Файл: Сергиевский, Л. В. Наладка, регулировка и испытание станков с программным управлением учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 0
лись приводы дроссельного управления. В настоящее время в приводах подач станков с ЧПУ применяют гидро передачи объемного управления, которые имеют более высокий к. п. д., чем привод дроссельного управления; нагрев рабочей жидкости при использовании привода объемного управления меньше, более плавно обеспечи вается реверсирование и торможение гидродвигателя. Такая гидропередача позволяет проще программировать не только скорость выходного вала гидропередачи, но и ускорения.
Для обеспечения нормальной эксплуатации станков
сследящей гидросистемой необходимо знать ее недостатки
ивлияние этих недостатков на работу системы.
На работу гидропередачи влияет упругость механи ческих и гидравлических звеньев системы. При устано вившихся давлениях в гидросистеме и скоростях рабочего органа станка в кинематической цепи не изменяются де формации, однако при динамических нагрузках, напри мер, при резании, в переходных процессах при скачко образном изменении скорости движения рабочего органа наблюдаются явления, связанные с податливостью эле ментов передачи за счет скручивания валов, деформации зубчатых колес, сжимаемости, что является основной причиной появления вибрации рабочей жидкости и сни жения точности слежения системы.
При трогании с места рабочих органов станка необ ходимо до начала движения компенсировать утечки и за полнить (либо пополнить) открывающиеся полости гид ропередачи подачей в них количества жидкости, необ ходимого для компенсации уменьшенного объема жидкости. Для подачи необходимого объема жидкости в гидропередачи требуется время. Это время запазды вания увеличивает нечувствительность системы, умень шает ее точность слежения и устойчивость и увеличивает рассогласование между возмущающим сигналом и отра боткой его рабочим органом станка. При наличии еще упругих механических звеньев в такой передаче это увеличивает еще больше время запаздывания.
Податливость системы увеличивается при наличии в жидкости нерастворенного воздуха особенно при малых давлениях, когда сжимаемость рабочей жидкости увели чивается.
Утечки в системе увеличивают ее демпфирование, но одновременно они замедляют реагирование системы,
78
уменьшают |
ее чувствительность |
и точность, |
снижают |
к. п. д. и уменьшают жесткость системы. |
|
||
Нагрев рабочей жидкости вызывает «дрейф» нулевого |
|||
положения |
и вносит искажения |
в точности |
слежения. |
Повышение давления жидкости в системе за счет не правильной регулировки клапанов увеличивает тяговую силу, скорость вращения гидродвигателей, точность слеже ния и мощность гидравлической системы, но в то же время увеличение давления уменьшает устойчивость системы, увеличивает утечки, снижает долговечность и надежность насосов и гидродвигателей, увеличивает силы трения и силы реакции струи жидкости в золотниках.
Особенностью гидромоторов при дроссельном регули ровании является зависимость момента трогания от угло вого положения его вала. Как показывают эксперимен тальные данные, при изменении угла поворота вала гид ромотора наблюдаются пики перепада давления, коли чество которых зависит от числа поршней в гидродвига теле. Перепад давления при трогании меняется в зависи мости от угла поворота вала гидродвигателя приблизи тельно на 20%.
Большое значение имеют характеристики клапанов, устанавливаемых в гидроаппаратуре станка. Стандарт ные клапаны, применяемые в станкостроении, из-за негерметичности и больших утечек не могут обеспечить в гидросистемах станков с ЧПУ широкий диапазон устой чивых скоростей рабочих подач. При низких скоростях масло, поступающее в гидросистему малыми порциями, в основном идет на покрытие утечек.
Шаговые двигатели. С развитием импульсных систем в станках с ЧПУ широкое применение в качестве испол нительных и управляющих элементов получили шаговые двигатели, которые совместно с полупроводниковым уп равлением можно рассматривать как систему частотного регулирования синхронного электродвигателя с приме нением фиксации углового положения неподвижного ро тора (частота меняется от нуля). Вопросы теории и рас чета систем с шаговыми двигателями подробно освещены в литературе [2, 6, 11].
Разработанные ЭНИМСом шаговые двигатели приме няются в качестве серводвигателей совместно с гидро усилителями моментов в станках типа 6Н13-ГЭ2, ГФ-770, ФП-4, 1К62-ФЗ и др., а также в лентопротяжных меха низмах станков с фазовой системой управления.
79
|
|
В |
шаговых |
двигате |
||||
|
|
лях с реактивным рото |
||||||
|
|
ром |
в качестве двигаю |
|||||
|
|
щей |
силы используется |
|||||
|
|
тангенциальная |
состав |
|||||
|
|
ляющая электромагнит |
||||||
|
|
ной силы, |
возникающая |
|||||
|
|
между зубцами статора |
||||||
|
|
и ротора (рис. |
35). Она |
|||||
|
|
поворачивает |
ротор |
в |
||||
|
|
положение |
максималь |
|||||
|
|
ной |
магнитной |
прово |
||||
|
|
димости. При отключе |
||||||
|
|
нии |
обмотки |
I— II |
и |
|||
|
|
возбуждении |
|
обмотки |
||||
|
|
III— IV ось магнитного |
||||||
|
|
поля повернется в про |
||||||
Рис. |
35. Взаимодействие полей ста |
странстве |
на |
угол |
ф, |
|||
тора |
и ротора шагового двигателя |
в то |
время |
как |
ротор |
|||
|
|
повернется |
|
на |
|
значи |
тельно меньший угол ф'. Таким образом, при последова тельном переключении обмоток скорость вращения оси поля в несколько раз больше, чем скорость вращения ротора.
Рассмотрим недостатки, свойственные всем разрабо танным шаговым двигателям.
За счет неточного изготовления зубцов ротора и ста тора появляется ошибка по углу поворота. В выпускае
мых серийно |
шаговых двигателях |
ошибка составляет |
± 20' на один |
шаг (единичный угол |
поворота). |
Отклонения от синхронизма, изменяющиеся с частотой вращения вала, вызываются эксцентриситетом ротора от носительно расточки статора и появлением радиальных люфтов в подшипниках или вследствие перекосов, воз никающих при неправильной сборке двигателей, а также за счет износа посадочных мест подшипников.
Степень устойчивости шагового двигателя, т. е. его способность работать без потери шагов, что совершенно необходимо в системах станков без обратных связей, опре деляется поведением двигателя в режиме переключения. Если управляющий импульс переключает обмотки управ ления в момент, когда ротор в процессе свободных коле баний, находясь около исходной точки устойчивого равно весия, отклонился в сторону, обратную направлению вра щения, больше чем на полшага, то ротор оказывается
80
вне зоны устойчивости. Ротор переместится в направлении ближайшей точки устойчивого равновесия, т. е. назад. Происходит опрокидывание или сбой шагового двигателя. При поступлении следующих тактовых импульсов может наступить режим хаотических движений ротора. Наиболее опасным, с точки зрения сбоя режима шагового двига теля, является состояние ненагруженного двигателя, когда амплитуда свободных колебаний ротора макси мальна.
Шаговые двигатели при холостом ходе теряют устой чивость на некоторых частотах, называемых резонансными; это явление наступает при неправильной регулировке демпферов или изменении электрических параметров управления шагового двигателя.
С устойчивостью тесно связано понятие о частоте при емистости шагового двигателя, под которой понимается максимальный перепад частот следования управляющих импульсов, при которых ротор шагового двигателя втя гивается в синхронизм без потери шага (импульса). При емистость шагового двигателя является одним из основ ных факторов качества двигателя и зависит от момента инерции вращающихся частей, схемы управления, ве личины нагрузки и режима работы. Если для шагового двигателя типа ШД-4 приемистость при шеститактной схеме управления при безынерционной нагрузке состав ляет 800 Гц, то при увеличе нии нагрузки в процессе экс плуатации двигателя в станках с ЧПУ и трения в золотнике гидроусилителя его приемис тость будет падать. На рис. 36 приведена характеристика зоны приемистости в функции момен та инерции нагрузки, снятая при шеститактной схеме управ ления и шестикратной форси
ровке. До величин момента инер |
|
|
|
|
|
|
ции нагрузки, равных моменту |
Рис. 36. Зависимость прие |
|||||
инерции ротора шагового дви |
мистости |
шагового |
двига |
|||
теля f |
в функции |
момента |
||||
гателя, приемистость двигателя |
||||||
инерции ротора М |
при мо |
|||||
изменяется незначительно. |
менте |
нагрузки, |
|
равном |
||
Свободные колебания ротора |
нулю: |
3 — режим |
останова |
|||
в процессе отработки шагов яв |
реверса; |
|||||
ляются крайне нежелательными |
/ — режим |
пуска; |
2 |
— режим |
||
двигателя |
|
|
|
81
|
Рис. 38. Механическая ха |
|
рактеристика шагового |
|
двигателя |
Рис. 37. Система демпфирования |
И, как уже указывалось, |
шагового двигателя |
могут привести к сбоям |
|
в работе шагового дви |
гателя, поэтому применяют демпфирование. В шаговом дви гателе ШД-4 демпфирование осуществлено механической нагрузкой (рис. 37). Вал ротора шагового двигателя 1 нагружен пружиной 6, расположенной в направляющей втулке 7, через шарик 2 и опорную шайбу 3. Сила нагрузки регулируется пружиной и винтом 4, для предотвращения закручивания пружины со стороны винта установлена фасонная шайба 5. Недостатком такого типа демпфиро вания является то, что при вращении вала ротора в одну сторону пружина работает на скручивание, при вращении вала в другую сторону — на раскручивание. Попадание пыли и смазки изменяет условия демпфирования.
С увеличением частоты следования управляющих им пульсов среднее значение синхронизирующего момента на валу шагового двигателя падает. Это объясняется тем, что э. д. с. самоиндукции становятся соизмеримыми с на пряжением источника питания и ток в обмотках управле ния за время такта не успевает нарастать до установив шегося значения. Механическая характеристика шагового двигателя, дающая зависимость среднего значения син хронизирующего момента на валу двигателя от частоты следования управляющих импульсов, имеет резко выра женный падающий характер; эта характеристика изобра жена на рис. 38. Точка А на характеристике определяет предельное значение частоты управления шаговым дви гателем. Для двигателя ШД-4 предельная частота 800 Гц. Новые двигатели модели ШД-5Д имеют приемистость
82
2000 Гц и могут при плавном разгоне отрабатывать ча стоту не менее 8000 Гц.
Электродвигатели. Основной особенностью электро двигателей постоянного тока, применяемых в следящих приводах станков с ЧПУ, является весьма широкий и плавный диапазон регулирования скоростей с переме ной направления вращения. Выпуск двигателей постоян ного тока с малой инерцией и высокими перегрузочными свойствами, наряду с высоким быстродействием тири сторных электроприводов, обеспечивает усиленную кон куренцию с гидроприводом в станках с ЧПУ.
Тиристорные электроприводы серии ПТ на базе дви гателей ПБСТ и тиристорных преобразователей с тран зисторным управлением обеспечивают высокую стабиль ность скорости при изменении нагрузки, напряжения сети, температуры окружающей среды и высокое быстро действие при переходных процессах.
Для питания якорных цепей электродвигателей и об моток возбуждения электрических машин наибольшее распространение нашли тиристорные преобразователи с трехфазным двухполупериодным выпрямлением. Выбор этих схем определен оптимальным соотношением между величинами обратного и прямого напряжения на венти лях и питающим напряжением.
Силовой привод, применяемый на станках с ЧПУ типа 6М13-НГ1, комплектуется серийно выпускаемыми элек троприводами серии ПТЗР, оснащенными тиристорными преобразователями и другими устройствами, позволяю щими изменять скорость рабочих органов станка в диа пазоне от 1000 : 1 до 2000 : 1. В качестве двигателей в ПТЗР применены электродвигатели серии ПБСТ-23 мощностью 0,55 и 0,85 кВт.
Тиристорный электропривод серии ПТЗР представ ляет собой систему автоматического регулирования, охва ченную отрицательной обратной связью по скорости. Структурная схема электропривода приведена на рис. 39, а.
Работа электропривода осуществляется следующим об разом. Сигнал от системы ЧПУ алгебраически сумми руется в корректирующем звене / с сигналом обратной связи, приходящим от тахогенератора 6. Усиленный сиг нал постоянного тока с выхода корректирующего звена накладывается на пилообразное напряжение, формируе мое блоком пилообразных напряжений 2. Пилообразное напряжение служит для фиксации моментов формирова-
83