосфере воздуха (в некоторых случаях с добавлением к нему кислорода) или в смеси его с продук­ тами сгорания при 540—680° С и давлении 1,3—3,1 кгс/см2.

На установках для каталитического крекинга получают, % (по массе): газа, содержащего водород, аммиак и легкие углеводороды'

по С4 включительно, — до 20,

высокооктанового компонента

авто­

мобильного бензина — до 60, кокса — от 3 до 9; остальное

(за

исключением потерь) — легкий и тяжелый газойли.

 

Температура в реакторе. Выход бензина при повышении темпе­

ратуры сначала увеличивается,

достигает максимума и при даль­

157


нейшем росте температуры уменьшается вследствие глубокого раз­ ложения углеводородов, в том числе входящих в состав ранее обра­ зовавшегося бензина. С повышением температуры увеличивается октановое число бензина, выход легких газов Ci—С3, олефинов С4 и выше, а также отношение выхода бензина к коксу; вместе с тем снижается выход бензина, кокса и отношение выхода легкого га­ зойля к тяжелому. С повышением температуры в реакторе (и влаж­ ности) также увеличивается скорость дезактивации и утрачивается кристаллическая структура катализатора.

Давление в реакторе. При повышении давления в реакторе уве­ личивается выход парафиновых углеводородов и бензина и сни­ жается выход газов Ci—С3, олефинов и ароматических углеводоро­ дов. Изменения выхода кокса при повышении давления в условиях промышленного процесса каталитического крекинга практически не наблюдается.

Объемная скорость подачи сырья. Напомним, что объемной ско­ ростью называют отношение объема сырья, подаваемого в реактор в 1 ч, к объему катализатора в зоне крекинга. Объемную скорость выражают в м3/(м 3 -ч) или ч-1.

На установках с циркулирующим микросферическим катализа­ тором используют понятие «весовая скорость», так как плотность слоя катализатора в реакционном объеме изменяется в широких пределах в зависимости от скорости паров, проходящих через слой катализатора, и гранулометрического состава катализатора.

Объемная скорость может быть подсчитана либо для свежен за­ грузки реактора либо для общей его загрузки, т. е. с учетом количе­ ства рециркулирующего сырья (рисайкла). Обычно в качестве ре­ циркулирующего сырья используют газойли, получаемые в процес­ се каталитического крекинга." С уменьшением объемной скорости глубина превращения (крекинга) возрастает вследствие увеличения времени пребывания углеводородных фракций в реакторе, т. е. бо­ лее продолжительного контакта их с катализатором. При примене­ нии катализатора повышенной активности легкокрекируемэе сырье можно перерабатывать при более высоких значениях объемной ско­ рости.

Кратность циркуляции катализатора. В системах для каталити­ ческого крекинга с циркулирующим микросферическим катализато­ ром на каждую тонну поступающего в реактор сырья вводят от 7 до 2 0 т регенерированного катализатора, а на установках для катали­ тического крекинга, где применяют крупнозернистые катализаторы (частицы диаметром 3—5 мм), — от 2 до 7 т (в зависимости от кон­ струкции установки). Это отношение называют весовой кратностью циркуляции катализатора. Иногда это отношение выражают в объ­ емных единицах, тогда его называют объемной кратностью цирку­ ляции катализатора. Относительная величина объемной кратности циркуляции больше весовой.

Следует различать кратность циркуляции катализатора, отне­ сенную к свежему сырью, и, если применяют рисайкл, отнесенную ко всей загрузке реактора (свежее сырье плюс рисайкл). Естесг-

15 8


венно, что в последнем случае при сохранении количества циркули­ рующего катализатора кратность будет меньшей. Путем изменения кратности циркуляции катализатора можно регулировать темпера­ туру в реакторе, а также время пребывания катализатора в реакци­ онном объеме, и степень закоксованности катализатора, отводимого из реактора. При прочих равных условиях с увеличением кратности катализатора глубина крекинга увеличивается, а закоксованность катализатора уменьшается, хотя общий выход кокса от сырья воз­ растает. Это объясняется те!М, что образующееся количество кокса распределяется на большее количество циркулирующего катализа­ тора.

Кратность циркуляции катализатора является важным показа­ телем технологического режима, влияющим не только на режим процесса каталитического крекинга, но и на мощности и размеры (при проектировании установки) воздуходувок-компрессоров, катализаторопроводов, охлаждающих змеевиков в регенераторе и неко­ торых других устройств.

Глубина превращения. Выше отмечалось, что глубина превра­ щения равна 100 минус количество полученных газойлей.

В тех случаях, когда хотят достигнуть более глубокого превра­ щения и получить из сырья больше бензина, крекингу подвергают не только исходное сырье, но и часть образующихся в ходе процесса газойлевых фракций. В последнее время свежее сырье и газойли подают в реактор раздельно. Возврат газойля в систему крекинга называется так же, как и в термическом крекинге, рисайклом.

Однако увеличение на установках каталитического крекинга глубины превращения требует больших энергетических затрат и, что особенно важно, приводит к снижению производительности установок по исходному свежему сырью. Например, если при глу­ бине превращения 45% производительность установки по свежему сырью принять за 100%, то при глубине превращения 66% произ­ водительность будет примерно равна 51 %, при 80%-ной глубине превращения — 33 и при 100%-ной глубине превращения — 20%. Таким образом, относительное увеличение глубины крекинга на 21 % (с 45 до 66%) снижает производительность установки почти вдвое (со 100 до 51%), а увеличение на 35 и 55% приводит к снижению производительности установки по свежему исходному сырью соот­ ветственно почти в 3 и 5 раз. Эти закономерности были выявлены при работе с аморфными алюмосиликатными катализаторами. При работе с кристаллическими цеолитсодержащими катализаторами количество рисайкла уменьшается примерно на 20 % (относитель­ ных) .

Примерные показатели работы установок для каталитического крекинга

Изменяя технологический режим, а также используя разное сырье и катализатор, можно в весьма широких пределах изменять количество и качество получаемых продуктов. В табл. 8 приведены

159