Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

их почти у населенного пункта, и проезжающие, останавливаются там, где их застанет ночь, получают комнату и место для автомобиля в боксе или под на­ весом.

На дорогах с большой интенсивностью движения организуют патрулирование машин технической помощи, милиции с использованием наземного транспорта и вертолетов.

О р г а н и з а ц и я и р е г у л и р о в а н и е д в и ж е н и я на д о р о г а х . Для организации потока транспортных средств разработаны соответствующие ме­ ры. Движение автобусов должно подчиняться расписаниям, утвержденным Мини­ стерством автомобильного транспорта и публикуемым в справочниках. Центра­ лизованные грузовые перевозки осуществляются организованно и плавно, подчи­ няясь режимам движения.

При регулярных перевозках грузов на большие расстояния целесообразно организовать их прохождение по участкам, где грузы передаются с участка на участок. Такая организация движения особенно выгодна при перевозке автопоез­ дами с прицепами к одноили двухосным мощным тягачам. На станциях (уча­ стках) прицепы отцепляют, и другие водители на своих тягачах продолжают дальнейшее движение. Планирование таких перевозок позволяет загружать при­ цепы в одном и другом направлениях. Отдохнув, водители заберут вернувшиеся прицепы и доставят их обратно к месту назначения. Такую организацию движе­ ния называют системой «тяговых плеч». Грузы, передаваемые одним водителем другому на границах участка, практически перемещаются непрерывно, так как переприцепка к другим тягачам требует немного времени.

Большое значение для организации движения по дороге играет надежная связь. Она создается от управления дорогой до подразделений дорожно-эксплуа­ тационной службы, а в ряде случаев и до каждой машины, занятой содержанием и ремонтом дороги, до каждого автомобиля.

На дорогах I и II категорий связь устанавливается с гостиницами, мотеля­ ми, автостанциями, станциями технической помощи, медицинским пунктом.

Обязательным элементом современной дороги должна быть телефонная связь, доступная для проезжающих, которая позволяла бы в случае поломки ав­ томобиля или дорожного происшествия связаться с дорожно-эксплуатационной организацией, милицией и вызвать помощь. На автомобильных дорогах с боль­ шой интенсивностью движения целесообразна радиолинейная связь, обеспечиваю­ щая надежную связь на расстоянии 40—50 км без промежуточных ретранслято­ ров. По сравнению с кабельными магистралями радиолинейная связь намного дешевле, устанавливается быстрее, с меньшими капитальными затратами, обслу­ живающий персонал немногочислен.

Большой интерес представляют технические решения для обеспечения без­ опасности движения. В Англии разработана система оповещания водителей о приближении к опасным участкам дороги. Система состоит из устанавливаемого на дороге передатчика и приемника, выполняемого в виде приставки к радиопри­ емнику автомобиля. Приставка может оповещать о 46 различных опасных ситуа­ циях. Сигналы об опасных участках даются соответствующим передатчиком. Си­ стема обеспечивает оповещение при выключенном и включенном приемнике. В ряде стран на перекрестках устанавливают автоматические фотокамеры, ко­ торые фиксируют машины, проезжающие на красный свет. Для выявления авто­ мобилей, превышающих скорость движения, применяют радиолокационную систе­ му из двух фиксирующих устройств. При помощи первого фотографируется ав­ томобиль — нарушитель, его номерной знак и фиксируется скорость движения, фотографируется также циферблат контрольных часов (точное время). Второе устройство фиксирует на карточке скорость автомобиля и его основные данные, необходимые для органов надзора. Оба устройства могут работать вместе или независимо друг от друга. Интересно, что радиолокационная антенна наклонена, и луч локатора отражается от дорожного полотна. В результате он не пересека­ ет противоположную сторону дороги, поэтому на работу системы не влияют авто­ мобили, движущиеся в противоположном направлении.

На дорогах мира с каждым днем появляется все больше автомобилей с при­ цепами и полуприцепами, поэтому острой становится проблема предотвращения заноса полуприцепа относительно тягача при торможении. А это происходит вследствие блокировки задних ведущих колес тягача.

325


В Англии создано электронное противоблокировочное приспособление, пре­ дотвращающее за^ос полуприцепа. В ряде стран радио несколько раз в день на определенной волне оповещает водителей, передвигающихся по стране, о погоде и состоянии покрытий основных дорог на данный момент.

 

А в т о м а т и з а ц и я у п р а в л е н и я , р е г у л и р о в а н и я и к о н т р о ­

ля

д в и ж е н и я

(см. рис. 10.3). Все увеличивающееся количество автомобилей

на

магистралях

делает необходимым применение автоматизированных систем

управления, которые позволяют в 3—4 раза увеличить пропускную способность дорог. На скоростных магистралях организуется управляющий центр автоматиче­ ского регулирования движения. Система автоматизации состоит из первичных дат­ чиков и приборов для сбора информации, пунктов первичной обработки и пере­ дачи информации, вычислительного центра, собирающего и перерабатывающего информацию, управляющих знаков, получающих командные сигналы из вычисли­ тельного центра.

Приборы информируют о метеорологической видимости, гололеде, боковом ветре, осадках, о параметрах транспортных потоков — интенсивности, скорости и интервалах движения, количестве обгонов, составе транспортного потока и нали­ чии тихоходных машин, о состоянии дороги — коэффициенте сцепления, ровности, неожиданных препятствиях, состоянии обочин и др. Информация с приборов поступает периодически или непрерывно в пункт сбора по группам, где она про­ ходит первичную обработку и по линиям связи передается в вычислительный центр. Здесь информация обрабатывается, на ее основе решается задача об оптимизации движения в данный момент и выдаются команды на управляемые знаки, сигналы, а также по радио, телефонам и телевидению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К, ГЛ. 10

1.

Н е к р а с о в В. К.

Эксплуатация

автомобильных

дорог. М.,

«Высшая

школа», 1970. 239 с.

 

 

 

 

2.

Б я л о б ж е с к и й

Г. В. и др. Очистка автомобильных дорог

от снега.

«Транспорт», 1972. 105 с.

 

 

 

 

3.

Правила дорожного движения. М.,

«Транспорт», 1972.

62 с.

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

Г л а в а

1. Общие сведения об автомобильной д о р о ге ...........................................

 

 

3'

§

1.

Виды транспорта.......................................................................

) .......................................

 

 

3

§

2.

Дорога как инженерное сооруж ение...............................................................

I

6'

Список

литературы к гл.

1 ....................................................................................................

 

 

17

Г л а в а

2. Организация дорожно-строительного производства.......................

 

18

 

§

3.

Основные положения дорожно-строительного производства .

. . \. .

18

§

4.

Организация работ по строительству автомобильных д о р о г ...................

 

23

 

§

5. Управление дорожно-строительным производством.................. ....

 

.

26

§

6.

Организация труда на дорожном строительстве................................

С •

38

§

7.

Организация материально-технического снабж ения.....................................

 

38

 

§8. Охрана природы и улучшение использования природных ресурсов . . 42

Список

литературы к гл. 2 ............................................................................. .

• 47

Г л а в а

3. Механизация добычи и переработки каменных материалов . . .

48

§9. Общие сведения о производственных предприятиях дорожного строи­

 

 

тельства

........................................................................................................................................

 

 

 

 

48

§

10.

Каменные материалы............................................................................................................

 

 

 

49

§

11.

Механизация добычи камня..........................................

 

50

§

12.

Механизация

переработки каменных материалов..............................................

62

§

13.

Особенности механизации добычи

и переработки гравийно-песчаных

 

 

 

материалов .

. . ......................................................... ................................................. 69

§

14.

Механизация обогащения каменных м атери алов..............................................

72

§

15.

Механизация

погрузочно-разгрузочных р а б о т ......................................................

77

§

16.

Автоматизация технологических

п р о ц е ссо в .......................................................

80

§

17.

Решение

генерального плана КДЗ и специализированных цехов .

. 82

Список литературы к гл. 3 ....................................................................................................

 

 

 

90

Г л а в а

4.

Склады и базы органических вяжущих материалов, заводы по

 

 

приготовлению дорожных эм ул ьси й .........................................................................

91

§

18.

Органические

вяжущие,

их с в о й с т в а .....................................................................

91

§

19.

Склады

органических

вяжущих

..............................................................................

93

§

20.

Битумные б азы .................................................................................

 

 

 

96

§

21.

Заводы,

цехи и базы дорожных эм ул ьси й ..........................................................

101

Список литературы к гл.4 .........................................................................................................

 

 

 

109

Г л а в а

5.

Заводы

для приготовления

асфальтобетонных и других биту­

 

 

моминеральных смесей . . . .

....................................................... ( . . . .

110

§

22.

Виды

асфальтобетонных

и битумоминеральных с м е с е й ..........................

110

§

23.

Типы АБЗ, их технологическое оборудование..............................................

119

§

24.

Цехи

и склады А Б З ..........................................................................................................

 

 

 

128

§

25.

Решение генерального плана и автоматизация А Б З ...................................

137

Список литературы

к гл.5 .

.....................................................................................................143

Г л а в а

6.

Заводы цементобетонных и растворных см е се й ................................

144

§ 26.

Бетонные смеси и материалы для их приготовления...................................

144

§

27.

ЦБЗ

и их технологическое оборудование..........................................................

150

§

28.

Склады

ЦБЗ ..........................................................

 

 

 

152

§

29.

Решение генерального плана и автоматизация Ц Б З ...................................

163

Список литературы

к гл.6 .........................................................................................................

 

 

 

169

3 2 7


Г л а в а 7. Заводы

и полигоны

железобетонных

конструкций

. .

. . - . 170

§

30.

Виды заводов

и полигонов, их технологические с х е м ы ............................

 

170

§

31.

Склады и ц ехи ..............................................................................................................

железобетонных

конструкций

и

_• 172

§

32.

Технология изготовления

изделий 181

§ 33.

Решение

генерального

плана завода

Ж Б К .................................................

 

 

191

Список литературы к гл. 7 .................................................................................

 

 

 

 

 

.... • •

■ 192

Г л а в а

8.

Механизация

производства земляных работ при строительстве

 

 

автомобильных дорог .......................................................

 

 

 

 

 

 

 

. 193

§

34.

Механизация расчистки дорожной п о л о сы .......................................................

 

 

193

§

35.

Механизация

возведения

земляного

п о л о тн а ..............................................

 

 

198

§

36.

Грунты, их свойства и пригодность для

возведения

земляного

по­

 

 

лотна

...................................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

201

§

37.

Применение

экскаваторов

для

возведения земляного

полотна .

. . 205

§ 38.

Производство

земляных

работ

скреперами...............................................

 

 

211

§

39.

Возведение насыпей грейдер-элеваторами.......................................................

 

 

218

§

40.

Разработка

грунта

бульдозерам и.....................................................................

 

 

 

 

224

§

41.

Возведение

насыпи

автогрейдерами.................................................................

 

 

 

 

231

§

42.

Автоматизация производства земляных

р а б о т ..........................................

 

 

233

§ 43.

Уплотнение

грунтов маш инами.........................................................................

 

 

 

 

238

§

44.

Гидромеханизация

разработки

грунтов

...........................................................

 

 

248

§

45.

Производство

земляных

работ в зимних

условиях .

.............................; 252

§ 46.

Планировочные работы

и отделка земляного п о л о тн а ........................

 

259

§

47.

Укрепительные работы на обочинах и о т к о са х ..........................................

 

 

262

§

48.

Выбор

машин

и оборудования

для

производстваземляных работ

263

Список литературы к гл. 8 .................................................................................

 

 

 

 

 

..

 

269

Г л а в а

9.

Механизация

строительства дорожных одежд

. . . . . . .

. 270

§

49.

Механизация

постройки покрытий низшего т и п а .....................................

 

 

270

§

50.

Механизация

постройки

покрытий переходного т и п а

...........................

:

272

§

51. Механизация

постройки

усовершенствованных покрытий облегченно­

 

 

го ти п а................................................................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

. 282

§

52.

Механизация устройства усовершенствованных покрытий капиталь­

 

 

ного ти п а ..................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

288

§

53.

Охрана

труда

и противопожарная безопасность . ........................................ 316

Список литературы к гл. 9 ......................................................................................

 

 

 

 

 

....

 

317

Г л а в а

10.

Дорожно-ремонтная служ ба...........................................................

 

 

,

 

. 318

§ 54. Содержание и ремонт дорог..................................................................................

 

 

 

 

 

318

§

55.

Обеспечение безопасности движения по дорогам .....................................

 

 

320

Список

литературы

к гл. 1 1 ...........................................................................................

 

 

 

 

 

.

. 326

Серафим Михайлович Полосин-Никитин

МЕХАНИЗАЦИЯ ДОРОЖНЫХ РАБОТ

Редактор К. М. Ивановская

Техн. редактор Р. А. Иванова Корректоры О. М. Зверева, С. Б. Назарова

Сдано в набор 22/V 1974 г.

Подписано

к печати 12/VIII 1974 г.

Бумага 60X907i6

типографская № 2

Печатных листов 20,5

Учетно-изд. листов 24,51

Тираж 10 000

Т 09155 Изд. № 1— 1— 1/15 № 5843

Зак. тип. 930

Цена 1 р. 09 к.

 

Изд-во «ТРАНСПОРТ», Москва, Басманный туп., 6а

Московская типография № 8 Союзполиграфпрома при Государственном комитете Совета Министров СССР

по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, Хохловский пер., д. 7.