разделяют полосы движения, а поперечными обозначают места переходов пеше ходов. Стрелками показывают места разворотов.
Разметка, или маркировка покрытия эффективна только осенью и летом. Маркировочные полосы стараются выполнять из материалов, обеспечивающих шероховатость, чтобы при проезде по ним шины автомобиля не проскальзывали.
Маркировку делают не только в виде сплошных и пунктирных линяй. На проезжей части дороги могут быть названия дорог, надписи и другие обозначе
ния, помогающие водителям ориентироваться в |
условиях |
движения. Размеры |
букв и цифр зависят от расчетной скорости движения по данному |
участку не |
менее 1,6 м при 60 км/ и не менее 2,75 м при |
больших |
скоростях |
движения. |
Символы и буквы желательно наносить желтой |
краской, |
хорошо различаемой |
человеческим глазом. Желательны также желтые |
линии разделительных полос. |
Желтая маркировка помогает предотвращать ДТП. Долговечности разметки до стигают использованием таких материалов, как АФАК-66, шлакоситалл. ЭП-51 и ПХВУ. Их изготовляют по рецептуре КАДИ трест Оргдорстрой и лаборатория УкрНИИГИМ Миндорстроя УССР.
Безопасность движения ночью можно улучшить с помощью оптического ориентирования водителей. На освещенных участках этого достигают правиль ным расположением светильников и их опор, изменением цвета источников света или яркости дорожных покрытий. Эффективны мигающие световые маяки. Для оптического ориентирования используют направляющие столбики и тумбы. Их изготавливают из резины и пластмассы, чтобы они не служили причиной ката строфы при наезде автомобиля. Их устанавливают у бровки проезжей части и на разделительной полосе в 0,5— 1 м от кромки краевой полосы. Для улучшения видимости тумбы окрашивают в белый цвет, вверху тумбы наносят черную кай му, чтобы лучше их видеть зимой на фоне снега. Для ориентирования водителей ночью с двух сторон тумбы прикрепляют разноцветные катафоты — отражатель ные устройства, освещение тумб, а если необходимо и дорожных знаков проис ходит отраженным светом фар автомобилей.
Д о р о ж н ы е з н а к и . Хорошо запроектированная дорога не нуждается в сигнальных дорожных знаках. Можно обойтись указательными для информации водителей и пассажиров. Однако практика показывает что нередко ставят мно го лишних знаков, отвлекая водителя и его бдительность. Все знаки должны быть хорошо видимы и понятны в любое время суток, а их опоры безопасны при наезде на них автомобилей.
Знаки с символами более понятны, чем с текстом. Для указательных знакоЕ
за рубежом применяют рамы, перекинутые через дорогу.
Наиболее простыми и самыми распространенными средствами организации движения являются дорожные знаки. Правильное их применение во многих слу чаях исключает необходимость установки более сложных и дорогостоящих устройств. Разумное сочетание дорожных знаков с другими средствами позволяет организовать движение на самых сложных участках дороги. ГОСТ 10807— 71 «Знаки дорожные» регламентирует их назначение, форму и символы. Знаки де лятся на предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные и таблички. Цветная окраска знаков (фон) принята желтая или белая. Для сред ней полосы РСФСР и юга предпочтительнее белый фон, для северных широт — желтый. Знаки круглые изготавливаются диаметром 1200 мм, треугольные — со стороной 1500 мм. Такие знаки хорошо читаются при движении на высоких ско ростях с расстояния до 300 м. Для лучшей читаемости знаков разработан спе циальный шрифт для надписей. Высота строки из строчных букв зависит от категории дороги и равна от 100 до 300 мм.
Знаки могут быть с рефлектирующей или специальной подсветкой, обеспечи вающей четкость различных надписей.
Правилами движения по дорогам предусмотрено привлечение к ответствен ности лиц, умышленно уничтожающих или портящих дорожные знаки.
Указательные знаки в ряде случаев целесообразно устраивать на рамах, пе рекинутых через дорогу. Знаки хорошо видны на далеком расстоянии (рис. 10.2). Применяются знаки с переменной в зависимости от дорожных условий информа цией или сменным информационным полем. Смена информации на знаках может быть механическая, с матричными дисками и с электроприводом. Большой ин терес представляют дорожные указатели, управляемые при помощи телеавтома-