Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 10.1. Разметка проезжей части дороги

Светлые дорожные покрытия меньше утомляют водителей, на них лучше вид­ на маркировка и все препятствия на пути. Кроме того, они позволяют значитель­

но экономить на устройстве освещения.

 

Р а з м е т к а п р о е з ж е й части.

Для уверенного управления автомобилем

водитель должен четко видеть полосу, которой он может пользоваться, не созда­ вая помех для других автомобилей и не подвергаясь опасности. Такого ориенти­ рования водителей достигают установкой ограждений, препятствующих съезду с дороги и указывающих направление в опасных местах, установкой на обочинах ориентирующих столбиков, устройством краевых полос, отличающихся по цвету от проезжей части, нанесением на проезжей части цветных продольных разгра­ ничительных линий, выделяющих полосы движения и указывающих направление движения (рис. 10.1).

Для разметки используют краску, металлические, керамические, пластмассо­ вые плитки и кнопки, рулонные материалы в виде органической ленты, фольги,

ткани, асфальтовую

мозаику, термопласты, цветной

асфальтобетон — пластобе­

тон. Краски должны

быть яркими и устойчивыми,

а наполнители прочными.

Пленки наклеивают на покрытие с помощью водо- и атмосферостойкого синтети­ ческого клея, но они, как правило, недолговечны.

Разметочные линии наносят при помощи машин с краскораспылителями — от? одного (см. рис. 10.1) до нескольких штук. Контуры линий образуются за счет конфигурации отверстия в насадке краскораспылителя. Некоторые машины ав­ томатически наносят прерывистые линии. Прямолинейность движения машины при маркировке обеспечивается предварительным нанесением мелом линия с по­ мощью визирного устройства или лазера.

Осевую линию проезжей части делают сплошной или пунктирной: первая запрещает наезжать на нее и переезжать, пунктирная разрешает проезд ее; две параллельные — сплошные и пунктирная линии обозначают, что при обгоне и развороте можно переезжать их, но только со стороны пунктирной. Пунктиром

321


разделяют полосы движения, а поперечными обозначают места переходов пеше­ ходов. Стрелками показывают места разворотов.

Разметка, или маркировка покрытия эффективна только осенью и летом. Маркировочные полосы стараются выполнять из материалов, обеспечивающих шероховатость, чтобы при проезде по ним шины автомобиля не проскальзывали.

Маркировку делают не только в виде сплошных и пунктирных линяй. На проезжей части дороги могут быть названия дорог, надписи и другие обозначе­

ния, помогающие водителям ориентироваться в

условиях

движения. Размеры

букв и цифр зависят от расчетной скорости движения по данному

участку не

менее 1,6 м при 60 км/ и не менее 2,75 м при

больших

скоростях

движения.

Символы и буквы желательно наносить желтой

краской,

хорошо различаемой

человеческим глазом. Желательны также желтые

линии разделительных полос.

Желтая маркировка помогает предотвращать ДТП. Долговечности разметки до­ стигают использованием таких материалов, как АФАК-66, шлакоситалл. ЭП-51 и ПХВУ. Их изготовляют по рецептуре КАДИ трест Оргдорстрой и лаборатория УкрНИИГИМ Миндорстроя УССР.

Безопасность движения ночью можно улучшить с помощью оптического ориентирования водителей. На освещенных участках этого достигают правиль­ ным расположением светильников и их опор, изменением цвета источников света или яркости дорожных покрытий. Эффективны мигающие световые маяки. Для оптического ориентирования используют направляющие столбики и тумбы. Их изготавливают из резины и пластмассы, чтобы они не служили причиной ката­ строфы при наезде автомобиля. Их устанавливают у бровки проезжей части и на разделительной полосе в 0,5— 1 м от кромки краевой полосы. Для улучшения видимости тумбы окрашивают в белый цвет, вверху тумбы наносят черную кай­ му, чтобы лучше их видеть зимой на фоне снега. Для ориентирования водителей ночью с двух сторон тумбы прикрепляют разноцветные катафоты — отражатель­ ные устройства, освещение тумб, а если необходимо и дорожных знаков проис­ ходит отраженным светом фар автомобилей.

Д о р о ж н ы е з н а к и . Хорошо запроектированная дорога не нуждается в сигнальных дорожных знаках. Можно обойтись указательными для информации водителей и пассажиров. Однако практика показывает что нередко ставят мно­ го лишних знаков, отвлекая водителя и его бдительность. Все знаки должны быть хорошо видимы и понятны в любое время суток, а их опоры безопасны при наезде на них автомобилей.

Знаки с символами более понятны, чем с текстом. Для указательных знакоЕ

за рубежом применяют рамы, перекинутые через дорогу.

Наиболее простыми и самыми распространенными средствами организации движения являются дорожные знаки. Правильное их применение во многих слу­ чаях исключает необходимость установки более сложных и дорогостоящих устройств. Разумное сочетание дорожных знаков с другими средствами позволяет организовать движение на самых сложных участках дороги. ГОСТ 10807— 71 «Знаки дорожные» регламентирует их назначение, форму и символы. Знаки де­ лятся на предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные и таблички. Цветная окраска знаков (фон) принята желтая или белая. Для сред­ ней полосы РСФСР и юга предпочтительнее белый фон, для северных широт — желтый. Знаки круглые изготавливаются диаметром 1200 мм, треугольные — со стороной 1500 мм. Такие знаки хорошо читаются при движении на высоких ско­ ростях с расстояния до 300 м. Для лучшей читаемости знаков разработан спе­ циальный шрифт для надписей. Высота строки из строчных букв зависит от категории дороги и равна от 100 до 300 мм.

Знаки могут быть с рефлектирующей или специальной подсветкой, обеспечи­ вающей четкость различных надписей.

Правилами движения по дорогам предусмотрено привлечение к ответствен­ ности лиц, умышленно уничтожающих или портящих дорожные знаки.

Указательные знаки в ряде случаев целесообразно устраивать на рамах, пе­ рекинутых через дорогу. Знаки хорошо видны на далеком расстоянии (рис. 10.2). Применяются знаки с переменной в зависимости от дорожных условий информа­ цией или сменным информационным полем. Смена информации на знаках может быть механическая, с матричными дисками и с электроприводом. Большой ин­ терес представляют дорожные указатели, управляемые при помощи телеавтома-

3 2 2


тической системы управления. При помощи такой системы на указателе может быть показан любой словесный или цифровой текст (рис. 10.3) набранный на диспетчерском пункте. Замена текста производится нажатием кнопки с пульта или автоматически через заданное время.

Правилами движения по дорогам предусмотрено привлечение к ответствен­ ности лиц, умышленно уничтожающих или портящих знаки.

У с т а н о в к а с и г н а л ь н ы х у с т р о й с т в и с в е т о в ы х т а б л о ,

п р е д у п р е ж д а ю щ и х о т у м а н е и г о л о л е д е ,

и м е р ы б о р ь б ы

с ними. Гололед вызывает значительное количество

дорожно-транспортных

происшествий. О гололеде водителей предупреждают приборы. Их включают в общую систему сигнализации, состоящую из метеорологических приборов, изме­ ряющих температуру воздуха, покрытия и грунта, направление и скорость вет­ ра, освещенность и влажность. Датчики влажности располагают на поверхности покрытия для определения рассеивания света и электропроводности. Оборудова­ ние и приборы для передачи полученных данных состоят из преобразователей непрерывных величин в цифровые и беспроводной или проводной системы связи между местами замеров и центром управления, между центром управления и предупредительными знаками на дорогах.

Оборудование для обработки поступающих от приборов данных на станции позволяет прогнозировать изменение температуры и влажности на покрытия. Указание предупредительных знаков можно изменять дистанционно с целью ин­ формирования водителей об изменении условий движения по дороге.

На ответственных участках покрытие можно обогревать дистанционно или автоматически, включая нагреватели. Можно также рассыпать противогололед­ ные смеси или поливать их раствором (соль, песок, их смесь, солевой раствор).

Солевые растворы низкой концентрации предотвращают образование льда непосредственно на поверхности покрытия, но способствуют замерзанию воды в порах нижележащих слоев дорожной одежды вследствие значительного охлаж­ дения раствора, образующегося при таянии льда.

Солевой раствор длительное время остается на поверхности покрытия. Ши: ны автомобилей вдавливают его в поры и высасывают обратно. При этом движе­ нии солевого раствора нарушается сцепление битума с каменными материалами.

Смеси соли с песком или другим абразивным материалом, рассыпаемом на поверхности, вызывает особенно сильный износ асфальтобетонных покрытий при воздействии колес автомобилей.

За рубежом для частичного устранения скользкости покрытие из мелкозер­ нистого асфальта обрабатывают пескоструйными аппаратами, скипидаром или засыпают горячим песком с последующей прикаткой.

Для россыпи сыпучих материалов пригодны разбрасыватели центробежного типа (навесное оборудование на автомобилях, в кузовах которых находятся про­ тивогололедные смеси).

За последние годы считают более экономичным использовать растворы хло­ ристого кальция, так как соль в твердом виде не способствует таянию снега или

3 2 3


Рис. 10.3. Центральный пункт по управлению сетью дорог с помощью электронновычислительной машины:

1 — вертолет: 2 — мнемоническая электрифицированная схема дорог с пересечениями; 3 — лег­ ковой автомобиль; 4 — детектор; 5 — указатель (дорожный знак) с изменяющимися симво­ лами скорости движения или необходимой буквенной информацией; 6 — автобус с приемно­ передающей станцией

льда: таяние начинается только после поглощения солью атмосферной влаги. В СССР для борьбы с гололедом рекомендуется использовать более дешевые материалы, такие, как карналит — двойная смесь хлористого кальция и хлори­ стого магния. Действие карналита такое же, как хлористого кальция. Природный карнолит представляет собой горную породу, состоящую в основном из минерала карналита (примерно 70%) с примесью других минералов, преимущественно со­ лей хлоридов: сильвина, ангидрида и некоторых других. Карналит растворим в воде, его можно использовать в твердом виде, в виде растворов. Крупный кри­ сталлический карналит сначала измельчают.

С ростом автомобилизации страны поездки на автомобилях становятся одним из видов отдыха. На дороге предусматривают зоны отдыха, которые включают стоянки транспорта, станции обслуживания, кемпинги, мотели и площадки отды­ ха в придорожной зоне. При этом особое внимание уделяется вопросам защиты ландшафта местности от вредного воздействия транспорта. Рекомендуется созда­ вать заповедники немоторизованных зон.

О б с л у ж и в а н и е п р о е з ж а ю щ и х . Обеспечение удобства для проез­ жающих по дороге является важнейшей государственной задачей, которая вхо­ дит в обязанность эксплуатационных дорожных организаций наравне с обеспе-. чением бесперебойного и безопасного движения. В зависимости от интенсивности движения на дороге строят автовокзалы с помещениями для обслуживания пас­ сажиров: кассами, камерами хранения багажа, буфетом и рестораном, гостиницей, общежитием для водителей.

На дорогах с интенсивным движением бензозаправочные станции располага­ ют на расстоянии 10— 15 км. Они наиболее целесообразны в местах, где выезд ав­ томобилей не создает затруднений для общего потока движения. На дорогах, проходящих через малые населенные пункты, бензозаправочные станции распо­ лагают вблизи городской черты, на участках, где скорость движения ниже, чем между населенными пунктами.

Сооружают также автостанция с гаражами и ремонтными мастерскими, го­ стиницами или общежитиями, заправочные станции, ремонтные пункты, пункты медицинского обслуживания. Для туристов и индивидуальных пассажиров со­ здают мотели, смотровые площадки, буфеты, магазины с продажей расфасован­ ных обедов, завтраков и ужинов. Строят иногда малые гостиницы, общежития на небольшое количество номеров — пункты отдыха типа мотелей. Располагают.

3 2 4