Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
К III категории отнесены дороги общегосударственного и рес публиканского значения (кроме I и II категорий), основные дороги областного или районного значения (при отсутствии областного де ления), подъезды к населенным пунктам, железнодорожным узлам, речным, морским портам, местам массового отдыха населения, подъ ездные дороги к предприятиям, с интенсивностью более 1000 авт./сутки (до 3000).
К IV категории отнесены дороги областного или районного значе ния (кроме отнесенных к III категории), дороги местного значения, подъездные дороги общей сети, дороги промышленных предприя тий, крупных строительных объектов, совхозов и колхозов, с интен сивностью движения от 200 до 1000 авт./сутки.
К дорогам V категории отнесены автомобильные дороги местно го значения (кроме дорог, включенных в IV категорию), внутрипромысловые дороги и подъезды, постоянные внутренние дороги совхозов и колхозов, служебные и патрульные дороги. Интенсив ность движения — менее 200 авт./сутки.
Для дорог категорий Ш-п и IV-n основной характеристикой слу жит грузонапряженность (нетто млн. т/год). К Ш-п относят подъ ездные дороги промышленных предприятий, обслуживающих тех нологические перевозки, выполняемые автомобилями особо большой грузоподъемности и размеров — автомобили, автопоезда и другие транспортные средства, превышающие по своим параметрам (в том числе по нагрузке на ось), или габаритам требования ГОСТ 9314—■ 59. Грузонапряженность этих дорог — 1 и более нетто млн. т/год.
Дороги категории IV-n при том же назначении имеют грузонапря женность менее единицы.
Геометрические элементы автомобильных дорог определяются расчетной скоростью движения одиночных автомобилей при условии нормального сцепления колес с проезжей частью (сухая или сравни тельно чистая увлажненная поверхность покрытия):
Категория |
д о р о г и ..................................... |
I |
II |
III |
IV |
V |
Основная |
скорость, км /ч...................... |
150 |
120 |
100 |
80 |
60 |
На участках горной и пересеченной местности скорость снижа- I ется на 10— 20%.
Ширина проезжей части зависит от количества и ширины полос движения автомобилей, от расчетной скорости движения и габарит-
ны х р а зм е р о в автом оби л я :
Категория д о р о г и ....................... |
I |
II |
III |
IV |
V |
|
Ширина |
проезжей части, м . . |
> 1 5 |
7 ,5 |
7 ,0 |
6 ,0 |
4,5 |
» |
полосы движения, м . |
3 ,7 5 |
3,75 |
3 ,5 |
3 ,0 |
|
Число полос движения . . . . |
> 4 |
2 |
2 |
2 |
1 |
Основные параметры поперечного профиля дорог Ш-п и IV-n
категорий устанавливают по ширине расчетного автомобиля по СНиП [1.7].
Ширина полосы, занимаемой автомобилем при движении на проезжей части, значительно больше его габарита (рис. 1.1). Для
7
а 2х |
а |
|
(— |
f t . |
p i |
ИГ—’III’ |
вС ■ У
Рис. 1.1. Схема для определения ширины полосы движения автомобилей
уверенного и безопасного управления ав томобилем необходим достаточный запас до встречного или обгоняемого автомоби ля. Для двухполосной дороги с двусторон ним движением ширина каждой полосы может быть определена расчетом:
В = (а + с) : 2 + (х + у) =
= (а + с) : 2 + 1,0 + 0,01t>,
где а и с — габариты автомобиля (ширина и колея передних ко лес, м ); х — расстояние от кузова автомобиля до смежной полосы, по которой происходит движение, м; у — предохранительная полоса между колесом автомобиля и кромкой проезжей части, м (по М. С. Замахаеву х = у = 0,5—0,005 v ); v — скорость движения авто мобиля, км/ч.
Чем с большей скоростью движется автомобиль, тем шире долж ны быть полосы движения для его управления. Когда ширина рас четного автомобиля для подъездных дорог Ш-п категории превы шает 3,8 м, ширину полосы движения В п устанавливают расчетом:
Вп — а 4- 1,7.
При движении водитель должен постоянно видеть лежащую пе ред ним дорогу на расстоянии, которое достаточно для заблаго временного изменения направления или для остановки автомобиля. Это расстояние называют минимальным расстоянием видимости. Для разных категорий дорог величина его различна:
Категория |
д о р о ги ........................ |
I |
|
И |
III |
IV |
V |
Расчетная |
скорость движения, км/ч |
150 |
120 |
100 |
80 |
60 |
|
Видимость |
поверхности дороги, |
м |
250 |
175 |
140 |
100 |
70 |
Видимость |
встречного автомобиля, м |
450 |
350 |
280 |
200 |
150 |
Расчетное расстояние принято для легкового автомобиля из ус ловия расположения глаза водителя на высоте 1,2 м над поверх ностью покрытия. Особое внимание уделяется видимости на кри вых. Во всех случаях, когда по условиям местности представляется технически возможным и экономически целесообразным, в проектах рекомендуется принимать расстояние видимости поверхности доро ги не менее 450 м. Расстояние видимости представляет собой сумму следующих величин:
|
I — l\ + h + k , I = (v : 3 ,6 ) + kv2 :2 5 4 (<р ± *' + / ) + 10, |
|
|
где 1\— путь, который проходит автомобиль после того, как води |
|
тель заметил препятствие до начала торможения, м; l\ = tv; |
t —1 — |
|
2 |
с; /2— тормозной путь; k= K v 2 : (2gq> + i + f ) ; v — скорость, |
км/ч; |
f |
— коэффициент сопротивления качению; ф — коэффициент сцепле |
ния шины с дорожным покрытием; к — коэффициент эксплуатаци онного состояния тормозов (к — для легковых автомобилей и авто-
S
бусов равен 1,3-М ,4); g — ускорение силы тяжести 9,81 м/с2; г — предельный уклон дороги; 10 — запасное расстояние от автомобиля до препятствия (5— 10) м.
Для надежности расчета к следует принимать не менее 2,0—2,3. На дорогах без разделительной полосы, если возможно временное движение по одной полосе, расстояние видимости удваивается.
На всей длине безопасного расстояния видимости, считая от лю бого сечения дороги, должны быть полностью устранены все препят ствия, ограничивающие свободу обзора дороги водителем.
На режим движения автомобиля влияют дорожные условия, в частности продольные уклоны (измеряются в промилле — в тысяч ных долях), которые принимают в зависимости от скорости движе ния автомобиля:
Расчетная скорость, |
к м /ч ....................... |
150 |
120 |
100 |
80 |
60 |
50 |
40 |
30 |
Продольные уклоны, |
%0 ....................... |
30 |
40 |
50 |
60 . |
70 |
80 |
90 |
100 |
Рекомендуется, если это возможно, проектировать дороги всел категорий с уклонами, не превышающими 30 %'о, которые обеспечи вают удобное и безопасное движение автомобиля. Продольные укло ны назначают такие, чтобы на дороге был обеспечен водоотвод и за щита ее от снежных или песчаных заносов. Продольные уклоны в горных и сильно пересеченных местностях проектируют несколько более указанных.
Автомобиль подвергается действию сил, направленных вдоль движения — тяговой силы и уравновешивающих ее сопротивлений, а также поперечных сил, перпендикулярных направлению движе ния. Эти силы стремятся сместить автомобиль с пути и лишить ус тойчивости. Поперечные силы действуют на автомобиль и на пря мых участках, потому что проезжую часть для обеспечения водо отвода выполняют с небольшим поперечным уклоном от середины к краям.
При движении со скоростью v по круговой кривой в плане, опи санной радиусом R, на автомобиль действует центробежная сила, вызывающая опасность заноса или опрокидывания и неприятно влияющая на пассажиров. Для устойчивости автомобиля радиусы кривых устанавливают следующие:
Расчетная скорость, |
км/ч . . . |
. . . . |
150 |
120 |
100 |
80 |
60 |
50 |
40 |
30 |
Наименьший радиус |
кривой |
в пла |
|
|
|
|
|
|
|
|
не, м .................................................. |
|
.... . |
1000 |
600 |
400 |
250 |
125 |
100 |
60 |
30 |
Радиусы кривых в плане, если их устройство не приводит к уве-
.личению объемов и стоимости работ, рекомендуется назначать не менее 3000 м.
Автомобильную дорогу следует рассматривать как комплекс ин женерных сооружений, предназначенных для обеспечения кругло суточного, круглогодичного безопасного и удобного движения. Кон струкция и сложность сооружений зависит от состава движения, от природных факторов — климата, растительности, гидрогеологиче ских условий, почвенно-геологического строения и рельефа мест ности.
9
Для постройки автомобильной дороги выделяют полосу местно сти, которую называют дорожной, и на ней располагают дорогу, вспомогательные сооружения и служебные постройки.
Автомобильная дорога должна быть удобной для движения ав томобилей с заданными скоростями, обеспечивать перевозку грузов с минимальной затратой энергии и при малой стоимости. Эксплуата ционные расходы на поддержание ее в хорошем состоянии должны быть незначительными и наименьшими. Дорога тем безопаснее, чем лучше увязана с ландшафтом.
С ростом автомобилизации страны поездки на автомобилях ста новятся одним из видов отдыха. На дорогах предусматривают зоны отдыха, которые включают стоянки транспорта, станции обслужи вания, кемпинги, мотели, площадки отдыха. При этом особое вни мание уделяется защите местности от вредных воздействий транс порта. Закон «Основы земельного законодательства Союза ССР» обязывает использовать для строительства земли, непригодные для сельского хозяйства.
Кратчайшее направление, соединяющее начальный и конечный
пункты, |
будет прямая •—•«воздушная |
линия». |
Однако элементы |
рельефа |
земной поверхности-— горы, |
овраги, |
водные преграды—■ |
озера, болота и реки, ландшафт местности, а также необходимость захода в промежуточные населенные пункты заставляют отклонить дорогу от кратчайшего пути.
Положение оси дороги называют трассой. Для лучшей ориенти ровки трассу делят на километры и стометровые участки — пикеты. В местах изменения направления трассы устраивают углы поворо та. Их величину измеряют между продолжением направления трас сы до угла поворота и новым ее направлением.
Одним из важнейших элементов является земляное полотно, которое служит основанием для наиболее дорогостоящей проезжей части, по которой происходит непосредственное движение транс портных средств. Прочность и высокие эксплуатационные качества проезжей части во многом зависят от устойчивости и прочности зем ляного полотна, его способности противодействовать климатиче ским, гидрогеологическим факторам и нагрузке от автомобилей. С целью защиты земляного полотна от разрушения устраивают под порные стены, дренажи, противооползневые и водоотводящие соору жения.
О с н о в н ы е э л е м е н т ы д о р о г и (рис. 1.2). Важным конст руктивным элементом дороги является проезжая часть, которая по зволяет беспрепятственно и безопасно двигаться автомобилю с оп ределенной скоростью. Проезжая часть должна занимать строго определенное положение, иметь целесообразное геометрическое очертание, удовлетворяющее требованиям движения автомобиля, достаточно прочную и ровную поверхность.
Продольный профиль характеризует крутизну участков автомо бильной дороги относительно поверхности земли. Естественные ук лоны местности часто превышают допустимые для эффективного использования автомобиля. В таких случаях дорогу делают более
10