Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К III категории отнесены дороги общегосударственного и рес­ публиканского значения (кроме I и II категорий), основные дороги областного или районного значения (при отсутствии областного де­ ления), подъезды к населенным пунктам, железнодорожным узлам, речным, морским портам, местам массового отдыха населения, подъ­ ездные дороги к предприятиям, с интенсивностью более 1000 авт./сутки (до 3000).

К IV категории отнесены дороги областного или районного значе­ ния (кроме отнесенных к III категории), дороги местного значения, подъездные дороги общей сети, дороги промышленных предприя­ тий, крупных строительных объектов, совхозов и колхозов, с интен­ сивностью движения от 200 до 1000 авт./сутки.

К дорогам V категории отнесены автомобильные дороги местно­ го значения (кроме дорог, включенных в IV категорию), внутрипромысловые дороги и подъезды, постоянные внутренние дороги совхозов и колхозов, служебные и патрульные дороги. Интенсив­ ность движения — менее 200 авт./сутки.

Для дорог категорий Ш-п и IV-n основной характеристикой слу­ жит грузонапряженность (нетто млн. т/год). К Ш-п относят подъ­ ездные дороги промышленных предприятий, обслуживающих тех­ нологические перевозки, выполняемые автомобилями особо большой грузоподъемности и размеров — автомобили, автопоезда и другие транспортные средства, превышающие по своим параметрам (в том числе по нагрузке на ось), или габаритам требования ГОСТ 9314—■ 59. Грузонапряженность этих дорог — 1 и более нетто млн. т/год.

Дороги категории IV-n при том же назначении имеют грузонапря­ женность менее единицы.

Геометрические элементы автомобильных дорог определяются расчетной скоростью движения одиночных автомобилей при условии нормального сцепления колес с проезжей частью (сухая или сравни­ тельно чистая увлажненная поверхность покрытия):

Категория

д о р о г и .....................................

I

II

III

IV

V

Основная

скорость, км /ч......................

150

120

100

80

60

На участках горной и пересеченной местности скорость снижа- I ется на 10— 20%.

Ширина проезжей части зависит от количества и ширины полос движения автомобилей, от расчетной скорости движения и габарит-

ны х р а зм е р о в автом оби л я :

Категория д о р о г и .......................

I

II

III

IV

V

Ширина

проезжей части, м . .

> 1 5

7 ,5

7 ,0

6 ,0

4,5

»

полосы движения, м .

3 ,7 5

3,75

3 ,5

3 ,0

 

Число полос движения . . . .

> 4

2

2

2

1

Основные параметры поперечного профиля дорог Ш-п и IV-n

категорий устанавливают по ширине расчетного автомобиля по СНиП [1.7].

Ширина полосы, занимаемой автомобилем при движении на проезжей части, значительно больше его габарита (рис. 1.1). Для

7


а 2х

а

 

(—

f t .

p i

ИГ—’III’

вС ■ У

Рис. 1.1. Схема для определения ширины полосы движения автомобилей

уверенного и безопасного управления ав­ томобилем необходим достаточный запас до встречного или обгоняемого автомоби­ ля. Для двухполосной дороги с двусторон­ ним движением ширина каждой полосы может быть определена расчетом:

В = + с) : 2 + + у) =

= (а + с) : 2 + 1,0 + 0,01t>,

где а и с — габариты автомобиля (ширина и колея передних ко­ лес, м ); х — расстояние от кузова автомобиля до смежной полосы, по которой происходит движение, м; у — предохранительная полоса между колесом автомобиля и кромкой проезжей части, м (по М. С. Замахаеву х = у = 0,5—0,005 v ); v — скорость движения авто­ мобиля, км/ч.

Чем с большей скоростью движется автомобиль, тем шире долж­ ны быть полосы движения для его управления. Когда ширина рас­ четного автомобиля для подъездных дорог Ш-п категории превы­ шает 3,8 м, ширину полосы движения В п устанавливают расчетом:

Вп — а 4- 1,7.

При движении водитель должен постоянно видеть лежащую пе­ ред ним дорогу на расстоянии, которое достаточно для заблаго­ временного изменения направления или для остановки автомобиля. Это расстояние называют минимальным расстоянием видимости. Для разных категорий дорог величина его различна:

Категория

д о р о ги ........................

I

 

И

III

IV

V

Расчетная

скорость движения, км/ч

150

120

100

80

60

Видимость

поверхности дороги,

м

250

175

140

100

70

Видимость

встречного автомобиля, м

450

350

280

200

150

Расчетное расстояние принято для легкового автомобиля из ус­ ловия расположения глаза водителя на высоте 1,2 м над поверх­ ностью покрытия. Особое внимание уделяется видимости на кри­ вых. Во всех случаях, когда по условиям местности представляется технически возможным и экономически целесообразным, в проектах рекомендуется принимать расстояние видимости поверхности доро­ ги не менее 450 м. Расстояние видимости представляет собой сумму следующих величин:

 

I — l\ + h + k , I = (v : 3 ,6 ) + kv2 :2 5 4 (<р ± *' + / ) + 10,

 

 

где 1\— путь, который проходит автомобиль после того, как води­

тель заметил препятствие до начала торможения, м; l\ = tv;

t —1

2

с; /2— тормозной путь; k= K v 2 : (2gq> + i + f ) ; v — скорость,

км/ч;

f

— коэффициент сопротивления качению; ф — коэффициент сцепле­

ния шины с дорожным покрытием; к — коэффициент эксплуатаци­ онного состояния тормозов — для легковых автомобилей и авто-

S


бусов равен 1,3-М ,4); g — ускорение силы тяжести 9,81 м/с2; г — предельный уклон дороги; 10 — запасное расстояние от автомобиля до препятствия (5— 10) м.

Для надежности расчета к следует принимать не менее 2,0—2,3. На дорогах без разделительной полосы, если возможно временное движение по одной полосе, расстояние видимости удваивается.

На всей длине безопасного расстояния видимости, считая от лю­ бого сечения дороги, должны быть полностью устранены все препят­ ствия, ограничивающие свободу обзора дороги водителем.

На режим движения автомобиля влияют дорожные условия, в частности продольные уклоны (измеряются в промилле — в тысяч­ ных долях), которые принимают в зависимости от скорости движе­ ния автомобиля:

Расчетная скорость,

к м /ч .......................

150

120

100

80

60

50

40

30

Продольные уклоны,

%0 .......................

30

40

50

60 .

70

80

90

100

Рекомендуется, если это возможно, проектировать дороги всел категорий с уклонами, не превышающими 30 %'о, которые обеспечи­ вают удобное и безопасное движение автомобиля. Продольные укло­ ны назначают такие, чтобы на дороге был обеспечен водоотвод и за­ щита ее от снежных или песчаных заносов. Продольные уклоны в горных и сильно пересеченных местностях проектируют несколько более указанных.

Автомобиль подвергается действию сил, направленных вдоль движения — тяговой силы и уравновешивающих ее сопротивлений, а также поперечных сил, перпендикулярных направлению движе­ ния. Эти силы стремятся сместить автомобиль с пути и лишить ус­ тойчивости. Поперечные силы действуют на автомобиль и на пря­ мых участках, потому что проезжую часть для обеспечения водо­ отвода выполняют с небольшим поперечным уклоном от середины к краям.

При движении со скоростью v по круговой кривой в плане, опи­ санной радиусом R, на автомобиль действует центробежная сила, вызывающая опасность заноса или опрокидывания и неприятно влияющая на пассажиров. Для устойчивости автомобиля радиусы кривых устанавливают следующие:

Расчетная скорость,

км/ч . . .

. . . .

150

120

100

80

60

50

40

30

Наименьший радиус

кривой

в пла­

 

 

 

 

 

 

 

 

не, м ..................................................

 

.... .

1000

600

400

250

125

100

60

30

Радиусы кривых в плане, если их устройство не приводит к уве-

.личению объемов и стоимости работ, рекомендуется назначать не менее 3000 м.

Автомобильную дорогу следует рассматривать как комплекс ин­ женерных сооружений, предназначенных для обеспечения кругло­ суточного, круглогодичного безопасного и удобного движения. Кон­ струкция и сложность сооружений зависит от состава движения, от природных факторов — климата, растительности, гидрогеологиче­ ских условий, почвенно-геологического строения и рельефа мест­ ности.

9



Для постройки автомобильной дороги выделяют полосу местно­ сти, которую называют дорожной, и на ней располагают дорогу, вспомогательные сооружения и служебные постройки.

Автомобильная дорога должна быть удобной для движения ав­ томобилей с заданными скоростями, обеспечивать перевозку грузов с минимальной затратой энергии и при малой стоимости. Эксплуата­ ционные расходы на поддержание ее в хорошем состоянии должны быть незначительными и наименьшими. Дорога тем безопаснее, чем лучше увязана с ландшафтом.

С ростом автомобилизации страны поездки на автомобилях ста­ новятся одним из видов отдыха. На дорогах предусматривают зоны отдыха, которые включают стоянки транспорта, станции обслужи­ вания, кемпинги, мотели, площадки отдыха. При этом особое вни­ мание уделяется защите местности от вредных воздействий транс­ порта. Закон «Основы земельного законодательства Союза ССР» обязывает использовать для строительства земли, непригодные для сельского хозяйства.

Кратчайшее направление, соединяющее начальный и конечный

пункты,

будет прямая •—•«воздушная

линия».

Однако элементы

рельефа

земной поверхности-— горы,

овраги,

водные преграды—■

озера, болота и реки, ландшафт местности, а также необходимость захода в промежуточные населенные пункты заставляют отклонить дорогу от кратчайшего пути.

Положение оси дороги называют трассой. Для лучшей ориенти­ ровки трассу делят на километры и стометровые участки — пикеты. В местах изменения направления трассы устраивают углы поворо­ та. Их величину измеряют между продолжением направления трас­ сы до угла поворота и новым ее направлением.

Одним из важнейших элементов является земляное полотно, которое служит основанием для наиболее дорогостоящей проезжей части, по которой происходит непосредственное движение транс­ портных средств. Прочность и высокие эксплуатационные качества проезжей части во многом зависят от устойчивости и прочности зем­ ляного полотна, его способности противодействовать климатиче­ ским, гидрогеологическим факторам и нагрузке от автомобилей. С целью защиты земляного полотна от разрушения устраивают под­ порные стены, дренажи, противооползневые и водоотводящие соору­ жения.

О с н о в н ы е э л е м е н т ы д о р о г и (рис. 1.2). Важным конст­ руктивным элементом дороги является проезжая часть, которая по­ зволяет беспрепятственно и безопасно двигаться автомобилю с оп­ ределенной скоростью. Проезжая часть должна занимать строго определенное положение, иметь целесообразное геометрическое очертание, удовлетворяющее требованиям движения автомобиля, достаточно прочную и ровную поверхность.

Продольный профиль характеризует крутизну участков автомо­ бильной дороги относительно поверхности земли. Естественные ук­ лоны местности часто превышают допустимые для эффективного использования автомобиля. В таких случаях дорогу делают более

10