ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 202
Скачиваний: 5
мере углубления отбора вакуумного дистиллята при вакуумной пе регонке мазута коксуемость его увеличивается; кроме того, в нем увеличивается концентрация соединений, понижающих активность катализатора. К таким соединениям относятся органические соеди нения, содержащие серу и азот, а также металлорганические соеди нения железа, никеля, ванадия и меди. Эти соединения содержатся в больших количествах в тяжелых фракциях, при перегонке сер нистых и особенно высокосернистых нефтей.
Переработка сырья, содержащего вредные примеси, связана с рядом осложнений: усиливается коррозия аппаратуры и оборудо вания, увеличивается отложение кокса на катализаторе, а сам ка тализатор в значительной степени теряет свою активность, что при водит к уменьшению выхода бензина и снижению производительно сти установки. Соединения, содержащие металлы, попадают в дис тилляты при вакуумной перегонке как вследствие заноса в верхнюю часть колонны капелек гудрона, в котором они концентрируются, так и вследствие летучести некоторых соединений при высоких тем пературах. Поэтому при подготовке сырья надо тщательно следить за работой вакуумной колонны, а иногда и снижать конец кипения вакуумного дистиллята, используемого в качестве сырья для уста новок каталитического крекинга, особенно в тех случаях, когда ре актор крекинга не приспособлен к переработке парожидкой смеси. Обычно сырье должно иметь коксуемость не выше 0,25%. В тех слу чаях, когда регенератор имеет запас мощности по выжигаемому коксу, можно перерабатывать сырье с показателем коксуемости до 0,7%. Важно, чтобы на установку не поступало обводненное сырье. При переработке такого сырья нарушается технологический режим: повышается давление в реакторе, нарушается циркуляция катали затора, увеличивается скорость паров в ректификационной колонне, что ухудшает качество получаемых продуктов. Иногда это может привести даже к аварийной ситуации на установке.
Химический состав сырья также влияет на выход и качество про дуктов, получаемых при каталитическом крекинге. Так, большое со держание в сырье нафтеновых углеводородов способствует увеличе нию выхода бензина с повышенной концентрацией в нем ароматиче ских углеводородов.
Необходимо четко разграничивать сырье для реактора. Им мо жет быть или только свежее сырье, т. е. поступающее на установку извне, или его смесь с каталитическим газойлем (получаемым в процессе крекинга), поступающим на крекинг. Каталитический га зойль, возвращаемый для крекинга (рисайкл), может поступать в реактор не только в смеси, но и самостоятельно.
Продукты, получаемые при каталитическом крекинге. На уста новках для каталитического крекинга, в основном производящих высокооктановый компонент автомобильного бензина, получают жирный газ, нестабильный бензин, легкий и тяжелый каталитиче ский газойль. На тех же установках, но для производства базового авиакомпонента, кроме этих продуктов получают лигроины и поли мер, а также промежуточный продукт — мотобензин, подвергае-
155
мый каталитической очистке на второй ступени. Рассмотрим каче ство, состав и использование основного ряда получаемых про дуктов.
1. Жирный газ. Его состав характеризуется значительным со держанием углеводородов изостроения, особенно изобутана, что повышает ценность газа как сырья для дальнейшей переработки.
Примерный состав жирного газа при каталитическом крекинге легкого и тяжелого дистиллятного сырья характеризуется следуго-
щими показателями, %:
|
|
Легкое сырье |
Тяжелое сырье |
|
Водорода |
|
0,80 |
1 |
6,65 |
Метана . . . . |
|
3,20 |
7,00 |
|
Этилена |
|
0,25 |
1 |
|
Этана . . . . |
|
2,4 |
13,30 |
|
Пропилена |
|
10,75 |
' |
|
Пропана |
|
11,70 |
|
10,85 |
Изобутилена |
|
1,00 |
|
3,65 |
н-Бутнленов |
: |
12,00 |
|
11,50 |
Изобутана |
23,40 |
|
19,75 |
|
н-Бутана |
|
5,80 |
|
8,75 |
Амиленов |
|
7,20 |
)} |
18,55 |
Изопентана |
|
15,70 |
||
н-Пентана |
|
6,30 |
1 |
|
И т о г о . |
|
100 |
|
100 |
Этот состав жирного газа |
|
приведен в качестве примера. В нем |
не учтены водяной пар, сероводород и инертные газы, содержащиеся в разных количествах в газах каталитического крекинга.
Жирный газ с установок каталитического крекинга и нестабиль ный бензин для удаления из него легких газов с получением упруго сти паров в заданных размерах поступают в абсорбционно-газо- фракционирующую установку (АГФУ). Кроме стабильного бензина на АГФУ получают пропан-пропиленовую, бутап-бутиленовую и пентан-амиленовую фракции. Пропан-пропиленовую и бутан-бути- леновую фракции используют в качестве сырья для полимеризации или алкилирования при получении компонентов бензина либо сырья для нефтехимических процессов.
2 . Нестабильный бензин. Из него после стабилизации получают стабильный компонент, который используют для приготовления вы
сокооктановых автомобильных и |
авиационных |
бензинов (см. |
стр. 250). |
По сравнению с продуктами |
|
3. Легкий каталитический газойль. |
||
аналогичного фракционного состава, |
полученными |
при первичной |
перегонке нефти, легкий каталитический газойль (дистиллят с нача лом кипения 175—200 и концом кипения 320—350° С) имеет более низкое цетановое число (до 25), повышенное содержание серы (на уровне содержания ее в нефти) и ароматических углеводородов (до 55%) и содержит непредельные углеводороды. Однако температура
156
застывания этих газойлей значительно ниже, чем исходного сырья для каталитического крекинга.
При более жестком режиме, а также увеличении рециркуляции сокращается выход легкого каталитического газойля, возрастает со держание в нем ароматических углеводородов и снижается его цета новое число.
Легкий каталитический газойль используют как сырье для полу чения сажи, компонент для получения сортовых мазутов и для дру гих целей. В качестве компонента дизельного топлива его исполь зуют лишь в том случае, если компоненты дизельного топлива пер вичной перегонки имеют большее, чем требуется по норме, цетано вое число и меньшее содержание серы.
В некоторых случаях легкий каталитический газойль подвергают экстракции: рафинатный слой, с меньшим содержанием ароматиче ских углеводородов и более высоким цетановым числом, используют как компонент дизельного топлива, а экстрактный, с большим со держанием ароматических углеводородов, — как хорошее сырье для производства сажи.
4.Тяжелый каталитический газойль. Он является остаточны
жидким продуктом каталитического крекинга. Качество его зависит в основном от технологического режима и конца выкипания легкого газойля. Он часто содержит много механических примесей из-за загрязнения катализаторной мелочью. Серы в тяжелом газойле обычно содержится больше, чем в исходном сырье для крекинга.
Тяжелый каталитический газойль используют для приготовления сортовых и топочных мазутов, а также в качестве сырья для произ водства сажи.
Основные параметры процесса каталитического
,крекинга
Взависимости от перерабатываемого сырья и системы или типа установки, а также состава и свойств катализатора на установке выдерживают тот или иной технологический режим.
Основными параметрами процесса каталитического крекинга
являются температура, давление, объемная скорость подачи сырья и кратность циркуляции катализатора (см. ниже).
Каталитический крекинг практически на всех типах установок протекает при 450—525° С и невысоком давлении— 1,2—2,6кгс/см2, а регенерация катализатора — в атмосфере воздуха (в некоторых случаях с добавлением к нему кислорода) или в смеси его с продук тами сгорания при 540—680° С и давлении 1,3—3,1 кгс/см2.
На установках для каталитического крекинга получают, % (по массе): газа, содержащего водород, аммиак и легкие углеводороды'
по С4 включительно, — до 20, |
высокооктанового компонента |
авто |
мобильного бензина — до 60, кокса — от 3 до 9; остальное |
(за |
|
исключением потерь) — легкий и тяжелый газойли. |
|
|
Температура в реакторе. Выход бензина при повышении темпе |
||
ратуры сначала увеличивается, |
достигает максимума и при даль |
157
нейшем росте температуры уменьшается вследствие глубокого раз ложения углеводородов, в том числе входящих в состав ранее обра зовавшегося бензина. С повышением температуры увеличивается октановое число бензина, выход легких газов Ci—С3, олефинов С4 и выше, а также отношение выхода бензина к коксу; вместе с тем снижается выход бензина, кокса и отношение выхода легкого га зойля к тяжелому. С повышением температуры в реакторе (и влаж ности) также увеличивается скорость дезактивации и утрачивается кристаллическая структура катализатора.
Давление в реакторе. При повышении давления в реакторе уве личивается выход парафиновых углеводородов и бензина и сни жается выход газов Ci—С3, олефинов и ароматических углеводоро дов. Изменения выхода кокса при повышении давления в условиях промышленного процесса каталитического крекинга практически не наблюдается.
Объемная скорость подачи сырья. Напомним, что объемной ско ростью называют отношение объема сырья, подаваемого в реактор в 1 ч, к объему катализатора в зоне крекинга. Объемную скорость выражают в м3/(м 3 -ч) или ч-1.
На установках с циркулирующим микросферическим катализа тором используют понятие «весовая скорость», так как плотность слоя катализатора в реакционном объеме изменяется в широких пределах в зависимости от скорости паров, проходящих через слой катализатора, и гранулометрического состава катализатора.
Объемная скорость может быть подсчитана либо для свежен за грузки реактора либо для общей его загрузки, т. е. с учетом количе ства рециркулирующего сырья (рисайкла). Обычно в качестве ре циркулирующего сырья используют газойли, получаемые в процес се каталитического крекинга." С уменьшением объемной скорости глубина превращения (крекинга) возрастает вследствие увеличения времени пребывания углеводородных фракций в реакторе, т. е. бо лее продолжительного контакта их с катализатором. При примене нии катализатора повышенной активности легкокрекируемэе сырье можно перерабатывать при более высоких значениях объемной ско рости.
Кратность циркуляции катализатора. В системах для каталити ческого крекинга с циркулирующим микросферическим катализато ром на каждую тонну поступающего в реактор сырья вводят от 7 до 2 0 т регенерированного катализатора, а на установках для катали тического крекинга, где применяют крупнозернистые катализаторы (частицы диаметром 3—5 мм), — от 2 до 7 т (в зависимости от кон струкции установки). Это отношение называют весовой кратностью циркуляции катализатора. Иногда это отношение выражают в объ емных единицах, тогда его называют объемной кратностью цирку ляции катализатора. Относительная величина объемной кратности циркуляции больше весовой.
Следует различать кратность циркуляции катализатора, отне сенную к свежему сырью, и, если применяют рисайкл, отнесенную ко всей загрузке реактора (свежее сырье плюс рисайкл). Естесг-
15 8
венно, что в последнем случае при сохранении количества циркули рующего катализатора кратность будет меньшей. Путем изменения кратности циркуляции катализатора можно регулировать темпера туру в реакторе, а также время пребывания катализатора в реакци онном объеме, и степень закоксованности катализатора, отводимого из реактора. При прочих равных условиях с увеличением кратности катализатора глубина крекинга увеличивается, а закоксованность катализатора уменьшается, хотя общий выход кокса от сырья воз растает. Это объясняется те!М, что образующееся количество кокса распределяется на большее количество циркулирующего катализа тора.
Кратность циркуляции катализатора является важным показа телем технологического режима, влияющим не только на режим процесса каталитического крекинга, но и на мощности и размеры (при проектировании установки) воздуходувок-компрессоров, катализаторопроводов, охлаждающих змеевиков в регенераторе и неко торых других устройств.
Глубина превращения. Выше отмечалось, что глубина превра щения равна 100 минус количество полученных газойлей.
В тех случаях, когда хотят достигнуть более глубокого превра щения и получить из сырья больше бензина, крекингу подвергают не только исходное сырье, но и часть образующихся в ходе процесса газойлевых фракций. В последнее время свежее сырье и газойли подают в реактор раздельно. Возврат газойля в систему крекинга называется так же, как и в термическом крекинге, рисайклом.
Однако увеличение на установках каталитического крекинга глубины превращения требует больших энергетических затрат и, что особенно важно, приводит к снижению производительности установок по исходному свежему сырью. Например, если при глу бине превращения 45% производительность установки по свежему сырью принять за 100%, то при глубине превращения 66% произ водительность будет примерно равна 51 %, при 80%-ной глубине превращения — 33 и при 100%-ной глубине превращения — 20%. Таким образом, относительное увеличение глубины крекинга на 21 % (с 45 до 66%) снижает производительность установки почти вдвое (со 100 до 51%), а увеличение на 35 и 55% приводит к снижению производительности установки по свежему исходному сырью соот ветственно почти в 3 и 5 раз. Эти закономерности были выявлены при работе с аморфными алюмосиликатными катализаторами. При работе с кристаллическими цеолитсодержащими катализаторами количество рисайкла уменьшается примерно на 20 % (относитель ных) .
Примерные показатели работы установок для каталитического крекинга
Изменяя технологический режим, а также используя разное сырье и катализатор, можно в весьма широких пределах изменять количество и качество получаемых продуктов. В табл. 8 приведены
159